Монополия и ценовая дискриминация
ВВЕДЕНИЕ 1. Конкуренция и монополия. Совершенная конкуренция , является скорее абстрактной моделью , удобной для
анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В
реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко , как
правило каждая фирма имеет “ своё лицо ” , и каждый потребитель , выбирая
продукцию той или иной фирмы , руководствуется не только полезностью
продукции и её ценой , но и своим отношением к самой фирме , к качеству
изделий , присущему только ей. В этом смысле положение каждой фирмы на
рынке в чём - то уникально или , иными словами присутствует элемент
монополизма в её поведении. Этот элемент накладывает отпечаток на деятельность фирмы ,
заставляет её несколько иначе подходить и к формированию ценовой стратегии
, и к определению объёма выпуска продукции , наиболее эффективного с точки
зрения прибылей и убытков. 2. ТЕОРИЯ МОНОПОЛИИ Что такое Чтобы определить , как влияет
монополия? монополизм на поведение фирмы , остановимся на
теории монополии. Что такое монополия ? Как формируются издержки
предприятия - монополиста , исходя из каких принципов оно устанавливает
цену на свою продукцию и как определяет объём производства ? Понятие чистой монополии также обычно является абстракцией. Даже
полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличие за
рубежом. Поэтому мы можем представить себе чистую , абсолютную монополию
скорее теоретически. Монополия предполагает , что одна фирма является
единственным производителем какой - либо продукции , не имеющей аналогов.
Покупатели при этом не имеют возможности выбора , они вынуждены приобретать
такую продукцию у фирмы - монополиста. Не следует отождествлять чистую монополию и монопольную ( рыночную
) власть. Последняя означает возможность для фирмы влиять на цену и
повышать экономические прибыли , ограничивая объём производства и сбыта.
Когда говорят о степени монополизации рынка , обычно имеют в виду силу
рыночной власти отдельных фирм , присутствующих на этом рынке. Как ведёт себя монополист на рынке ? Он полностью контролирует
весь объём выпуска товара , если он принимает решение о повышении цены , то
не боится потерять часть рынка , отдать его конкурентам , устанавливающим
более низкие цены. Но это не означает , что он бесконечно будет повышать
цену своей продукции. Поскольку фирма - монополист , так же как и любая другая фирма ,
стремится к получению высокой прибыли , в ходе принятия решения о цене
продажи она учитывает рыночный спроси свои издержки. Поскольку монополист
является единственным производителем данной продукции , кривая спроса на
его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса. РАЗНООБРАЗИЕ ВИДОВ МОНОПОЛИИ Начнём с проведения различий между тремя типами обстоятельств , в силу
которых одна фирма может стать может стать единственным поставщиком
продукции на рынке.
1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита , институт авторских прав.
2. Естественная монополия - отрасль , в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда , когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок ( или даже превосходит ) то количество , на которое рынок предъявляет спрос по любой цене , достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому , что масштабы производства , каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями , в основе которых лежит экономия на масштабах производства , тесно связаны монополии , базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.
3. Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становиться единственным поставщиком какого - либо продукта , не обладая никакой специальной защитой от конкуренции , как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы , впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты , однако , могут появится на рынке несколько позже. Такая классификация монополии на три категории весьма условна.
Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. К их
числу относятся , например , фирмы , обслуживающие систему телефонной связи
, а также электрические и газовые компании , которые могут быть отнесены
как к естественной монополии ( так как присутствует эффект экономии на
масштабах ) , так и к закрытой монополии ( так как существуют барьеры для
конкуренции ). Также может быть проведена классификация , основанная на
учёте временного горизонта. Например , патентное свидетельство даёт фирме
закрытую монополию на краткосрочном временном интервале. Последнее
происходит не только из - за ограничения срока действия патента , но также
из - за того , что конкуренты могут просто изобрести новые продукты. Фактически все монополии могут считаться открытыми. Легальные
барьеры , которые защищают закрытые монополии от конкурентов , могут быть
отменены судом. Преимущество в издержках естественных монополий могут быть
сведены на нет изменениями в технологии. Все монополии подвержены ударам
конкуренции со стороны товаров - субститутов. ПРОСТАЯ МОНОПОЛИЯ Для монополии , так же как и для совершенной конкуренции , главным
принципом является максимизация прибыли фирмы. Ограничения , с которыми Возможности монополиста ,
сталкивается монополия как и любой другой фирмы , получить прибыль ,
частично ограничены издержками производства. Модель , представленная здесь
, основана на теории издержек. Специфические ограничения , которые
характерны для системы совершенной конкуренции , не подходят для монополии. Другим важным ограничением для монополиста является спрос на его
продукт. Так как монополист по определению функционирует на рынке один ,
кривая спроса для фирмы есть то же , что и кривая спроса для всего рынка.
Кривая спроса для монополиста имеет отрицательный наклон. Количество
продукции , которое может быть продано на рынке , увеличивается по мере
того , как цена падает. Предполагается , что монополист узнаёт свойства
кривой спроса либо с помощью эконометрики , либо интуитивно ( методом проб
и ошибок ). Поскольку и цена , и количество продукции изменяются в
соответствии с кривой спроса , имеющей отрицательный наклон , монополист
ведёт себя совершенно не так , как ведёт себя “прайс - тейкер ” при
совершенной конкуренции. Монополист выбирает такую комбинацию “ цена -
количество ” , которая приносит максимальную прибыль. Коль скоро он ищет
наиболее “ доходную ” цену из набора возможных цен , то его можно назвать “
искателем цены ” (price - searcher). Модель монополии , описываемая здесь , предлагает действие одного
дополнительного ограничения : монополист должен продавать всю свою
продукцию по одинаковой цене всем потребителям. Монополия , при которой
соблюдается это условие , называется простой монополией. Вопросы ценовой
дискриминации , при которой одни единицы выпуска продукции продаются по
одной цене , а другие - по другой , будут рассмотрены далее. Рис. 1 иллю-
Выпуск продукции , цена и предельный стрирурет
доход в условиях простой монополии взаимосвязь между выпуском продукции , ценой и доходом для случая простой
монополии. В колонках 1 и 2 таблицы в части (а) приведены данные о спросе ,
а в части (б) та же информация представлена в форме кривой спроса.
Поскольку и цена , и количество продукции изменяются в соответствии с
кривой спроса , совокупный доход фирмы изменяется ; данные об этом
приводятся в колонке 3 таблицы в части (а) и на графике в части (в). Для
любого уровня выпуска совокупный доход равен произведению цены на
количество продукции. По мере роста выпуска совокупный доход сначала
возрастает , затем достигает максимума на уровне выпуска , равному 17
единицам , и после этого падает. Мы знаем , что если спрос эластичен , то падение цены вызывает
увеличение совокупного дохода. Когда же спрос неэластичен , то доход падает
при уменьшении цены. Если кривая спроса имеет вид прямой ( как , например в
части (б) рис. 1 ) , то её верхняя часть отражает эластичный спрос , а
нижняя - неэластичный. Именно в этом и заключается причина эффекта “ холма
дохода ” , который представлен на рисунке в части (в). Мы знаем , что
предельный доход определяется как изменение совокупного дохода , которое
достигается от увеличения выпуска продукции на одну единицу. В колонке 4
части (а) рис. 1 приведены данные о предельном доходе фирмы. В части (б)
