Меню
Поиск



рефераты скачать Мировой рынок ссудных капиталов

p> Государственный внутренний и внешний долг России за 1997 г. вырос с
1059,9 млрд. до 1278,1 млрд. руб. При этом внутренние заимствования к началу 1998 г. составили 500,9 млрд. руб. Объем внешнего долга иллюстрируют приведенные ниже данные (по состоянию на 31 декабря каждого года):
| |1996 г. |1997 г. |авг. 1998 г|
|Объем внешнего долга, млрд. долл. |134,6 |133,1 |151,5 |
|США | | | |

Самое опасное в том, что резко возрастают расходы по обслуживанию общей задолженности государства. Уже сейчас они превышают 30% расходной части бюджета. А к 2003 г. эта доля могла бы возрасти до 70%, если бы не успешный раунд переговоров с кредиторами Лондонского клуба, проведенный в 1999–2000 гг. министром Касьяновым. С другой стороны, такое облегчение означает лишь перекладывание с больной головы на здоровую: тяжесть выплат теперь перенесена на более поздние сроки (см. рис. 4.1 в приложении).

Национальное богатство России оценивается почти в 400 трлн. долл. Хотя российские чиновники ежегодно берут взятки в размере свыше 6 млрд. долл., а граждане вывозят из страны, как минимум, 20 млрд. долл. в год, по мнению некоторых оптимистично настроенных экономистов, такое положение дел не катастрофично.

Россия как кредитор. Россия не только должник, но и солидный кредитор для многих стран. Так, долг развивающихся стран России в 1993 г., по разным оценкам, составил 140–176 млрд. долл., как видим, эти цифры значительно превышают долг России Западу.

В сентябре 1997 г. Россия стала полноправным членом Парижского клуба стран-кредиторов. Членство в клубе существенно расширяет возможности возвращения долгов. Долги стран-членов клуба России составляют 52 млрд. долл. из общей суммы задолженности. Участие в клубе предполагает дисконтирование долгов до примерно 12 млрд. долл. Но это реальные деньги.
По некоторым оценкам, речь может идти о 300–500 млн. долл. ежегодных выплат
России ее должниками.

Ниже приведены суммы долгов (на конец 1997 г.) крупнейших должников
России, млрд. долл.:
|Куба |20 |Монголия |8,5 |Индия |7,9 |Алжир |4 |
|Сирия |13 |Афганистан |8,2 |Йемен |6,7 |Мозамбик|3 |
|Вьетнам |9,5 |Ирак |8 |Эфиопия |5,5 | | |

Россия является также и кредитором стран СНГ, и их долг в последние годы возрастает. Текущая задолженность стран СНГ России составляет 9 млрд. долл. Основными должниками являются Украина, Казахстан, Узбекистан и
Белоруссия. Исходя из того, что финансово-кредитная система стран СНГ находится на стадии становления и многие страны-члены СНГ не в состоянии рассчитаться с долгами, считается целесообразнее проводить зачет долгов поставками товаров, которые можно было бы выгодно продать на российском рынке.

Сбалансированная, гибкая политика России по управлению своими зарубежными займами и кредитами будет способствовать ее выходу из нынешнего тяжелого финансового положения.

Иностранные инвестиции. Россия, по западным оценкам, в состоянии в ближайшие 10–15 лет поглотить 200 – 300 млрд. долларов иностранных капиталовложений в реконструкцию и модернизацию производства в соответствии с требованиями мирового и внутреннего рынка. Однако инвестиционный климат в стране продолжает оставаться крайне неблагоприятным. По уровню инвестиционного риска Российская Федерация находится на уровне Ирака.
Эксперты Банка Австрии, проанализировавшие возможности размещения инвестиций в России с учетом политической и экономической конъюнктуры, социального климата и экологии, пришли к выводу, что лишь в 6 из 89 регионов России существует относительно благоприятный инвестиционный климат, а в 33 регионах климат "относительно пригоден". Основные факторы, препятствующие крупномасштабному притоку иностранного капитала, известны: политическая нестабильность, кризисное состояние экономики, неразвитость инфраструктуры, высокие трансакционные издержки и отсутствие соответствующей правовой базы.

