p> Использование же американского доллара представляется затруднительным
по причине недостаточного количества валютных резервов Нацбанка для
покрытия рублёвой денежной массы . Выходом из сложившейся ситуации может
стать параллельная фиксация как к доллару , так и к российскому рублю ,
что фактически и проводится монетарными властями Республики Беларусь.
Альтернативой является номинальная декларация росрубля в качестве резервной
валюты , в то время как реальный механизм фиксации будет проводится с
учётом кросскурсов двух валют к доллару США и взаимной рыночной котировке
на валютных рынках . Главным преимуществом реализации механизма валютного совета для РБ ,
что подтверждается примерами мирового опыта , станет достижение
стабильности цен в средне- и долгосрочном периоде. Ещё одним преимуществом
реализации механизма валютного совета а РБ станет отмена практики ”банкир
– клиент ” между Нацбанком и правительством , тем самым прекратится
кредитная эмиссия в некоторые отрасли экономики .[18] Денежно-кредитная и валютная политика РБ (2000-2002гг.).
Осуществленные мероприятия в области денежно-кредитной и валютной политики
стали основой для активизации сотрудничества с международными финансовыми
организациями, центральными банками других государств. Так, на состоявшемся
в конце сентября 2000 г. Ежегодном собрании управляющих МВФ и Всемирного
банка в Праге руководство Фонда в целом положительно оценило достигнутые
результаты денежно-кредитной политики, проводимой в республике. В IV
квартале был подготовлен Меморандум о денежно-кредитной политике до конца
2000 г. и на I квартал 2001 г., реализация которого позволила начать
работу, направленную на создание условий для достижения соглашения с МВФ. И
здесь важно отметить, что это необходимо не только и даже не столько с
точки зрения получения финансовых ресурсов для решения стабилизационных
задач, сколько для того, чтобы обеспечить повышение инвестиционной
привлекательности республики. В этом же направлении должны действовать и
другие органы государственного управления. Таким образом, к важнейшим положительным результатам денежно-кредитной
политики 2000 г. можно отнести следующие:
• переход к единому обменному курсу белорусского рубля и обеспечение
стабильности его рыночных котировок; • ужесточение денежно-кредитной политики, выразившееся в том, что
кредитование народного хозяйства осуществлялось в основном на
безэмиссионной основе, рублевые и процентные ставки достигли положительного
уровня в реальном выражении; • поддержание параметров кредитной эмиссии, которая направлялась на
финансирование дефицита государственного бюджета, в пределах
запланированных значений. Вместе с тем не удалось обеспечить решение ряда задач. В частности,
недостаточными темпами шло наращивание финансового потенциала банковской
системы. Темпы роста денежных агрегатов значительно превышали первоначально
планировавшиеся. Не обеспечено доведение размеров чистых иностранных
активов до размеров рублевой денежной базы. В определенной мере данные
обстоятельства связаны с невыполнением мероприятий общеэкономического
характера, реализация которых должна была вестись параллельно с
осуществлением намеченной денежно-кредитной политики. В соответствии с Основными направлениями
денежно-кредитной политики на 2001 год
её наиболее важной оперативной целью является обеспечение высокой
стабильности и предсказуемости обменного курса национальной валюты . Во-
первых , это является логичным продолжением монетарной политики 2000 года ,
так как после достижения единого курса белорусского рубля не менее важной
задачей становится достижение его стабилизации и конвертируемости . Во-
вторых , как показывает анализ зарубежного опыта , в первую очередь , опыта
малых стран как с рыночной , так и с переходной экономикой , такая
постановка задачи является наиболее рациональной . Если денежно-кредитная
политика в условиях малой экономики , сильно зависящей от внешнего мира ,
строится таким образом, чтобы обеспечить стабильность обменного курса
национальной валюты , то это создаёт оптимальные условия для развития
внешнеэкономических связей , достижение высоких темпов роста ВВП,
нормализации инфляционной ситуации. Однако , несмотря на то, что необходимость ликвидации множественности
обменных курсов была очевидной практически для всех , осуществлению данного
шага должна была предшествовать существенная подготовительная работа , а
сама тактика перехода требовала соответствующего углубленного анализа всего
комплекса возможных последствий . Ведь до 14 сентября 2000 года , когда в
