p> В части (б) рис. 4 приводится графическое сопоставление
предельного дохода и предельных издержек. Объём выпуска , дающего
максимальную прибыль , находится в точке , где ветвь кривой предельных
издержек , имеющая положительный наклон , пересекает кривую предельного
дохода. Это происходит в точке , соответствующей объёму выпуска , равному
13 единицам. Прибыль приходящаяся на единицу выпуска при этом объёме ,
равна вертикальному разрыву между кривой спроса ( которая указывает на цену
, по которой продаётся продукция ) и кривой средних совокупных издержек.
Прибыль на единицу продукции , умноженная на объём выпуска , равна
совокупной прибыли. Она показана на графике заштрихованным прямоугольником. Пересечение кривых предельных издержек и предельного дохода на
рис. 4 даёт объём выпуска , при котором прибыль максимальна. Цена дающая
максимум прибыли , равна высоте кривой спроса при этом уровне выпуска. Для
монополиста такая цена всегда выше предельных издержек ( если прибыль
максимальна ). В нашем примере предельные издержки при выпуске 13 единиц
составляют 26 руб. на единицу. Однако с учётом проведения кривой с проса
покупатели готовы готовы купить 13 единиц по цене 64 руб. за каждую.
Поэтому именно 64 руб. , а не 26 руб. , представляют собой цену , которая
будет которая будет реально назначена за 13 единиц продукции Прибыль при
этой цене максимальна. МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ ИЛИ МИНИМИЗАЦИЯ УБЫТКОВ ?
Если рыночные условия неблагоприятны , то монополия , так же как и фирма в
условиях совершенной конкуренции , может оказаться не в состоянии получать
прибыль в пределах краткосрочного временного интервала. В этом случае целью
монополиста будет минимизация убытков . Как нам известно , возможности
получения прибыли зависят от того , как расположена кривая спроса
относительно кривой средних совокупных издержек фирмы. Обратимся к рис. 5. Кривая спроса лежит ниже кривой средних
совокупных издержек на всём своём протяжении. Фирма - монополист вполне
может оказаться в такой ситуации во время экономического спада , когда
снижаются доходы потребителей , и кривая спроса временно смещается влево.
Как обычно , уровень выпуска продукции , соответствующий максимуму прибыли
( или минимуму убытков ) находится в точке пересечения кривых предельных
издержек и предельного дохода , что соответствует выпуску приблизительно 10
единиц продукции. Согласно кривой спроса , такое количество продукции может
быть продано по цене 4 руб. за штуку , фирма будет терять по 0,6 руб. на
каждой проданной единице. Совокупный убыток показан на рисунке
прямоугольником. Несмотря на то, что , выпуская 10 единиц продукции , фирма несёт
убытки , они всё - таки минимальны. Цена , равная 4 руб. более чем
достаточно для компенсации средних переменных издержек. Монополист ( как и
фирма в условиях совершенной конкуренции ) будет продолжать выпуск до тех
пор , пока цена продаваемой продукции будет превосходить средние переменные
издержки. Если же кривая спроса сдвигается влево на столько , что кривая
средних переменных издержек оказывается над ней на всём её протяжении ,
фирма - монополист будет минимизировать свои краткосрочные убытки ,
прибегая к полному прекращению выпуска. Теперь мы видим , что у фирмы - монополиста нет абсолютных
гарантий получения прибыли. Прибыль может быть получена только в том случае
, если условия спроса позволяют продавать продукцию по цене , превышающей
издержки её производства. Ситуация , представленная на рис. 5 , носит по
сделанному нами априорному предположению временный характер. Предполагается
, что фирма сможет выбраться из неё , дождавшись лучших времён. Иногда тем
не менее монополист сталкивается с непрекращающимся падением спроса. В
такой обстановке единственным вариантом является выход из отрасли с
последующей полной распродажей активов фирмы и прекращением всех
заключенных договоров об аренде и т.д. МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ НА ДОЛГОСРОЧНОМ ВРЕМЕННОМ ИНТЕРВАЛЕ На краткосрочном интервале каждая фирма имеет предприятие фиксированного
размера , причём число фирм в отрасли также фиксировано. На долгосрочном
интервале каждая фирма свободна в выборе размеров своих предприятий ,
причём фирмы могут беспрепятственно входить в отрасль и покидать её. Каждая
из этих ситуаций характеризуется чётко определённым равновесием. Проблемы ,
связанные с рассмотрением долгосрочных временных интервалов в условиях
