p> Однако уже в 1948 году кредитный механизм фонда, на который возлагались
большие надежды, начал работать с перебоями. Платежные балансы Западной
Европы оказались пассивными. Поэтому они не только не могли погасить
задолженность, но и нуждались в новых кредитах. Руководители МВФ уже в 1948 году были вынуждены признать, что фонд не
может справиться с поставленными задачами, так как кризис валютно-
финансовых отношений оказался значительно глубже, чем это ожидалось при
создании фонда. Управленческая структура МВФ – Совет управляющих, в котором каждая
страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на
пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Поэтому возможность
каждого участника оказывать воздействие на его деятельность с помощью
голосования определяется долей в капитале. Наибольшим количеством голосов в
МВФ обладают:
- США- 17,7%
- Германия- 5,5%
- Япония- 5,5%
- Великобритания- 4,9%
- Саудовская Аравия- 3,4%
- Италия- 3,1%
- Россия- 2,9%
- Доля стран ЕС- 26,2% 24 промышленно развитых государств имеют 59,6% голосов в МВФ. На долю
остальных стран, составляющих почти 86% количества членов Фонда, приходится
лишь 40,4 голосов. На первых порах МВФ как кредитор играл скромную роль. Однако в 70-х и
особенно в 80-х годах произошло значительное расширение его кредитной
деятельности. Наименее развитым странам предоставлялись льготные кредиты за
счет специальных фондов (табл. 3.1). Таблица 3.1. Шкала процентных ставок, начисляемых МВФ
|Время пользования|Сумма кредитов в процентах к квоте |
|кредитом | |
| |от 0% до 50% |от 51% до 100% |от 100% и более |
|до 3 месяцев |проценты не взимаются |
|от 3 до 6 мес. |2,0 |2,0 |2,0 |
|от 6 мес. До 1г. |2,0 |2,0 |2,5 |
|от 1 до 1,5 лет |2,0 |2,5 |3,0 |
|от 1,5 до 2 лет |2,5 |3,0 |3,5 |
|от 2 до 2,5 лет |3,0 |3,5 |4,0 |
|от 2,5 до 3 лет |3,5 |4,0 |4,5 |
|от 3 до 3,5 лет |4,0 |4,5 |5,0 |
|от 3,5 до 4 лет |4,5 |5,0 |-- |
|от 4 до 4,5 лет |5,0 |-- |-- | МВФ не только непосредственно кредитует страны–члены, но и помогает им
получить кредиты у правительства промышленно развитых стран, центральных
банков, группы МБРР, Банка Международных Расчетов, а также у частных
коммерческих банков. Даже небольшой кредит МВФ облегчает доступ стране на
частный мировой рынок ссудных капиталов. Предоставляя кредит, МВФ как бы
удостоверяет платежеспособность данной страны, выступает в качестве ее
гаранта. Расширение в 70-80-е годы кредитования Фондом развивающихся стран
было связано с существенным ухудшением их валютного положения в результате
двух раундов повышения мировых цен на жидкое топливо. В 1977-1991 гг.
развивающиеся страны-импортеры нефти получили 85,7% кредитов МВФ. Впервые
посла 1985 года сумма кредитов превысила погашение задолженности. Расширение кредитной деятельности Фонда обусловлено тремя основными
факторами. 1. События на Ближнем Востоке, война в Персидском заливе привели к
сокращению поставок нефти на мировой рынок и росту цен на нее, что ухудшило
платежные балансы ряда стран. 2. МВФ активизировал финансовую поддержку развивающимся странам,
приступившим к макроэкономическим и структурным реформам, а также включился
в урегулирование внешнего долга этих стран. 3. С 90-х возросли кредиты МВФ странам Восточной Европы и бывшего СССР
в связи с глубокими социально-экономическими преобразованиями и переходом к
рыночной экономике. Банк Международных Расчетов (БМР). БМР является старейшим из
существующих международных валютно-финансовых организаций
капиталистического мира. Он был создан в 1930 году. Идея о создании банка возникла в связи с решением, а точнее с проблемой
решения вопроса о репарационных платежах Германии странам-победительницам в
первой мировой войне и о расчетах по займам. Американский план взимания германских репараций и расчетов европейских
стран-должников коммерческих банков США по военным долгам предусматривал
так называемую коммерциализацию военных долгов. Согласно этому плану,
получившего название “плана Юнга”, Германия должна была выпустить внешний
заем на рынках частных капиталов США и ряда стран Западной Европы. Доходы
Германии от этого займа направлялись на уплату репараций странам-
победительницам, которые должны были из этих сумм погасить свой долг по
военным займам, полученным в США. БМР предназначалась роль механизма, способствующего выпуску и
распространению облигаций германского займа на рынках частных капиталов.
