p> Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий
на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они
представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими
работающими, частично их работодателями (взносы на социальное страхование
почти всецело приходятся на поступления от предприятий). Они направляются
в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д.
Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на
фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями. Налог на прибыль корпораций (фирм, предприятий) взимается в случае,
если корпорация (фирма) признается юридическим лицом. Однако для некоторых
фирм в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими
лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный
подоходный налог. Налог на прибыль корпораций (корпоративный налог) составляет основную
часть налоговых выплат фирмы. Обложению налогом подлежит чистая
(балансовая) прибыль фирмы (валовая выручка за вычетом всех расходов и
убытков). Налогообложение той части прибыли, которая подлежит распределению
между акционерами (пайщиками) в виде дивидендов, в разных странах
осуществляются по-разному. Полученные дивиденды подпадают под действие
подоходного налога с физических лиц, в результате чего одна и та же сумма
может дважды облагаться налогом: вначале корпоративным налогом как часть
прибыли, а затем личным подоходным налогом как распределяемая прибыль,
которая превращается с точки зрения налогообложения в доход акционеров. В зависимости от подхода к двойному налогообложению распределяемой
прибыли национальные системы взимания налога на прибыль корпораций можно
сгруппировать следующим образом: - описанная классическая система, при которой распределяемая часть
прибыли облагается налогом на прибыль корпораций, а затем личным подоходным
налогом (Бельгия, Люксембург, Нидерланды, США, Швеция, Швейцария, а также
Россия); - система снижения налогообложения на уровне компании, при которой
распределяемая прибыль либо облагается по более низкой ставке
корпоративного налога (Австрия, Германия, Португалия, Япония), либо
частично освобождается от налогообложения (Исландия, Испания, Финляндия); - система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой
либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на
получаемые ими дивиденды независимо от того, удержан ли корпоративный налог
с распределяемой прибыли (Австрия, Дания, Канада, Япония); либо налог,
уплаченный компанией с распределяемой прибыли, частично засчитывается при
налогообложении акционеров, т.е. действует так называемый налоговый кредит
(Великобритания, Ирландия, Франция). - система полного освобождения распределяемой прибыли от
корпоративного налога на уровне фирмы (Греция, Норвегия) или акционеров
(Австралия, Италия, Новая Зеландия, Финляндия). В России с помощью налога на прибыль и родственных налогов изымается
большая часть прибыли предприятий. В США эта цифра составляет 34%, Японии -
50%, 33 - 35% в Англии, Франции, Голландии, Испании, Дании; 40% в Бельгии,
Португалии, Греции, Ирландии; немного выше 50% в Германии и Италии. Поимущественные налоги - это налоги на имущество, дарения и
наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения
богатства. В некоторых странах такие налоги включаются в акцизные сборы,
взимаемые при совершении сделок. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины, акцизы и
налог на добавленную стоимость (НДС). Последний схож с налогом с оборота,
при котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики,
которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их
распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной
стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего
товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя. НДС взимается в России и во всех странах ОЭСР (кроме Австралии, США,
Швеции) с фирм-продавцов товаров и услуг в размере от 5 до 38% стоимости их
товара (услуги). Обычно в стране применяется основная (стандартная) ставка
этого налога (в странах-членах ЕС, например, она колеблется вокруг 15%; в
России ставка НДС равна 20%), а также повышенная, пониженная; с отдельных
товаров и услуг этот налог не взимается. В 1992г. в РФ была сделана ставка на косвенные налоги в качестве
основного источника налоговых поступлений для госбюджета. С этой целью были
введены НДС и акцизы. Последние представляют собой одноступенчатый налог на
определенный круг товаров, в число которых в соответствии с международной
практикой включаются прежде всего винно-водочные и табачные изделия,
горючее для личного транспорта, сами автомобили и некоторые другие. Суть
НДС сложнее. Под “добавленной стоимостью” понимается разность между
стоимостью товарной продукции и стоимостью тех товаров и услуг, которые
были полностью затрачены на создание этой товарной продукции (т.е. текущими
производственными затратами, без амортизации). НДС устанавливается в
процентном отношении к “добавленной стоимости” на всех стадиях производства
и обращения и носит, соответственно, многоступенчатый характер. НДС первоначально распространился в отдельных странах Западной Европы
взамен прежнего налога с оборота (или с продаж). Теоретически налог с
оборота трактуется как многоступенчатый налог, налагаемый на все
последовательные стадии производства и обращения, налог с продаж - как
одноступенчатый косвенный налог, налагаемый лишь на конечные стадии
производства и обращения. НДС в большинстве стран ЕС вводится в качестве решающего направления
унификации косвенного обложения, хотя и здесь сохраняются заметные
межстрановые различия (например, сохранение в Германии в качестве главного
косвенного налога - налога с продаж). Введенный в России в 1992г. НДС заменил одноступенчатый налог с
оборота и распространился на все стадии производства и обращения и
некоторые другие операции, превращаясь в некий налог на все денежные
сделки. Первоначально была установлена весьма высокая ставка НДС - 28%. Но
даже после ее снижения (в 1993г. до 10% на продовольственные товары и 20%
на прочие товары и услуги) она продолжает соответствовать максимальным
ставкам, рекомендуемым в ЕС и заметно превышает ставки НДС и сходных
налогов многих западных стран (в США ставка налога на продажи колеблется по
штатам от 3 до 8,25%, в Канаде она равна 7,5 - 8%, в Германии - 15%, а на
продовольствие - 7%, в Англии ставка НДС - 17,5%, в Японии - 3%). Введение
в РФ НДС с высокими ставками способствовало заметному усилению и без того
высокой инфляции в стране и ее разрушительного воздействия на экономику. Доля отдельных налогов, участвующих в формировании доходной части
бюджета, в разных странах с рыночной экономикой характеризуется следующими
данными, % к итогу: Налоги на личные
доходы......................................................................