монополии , представляются более сложными. Далеко не все из них могут быть
решены в терминах простой равновесной модели. Долгосрочное равновесие при отсутствии угрозы появления
конкурентов Это - простейший случай. Для фирмы - монополиста , находящейся в
такой ситуации , график , подобный представленному на рис. 4 , может
адекватно описать процессы максимизации прибыли как на краткосрочном , так
и на долгосрочном временных интервалах. Изменяется лишь интерпретация
кривых. Кривая отображающая изменение средних совокупных издержек на рис. 4
, теперь будет интерпретироваться как кривая долгосрочных средних издержек
фирмы , причём возможна беспрепятственная корректировка величины постоянных
издержек. В новой ситуации кривая предельных издержек будет соответствовать
кривой долгосрочных предельных издержек. Долгосрочное равновесие
достигается при таком уровне выпуска , когда долгосрочные предельные
издержки равны долгосрочному предельному доходу. Долгосрочная равновесная
цена будет равна высоте кривой долгосрочного спроса в этой точке. О таком
долгосрочном равновесии следует особо сказать следующее :
1. В условиях долгосрочного равновесия фирма должна функционировать по крайне мере безубыточно. Ситуация минимизации убытков представленная на рис. 5 , не может быть долгосрочном равновесием : фирма просто уйдёт с рынка , если она будет не в состоянии компенсировать свои долгосрочные предельные издержки.
2. В отличии от случая совершенной конкуренции долгосрочное равновесие в условиях монополии отнюдь не обязательно должно устанавливаться в точке минимума кривой долгосрочных совокупных издержек Оно может быть достигнута как при условии выпуска ниже минимума кривой долгосрочных средних издержек ( рис. 4 ) , так и при уровне выпуска , превосходящем минимум кривой долгосрочных средних издержек. Вне зависимости от конкретной величины долгосрочного равновесного выпуска монополист всегда изберёт такой размер производственного предприятия , который в наибольшей степени соответствует этому уровню выпуска. Графически это означает , что кривая краткосрочных средних совокупных издержек является касательной к кривой долгосрочных средних издержек в точке равновесного выпуска продукции.
3. Цена , максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы , будет ниже , чем цена , максимизирующая краткосрочную прибыль. Это происходит в связи с тем , что спрос на любой продукт более эластичен на долгосрочных временных интервалах , чем на краткосрочных. Начиная с точки долгосрочного равновесия , фирма -монополист может временно увеличить прибыль , поднимая цены и сокращая выпуск продукции и сокращая выпуск продукции , смещаясь тем самым в верх вдоль менее эластичной кривой краткосрочного спроса. Однако , столкнувшись с более высокой ценой , потребители скорректируют долгосрочную структуру потребления , уменьшая величину предъявляемого спроса до уровня кривой до уровня кривой долгосрочного спроса. При более высоких ценах прибыль монополиста будет меньше , чем при исходной цене долгосрочного равновесия. ОТКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ , ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЛИМИТИРУЮЩЕЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В только что описанном случае равновесное состояние легко идентифицировать. Однако эта простата вызвана исключением из анализа такого важного элемента экономической реальности как предпринимательство. В рассмотренном случае кривые долгосрочного и краткосрочного спроса расценивались как некая заданная реальность , в то время как на практике любая фирма , получающая чистую экономическую прибыль , наверняка привлечёт внимание предпринимателей , по желающих принять участие в столь выгодном деле. У них будет собственное представление о том что заданная реальность , а что можно и изменить. Рассмотрим долгосрочное равновесие в случае открытой монополии. Пока что фирма является единственным поставщиком продукции на рынок. Но она не защищена от конкурентов ни теми относящимися к издержкам преимуществами , которые есть у естественной монополии , не законодательными барьерами , делающими невозможным выход в отрасль - вотчину закрытой монополии. Как защищаться ей от возможных соперников ? Какие варианты оптимального ведения находятся в её распоряжении ? Во - первых , она может взвинтить цены до уровня , обеспечивающего краткосрочные максимальной прибыли , и получать чистую экономическую прибыль до тех пор , пока