p> 3. Вывод экономику из депрессии через инвестиции. При проведении политики по определению курса национальной денежной
единицы нужно следовать правилу: курс должен быть таким, чтобы обеспечивать
устойчивое отставание доходности валютных спекуляций от альтернативных
финансовых операций, в первую очередь, то кредитных операций. Если, как это случилось в России в 1995 г., доходность валютных
операций очень высока, то возникает много банков, занимающихся только
операциями на валютном рынке. Такие банки вообще не имели клиентов и не
выполняли никаких макроэкономических функций. В России политика властей в
отношении рубля не отслеживала доходность различных сегментов рынка, и
валютные спекуляции были более доходны, чем кредитные операции. В такой
ситуации структуры, которые должны способствовать кредитованию экономики,
анализируя прибыльность различных своих операций, быстро приходили к
выводу, что доходы кредитных операций для инвестирования значительно ниже
прибыли, получаемой от валютных спекуляций. Власти сами способствовали
перетоку средств из реального сектора в финансовый и снижение объемов
инвестиций. Итак, доходность валютных операций должна быть ниже, чем доходность
рублевых операций для того, чтобы постепенно происходил перевод накоплений
и сбережений населения и предприятий в форму национальной денежной единицы.
Очень важен политический аспект этой проблемы, так как за ним стоит вопрос
доверия населения к национальной денежной единице. Снижению курса валюты способствует также и приток средств от
иностранных инвесторов. Это послужило причиной допуска иностранного
капитала на рынок ГКО: необходимо было повысить приток валюты в страну.
Чтобы стимулировать иностранные инвестиции, необходимо проводить политику
ревальвации – укрепление национальной денежной единицы. Но политика
длительной ревальвации в условиях усиления спада производства и отсутствия
товарного обеспечения невозможна, потому что ЦБ вынужден проводить
усиленные валютные интервенции для подержания стабильности рубля, истощая
свои золотовалютные резервы и повышая возможность новых кризисов и обвалов
курса. Кроме того, политика ревальвации ведет к понижению
конкурентоспособности отечественных производителей на мировых рынках.
Именно поэтому введение валютного коридора вызвало негативную реакцию со
стороны ведущих экспортеров. Если в стране не повышается внутренний спрос,
ревальвация может спровоцировать кризис. Главный вывод из вышесказанного следующий: валютная политика должна
быть скоординирована с другими инструментами антиинфляционной и
антикризисной политики и не может проводиться изолированно. Роль валютной политики очень противоречива в тот момент, когда
необходимо бороться одновременно и с инфляцией, и с кризисом. В этой
ситуации непонятно, какую политику проводить, и это было очень заметно в
России. Существует два варианта валютного режима в стране: фиксированный и
гибкий валютный курсы. Выбор между ними представляет собой классическую
проблему, всегда являвшуюся предметом особого внимания макроэкономической
литературы. И тот, и другой вариант имеет свои сильные и слабые стороны, и
выбор сильно зависит от конкретной ситуации и страны, причем в числе
структурных факторов необходимо учитывать общую открытость экономики и ее
интеграцию в торговые отношения с иностранными партнерами. Кроме структурных факторов крайне важно учитывать степень доверия
экономических агентов к государственной политике. Страны с низким доверием,
как правило, страдают от высокой инфляции и оттока капитала за рубеж.
Национальная валюта в таких странах имеет ограниченное хождение, вместо нее
используются более надежные валюты, к примеру, доллар США или DM.
Экономические агенты в таких странах учитывают свой предыдущий опыт, и их
крайне сложно убедить в том, что власти будут проводить разумную
стабилизационную политику. В таких условиях фиксированный курс может быть
предпочтительнее, но огромное значение имеет следующее обстоятельство:
обязательства фиксировать валютный курс могут вызвать доверие у населения
лишь в том случае, если созданы институциональные механизмы, исключающие
политическое воздействие на выработку решений в денежно-кредитной сфере,
более того, если осуществляются адекватные дополнительные мероприятия в
области бюджетной политики. Именно в этом состоит идея механизма валютного
управления. Эта проблема особо остро стояла в России, и механизм валютного
коридора без институциональной базы под ним не вызывал доверия. Механизм валютного управления доказал свою плодотворность в ситуациях,
когда главная проблема страны состоит в низком уровне доверия к
экономической политике властей и отсутствии финансовой стабильности.