рисунка приведена кривая предельного дохода фирмы. Кривая предельного
дохода расположена выше горизонтальной оси , если совокупный доход растёт
(спрос эластичен ) и ниже её , и ниже её если совокупный доход падает (
неэластичен ). Она пересекает горизонтальную ось в точке максимума
совокупного дохода. Для того , чтобы начертить кривую предельного дохода ,
соответствующую кривой спроса , имеющей форму прямой , можно
воспользоваться следующим простым правилом : Кривая предельного дохода всегда пересекает отрезок горизонтальной
оси , заключённой между кривой спроса и вертикальной осью , точно в
середине , если кривая спроса имеет вид прямой линии. Из данного правила следует : точка в которой кривая предельного
дохода пересекает горизонтальную ось , расположена в середине отрезка этой
оси , заключённого между началом координат и пересечением кривой спроса с
горизонтальной осью. ( На рис. 1 кривая предельного дохода пересекает
горизонтальную ось в точке 17 , 5 , что составляет половину от 35. )
Пересечение кривой предельного дохода и вертикальной оси совпадает с таким
же пересечением кривой спроса , имеющей вид прямой линии. ( На рис. 1 -
точка , соответствующая 10 руб. По вертикальной оси. ) Приведённое правило
не применимо к случаю , когда кривые спроса имеют форму , отличную от
прямой. Кривая предельного дохода всегда располагается ниже , чем кривая
спроса. В случае простой монополии предельный доход , получаемый фирмой от
продаже одной дополнительной единицы продукции , ниже , чем цена , по
которой такая единица продаётся ( а не равна этой цене , как в ситуации
совершенной конкуренции ). Разрыв между ценой и предельным доходом
возникает поэтому , что фирма продаёт всю продукцию , произведённую в
течении данного периода времени , по одинаковой цене. Сказанное означает :
если фирма хочет добиться увеличения объёма продаж , цена должна быть
снижена на все единицы производимой продукции , а не только на последнюю из
них. Так , если наш монополист хочет увеличить объём продаж с 10 до 11
единиц за некий период времени , то цена всех 11 единиц должна снизится с
7,3 руб. до 7. Хотя фирма получает доход в 7 руб. от продажи каждой из 11
единиц , совокупный доход возрастает всего на 4 руб. , с 73 до 77 руб..
Дополнительный доход от одиннадцатой единицы частично урезается на ( 3
руб. или на 0,3 руб. с каждой из первых десяти проданных единиц ). 3.ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД МОНОПОЛИСТА Как нам уже известно , для фирмы в условиях совершенной конкуренции
характерно равенство среднего и предельного доходов и цены. Для монополиста
ситуация иная. Кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночного
спроса , а кривая предельного дохода лежит ниже неё. Почему кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса?
Поскольку монополист - единственный производитель и представляет собой всю
отрасль , снижая цену продукции для увеличения объёма продаж , он вынужден
снижать цену на все единицы продаваемых товаров , а не только на
последующую ( рис. 2 ). Например , монополист может продать по цене 800 руб. только одну
единицу своей продукции. Чтобы продать две единицы , он должен снизить цену
до 700 руб. как на первую , так и на вторую единицу товара. Чтобы продать
три единицы товара - цена должна стать 600 руб. на каждую из них , четыре
единицы - 500 руб. и т.д. Доход фирмы - монополиста соответственно составит
, руб. :
1 единица - 800 ;
2 единицы - 1400 ( 700 х 2 )
3 единицы - 1800 ( 600 х 3 )
4 единицы - 2000 ( 500 х 4 ) Соответственно предельный ( или дополнительный в результате
увеличения продаж на одну единицу продукции) доход составит , руб. :
1 единица 800 ;
2 единицы 600 ( 1400 - 800 ) ;
3 единицы 400 ( 1800 - 1400 ) ;
4 единицы 200 ( 2000 - 1800 ) . На рис. 2 показаны кривые спроса и предельного дохода как две
несовпадающие линии , причём предельный доход во всех случаях , кроме
первого , меньше цены. А поскольку монополист принимает решение об объёме
производства , цена и количество произведённой продукции будут иными по
сравнению с условиями конкуренции. МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ МОНОПОЛИСТОМ Чтобы показать , при какой цене и объёме выпуска предельный доход
монополиста будет минимально приближен к предельным издержкам и получаемая