Он должен осуществлять расчеты по этому займу и конверсию доходов от займа
в репарационные платежи. Основной капитал банка установлен в 500 млн. золотых швейцарских
франков, эквивалентных 145161290,32 г. чистого золота. Капитал разделен на
200 тыс. акций по 2500 франков каждая. Оплаченный капитал составляет 125
млн. франков, или 25% общей суммы основного капитала. Высшим органом управления Банка является общее собрание руководителей
Центральных Банков стран, имеющих акции банка. Физические и частные
юридические лица, располагающими акциями банка, в собрании не участвуют.
Общее собрание созывается, как правило, один раз в год для того, чтобы
утвердить доклад о деятельности банка, его баланс, счет прибылей и убытков. Дальнейшее развитие банка было прервано валютным кризисом, охватившим
многие капиталистические страны, и второй мировой войной. Но банк не был
ликвидирован, а был сохранен в качестве подсобного фонда МВФ. Устав БМР запрещает выпускать банкноты, представлять ссуды
правительствам, открывать на имя правительств текущие счета, держать в
своем распоряжении акции и владеть недвижимым имуществом или устанавливать
контроль над каким-либо предприятием. Операции с коммерческими банками он производит только с согласия ЦБ
страны, на территории которой эти банки функционируют. С 1982 года БМР предоставляет промежуточный кредит под гарантию ЦБ
странам, ожидающим кредит МВФ, чтобы избежать кризиса их международной
валютной ликвидности. Такие кредиты получили Венгрия, Мексика, Аргентина,
Югославия. Для поддержания политики расширенного доступа стран с дефицитным
платежным балансом к кредитам фонда БМР совместно с 17 центральными банками
предоставили Фонду кредит в 2,5 млрд. долларов в 1982 году. Специфика БМР заключается в строго конфиденциальном характере его
деятельности. Это определяет место БМР как вспомогательного органа МВФ и
группы МБРР, с которыми он имеет тесные связи. БМР – ведущий информационно-
исследовательский центр. Годовые отчеты Банка – одно из авторитетных
экономических изданий в мире. На базе своих исследований БМР в 1975 году
опубликовал хартию наблюдения за международными операциями банков. Иногда
рекомендации, подготовленные БМР на базе консенсуса, имеют большее
значение, чем межгосударственные решения. БМР превратился в международную валютно-кредитную организацию по
составу участников и характеру деятельности. Это обусловлено тем, что БМР
является международным банком центральных банков, агентом и распорядителем
в различных международных валютно-расчетных и финансовых операциях, центром
экономических исследований и форумом международного валютно-кредитного
сотрудничества. 3.2. Транснациональные компании и банки Транснациональные компании (ТНК). Интернационализация производства
служит основной предпосылкой интернационализации капитала и, в частности,
ссудного. Эти процессы получили выражение в превращениях ведущих
национальных компаний в транснациональные. В погоне за прибылью ТНК
вкладывают средства в производственные предприятия и банки за рубежом, а в
случае возникновения потребности часто заимствуют их на международном рынке
ссудных капиталов. Тем самым ТНК оказывают существенное влияние на развитие
международных валютно-кредитных отношений и на состояние национальных
экономик. Каждая ТНК представляет собой огромный финансовый организм, звенья
которого тесно взаимосвязаны системой кредитно-расчетных отношений.
Специальные кредитно-финансовые подразделения занимаются перераспределением
накопленного капитала внутри корпорации и привлекают внешние ресурсы. В
результате как бы образуется внутрикорпорационная сфера обращения. Этот
внутрикорпорационный финансовый механизм имеет прямую и обратную связи с
международным рынком ссудных капиталов, которые во многом определяют ход
развития интеграционных процессов между странами. Одновременно международный рынок ссудных капиталов способствует
деятельности ТНК и в качестве дезинтегрирующего фактора. Интенсивность
интеграционных процессов зависит от конкретной сферы общественного
воспроизводства: материального воспроизводства, обращения товаров и услуг,
денежных средств и т.п. Наименьшая ее величина – в производственной сфере,
наибольшая – в денежно–кредитной. Международный рынок ссудных капиталов переплетает капиталы подавляющего
большинства стран, что ослабляет возможности контролировать этот процесс в
связи с неспособностью обеспечить необходимое межгосударственное
регулирование. Влияние международного рынка ссудных капиталов на экономику усиливается
деятельностью ТНК. В результате региональная интеграция (в рамках ЕС)
оказывается под дезинтегрирующим воздействием международного рынка ссудных
капиталов. Однако страны общего рынка не смогут существенно ограничить
связи национальных рынков ссудных капиталов с международным, поскольку это
одновременно ослабляет их внутрирегиональные связи. На рынке краткосрочных еврокредитов проводятся операции по кредитованию
средств ТНК. Сроки предоставления ссуд – от 3–6 месяцев до одного года.