........40 Налоги на прибыль корпораций
(фирм)......................................................10 Социальные
взносы......................................................................
...................30 Налог на добавленную
стоимость.................................................................10 Таможенные
пошлины.....................................................................
................5 Прочие налоги и налоговые
поступления..................................................... 5 Первым общим показателем, характеризующим роль налогов в экономике
той или иной страны, служит доля всех налоговых поступлений в валовом
национальном продукте (ВНП). Эта доля достигает заметной величины в странах
с развитой рыночной экономикой: в начале 90-х годов в США - 30%, в
Германии - 38%, Франции - 44%, Англии -37%, Японии - 31%, Италии - 40%,
Канаде - 37%, Швеции - 61%. Аналогичная доля в России в тот же период
составляла 40 - 45%, в 1993 - 1995гг. - она снизилась до 30 - 35%.
следовательно, после реформирования налоговой системы Россия по доле
налогов в ВНП оказалась в ряду стран с развитой рыночной экономикой,
имеющих умеренный уровень налогообложения. Сокращение этой доли в России к
середине 90-х годов в основном вызвано двумя причинами - уменьшением
относительного объема налогов из-за заметного снижения в 1993г. ставки
налога на добавленную стоимость (НДС) и большими масштабами укрытия доходов
от налогов. Второй обобщающий показатель налоговой системы характеризует
распределение налоговых поступлений по различным бюджетным уровням. В
федеральных государствах это обычно трехуровневая система - федеральный
уровень, уровень регионов (субъектов федерации) и местный уровень; в
унитарных государствах - лишь два уровня: общегосударственный и местный. Обычно в бюджетных системах центральную роль играет федеральный
(общегосударственный) бюджет. Подходы к распределению налогов между
отдельными бюджетными уровнями бывают различными. Один подход предполагает привязку определенных налогов к тому или
иному бюджетному уровню. Так, например, доходная часть федерального бюджета
США формируется в основном за счет прямых налогов, в том числе подоходного
налога с населения (примерно 45% всех доходов бюджета), взносов по
социальному страхованию (около 35%), налога на прибыль корпораций (около
10%). Доля косвенных налогов незначительна (акцизы - около 5%, таможенные
пошлины - 1,5 - 2%). Что касается бюджетов штатов, то их доходная часть
формируется за счет косвенных налогов (налог на продажу и акцизы);
источники доходов местных бюджетов - местные налоги, прежде всего налог на
недвижимость. В США около 2/3 налогов поступает в федеральный бюджет;
остальная часть примерно поровну распределяется между штатами и местными
властями. Второй подход состоит в разделении единых государственных налогов в
определенных пропорциях между отдельными уровнями. В результате собственно
региональные и местные налоги по своей значимости для бюджетов
соответствующих уровней могут отходить на второй план. Например, в Германии
федеральный и земельный уровни получают примерно одинаковые объемы
налоговых поступлений, а местный уровень заметно меньше. Отдельные виды
основных федеральных налогов по различным бюджетным уровням распределяются
законодательно. По одним общегосударственным налогам устанавливаются
постоянные нормы распределения (налог на прибыль компаний делится поровну
между федеральным и земельными уровнями, 85% подоходного налога делятся
пополам между этими двумя уровнями, а остальные 15% отдаются на местный
уровень). По другим налогам распределение происходит на переменной основе.
