Меню
Поиск



рефераты скачать Монополия и ценовая дискриминация

Монополия и ценовая дискриминация

ВВЕДЕНИЕ

1. Конкуренция и монополия.

Совершенная конкуренция , является скорее абстрактной моделью , удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко , как правило каждая фирма имеет “ своё лицо ” , и каждый потребитель , выбирая продукцию той или иной фирмы , руководствуется не только полезностью продукции и её ценой , но и своим отношением к самой фирме , к качеству изделий , присущему только ей. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чём - то уникально или , иными словами присутствует элемент монополизма в её поведении.

Этот элемент накладывает отпечаток на деятельность фирмы , заставляет её несколько иначе подходить и к формированию ценовой стратегии
, и к определению объёма выпуска продукции , наиболее эффективного с точки зрения прибылей и убытков.

2. ТЕОРИЯ МОНОПОЛИИ

Что такое Чтобы определить , как влияет монополия? монополизм на поведение фирмы , остановимся на теории монополии. Что такое монополия ? Как формируются издержки предприятия - монополиста , исходя из каких принципов оно устанавливает цену на свою продукцию и как определяет объём производства ?

Понятие чистой монополии также обычно является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличие за рубежом. Поэтому мы можем представить себе чистую , абсолютную монополию скорее теоретически. Монополия предполагает , что одна фирма является единственным производителем какой - либо продукции , не имеющей аналогов.
Покупатели при этом не имеют возможности выбора , они вынуждены приобретать такую продукцию у фирмы - монополиста.

Не следует отождествлять чистую монополию и монопольную ( рыночную
) власть. Последняя означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономические прибыли , ограничивая объём производства и сбыта.
Когда говорят о степени монополизации рынка , обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм , присутствующих на этом рынке.

Как ведёт себя монополист на рынке ? Он полностью контролирует весь объём выпуска товара , если он принимает решение о повышении цены , то не боится потерять часть рынка , отдать его конкурентам , устанавливающим более низкие цены. Но это не означает , что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.

Поскольку фирма - монополист , так же как и любая другая фирма , стремится к получению высокой прибыли , в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спроси свои издержки. Поскольку монополист является единственным производителем данной продукции , кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.

РАЗНООБРАЗИЕ ВИДОВ МОНОПОЛИИ

Начнём с проведения различий между тремя типами обстоятельств , в силу которых одна фирма может стать может стать единственным поставщиком продукции на рынке.
1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита , институт авторских прав.
2. Естественная монополия - отрасль , в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда , когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок ( или даже превосходит ) то количество , на которое рынок предъявляет спрос по любой цене , достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому , что масштабы производства
, каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями , в основе которых лежит экономия на масштабах производства , тесно связаны монополии , базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.
3. Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становиться единственным поставщиком какого - либо продукта , не обладая никакой специальной защитой от конкуренции , как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы , впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты , однако , могут появится на рынке несколько позже.

Такая классификация монополии на три категории весьма условна.
Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. К их числу относятся , например , фирмы , обслуживающие систему телефонной связи
, а также электрические и газовые компании , которые могут быть отнесены как к естественной монополии ( так как присутствует эффект экономии на масштабах ) , так и к закрытой монополии ( так как существуют барьеры для конкуренции ). Также может быть проведена классификация , основанная на учёте временного горизонта. Например , патентное свидетельство даёт фирме закрытую монополию на краткосрочном временном интервале. Последнее происходит не только из - за ограничения срока действия патента , но также из - за того , что конкуренты могут просто изобрести новые продукты.

Фактически все монополии могут считаться открытыми. Легальные барьеры , которые защищают закрытые монополии от конкурентов , могут быть отменены судом. Преимущество в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет изменениями в технологии. Все монополии подвержены ударам конкуренции со стороны товаров - субститутов.

ПРОСТАЯ МОНОПОЛИЯ

Для монополии , так же как и для совершенной конкуренции , главным принципом является максимизация прибыли фирмы.

Ограничения , с которыми Возможности монополиста , сталкивается монополия как и любой другой фирмы , получить прибыль , частично ограничены издержками производства. Модель , представленная здесь
, основана на теории издержек. Специфические ограничения , которые характерны для системы совершенной конкуренции , не подходят для монополии.

Другим важным ограничением для монополиста является спрос на его продукт. Так как монополист по определению функционирует на рынке один , кривая спроса для фирмы есть то же , что и кривая спроса для всего рынка.
Кривая спроса для монополиста имеет отрицательный наклон. Количество продукции , которое может быть продано на рынке , увеличивается по мере того , как цена падает. Предполагается , что монополист узнаёт свойства кривой спроса либо с помощью эконометрики , либо интуитивно ( методом проб и ошибок ). Поскольку и цена , и количество продукции изменяются в соответствии с кривой спроса , имеющей отрицательный наклон , монополист ведёт себя совершенно не так , как ведёт себя “прайс - тейкер ” при совершенной конкуренции. Монополист выбирает такую комбинацию “ цена - количество ” , которая приносит максимальную прибыль. Коль скоро он ищет наиболее “ доходную ” цену из набора возможных цен , то его можно назвать “ искателем цены ” (price - searcher).