прибыль окажется наибольшей , обратимся к числовому примеру. Представим
себе , что фирма Х является единственным производителем данной продукции на
рынке , и запишем данные продукции на рынке , и запишем данные об её
издержках и доходах ( таб. 1 ). Мы предположили , что одну единицу своей продукции монополист может
продать по цене 500 руб. В дальнейшем при расширении сбыта на единицу он
вынужден каждый раз снижать её цену на 2 руб., предельный доход поэтому
сокращается на 4 руб. при каждом расширении объёма продаж. Фирма будет
максимизировать прибыль , продавая 14 единиц товара. Именно при таком
выпуске её предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным
издержкам. Если она произведёт 15 единиц , то эта дополнительная единица
больше добавит к издержкам , чем к доходу , и тем самым уменьшит прибыль. На конкурентном рынке , когда цена и предельный доход фирмы
совпадают , было бы произведено 15 единиц продукции , причём цена этой
продукции была бы ниже , чем в условиях монополии : Конкуренция Монополия Оптимальный объём производства ........... 15 14 Цена руб. ..................................................... 472 474 Графически процесс выбора фирмой - монополистом цены и объёма
производства приведён на рис. 3. Поскольку в примере производство возможно лишь в целых единицах
продукции , а точка А на графике лежит между 14 и 15 единицами , будет
произведено 14 единиц продукции. Не произведённая монополистом пятнадцатая
единица продукции ( а она была бы выпушена в условиях конкуренции )
означает потерю для потребителей , так как часть из них отказалась от
покупки из - за высокой цены производителя - монополиста. Любая фирма , спрос на продукцию которой не является абсолютно
эластичным , будет сталкиваться с ситуацией , когда предельный доход меньше
цены. Поэтому цена и объём производства , приносящие ей максимальную
прибыль будут соответственно выше и ниже , чем в условиях совершенной
конкуренции ( монополия , олигополия , монополистическая конкуренция )
каждая фирма обладает определённой монопольной властью , которая наиболее
сильна при чистой монополии. ТОЧКА МАКСИМАЛЬНОЙ ПРИБЫЛИ На графике 2 к кривым спроса и предельного дохода добавлены кривые
издержек фирмы - монополиста. Приведённые данные можно использовать для
выявления такой комбинации “ цена - количество ” , которая приносит
максимальную прибыль. Это можно сделать , либо сравнивая совокупные
издержки с совокупным доходом , либо воспользовавшись предельным подходом. Данные о совокупных издержках фирмы при разных уровнях выпуска
приведены в колонке 6 части (в) на рис. 4. Вычитание совокупных издержек из
величены совокупного дохода ( колонка 3 ) даёт размер совокупной прибыли ( колонка 7 ). Из данных колонки 7 следует , что максимальная
прибыль достигается при объёме выпуска равном 13 единицам продукции. Подход
“ совокупный доход - совокупные издержки ” для анализа процесса
максимизации прибыли графически представлен в части (а) рисунка. Совокупная
прибыль равна величине вертикального разрыва между кривыми совокупных
издержек и совокупного дохода. Этот разрыв максимален при выпуске , равном
13 единицам. Заметим , что максимизация прибыли и максимизации дохода -
далеко не одно и тоже. Так в интервале выпуска между 13 и17 единицами
совокупный доход продолжает расти. Но поскольку совокупные издержки растут
ещё быстрее , то прибыль падает. Предельный подход к максимизации прибыли представлен в колонках 4
и 5 таблицы части (в) рис. 4. Предельный подход равен приросту совокупного
дохода при увеличении объёма выпуска продукции на единицу ; предельные
издержки равны приросту совокупных издержек. Следовательно , до тех пор ,
пока предельный доход превышает предельные издержки , увеличение выпуска на
единицу увеличивает совокупный доход в большей степени , чем совокупные
издержки , и , тем самым , увеличивает совокупную прибыль. Когда выпуск
превосходит 13 единиц , предельный доход становиться меньше предельных
издержек ; поэтому любое дальнейшее увеличение выпуска продукции ведёт к
уменьшению совокупной прибыли. Логика ситуации в данном случае та же , что
и при совершенной конкуренции. Разница состоит лишь в том , что предельный
доход - величина не постоянная , а переменная.
Страницы: 1, 2, 3
|