При делении между тремя уровнями налога на продажи, например, преследуют
цель выровнять финансовое положение различных земель, поэтому нормативы
распределения каждые 2 - 3 года меняются. В Германии практикуется также
достаточно редкое так называемое “горизонтальное выравнивание” налогового
бремени; более богатые земли перечисляют часть своих налоговых поступлений
в менее процветающие. Третий подход состоит в передаче средств от высоких бюджетных уровней
в пользу низких. Такой подход в качестве дополнительного распространен
практически во всех странах, но особо значимую роль он играет в некоторых
унитарных государствах. В современной России распределение налоговых поступлений по различным
бюджетным уровням причудливо сочетает в себе все описанные подходы и
характеризуется при этом изменчивостью и неопределенностью. Налоговые
поступления делятся примерно поровну между федеральным уровнем и уровнем
субъектов федерации (с тенденцией к увеличению доли последних) при явном
преобладании косвенных налогов на федеральном и прямых налогов на уровне
субъектов федерации. Распределение по бюджетным уровням у нас базируется на
сочетании долевого участия всех уровней в основных налоговых поступлениях и
субсидирования нижестоящих уровней вышестоящими (прежде всего со стороны
федерального уровня). На практике указанное распределение стало объектом
острой борьбы, проявляющейся, в частности, в стремлении ограничивать власть
центра при определении долей участия в налоговых поступлениях, вырвать
льготы для одних субъектов федерации за счет других, неудовлетворительном
покрытии социальных и иных нужд многих субъектов федерации при
распределении центром налоговых поступлений. Вместе взятые, эти
противоречия заметно дестабилизируют весь бюджетный процесс. Общая
долгосрочная тенденция - все большая доля совокупных налоговых поступлений
направляется в бюджет центрального правительства в ущерб местным бюджетам.
Наиболее высокие местные налоги - в Скандинавских странах и Швейцарии. Важнейшими показателями, позволяющими количественно сопоставить
налоговые системы России и ведущих стран с развитой рыночной экономикой и
провести дальнейший качественный анализ, служат данные о структуре
налогообложения. Как правило, число налогов в отдельных странах достигает
нескольких десятков. Но решающую роль среди них играют немногие. В
последние годы от 80 до 95% всех налоговых поступлений в ведущих странах с
развитой рыночной экономикой приходится на такие прямые налоги, как
подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль компаний и взносы на
социальное страхование, и такие косвенные налоги, как налоги на потребление
(НДС, налог с продажи и пр.) и акцизы. В число прочих налогов попадает
множество более мелких налогов общегосударственного (среди которых можно
выделить таможенные пошлины, сложно сочетающие в себе фискально-
перераспределительные и стимулирующие цели), регионального и местного
значения, определяемых особенностями странового формирования налоговой
системы. Значимость основных налогов по определенным странам весьма различна.
Так, в США относительно скромна роль косвенных налогов; среди прямых
налогов преобладают подоходный налог с населения и взносы на социальное
страхование. В Канаде особенно видное место занимает индивидуальный
подоходный налог при заметной роли и косвенных налогов (1/4 всех налоговых
поступлений). В западноевропейских странах просматриваются заметные
различия (несмотря на давно проводимую здесь политику унификации налогов).
Для Франции, например, типично сочетание высокой доли взносов на социальное
страхование с косвенными налогами при весьма низкой доли подоходного налога
с населения. Для Германии, Италии и Англии наиболее значимы подоходный
налог (для Германии и Италии также и взносы на социальное страхование) и
косвенные налоги. В России роль отдельных налогов в доходах бюджета несколько иная.
Сформировавшаяся система налогообложения России резко, если не
принципиально, отличается от принятой в ведущих западных странах. Наиболее
разительно это отличие проявляется в гораздо большем удельном весе
налоговых поступлений, изъятых из прибыли предпринимательства, и такого
налога на потребление, как НДС (хотя его доля сопоставима с ролью НДС в
тех западных странах, прежде всего государствах ЕС, которые ориентируются
на заметное использование косвенных налогов), т.е. главное место в доходной
части бюджета занимают налоги на прибыль предприятий, НДС и таможенные
пошлины. В то же время в России крайне невелика доля индивидуального
подоходного налога в связи с относительно низким уровнем жизни большинства
населения. В странах, находящихся в нормальных экономических условиях,
эффективное функционирование налоговой системы нацелено на выполнение
следующих главных задач: - Налоговая система прежде всего должна успешно реализовывать
фискально-перераспределительную функцию, т.е. путем перераспределения
доходов предпринимателей и населения обеспечивать финансовыми ресурсами
доходную часть госбюджета. В историческом прошлом налоговые системы целиком
концентрировались на решении этой задачи. Другие задачи стали продуктом
развития рыночной экономики, особенно в ХХ в. - Налоговая система должна способствовать формированию и усилению
стимулов экономической деятельности. - Система налогообложения достаточно органично связывается с идеями о
социальной справедливости. - В формировании систем налогообложения в различных странах большую
роль играют соображения простоты расчета определения тех или иных налогов,
эффективности их сбора (т.е. размеры затрат на сборы и минимизацию сокрытия
определенных налогов), возможности сохранения стабильности налогообложения. В решении указанных задач налоговыми системами различных стран
развитой рыночной экономики проявляются и общие черты, и заметная
специфика. Это прежде всего примерно одинаковое понимание жесткой зависимости
между размером налога на прибыль и его воздействием на производственные
стимулы. Так, западная теория и практика налогообложения признает, что
обложение прибыли налогом, превышающим 50% ее величины, подрывает стимулы к
частнопредпринимательской производственной деятельности. Оптимальным с
точки зрения сочетания задач фискального и стимулирующего характера
считается налог, не превышающий трети прибыли.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|