p> В 1976 г. на очередном совещании МВФ в Кингстоне (Ямайка) были
определены основы новой мировой валютной системы капиталистического мира.
Принятое соглашение знаменовало собой официальный отход от
принципов Бреттон-Вудской системы , и позволило странам-членам МВФ
самостоятельно выбирать режим валютного курса .Роль мировых денег
стали выполнять национальные и коллективные валюты ,а официально
устанавливаемая цена на золото была отменена. Золото перестало
использоваться в расчетах между МВФ и его членами. В результате
превращения золота в объект купли-продажи его цена возросла в 1980г.
до максимальной величины -- 800 долл. за унцию и впоследствии
стабилизировалось на уровне около 400 долл. за унцию . Международная валютная жизнь по-прежнему регламентировалась Уставом
МВФ. Сам Устав исправлялся два раза — в 1969 г. (создание СДР) и поправкой,
предусмотренной Ямайскими соглашениями.[7] Основные составляющие современного международного валютного механизма сводятся к следующему: 1. Функция золота в качестве меры стоимости и точки отсчета валютных курсов упразднялась. Золото утрачивает денежные функции и становится обычным товаром со свободной ценой на него. В то же время оно остается особым товарным ликвидным активом. В случае необходимости золото может быть продано, а полученная валюта использована для платежа. 2. Странам предоставлялось право выбора любого режима валютного курса. Валютные отношения между странами стали основываться на "плавающих" курсах их национальных денежных единиц. Колебания курсов обусловлены двумя основными факторами: а) реальными стоимостными соотношениями, покупательной способностью валют на внутренних рынках стран; б) соотношением спроса и предложения национальных валют на международных рынках. К началу 90-х годов в связи с реализацией системы "плавающих" курсов возникла довольно сложная схема организации МВС на основе следующих элементов: а) подбираются главные опорные единицы, с которыми отдельные
национальные валюты сохраняют свои отношения, точнее, свой валютный курс; б) степень колебания валютных курсов неодинакова, диапазон колебаний
широк. При этом поддерживается валютный курс лишь в отношении некоторых
валют в рамках определенного диапазона, в отношении же остальных валют он
свободно меняется. На практике объявленные странами валютные режимы весьма различны. В
1988 году 58 стран приняли решение об установлении курса своих валют по
отношению к валюте одного из их основных партнеров: американскому доллару
(39), французскому франку (14 стран зоны франка) или к другим валютам (5).
Другие страны привязали свою валюту к СДР (17) или к другой корзине валют
(29), кроме того, 4 страны высказались за режим ограниченной гибкости по
отношению к единственной валюте, учредили для себя механизмы валютного
сотрудничества, стабилизируя свои валютные курсы. 19 стран высказались за
режим независимого плавания, в том числе США, Канада, Великобритания,
Япония. 4. Вводится стандарт СДР — "специальных прав заимствования" (special drawing rights) с целью сделать их основным резервным авуаром и уменьшить роль резервных валют. На Ямайском совещании МВФ в качестве коллективной резервной валюты были
признаны "специальные права заимствования" (СДР). СДР как международное
резервно-платежное средство было создано в 1969 г. Поначалу они выступали
как простое кредитное средство. Однако затем Международным валютным фондом
была поставлена задача превратить их в "главный резервный актив
международной валютной системы". СДР предназначались для регулирования
сальдо платежных балансов, пополнения официальных резервов и расчетов с
МВФ, соизмерения стоимости национальных валют. Единица СДР является условной. Выпуск СДР происходит в виде кредитовых
записей на счетах МВФ пропорционально квотам стран-участниц. Эти квоты
используются ими для закупки конвертируемой валюты или для погашения
дефицита платежного баланса. Однако их доля в общих валютных резервах
капиталистического мира невелика — около 3%. Страна становится обладательницей определенной суммы СДР, не
предоставляя при этом эквивалент в золоте или национальной валюте. Срок
действия СДР не ограничен во времени. Резервы в СДР могут быть
использованы странами, обладающими этим средством, как для расчетов с МВФ,
так и между собой. Поначалу единица СДР приравнивалась к золоту, соответствовавшему
золотому содержанию доллара (1979 г.). С середины 1974 г., в связи с
переходом к плавающим курсам валют, было отменено золотое содержание СДР.