Беларуси был достигнут единый обменный курс белорусского рубля ,
отклонения рыночных котировок от официального курса достигали двух- и
трёхкратной величины . И такая ситуация курсообразования , по существу ,
представляла собой своеобразную форму скрытого субсидирования “’
критического импорта” (в основном энергоносителей , а также зерна ,
некоторых других товарных групп) и сопровождалась проведением весьма мягкой
денежно-кредитной политики . Размеры процентных ставок по рублевым
операциям часто не покрывали уровень инфляции , а масштабы кредитной
эмиссии Национального банка были весьма внушительны .Экономика и
банковская система во многом “привыкли” к такой политике . Поэтому
следовало учитывать , что резкое изменение денежно-кредитной политики в
плане её существенного разового ужесточения и проведения скачкообразной
девальвации официального курса , по которому осуществлялся бухгалтерский
учёт , могли иметь как минимум две группы отрицательных последствий . Во-
первых это не могло подорвать ликвидность банковской системы ,. И не только
в краткосрочной перспективе . Возврат предоставленных под относительно
высокие номинальные процентные ставки банками долго- и среднесрочных
кредитов оказался бы в существенной степени затруднен . С другой стороны ,
на банки легло бы бремя процентных платежей по срочным депозитам. Это могло
привести к наличию долгосрочных проблем с ликвидностью и рентабельностью у
банков . Во-вторых , резкая девальвация официального валютного курса в
условиях малой открытости экономики ведёт к существенным изменениям в
структурах балансов предприятий нефинансового сектора , большинство из
которых так или иначе являются субъектами внешнеэкономических отношений
.Размер кредитов в иностранной валюте , полученных ими от банков ,
превышает сумму валютных депозитов и текущих счетов примерно в два раза . И
отрицательные последствия от такой переоценки активов и пассивов ,
вызванной резкой девальвацией , могли привести к неплатёжеспособности
многих предприятий ( включая экспортёров) , что весьма вероятно перевело бы
возможный положительный эффект от увеличения рентабельности экспорта и его
конкурентоспособности из категории среднесрочного в разряд заоблачного. В 2000 г. началось постепенное ужесточение денежно-кредитной политики,
в результате чего в феврале процентные ставки по рублёвым операциям вышли
на положительный уровень в реальном выражении, а их номинальные значения
затем начали плавно снижаться. Размеры кредитной эмиссии Национального
банка были значительно ограниченны, при этом она направлялась исключительно
на кредитование дефицита государственного бюджета. Всё это позволило,
начиная с апреля 2000 г., существенно снизить темпы девальвации рыночных
котировок рубля (с 2-5 % в среднем за месяц до 0,5-1,5 %), а в мае была
начата ускоренная корректировка его официального курса .В текущем году
Национальный банк продолжил ужесточение денежно-кредитной политики,
сокращая реальные размеры кредитной эмиссии и обеспечивая уровень рублёвых
процентных ставок выше инфляции, хотя в номинальном выражении они
постепенно снижаются. Прирост потребительских цен сокращался ежемесячно и
в целом снизился 4,8 % в январе до 0,8 в августе. Что касается темпов
девальвации, то ожидается, что они в среднемесячном исчислении составят не
более 2,5 % к доллару США и 2 % к российскому рублю. Не менее важно и то, что, с одной стороны , позволило значительно
повысить степень доступности валютных ресурсов для предприятий и граждан,
с другой – нивелировало основные факторы развития теневых операций в
валютной сфере. Было снято множество ограничений, действовавших по операция
как на наличном , так и на безналичном сегментах (в том числе и в отношении
нерезидентов) . И сегодня практически достигнута конвертируемость
белорусского рубля по текущим операциям. Национальный банк осуществляет
вместе с правительством работу с МВФ по поводу присоединения к статье 8
Устава Фонда, в которой сформулированы критерии конвертируемости
национальной денежной единицы по текущим операциям. Данные изменения в денежно-кредитной и валютной политике показали
существенное положительное влияние на состояние внешнеэкономических связей
нашей страны . В 2001 году практически впервые после 1991 года , т. е. за
всё время существования Беларуси как независимого государства, достигнуто
положительное сальдо баланса текущих операций. За 6 месяцев текущего года
оно составило плюс 239,8 млн.долл. США (за аналогичный период прошлого –