Преобладающей формой краткосрочных кредитов являются межбанковские ссуды,
т.е. помещение банками депозитов на счета других крупных банков по
относительно низкой процентной ставке. Последние же используют эти депозиты
для кредитования первоклассных заемщиков по более высоким процентным
ставкам, получая большие прибыли на разнице процентов. Транснациональные банки. На рынке ссудных капиталов господствующие
позиции занимают транснациональные банки, которые представляют собой новый
тип международного банка: они являются главными центрами и посредниками в
международной миграции капитала. Транснациональные банки (ТНБ) – это крупные банки, достигшие такого
уровня международной концентрации и централизации капитала, который
благодаря сращиванию с промышленным капиталом предполагает их реальное
участие в экономическом разделе мирового рынка ссудных капиталов и кредитно-
финансовых услуг. Международные монополии в банковском деле возникли в конце XIX – начале
XX в. в виде банковских картелей и синдикатов монополистов, которые
осуществляли международную деятельность на рынках ссудных капиталов своих
стран. Слияние, сращивание и взаимопроникновение промышленного и
банковского капиталов и стали основой создания финансового капитала. В 70–80-е годы произошла трансформация монополистических банков в
транснациональные. Современные международные банки отличаются главным
образом тем, что их внешняя деятельность стала важной чертой процесса
интернационализации хозяйственной жизни. Так, внешние активы банков США
составляют 430 млрд. долл., Японии – 101 млрд., Германии – 62 млрд. долл. Таким образом, движение монополистического ссудного капитала
органически вплетено в интернационализацию всех других форм капитала. Отличие ТНБ от национального крупного банка заключается прежде всего в
наличии у него зарубежной институциональной сети. Кроме того, в отличие от
национального банка, деятельно участвующего в международных операциях, ТНБ
переносит за границу не только активные операции, но и часть собственного
капитала и формирование депозитной базы, в связи с чем его зарубежная сеть
используется для получения банковской прибыли. Транснациональные банки, которые сформировались на базе крупнейших
коммерческих банков промышленно развитых стран, господствуют на
национальных и международных рынках ссудных капиталов. К середине 1992 г.
20 крупнейших банков промышленно развитых стран характеризовались следующим
образом: Таблица 3.2. Крупнейшие банки мира, млрд. долл.[2]
|№ |Банк |Страна |Активы |Капитал |
|п/п | | | | |
|1. |Дайити кангё бэнк |Япония |460,9 |15,6 |
|2. |Сумитомо бэнк |– // – |428,2 |17,2 |
|3. |Сакура бэнк |– // – |421,4 |13,4 |
|4. |Фудзи бэнк |– // – |420,0 |14,6 |
|5. |Санва бэнк |– // – |412,8 |14,5 |
|6. |Мицубиси бэнк |– // – |410,3 |13,2 |
|7. |Норинкухин бэнк |– // – |307,3 |13,2 |
|8. |Креди Агриколь |Франция |307,2 |15,0 |
|9. |Креди Лионнэ |– // – |306,3 |9,6 |
|10. |Индастрил бэнк оф Джапан |Япония |303,2 |10,4 |
|11. |Дойче банк |ФРГ |288,9 |11,5 |
|12. |Банк насьональ де Пари |Франция |275,4 |9,4 |
|13. |Токай бэнк |Япония |252,8 |8,2 |
|14. |Барклейз бэнк |Великобритания|245,5 |11,5 |
|15. |АБН Амро-Холдинг |Нидерланды |242,7 |9,3 |
|16. |Лонг Терм кредит бэнк оф |Япония |240,0 |8,2 |
| |Джапан | | | |
|17. |Сосьете Женераль |Франция |234,7 |6,4 |
|18. |Нэшнл Вестминистер бэнк |Великобритания|222,3 |6,3 |
|19. |Ситикорп |США |216,9 |9,5 |
|20. |Бэнк оф Токио |Япония |164,2 |7,7 | Данные таблицы показывают, что из 20 крупнейших банков мира 11
приходится на Японию, 4 – на Францию, 2 – на Великобританию, 1 – на США, 1
– на Германию, 1 – на Нидерланды. ТНБ США, которые длительное время