Курс этой валютной единицы определяется на "валютной корзине", включающей с
1981 г. набор 5 основных мировых валют (американский доллар, немецкая
марка, японская иена, французский франк и фунт стерлингов)1. МВФ
каждый день рассчитывает стоимость СДР в долларах на основе валютных курсов
рынка различных валют. Валютная расчетная корзина представляет собой метод соизмерения
средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору
других валют. Исчисление валютной корзины зависит от ее состава, размера
валютных компонентов, рыночных курсов валют к доллару. Многие экономисты считают, что СДР в меньшей степени можно
рассматривать как резервную валюту, а в большей степени как кредит. Общее
мнение в том, что они являются и тем и другим. Как остроумно выразился один
из ее создателей, СДР похожи на зебру — "животное, которое может
рассматриваться одними как белое в черные полосы, а другими — как черное в
белые полосы". До конца 90-х годов решения о выпуске СДР принимались дважды с
распределением пропорционально страновым квотам в капитале МВФ — в
1970—1972 гг. и в 1979— 1981 гг. Общая сумма выпущенных резервов в СДР
составила 21,4 млрд. этих единиц. Впоследствии в МВФ вступили 38
государств, включая Россию и другие страны бывшего СССР. Кроме них, 36
государств, вступивших в МВФ в 1970—1980 гг., не получили ранее выпущенных
резервов в СДР. Между тем спрос на валютные резервы постоянно растет.
Значительная его часть приходится на развивающиеся страны и страны с
переходной экономикой. Если не облегчить положение с валютными резервами
этих стран, то вероятность неудачи проводимых ими экономических реформ
возрастет, что может негативно отразиться на всей мировой экономике. Другим видом коллективной резервной валютной единицы, определяемой на
основе стоимости "корзины валют", до недавнего времени (1999 г.) являлась
ЭКЮ. ЭКЮ базировалась на основе 12 валют ведущих стран Европы, входящих в
ЕС. Вес каждой валюты в корзине определялся в зависимости от доли, которой
располагает государство-член в валовом национальном продукте ЕС и в
экспорте внутри Союза. Самым весомым компонентом ЭКЮ, около 1/3, была
германская марка. В отличие от СДР эмиссия официальных ЭКЮ была частично
обеспечена золотом и долларами. Объем эмиссии ЭКЮ превышает выпуск СДР. Так
же, как и СДР, ЭКЮ представлена в безналичной форме как запись на счетах
центральных банков (или коммерческих банков) при безналичных перечислениях
по ним.
СДР как коллективная резервная валюта не смогла занять того места, которое
отводилось ей при ее создании. Она не поколебала существенно позиции
доллара. В свою очередь, определенные резервные функции приобрели другие
валюты промышленных стран: марка ФРГ, швейцарский франк, японская йена. В отличие от СДР ЭКЮ имела более широкую сферу применения. ЭКЮ
использовалась не только в официальном, но и частном секторах. В частности,
ЭКЮ выступала как валютная единица в совместных фондах и международных
валютно-кредитных финансовых организациях; как валюта единых
сельскохозяйственных цен; была средством межгосударственных расчетов
центральных банков ЕС при проведении валютной интервенции и др. Частные
(коммерческие) ЭКЮ использовалась как валюта еврооблигационных займов,
банковских депозитов и кредитов. Более 500 крупных международных
организаций использовали ЭКЮ при предоставлении кредитов.[8] 2. Европейская валютная система ЭКЮ в отличие от СДР не только обладала более широкими функциями, но и
стала в определенной степени консолидирующей основой развивающегося и
углубляющегося интеграционного альянса западноевропейских государств.