минус 257,6 млн. долл.). Экспорт товаров в долларовом выражении увеличился
на 14,6 %. Причём его рост был характерен для всех основных его товарных
групп: экспорт машин и оборудования – на 13,8 %, транспортных средств – на
11,4 %, недрагоценных металлов -15,4 %. Ещё более значительным был рост
поступлений валютной выручки на счета предприятий республики, сумма которой
увеличилась более чем в 1,5 раза. Это связано со снижением доли бартерных
расчётов . Что касается импорта, то он возрос всего лишь на 1,4 %, хотя
следует отметить , что такая умеренная его динамика в значительной степени
связана со снижением цен на нефть . Всё это значительно укрепило позиции
белорусского рубля и позволило увеличить размер золотовалютных резервов .
Сумма чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования
за 8 месяцев 2001 года возросла на 65 % (с 150,6 до 277,.4 млн. долл.),
хотя первоначально планировалось лишь их умеренное увеличение .Однако
правительство и Национальный банк , что положительный эффект от перехода к
единому обменному курсу белорусского рубля и либерализации валютного рынка
не вечен . Поэтому задача повышения конкурентоспособности национальной
экономики и привлечения иностранных инвестиций является одной из
приоритетных для всей социально- экономической политики . В частности ,
Национальный банк положительно относится к увеличению присутствия
иностранного капитала в банковской системе республики . И можно отметить ,
что из 24 действующих в республике банков 17 - это банки с участием
иностранного капитала . И с целью увеличения притока иностранных инвестиций
в банковскую систему в 2000 году был установлен льготный режим создания и
регулирования деятельности совместных и иностранных банков в Свободных
экономических зонах ( в республике их всего пять , прорабатываются вопросы
, связанные с созданием шестой – в Могилёвской области ). Этот порядок
предусматривает упрощённую процедуру регистрации и отчётности, освобождение
от некоторых нормативов и ограничений, обязательных для других банков
действующих на остальной территории РБ . В настоящее время в Минской СЭЗ
зарегистрирован и начал работать Атом–банк , капитал которого состоит из
взносов учредителей из РБ , США и Прибалтики . Заканчивается разработка Основных направлений денежно-кредитной
политики на 2002 год, а также Концепции развития банковской системы до 2010
года , которые во многом будут определять средне – и долгосрочную политику
Национального банка . Работа над этими документами ещё не завершена .Тем не
менее практически с полной уверенностью можно ожидать дальнейшее
ужесточение денежной политики. При этом важнейшей её оперативной целью
вероятнее всего останется обеспечение стабильного и предсказуемого
валютного курса. Намечается довести темпы девальвации белорусского рубля(по
доллару США и российскому рублю ) до показателя порядка 15 % в 2002 году и
около 5 % в 2005 году. В заключение следует отметить, что стратегическими целями денежно-
кредитной политики является создание благоприятных условий для активного
вхождения Беларуси в систему международных экономических связей путём
углубления финансово-экономической стабилизации в республике, достижения
международных банковских стандартов по всем основным аспектам
функционирования банковской системы. Другой альтернативы нет, так как
Беларусь имеет небольшую экономику, характеризующееся высокими показателями
интенсивности внешнеэкономических потоков. Отношение суммы экспорта и
импорта товаров и услуг к ВВП превышает 100 %. Это один из наиболее высоких
показателей для стран бывшего СССР, которых примерно соответствует уровню,
достигнутому небольшими странами Центральной и Западной Европы. И
фактически возможности наращивания экономического потенциала республики
находятся в прямой зависимости от динамики внешнеэкономических отношений со
всеми партнёрами.[19] Основные направления денежно-кредитной политики на 2001 г. предполагают
ее дальнейшее ужесточение с тем, чтобы добиться закрепления положительных
тенденций в экономике и денежной сфере, достигнутых в 2000 г. При этом в
качестве основной, оперативной, цели Национального банка принимается
обеспечение стабильности валютного курса. Данная цель в условиях Республики
Беларусь более точно отражает приоритеты денежно-кредитной политики,
направленной на создание условий для достижения финансово-экономической
стабилизации, и положительной экономической динамики. С целью создания необходимых условий для достижения финансово-
экономической стабильности кредитование дефицита бюджета в 2001 г.