Таблица 4.3. Приток частного капитала в Россию с 1992 по 1999 гг., млрд. долл.[5]
| |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |
|Чистые прямые |0.7 |0.9 |0.6 |2.0 |2.5 |6.2 |2.8 |2.7 |
|зарубежные | | | | | | | | |
|инвестиции | | | | | | | | |
|Чистые портфельные|0.0 |5.0 |16.3 |10.3 |17.6 |18.4 |3.9 |–1.1 |
|инвестиции | | | | | | | | |
|Ссуды банков и |0.0 |0.0 |–16.2|4.0 |–20.1|–23.2|–20.1|–17.8|
|прочие поступления| | | | | | | | |
|Итого приток |0.7 |5.9 |0.6 |16.4 |–0.1 |1.4 |–13.4|–16.2|
|частного капитала | | | | | | | | |

В последнее время правительство России предпринимает необходимые шаги в направлении совершенствования законодательства, касающегося иностранных инвесторов. Определенное значение в стимулировании иностранных инвесторов будут иметь принятые решения о распространении режима налогообложения прибыли малых предприятий на предприятия с иностранными инвестициями, реализующие проекты в материальном производстве; об освобождении от НДС и спецналога технологического оборудования, импортируемого предприятиями с иностранным участием в рамках развития собственного производства; об освобождении от НДС и спецналога валютных кредитов, предоставляемых российским юридическим лицам зарубежными банками и материнскими компаниями
СП; об отмене с 1 января 1996 г. налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда; об отмене ограничений на количество текущих счетов российских юридических лиц; о выведении суммы курсовых операций из налогооблагаемой прибыли для предприятий, не специализирующихся на операциях на валютном рынке.

Положительный эффект может дать принятие уже подготовленных законопроектов: о свободных экономических зонах, о концессиях, а также новой редакции закона об иностранных инвестициях.

Еще более важно, что многие факторы, препятствующие притоку в Россию иностранного капитала, нельзя устранить в короткий период времени никакими
– даже самыми преференциальными для иностранных инвесторов – законодательными акциями. Среди главных факторов низкой конкурентоспособности России как получателя иностранного капитала – полное, с точки зрения инвесторов, отсутствие элементарного хозяйственного порядка в экономике на микроуровне, т.е. в отношениях между предприятиями и властями, между предприятиями и властями и т.д. Поэтому на кардинальное улучшение инвестиционного климата в ближайший год - два рассчитывать нельзя.

Кроме того, часто преувеличивается объем свободных инвестиционных ресурсов в мире.

Свыше 3/4 прямых капиталовложений осуществляется за счет реинвестиций, и поэтому они довольно жестко связаны со структурой географического распределения уже накопленных инвестиций. Величина же инвестиций, относительно "не связанных" с определенным регионом приложения капитала, не превышает 50–70 млрд. долларов в год, что еще более повышает накал конкурентной борьбы за их распределение.

Краткосрочные перспективы иностранных вложений в акции приватизированных российских предприятий также невысоки. Это объясняется тем, что еще предстоит создать соответствующую нормативно-правовую базу, работающую структуру цивилизованного фондового рынка, депозитарно- клириноговые компании, специализированные компании-регистраторы, автоматизированную систему внебиржевой торговли ценными бумагами, фондовые биржи, работающие по правилам и пользующиеся доверием приватизированных предприятий. Лишь после решения этих вопросов можно будет стимулировать покупку акций приватизированных предприятий, в том числе путем конверсии российского внешнего долга.

В ближайшие один – два года было бы целесообразно (наряду с привлечением прямых инвестиций и вложений в акции приватизированных предприятий) активизировать работу по размещению за рубежом облигационных займов. Значение этого рынка можно проиллюстрировать на структуре иностранных инвестиций в развивающиеся страны в 1995 г. Прямые инвестиции туда за прошлый год оцениваются в 90 млрд. долларов. Однако собственно приток ресурсов (поставки инвестиционного оборудования, валютные поступления) в развивающиеся страны можно оценить не более чем в 8–10 млрд. долларов. Это примерно столько же, сколько составили портфельные вложения за 1995 г. в акции предприятий развивающихся стран, и в 6 раз меньше, чем было привлечено из-за рубежа предприятиями и различными государственными структурами указанных стран в форме облигационных займов. Объем последних только за 1995 г. составил 55 млрд. долларов.