Введение ЭКЮ представляло важнейший шаг на пути создания единой валютной
Европы. Создание Европейского экономического сообщества поначалу не ставило
своей целью образование валютного союза. Статья 105 Римского договора
предусматривала лишь согласование экономической политики стран-участниц и
образование валютного комитета консультативного характера с целью ускорения
координации валютной политики в необходимой мере. Однако с середины 70-х
годов активизировались поиски путей для создания такого объединения. Лидеры
Европейского сообщества пытались не только создать валютную единицу,
альтернативную доллару США, но и провести валютную интеграцию, осуществлять
государственный контроль за колебанием валют. Основные этапы развития европейской валютной системы. В результате сложных переговоров в рамках ЕС в марте 1979 г. была
создана Европейская валютная система (ЕВС). ЕВС — это международная (региональная) валютная система, представляющая
совокупность экономических отношений, связанных с функционированием единой
валюты в рамках европейской экономической интеграции. ЕВС — важная
составная часть мировой валютной системы. Основные вехи предыстории создания Европейской валютной системы (ЕВС)
таковы. В 1972 г. Совмин ЕЭС принял решение ограничить амплитуду колебания
валют, входящих в Сообщество стран, по отношению друг к другу. Для
достижения этой цели центральные банки должны были согласовывать свои
интервенции на валютном рынке. Так родилась "европейская валютная змея".
Предел колебаний курсов валют стран ЕЭС между собой допускался от ±1,125%
до ±4,5% в разные годы. В графическом изображении "змея" означала узкие
пределы колебаний курсов валют б стран ЕЭС (Германии, Франции, Италии,
Нидерландов, Бельгии, Люксембурга) между собой. Если курс валюты страны
опускался ниже допускаемого предела, центральный банк должен был скупать
национальную валюту на иностранную. "Валютная змея" просуществовала в том или ином составе стран-участниц
до 1979 г., когда по инициативе Ж.. д'Эстена и Г. Шмидта была создана
Европейская валютная система. ЕВС должна была решить следующие задачи:
• установить повышенную валютную стабильность внутри ЕС;
• стать основным элементом стратегии роста в условиях стабильности;
• усилить взаимосвязь процессов экономического развития и придать новый
импульс европейскому интеграционному процессу;
• оказать стабилизирующее воздействие на международные экономические и
валютные отношения. Механизм действия ЕВС включает в себя три составляющих:
• специальную расчетную денежную единицу — ЭКЮ;
• механизм валютных курсов и интервенций;
• механизм кредитования. ЭКЮ (European currency unit) являлась основной составляющей ЕВС. ЭКЮ,
как отмечалось выше, определялась на основе корзины европейских валют.
Стоимость каждой европейской валюты в ЭКЮ каждодневно изменялась. Эти
изменения были обусловлены двумя факторами: весом валют в корзине, курсом
валюты в других европейских валютах, который ежедневно изменяется на
валютных рынках. Эта корзина представляет собой определенное соотношение для взвешивания
курсов входящих в нее валют. Доля каждой из валют определена на основе ряда
экономических показателей государства – ее эмитента с учетом удельного веса
этого государства в торговом обмене между странами Общего рынка, размеров
его национального дохода и степени участия во взаимной валютной поддержке
государств, входящих в ЕВС ( Европейская валютная система ). На момент учреждения ЭКЮ и при первом значительном изменении весов
корзины 17 сентября 1984г. Доли разных валют в ней составили: [pic] Данная корзина служит ключевым элементом Европейской валютной системы.