цены вновь не упадут. Фирма должна примириться с тем , что рано или поздно на рынке появиться конкуренты и часть прибыли будет доставаться им. Очень часто фирмы так и поступают. Много примеров подобного рода можно найти в отраслях , производящих бытовую электронику. Фирма , впервые выбрасывающая на рынок компакт - диски , стереотелевизоры и т. д. , практически всегда устанавливают на них высокую стартовую цену. Вскоре на рынок выходят фирмы , предлагающие аналогичную продукцию. Рынок превращается в олигополию , где фирме - лидеру может принадлежать всё - таки весьма значительная роль. Однако рыночная цена будет уже существовать ниже начальной. В случае удачи , к моменту полного исчезновения чистой экономической прибыли исследовательский отдел предложит какой - нибудь новый вид продукции , который вновь продукт позволит фирме пожать плоды временной монопольной прибыли. Не редко надежда даже на краткосрочную монопольную прибыль становится инновационного процесса. Однако в ситуации открытой монополии у фирмы есть и иной выбор. Вместо того , чтобы устанавливать цены на уровне , дающим возможность получения краткосрочной максимальной прибыли , фирма может установить несколько меньшую цену. В этом случае прибыль будет умеренной по размерам , но зато рынок станет менее заманчивой мишенью для потенциальных конкурентов. Такая стратегия носит название лимитирующего ценообразования , поскольку она ограничивает краткосрочную прибыль с целью затруднения входа в отрасль возможных конкурентов. Анализ лимитирующего ценообразования связан с серьёзными трудностями. Такая стратегия наиболее привлекательна для тех монополистов , которые имеют преимущество перед возможными конкурентами во всём , связанном с издержками. Например , компания , впервые выходящая на рынок , должна понести безвозвратные издержки на создание дилерской сети в целях ознакомления потребителей с новым торговым знаком. Может и создаться такая ситуация , при которой фирма - лидер сумела методом проб и ошибок достичь настолько низкого уровня издержек производства , который в принципе достижим для любой фирмы - преследователя. Обладая таким преимуществом в издержках , фирма - лидер может получить чистую экономическую прибыль при столь невысокой цене , которая практически исключает опасность появления новых фирм в отрасли. Совершенно не обязательно , чтобы перед фирмой стоял абсолютно жесткий выбор : либо максимизация краткосрочной прибыли , либо лимитирующее ценообразование. Фирма вполне может установить некую промежуточную цену , которая будет усложнять и тормозить процесс появления новых фирм в отрасли ( не исключая саму возможность такого появления ). Фирма может вынести свою продукцию на рынок по высокой цене , а затем “ скользить вниз вдоль кривой спроса ” по мере того , как новые фирмы будут появляться на рынке. Число вариаций такого рода бесконечно. По мере того, как внимание руководства фирмы переключается с простых расчётов предельных издержек и предельного дохода , составляющих весь нехитрый катехизис “ простого ” монополиста , на поиск направления стратегических ударов и контрударов по потенциальных конкурентов , рыночная структура названная нами открытой монополией ограничена трансформируется в олигополию. 4.ЗАКРЫТАЯ МОНОПОЛИЯ И ПОИСК РЕНТЫ Обратимся к исследованию того , что есть предпринимательство в условиях закрытой монополии. Она , как мы помним защищена разного рода юридическими барьерами - патентами , государственными лицензиями , разрешениями и т. п. Если рынок действительно закрыт для любых форм конкуренции , посвящённому долгосрочному равновесию при отсутствии угроза появления конкурентов. Между тем лишь немногие монополии являются действительно абсолютно закрытыми ( если таковые вообще существуют ). В реальной экономической действительности прибыли их угрожают : (1) разработка товаров - субститутов (2) возможности опротестовать особенность юридических барьеров стоящих на пути конкуренции на конкретном рынке. Рассмотрим для начала проблему товаров - субститутов. Хотя рыночная структура монополии предполагает , что продукция не имеет “ близких ” заменителей , эта близость сама по себе - вещь относительная и далеко не бесспорная. Незаменимых продуктов вообще не существует. Фирма - монополист всегда должна отдавать себе отчёт в том , что увеличение цены на её продукцию до уровня , обеспечивающего получения максимально возможной на краткосрочном временном интервале прибыли , обязательно приведет к росту спроса на все виды заменителей ( субститутов ). Рост спроса на субституты подстегнёт предпринимательский процесс. Со временем всё большее количество фирм выходит на рынок со своими заменителями. Угроза проистекает не только от расширения объёма выпуска заменителей , но и от разработки их новых разновидностей. Например , если некая фирма обладает монополией на некое патентное лекарственное средство , её конкуренты будут всеми силами вести разработку альтернативных методов медикаментозной терапии. Чем выше установленная монополистом цена , и чем дольше она удерживается на этом уровне тем большее количество предпринимателей с течением времени всё возможное и невозможное для того , чтобы выбросить на рынок разнообразные и весьма привлекательные для потребителей товары -заменители. В результате отмеченных процессов кривая спроса на продукцию монополиста неизбежно и неумолимо будет двигаться влево. Тем временем эти же или другие конкуренты будут действовать уже совершенно на другом фронте. Закрытые монополии на рынке могут быть защищены законом , но лоббисты попытаются убедить законодателей в необходимости изменения законов , а юристы постараются найти в законах недостатки и бреши. Если закрытая монополия получает чистую экономическую прибыль , то юристы и лоббисты в этих условиях становятся весьма привлекательным объектом для капиталовложений со стороны потенциальных конкурентов. Очевидно , что для борьбы со всей этой братией “ наш ” монополист будет вынужден вкладывать деньги в собственных юристов и лоббистов. Усилия , предпринимаемые фирмами для взлома , или , наоборот , защиты закрытой монополии , являют собой яркий пример поиска рент. “ Рента ” , о которой идёт речь в данном случае , представляет собой чистую экономическую прибыль , получаемую монополистом. Она , по определению , превосходит альтернативные издержки производства продукции фирмы - монополиста. Заметим , однако , что поиск ренты , равно как и защита от поиска ренты - дело не дешёвое. Издержки , сопряжённые с этими процессами , должны прибавляться к производственным издержкам при исчислении прибыли. Расходы , обусловленные как поиском ренты , так и защиты от него , сдвигают кривую издержек фирм вверх. Круг участников процесса поиска ренты не ограничивается фирмами - конкурентами , которые стремятся выйти на новый привлекательный рынок. В этом процессе могут принять участие сами служащие фирмы - монополиста , её поставщики и даже потребители её продукции. Таким образом , закрытая монополия попадает в своеобразные тиски. Активность предпринимателей , выпускающих товары - субституты , ведет к тому , что кривая спроса на товары закрытой монополии сдвигается в лево. В то же самое время необходимость активной защиты от “ искателей ренты ” ведёт к росту издержек. Даже в том случае , если на этом рынке собственной персоной не появится не один из возможных соперников , фирма - монополист постепенно будет вынуждена перейти в ту позицию , которая отображена на рис. 6. Девиз этой позиции - безубыточность. Когда , наконец , фирма - монополист дойдёт до жизни такой , что её экономическая прибыль станет равной нулю , во всей отрасли будет достигнуто положение равновесия. Прекратится процесс внедрения нововведений , а расходы , направлены на поиск ренты , перестанут расти. Подведём итоги . “ Горестная жизнь монополиста ” , в чём мы имели возможность убедиться , весьма далека от идиллии. Да ,бывают в жизни монополиста чрезвычайные возможности : “ сорвать банк ” , получить сиюминутную прибыль... И всё - таки монополист не имеет права “ увлекаться ” : ведь спрос всегда более эластичен в долгосрочной перспективе , чем в краткосрочной. Фирма , находящаяся в ситуации открытой монополии , должна выбирать между извлечением краткосрочной прибыли до тех пор , пока другие фирмы не появились на рынке , и установлением такой невысокой цены , которая хотя бы временно удержит конкурентов от появления на рынке. Не имеет возможности почивать на лаврах и фирма , являющаяся закрытой монополией. Предприниматели из числа её конкурентов будут работать над созданием всё более привлекательных товаров - заменителей , а защита от искателей ренты приводит к росту издержек , даже перед естественной монополией всегда стоит реальная угроза конкуренции. И так , в реальной жизни быть монополистом - задача посложнее , чем просто искать на графике точку пересечения двух кривых.
Страницы: 1, 2, 3
|