предполагается осуществлять в иностранной валюте (долларах США). Поэтому
стабильность валютного курса -важное условие недопущения чрезмерной
нагрузки на бюджет. Кроме того, эффективное проведение монетарной политики,
основанной на приоритетности такой оперативной цели, как достижение
определенных темпов инфляции (например, «инфляционное таргетирование»),
возможно в том случае, если уровень либерализации ценообразования
достаточно высок (по крайней мере, выше достигнутого в республике).
Наконец, стабильность единого обменного курса белорусского рубля -
важнейшее условие успешного развития сотрудничества с Банком России и
международными финансовыми организациями. С целью реализации данного приоритета в Основных направлениях денежно-
кредитной политики на 2001 г., а также меморандуме о денежно-кредитной
политике, подготовленном в контексте развития сотрудничества с МВФ,
предусмотрены конкретные меры в области денежно-кредитного регулирования,
развития банковской и платежной системы, процентной и валютной политики,
международного сотрудничества, а также показатели монетарной политики,
включающие контролируемый и ряд индикативных. Контролируемым показателем является темп девальвации белорусского
рубля. В целом на 2001 г. он прогнозируются в среднемесячном исчислении на
уровне 2,5% к доллару США и 2% к российскому рублю. Данный параметр
определен в соответствии с другими важнейшими показателями,
предусмотренными Прогнозом социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2001 г., и его достижение должно обеспечить, с одной стороны,
поддержание конкурентоспособности национальных производителей, с другой -
благоприятные условия для стабилизации инфляционной ситуации. При
определении фактических темпов девальвации будет учитываться разница в
темпах инфляции в Беларуси и России. При этом предполагается курсообразование осуществлять на рыночных
принципах, а возможные отклонения котировок белорусского рубля сглаживать
посредством валютных интервенций Национального банка, проведения
соответствующей процентной политики, применения комплекса инструментов
денежно-кредитного регулирования, направленных на формирование
соответствующей конъюнктуры финансовых рынков. Будут обеспечены равные
условия доступа на все сегменты валютного рынка, включая ОАО «Белорусская
валютно-фондовая биржа», и продолжена реализация мер, направленных на
дальнейшую либерализацию валютного рынка, включая снятие ограничений,
действующих на межбанковском рынке. Размер денежного предложения в целом за год может вырасти не более чем
на 52% (около 3,5% в среднем за месяц), сумма рублевой кредитной эмиссии
планируется на уровне 20 млрд руб. Это более чем в 4 раза меньше по
сравнению с текущим годом в номинальном выражении и примерно в 7 раз - в
реальном. Значительное ужесточение денежно-кредитной политики в 2001 г.
предъявляет новые, более высокие требования к уровню надежности банковской
системы, ее финансовому и технологическому потенциалу. И здесь важно
обеспечить должное разделение функций между Национальным банком,
коммерческими банками, Ассоциацией белорусских банков и клиентами,
соответствующее международной практике и принципам, действующим в условиях
рыночной экономики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|