На ее основе вычисляются допустимые пределы отклонений курсов валют,
входящих в ЕВС, а также ставок по ссудам, выраженным в ЭКЮ. Допустимые пределы отклонений каждой из валют системы публикуются в
виде паритетной сетки, которая представляет собой таблицу с указанием
центрального и сигнальных курсов, которые может достигать соответствующая
валюта на каждой из валютных бирж стран ЕВС. Центральные курсы каждой из
валют системы рассчитываются к ЭКЮ и выражаются в единицах соответствующих
национальных валют. ЭКЮ рассматривалась как резервный стоимостный актив. Она выпускалась
под обеспечение валютных ресурсов и на нее выплачивались проценты. ЭКЮ
являлась также средством расчетов в операциях между центральными банками
стран ЕС. Механизм валютных курсов и интервенций основывается на двусторонних
центральных курсах с определенными пределами колебаний. Колебания
допускались в рамках ±2,25% от центрального курса, для некоторых стран —
до ±6%. Со второй половины1993 г. в результате обострения валютных проблем
ЕС рамки колебаний расширились до ±15%. На практике поддержание рыночных
курсов в установленных рамках регулируется рынком, потому что, в случае
падения курса какой-либо валюты до нижнего предела, центральный банк —
эмитент этой валюты должен заняться ее скупкой. Итак, европейская валютная система представляет собой созданную
странами – членами ЕС зону скоординированного плавания по отношению к
доллару курсов национальных валют с целью обеспечения их большей
стабильности. Основными параметрами ЕВС являются: ограничения колебаний
курсов валют в каждую сторону от согласованного центрального курса каждой
валюты к экю. Великобритания на протяжении ряда лет не принимала участия в
системе. Европейская валютная единица экю - расчетная единица, курс
которой определяется как среднее взвешенное курсов стран- членов ЕС. Её
возникновение произошло за счёт взносов членов Европейского фонда валютного
сотрудничества для предоставления временной финансовой поддержки странам-
членам в целях финансирования дефицита платёжного баланса.[9] [pic]
|Люкомб.|Греч|Порт|Датска|Испан. |
|франк |вск.|уг. |я |песете |
|0,3% |драх|эску|крона |5.2% |
| |ма |до |2,5% | |
| |0,7%|0,8%| | | КОРЗИНА ЭКЮ ' Процесс функционирования и развития Европейской валютной системы . В 1989г. Ж.Делор, видный деятель ЕС (председатель КЕС),
представил отчет, в котором
излагался трехступенчатый план валютного объединения Европы.
Этот план включал:
1) осуществление скоординированной экономической и валютной
политики отдельных
стран ЕС; 2) учреждение центрального банка ЕС; 3) замену
национальных валют единой валютой ЕС. В 1990 г. происходит расширение ЕВС: в нее включены Англия, Испания,
Португалия. В 1991 г. подписывается Маастрихтский договор о создании
единого европейского пространства. В соответствии с этим договором главы
правительств — членов ЕС договариваются о создании валютного союза. Созданная с целью упорядочения колебания курсов западноевропейских
валют, ЕВС в течение почти 15 лет успешно справлялась с возложенными на нее
функциями. Однако с осени 1992 года она стала давать заметные сбои. Одна из главных причин этого — неспособность центральных банков
указанных стран справляться со все возрастающими атаками биржевых
спекулянтов, игравших на понижение, в расчете на девальвацию валют. Первой пострадала итальянская лира. Банк Италии был вынужден прибегнуть
к массивным интервенциям для спасения своей денежной единицы. Правительства
стран ЕС решают прибегнуть к семипроцентной девальвации лиры, но она
продолжает падать. 17 сентября 1992 г. после экстренного заседания
Валютного комитета сообщества лира покидает ЕВС. Летом 1993 года 5 из 8 состоявших в системе ЕВС денежных единиц:
французский и бельгийский франк, датская крона, песета и эскудо — упали до
установленного для них нижнего предела. Центральными банками было принято
решение не поддерживать искусственно свои валюты. Они могут колебаться
вокруг фиксированных курсов на 15 процентов в ту или другую сторону.
Центральные банки также могут понижать учетные ставки, которые они
сохраняли на высоком уровне, с целью поддержания обменных курсов. Развитие западноевропейского хозяйственного комплекса, увеличение
степени взаимопроникновения и взаимодополняемости экономик способствовали
нарастанию потребностей в проведении единой макроэкономической политики.
Однако, с другой стороны, различия в бюджетной денежно-кредитной валютной
политике стран — членов ЕС вели к колебанию цен, процентных ставок,
валютных курсов, что мешало развитию производительных сил региона. Перечисленные экономические и ряд политических факторов привели к
провозглашению в Едином Европейском Акте (1984 г.) цели Сообщества —
создания экономического и валютного союза. Экономический и валютный союз
предстают как объединение государств, имеющих единый рынок, денежную
единицу и специальные институты, отвечающие за формирование и проведение
единой макроэкономической политики. Экономический и валютный союз должен
представлять две составные части единого целого. Процесс унификации в
экономической и валютной сферах должен протекать параллельно,
взаимосвязано. Важнейшим результатом этого процесса должен стать переход к
единой валюте в рамках ЕС, с единым центром формирования валютной и денежно-
кредитной политики — единым Центральным банком. [10]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|