лидировали на рынке ссудных капиталов, оказались оттесненными японскими
банками, и лишь один из них – Ситикорп – вошел в число 20 крупнейших банков
мира, хотя в 1977 г. занимал второе место. Все это свидетельствует об
острой конкурентной борьбе на мировом рынке ссудных капиталов между
банками. Однако, несмотря на острейшую конкуренцию между ТНБ, для них характерны
тесная взаимозависимость, переплетение капиталов. Весьма типичной
становится тенденция к усилению картелизации международной банковской
деятельности, к фактическому разделу мирового рынка ссудных капиталов между
десятками крупнейших транснациональных банков. На сегодняшний день рынок
среднесрочных кредитов – это преимущественно рынок банковских консорциумов
и синдикатов, или рынок синдицированных кредитов. Коллективная организация
кредитов на данном рынке позволяет, во-первых, распределять риск неуплаты
между многими кредиторами и, во-вторых, укрупнять размеры кредитов до
огромных сумм – на десятки и сотни миллионов долларов, а иногда и свыше 1
млрд. долл. Банковские синдикаты, как правило, включают до 50–60 банков, а порой и
больше. В настоящее время свыше 80% всех синдицированных кредитов
организуется крупнейшими коммерческими банками, которые существенно
потеснили торговые и инвестиционные банки, лидировавшие в данной сфере в 60-
х – начале 70-х годов (табл. 3.3). Таблица 3.3. Предоставленные отдельным странам синдицированные займы (1992 – первый квартал 2000 г.), млрд. долл.[3]
| |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |
|Все страны|194.0|279.4|477.1|697.8|900.9|1136.3|902.0|957.1|239.0|
|Развитые |159.6|243.6|422.0|609.4|796.9|973.1 |823.4|893.2|226.9|
|страны, | | | | | | | | | |
|из | | | | | | | | | |
|которых: | | | | | | | | | |
|США |115.5|195.0|311.0|398.4|552.6|676.1 |592.2|575.6|125.0|
|Япония |0.8 |0.6 |2.6 |4.9 |6.7 |6.0 |11.9 |14.8 |7.7 |
|Германия |0.3 |0.9 |1.2 |12.6 |9.1 |13.3 |12.4 |48.3 |2.0 |
|Франция |1.4 |5.2 |6.8 |18.1 |21.3 |38.7 |16.1 |38.6 |13.4 |
|Италия |3.2 |2.0 |5.3 |15.1 |5.7 |11.4 |6.3 |15.4 |1.3 |
|Великобрит|17.7 |12.9 |28.4 |56.2 |75.0 |103.9 |75.7 |81.8 |49.7 |
|ания | | | | | | | | | |
|Канада |4.4 |7.3 |16.5 |24.7 |27.3 |45.2 |41.1 |23.6 |5.0 | Таким образом, ТНБ стали важным элементом сравнительно нового феномена
– международного финансового капитала, выполняя в то же время функции
регулирования в сфере международных экономических отношений. 3.3. Вненациональные финансовые центры Выполнение международной перераспределительной функции и перемещение
ссудного капитала в большей степени присущи странам, территориям, где
созданы льготные режимы регулирования финансовой деятельности нерезидентов
для привлечения капитала иностранных банков и компаний. Кредитные учреждения, специализирующиеся на операциях с иностранными
юридическими и физическими лицами, осуществляют их на базе особых (внешних)
счетов, отделенных от счетов резидентов внутреннего рынка и предоставляющих
держателям налоговые скидки, освобождение от валютного контроля и другие
льготы. Таким образом, внутренний рынок ссудных капиталов изолируется от
внешнего, международного, а кредитные учреждения, находящиеся на территории
страны и занимающиеся международными операциями, не являются составной
частью ее экономики. Пребывая на ее территории, они проводят внешние по
отношению к данной территории операции с нерезидентами, а в отдельных
случаях и с резидентами, если это допускается правилами валютного контроля.
Поэтому центры международного кредита иногда называют оффшорными, т.е.
экстерриториальными.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|