Естественно, что такие займы могут быть реализованы лишь под какие-то эффективные проекты. Причем для того, чтобы завоевать доверие иностранных инвесторов необходимо выполнить целый ряд условий: надежный западный посредник, менеджмент проекта ведущей западной инженерно-строительной фирмой, соответствующая реклама и т.д. Под сырьевые проекты (а в мировой практике крупные проекты в добывающих отраслях, как правило, финансируются международными займами) необходимо будет решить вопрос собственности на разрабатываемое сырье, о праве собственника еще перед получением займа заключать соглашения о будущих поставках на экспорт. Без этого заем не сможет быть размещен. К сожалению, вступивший в силу закон о разделе продукции такой правовой базы не обеспечивает.

Заключение

Подводя итоги можно сделать вывод, что быстрорастущий мировой рынок ссудных капиталов стал важным фактором международных экономических отношений.

Международная миграция капитала объективно ведет к укреплению внешнеэкономических и политических связей стран в мировом хозяйстве, к росту их взаимосвязи и взаимозависимости, а также к увеличению экономического и технического потенциала стран, к росту благосостояния отдельных национальных экономик и мирового хозяйства в целом.

К сожалению, международные рынки нестабильны, и эта нестабильность может еще больше возрасти в ближайшем будущем, если не будут приняты насущные меры по усилению контроля за рынками. Когда финансовые рынки страны полностью открыты и подвержены капризам международных финансовых центров, это способно вызвать такую нестабильность, которую страна, зависящая от иностранного капитала, выдержать не в состоянии.

Главная проблема заключается здесь в том, что произошла глобализация мировой экономики и хозяйства, но усиления мирового сообщества до тех же масштабов не произошло. Такие международные организации, как ООН, оказались неспособны подняться до уровня интернационального правительства, а финансовые организации (МВФ) сами подвергаются жесткой критике.

Роль объединяющего лидера на международной арене могли бы взять США, но они прекрасно себя чувствуют, действую по принципу "разделяй и властвуй".

Поэтому, следя за событиями у нас в стране, невольно начинаешь думать, что Россия находится на поворотном моменте своего пути, когда так дорого время. Очевидно, что без инвестиций, которые должны прийти с мирового рынка ссудных капиталов, нам придется очень сложно. Но до сих пор не создано необходимой для этого инфраструктуры, категория свободы, в том числе и экономической, отходит на задний план.

Нам сейчас нужны кредиты, – но только для того, чтобы выплатить уже существующие долги. В то же время, по самым скромным оценкам, сбережения населения России, не положенные даже в банк, равны 40 млрд. долларов. Если прибавить к этому как минимум 20 млрд. долларов, которые ежегодно утекают за ее пределы, то выплата государственного долга и процентов по нему не являлась бы неразрешимой проблемой.

Ясно, что население России не особенно верит в перспективы экономического развития собственной страны. И в чем-то они правы – возможностей для самореализации личности и выявлению людского потенциала у нас действительно пока меньше, чем в развитых странах Запада. Но если мы будем думать так и дальше, то и в долгосрочной перспективе наша страна сможет конкурировать с США только по количеству заключенных.

Список используемой литературы


1. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия "Учебники, учебные пособия".

Ростов-на-Дону: "Феникс", 2000. – 416 с.
2. Голосов В.В. Международный рынок ценных бумаг// Российский Экономический

Журнал. –1992. – № 6. – с. 96-104.
3. Деньги, кредит, банки: Учебник./ Под ред. О.И.Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 448 с.: ил.
4. Ковтун Л.Г., Образцова Н.А., Куприкова Т.С., Матявина М.Ф. Английский для банкиров и брокеров, менеджеров и специалистов по маркетингу. – М.:

НИП «2Р», 1994
5. Королев И.С. Международный рынок капитала и Россия// Международный бизнес России. – 1996. – №5. – 15-20.
6. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ,

1998. – 727 с.
7. Максимова Л.М., Носкова И.Я. Международные экономические отношения:

Учеб. пособие. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 152 с.
8. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/ Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 592 с.
9. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений/ Под ред.

В.В. Круглова. – М.: 1998.
10. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности.

Пер. с англ. – М: ИНФРА-М, 1999. – XXVI, 262 с.
11. Шмелев В.В. Рынок евровалют и его финансовые инструменты// Деньги и кредит. – 2000. – №1. – с. 56-63.
12. International Capital Markets. Developments, Prospects, and Key Policy

Issues/ By a Staff Team led by Donald J. Mathieson and Garry J. Schinasi.

– International Monetary Fund, September 2000.

(http://www.imf.org/external/pubs/ft/icm/2000/01/eng/pdf/chap1-7.pdf).