Модель монополии , описываемая здесь , предлагает действие одного дополнительного ограничения : монополист должен продавать всю свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям. Монополия , при которой соблюдается это условие , называется простой монополией. Вопросы ценовой дискриминации , при которой одни единицы выпуска продукции продаются по одной цене , а другие - по другой , будут рассмотрены далее.

Рис. 1 иллю-
Выпуск продукции , цена и предельный стрирурет доход в условиях простой монополии взаимосвязь

между выпуском продукции , ценой и доходом для случая простой монополии. В колонках 1 и 2 таблицы в части (а) приведены данные о спросе , а в части (б) та же информация представлена в форме кривой спроса.
Поскольку и цена , и количество продукции изменяются в соответствии с кривой спроса , совокупный доход фирмы изменяется ; данные об этом приводятся в колонке 3 таблицы в части (а) и на графике в части (в). Для любого уровня выпуска совокупный доход равен произведению цены на количество продукции. По мере роста выпуска совокупный доход сначала возрастает , затем достигает максимума на уровне выпуска , равному 17 единицам , и после этого падает.

Мы знаем , что если спрос эластичен , то падение цены вызывает увеличение совокупного дохода. Когда же спрос неэластичен , то доход падает при уменьшении цены. Если кривая спроса имеет вид прямой ( как , например в части (б) рис. 1 ) , то её верхняя часть отражает эластичный спрос , а нижняя - неэластичный. Именно в этом и заключается причина эффекта “ холма дохода ” , который представлен на рисунке в части (в). Мы знаем , что предельный доход определяется как изменение совокупного дохода , которое достигается от увеличения выпуска продукции на одну единицу. В колонке 4 части (а) рис. 1 приведены данные о предельном доходе фирмы. В части (б) рисунка приведена кривая предельного дохода фирмы. Кривая предельного дохода расположена выше горизонтальной оси , если совокупный доход растёт
(спрос эластичен ) и ниже её , и ниже её если совокупный доход падает ( неэластичен ). Она пересекает горизонтальную ось в точке максимума совокупного дохода. Для того , чтобы начертить кривую предельного дохода , соответствующую кривой спроса , имеющей форму прямой , можно воспользоваться следующим простым правилом :

Кривая предельного дохода всегда пересекает отрезок горизонтальной оси , заключённой между кривой спроса и вертикальной осью , точно в середине , если кривая спроса имеет вид прямой линии.

Из данного правила следует : точка в которой кривая предельного дохода пересекает горизонтальную ось , расположена в середине отрезка этой оси , заключённого между началом координат и пересечением кривой спроса с горизонтальной осью. ( На рис. 1 кривая предельного дохода пересекает горизонтальную ось в точке 17 , 5 , что составляет половину от 35. )
Пересечение кривой предельного дохода и вертикальной оси совпадает с таким же пересечением кривой спроса , имеющей вид прямой линии. ( На рис. 1 - точка , соответствующая 10 руб. По вертикальной оси. ) Приведённое правило не применимо к случаю , когда кривые спроса имеют форму , отличную от прямой. Кривая предельного дохода всегда располагается ниже , чем кривая спроса. В случае простой монополии предельный доход , получаемый фирмой от продаже одной дополнительной единицы продукции , ниже , чем цена , по которой такая единица продаётся ( а не равна этой цене , как в ситуации совершенной конкуренции ). Разрыв между ценой и предельным доходом возникает поэтому , что фирма продаёт всю продукцию , произведённую в течении данного периода времени , по одинаковой цене. Сказанное означает : если фирма хочет добиться увеличения объёма продаж , цена должна быть снижена на все единицы производимой продукции , а не только на последнюю из них. Так , если наш монополист хочет увеличить объём продаж с 10 до 11 единиц за некий период времени , то цена всех 11 единиц должна снизится с
7,3 руб. до 7. Хотя фирма получает доход в 7 руб. от продажи каждой из 11 единиц , совокупный доход возрастает всего на 4 руб. , с 73 до 77 руб..
Дополнительный доход от одиннадцатой единицы частично урезается на ( 3 руб. или на 0,3 руб. с каждой из первых десяти проданных единиц ).

3.ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД МОНОПОЛИСТА

Как нам уже известно , для фирмы в условиях совершенной конкуренции характерно равенство среднего и предельного доходов и цены. Для монополиста ситуация иная. Кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночного спроса , а кривая предельного дохода лежит ниже неё.

Почему кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса?
Поскольку монополист - единственный производитель и представляет собой всю отрасль , снижая цену продукции для увеличения объёма продаж , он вынужден снижать цену на все единицы продаваемых товаров , а не только на последующую ( рис. 2 ).