Приложение

Таблица 2.5. Непогашенная задолженность и чистый международный выпуск долговых ценных бумаг в валюте выпуска (1993 – первый квартал 2000 г.), млрд. долл.[6]
|Непогашенная задолженность |
|Валюта |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |
|Американск|832.2 |896.6 |964.9 |1,224.|1,555.|1,966.|2,512.|2,634.|
|ий доллар | | | |1 |6 |0 |2 |3 |
|Японская |268.0 |385.7 |446.4 |478.4 |461.5 |484.6 |536.8 |531.6 |
|йена | | | | | | | | |
|Немецкая |192.0 |242.5 |311.5 |338.1 |337.9 |436.8 |-- |-- |
|марка | | | | | | | | |
|Французски|91.6 |129.7 |146.2 |165.2 |177.7 |219.3 |-- |-- |
|й франк | | | | | | | | |
|Итальянска|37.4 |55.8 |66.0 |92.3 |112.1 |137.2 |-- |-- |
|я лира | | | | | | | | |
|Фунт |153.4 |176.5 |184.3 |234.6 |280.2 |339.7 |418.2 |430.3 |
|стерлингов| | | | | | | | |
|Канадский |81.4 |83.4 |83.6 |76.9 |67.7 |56.0 |57.3 |57.1 |
|доллар | | | | | | | | |
|Испанская |10.6 |10.7 |13.2 |18.4 |21.3 |23.6 |-- |-- |
|песета | | | | | | | | |
|Голландски|44.9 |65.4 |83.1 |93.2 |93.3 |120.6 |-- |-- |
|й гульден | | | | | | | | |
|Шведская |3.5 |5.0 |5.3 |5.2 |4.5 |7.6 |7.9 |8.5 |
|крона | | | | | | | | |
|Швейцарски|148.8 |160.6 |187.6 |162.1 |148.2 |162.6 |142.8 |137.6 |
|й франк | | | | | | | | |
|Бельгийски|2.2 |2.3 |4.2 |13.1 |12.9 |9.9 |-- |-- |
|й франк | | | | | | | | |
|ЭКЮ/Евро |92.6 |90.9 |90.4 |74.3 |65.2 |158.8 |1,561.|1,650.|
| | | | | | | |2 |4 |
|Другие |66.1 |86.1 |118.8 |152.5 |157.2 |175.0 |129.1 |130.2 |
|Всего |2,024.|2,391.|2,705.|3,128.|3,495.|4,297.|5,365.|5,580.|
| |7 |2 |5 |4 |3 |7 |5 |0 |

Таблица 2.5. (продолжение)
|Чистый выпуск |
|Валюта |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |
|Американск|31.5 |64.4 |68.4 |258.9 |331.6 |410.4 |546.2 |122.1 |
|ий доллар | | | | | | | | |
|Японская |33.8 |85.4 |79.8 |84.7 |33.1 |–26.8 |–5.8 |–1.2 |
|йена | | | | | | | | |
|Немецкая |31.2 |27.3 |49.7 |51.9 |44.6 |71.3 |-- |-- |
|марка | | | | | | | | |
|Французски|34.5 |26.4 |4.4 |28.9 |33.9 |29.3 |-- |-- |
|й франк | | | | | | | | |
|Итальянска|13.0 |17.1 |8.6 |23.9 |32.2 |17.2 |-- |-- |
|я лира | | | | | | | | |
|Фунт |31.7 |14.7 |9.3 |31.6 |51.1 |57.6 |87.8 |16.9 |
|стерлингов| | | | | | | | |
|Канадский |20.5 |6.9 |–2.2 |–6.4 |–6.3 |–7.6 |–2.0 |0.1 |
|доллар | | | | | | | | |
|Испанская |3.5 |–0.7 |1.4 |6.3 |5.6 |1.0 |-- |-- |
|песета | | | | | | | | |
|Голландски|7.9 |14.5 |12.7 |17.0 |12.7 |19.7 |-- |-- |
|й гульден | | | | | | | | |
|Шведская |0.6 |1.2 |–0.1 |0.0 |–0.1 |3.3 |0.6 |0.7 |
|крона | | | | | | | | |
|Швейцарски|–2.3 |–6.4 |4.0 |0.8 |–2.9 |6.0 |2.0 |0.0 |
|й франк | | | | | | | | |
|Бельгийски|–0.4 |–0.3 |1.9 |9.3 |1.7 |–4.1 |-- |-- |
|й франк | | | | | | | | |
|ЭКЮ/Евро |-- |–10.1 |–6.7 |–12.4 |–1.3 |87.0 |576.0 |121.4 |
|Другие |–8.0 |11.5 |29.4 |36.0 |27.0 |17.2 |20.3 |6.1 |
|Всего |197.5 |251.9 |260.6 |530.5 |562.9 |681.5 |1,225.|266.1 |
| | | | | | | |1 | |