Например , монополист может продать по цене 800 руб. только одну единицу своей продукции. Чтобы продать две единицы , он должен снизить цену до 700 руб. как на первую , так и на вторую единицу товара. Чтобы продать три единицы товара - цена должна стать 600 руб. на каждую из них , четыре единицы - 500 руб. и т.д. Доход фирмы - монополиста соответственно составит
, руб. :
1 единица - 800 ;
2 единицы - 1400 ( 700 х 2 )
3 единицы - 1800 ( 600 х 3 )
4 единицы - 2000 ( 500 х 4 )

Соответственно предельный ( или дополнительный в результате увеличения продаж на одну единицу продукции) доход составит , руб. :
1 единица 800 ;
2 единицы 600 ( 1400 - 800 ) ;
3 единицы 400 ( 1800 - 1400 ) ;
4 единицы 200 ( 2000 - 1800 ) .

На рис. 2 показаны кривые спроса и предельного дохода как две несовпадающие линии , причём предельный доход во всех случаях , кроме первого , меньше цены. А поскольку монополист принимает решение об объёме производства , цена и количество произведённой продукции будут иными по сравнению с условиями конкуренции.

МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ МОНОПОЛИСТОМ

Чтобы показать , при какой цене и объёме выпуска предельный доход монополиста будет минимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей , обратимся к числовому примеру. Представим себе , что фирма Х является единственным производителем данной продукции на рынке , и запишем данные продукции на рынке , и запишем данные об её издержках и доходах ( таб. 1 ).

Мы предположили , что одну единицу своей продукции монополист может продать по цене 500 руб. В дальнейшем при расширении сбыта на единицу он вынужден каждый раз снижать её цену на 2 руб., предельный доход поэтому сокращается на 4 руб. при каждом расширении объёма продаж. Фирма будет максимизировать прибыль , продавая 14 единиц товара. Именно при таком выпуске её предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведёт 15 единиц , то эта дополнительная единица больше добавит к издержкам , чем к доходу , и тем самым уменьшит прибыль.

На конкурентном рынке , когда цена и предельный доход фирмы совпадают , было бы произведено 15 единиц продукции , причём цена этой продукции была бы ниже , чем в условиях монополии :

Конкуренция Монополия
Оптимальный объём производства ........... 15 14

Цена руб. ..................................................... 472

474

Графически процесс выбора фирмой - монополистом цены и объёма производства приведён на рис. 3.

Поскольку в примере производство возможно лишь в целых единицах продукции , а точка А на графике лежит между 14 и 15 единицами , будет произведено 14 единиц продукции. Не произведённая монополистом пятнадцатая единица продукции ( а она была бы выпушена в условиях конкуренции ) означает потерю для потребителей , так как часть из них отказалась от покупки из - за высокой цены производителя - монополиста.

Любая фирма , спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным , будет сталкиваться с ситуацией , когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объём производства , приносящие ей максимальную прибыль будут соответственно выше и ниже , чем в условиях совершенной конкуренции ( монополия , олигополия , монополистическая конкуренция ) каждая фирма обладает определённой монопольной властью , которая наиболее сильна при чистой монополии.

ТОЧКА МАКСИМАЛЬНОЙ ПРИБЫЛИ

На графике 2 к кривым спроса и предельного дохода добавлены кривые издержек фирмы - монополиста. Приведённые данные можно использовать для выявления такой комбинации “ цена - количество ” , которая приносит максимальную прибыль. Это можно сделать , либо сравнивая совокупные издержки с совокупным доходом , либо воспользовавшись предельным подходом.

Данные о совокупных издержках фирмы при разных уровнях выпуска приведены в колонке 6 части (в) на рис. 4. Вычитание совокупных издержек из величены совокупного дохода ( колонка 3 ) даёт размер совокупной прибыли

( колонка 7 ). Из данных колонки 7 следует , что максимальная прибыль достигается при объёме выпуска равном 13 единицам продукции. Подход
“ совокупный доход - совокупные издержки ” для анализа процесса максимизации прибыли графически представлен в части (а) рисунка. Совокупная прибыль равна величине вертикального разрыва между кривыми совокупных издержек и совокупного дохода. Этот разрыв максимален при выпуске , равном
13 единицам. Заметим , что максимизация прибыли и максимизации дохода - далеко не одно и тоже. Так в интервале выпуска между 13 и17 единицами совокупный доход продолжает расти. Но поскольку совокупные издержки растут ещё быстрее , то прибыль падает.

Предельный подход к максимизации прибыли представлен в колонках 4 и 5 таблицы части (в) рис. 4. Предельный подход равен приросту совокупного дохода при увеличении объёма выпуска продукции на единицу ; предельные издержки равны приросту совокупных издержек. Следовательно , до тех пор , пока предельный доход превышает предельные издержки , увеличение выпуска на единицу увеличивает совокупный доход в большей степени , чем совокупные издержки , и , тем самым , увеличивает совокупную прибыль. Когда выпуск превосходит 13 единиц , предельный доход становиться меньше предельных издержек ; поэтому любое дальнейшее увеличение выпуска продукции ведёт к уменьшению совокупной прибыли. Логика ситуации в данном случае та же , что и при совершенной конкуренции. Разница состоит лишь в том , что предельный доход - величина не постоянная , а переменная.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.