Таблица 4.1. Финансовая помощь МВФ России
|Финанс|Виды |Сумма,|Сроки |Использо|Условия |
|овый |кредито|млрд. |использования |вание | |
|год |в |долл. | |страново| |
| | | | |й квоты,| |
| | | | |% | |
|1992 | |0,492 |5 лет с |16,7 |Удержание дефицита |
| | | |отсрочкой от | |госбюджета в |
| | | |оплаты в | |определенных рамках |
| | | |течение 3 лет и| |и контроль за |
| | | |3 месяцев | |приростом денежной |
| | | | | |массы |
|1993 |Первый |0,753 |10 лет с |25 |То же, но в |
| |транш | |отсрочкой | |существенно |
| | | |погашения в | |смягченном по |
| | | |течение 4,5 лет| |сравнению с |
| | | | | |предыдущим кредитом |
| | | | | |варианте |
|1994 |Второй |0,753 |10 лет с |25 |То же, плюс |
| |транш | |отсрочкой | |либерализация ВЭД, |
| | | |погашения в | |включая ликвидацию |
| | | |течение 4,5 лет| |нетарифных мер |
| | | | | |регулирования |
| | | | | |экспорта |
|1995 | |2,954 |5 лет, с |100 |Ликвидация |
| | | |отсрочкой | |внешнеэкономических |
| | | |погашения на 3 | |льгот, либерализация|
| | | |года и 3 месяца| |нефтяного экспорта и|
| | | |на каждый | |отмена до 1 января |
| | | |отдельный транш| |1996 г. всех |
| | | | | |экспортных пошлин. |
|1996–1| |10,2 |10 лет с | |То же, плюс отмена |
|998 | | |отсрочкой | |количественных |
| | | |погашения в | |ограничений на |
| | | |течение 4,5 лет| |импорт алкоголя, а |
| | | |на каждый транш| |также от |
| | | | | |предоставления льгот|
| | | | | |по уплате импортных |
| | | | | |пошлин на материалы,|
| | | | | |обеспечивающие |
| | | | | |деятельность СМИ. |

Рис. 4.1. Россия: график выплат по внешнему долгу[7]

-----------------------
[1] Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия "Учебники, учебные пособия".
Ростов-на-Дону: "Феникс", 2000.
[2] Максимова Л.М., Носкова И.Я. Международные экономические отношения:
Учеб. пособие. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – с. 124.
[3] Источник: International Capital Markets. Developments, Prospects, and
Key Policy Issues/ By a Staff Team led by Donald J. Mathieson and Garry J.
Schinasi. – Internationl Monetary Fund, Sept 2000, p.17.
[4] В.В. Шмелев. Рынок евровалют и его финансовые инструменты// Деньги и кредит №1 – 2000 г.– с. 57.
[5] Источник: International Capital Markets. Developments, Prospects, and
Key Policy Issues/ By a Staff Team led by Donald J. Mathieson and Garry J.
Schinasi. – Internationl Monetary Fund, Sept 2000, p.46.
[6]Источник: International Capital Markets. Developments, Prospects, and
Key Policy Issues/ By a Staff Team led by Donald J. Mathieson and Garry J.
Schinasi. – Internationl Monetary Fund, Sept 2000, p.11.
[7] Источник: International Capital Markets. Developments, Prospects, and
Key Policy Issues/ By a Staff Team led by Donald J. Mathieson and Garry J.
Schinasi. – Internationl Monetary Fund, Sept 2000, p.139.

-----------------------

Еврорынок

Еврофинансовый рынок

Рынок еврокредитов

Рынок евровалют

Вторичный финансовый рынок

Первичный финансовый рынок

Мировой рынок капиталов

Мировой денежный рынок

Мировой кредитный рынок

Мировой финансовый рынок

Мировой рынок ссудного капитала

До реструктуризации


После реструктуризации

[pic]


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.