Валютное управление предполагает прикрепление национальной валюты к
иностранной валюте, пользующейся международным признанием, например к
доллару США. Однако, это не единственная мера валютного управления. Кроме
такой привязки предполагается выполнение следующего правила: ЦБ обязан по
первому требованию немедленно конвертировать свои ликвидные обязательства,
составляющие денежную базу, в иностранную валюту по заранее установленному
курсу. Для введения такой политики необходима полная уверенность в
независимости ЦБ от политических факторов. Это можно сделать с помощью
специального законодательства, но необходимо удостовериться, что Парламенту
или Президенту будет достаточно сложно его отменить. В современном
российском законодательстве таких ограничений нет. Возможность
одностороннего объявления какой-либо политики, от проведения которой ЦБ
может легко оказаться, тоже должна быть ликвидирована. При введении валютного регулирования возможны несколько технических
задач: 1. Выбор валюты, используемой для фиксации национальной денежной единицы. Эта валюта будет являться «якорем» и должна иметь высокий международный статус, рано как и Центральный банк, ее выпускающий. Целесообразно выбрать ту валюту, которая нелегально обслуживает большинство денежных потоков. 2. Гарантирование резервов обеспечения валюты. Наиболее радикальное и жесткое решение, редко применяющееся на практике – установка жесткого соответствия объемов денежной массы объемам валютных резервов ЦБ. Второй вариант – обеспечение валютными резервами не денежную массу, а денежную базу. Общий смысл резервного обеспечения заключается в том, чтобы объем денежной базы менялся вместе с объемом валютных резервов. Если прироста валютных резервов не происходит, то ЦБ не имеет права наращивать денежную базу. 3. Уровень валютного курса. Валютное управление вводится либо одновременно с девальвацией национальной валюты, либо фиксируя уже сложившийся на рынке валютный курс. Так как поддержание более высокого курса национальной валюты требует большего объема резервов, то уровень фиксации валютного курса обычно зависит от их наличия. При недостатке золотовалютных резервов сильно искушение установить заниженный валютный курс, но это приведет к инфляции в будущем. В связи с этим, государства при введении валютного регулирования часто прибегают к международному кредиту с целью повышения золотовалютных резервов и для того, чтобы избежать необходимости девальвации перед вводом валютного управления. Следствием ввода валютного регулирования является отказ от
самостоятельного проведения денежно-кредитной политики. ЦБ не сможет
диктовать условия денежно-кредитной политики, так как их диктует рынок.
Власти теряют контроль над процентной ставкой и денежными агрегатами.
Денежную массу определяют золотовалютные резервы. Валютная политика в России Многие страны с переходной экономикой предпринимали попытки провести
финансовую стабилизацию одновременно с началом рыночной трансформации.
Россия не пошла по этому пути, и макроэкономическая политика в начале 90х
годов не отличалась жесткостью, не удалось достичь реальной финансовой
стабилизации, и уровень инфляции оставался высоким гораздо дольше, чем в
других посткоммунистических странах Восточной и Центральной Европы.
Серьезных попыток стабилизировать ситуацию власти не предпринимали до 1995
г. В 1995 г., опираясь на кредит МВФ, Россия резко сократила бюджетный
дефицит и отказалась от кредитования Центробанком государственного бюджета
и предприятий. Введение режима валютного коридора (квазификсированный
валютный курс) было элементом стратегии финансовой стабилизации, которая на
протяжении нескольких лет казалась достаточно успешной. Действительно,
Россия добилась снижения инфляции и стала привлекательным объектом для
иностранного капитала, но азиатский кризис обнажил проблемы, которые не
были решены. В конце 1997 г. Россия столкнулась с последствиями этого
кризиса. Следствием всех этих факторов явилось то, что, несмотря на низкую
инфляцию и жесткую денежно-кредитную политику, стали возникать серьезные
экономические проблемы. Главные последствия этого – ожидание того, что
власти либо прибегнут к эмиссии для инфляционного обесценения своих
обязательств, либо просто откажутся от них. Эти ожидания привели к падению
ценности рублевых активов, что еще более сузило возможности для проведения
нормальной бюджетной политики. Азиатский кризис и резкое падение цен на
нефть на мировом рынке сыграли важную роль в раскрутке этого процесса.
Однако, главная причина – не внешний, а внутренний фактор. Урок проведения политики финансовой стабилизации следующий: режим
фиксированных валютных курсов не может поддерживаться без проведения
комплекса сопутствующих мероприятий. Введение в 1995 г. не
квазификсированного курса, а валютного управления могло бы повысить уровень
дисциплины платежей в рамках финансовой системы и действительно повлиять на
изменение ситуации, приведя к стабилизации. Лекция 12. Бюджетная политика. В переводной литературе само понятие бюджетной политики часто
заменяется синонимом «фискальная политика». Этот термин остался от тех
времен, когда в мировой макроэкономической науке главенствовали
кейнсианские идеи, и, соответственно, огромное внимание уделялось
государству, бюджету и бюджетной политике. В России термин «фискальная
политика» обычно понимается уже и включает в себя лишь налоговую политику,
тогда как в других странах понятие фискальной политики включает в себя не
только сбор денежных средств, но и их последующее распределение. Бюджетная политика – это воздействие на совокупный спрос с помощью
системы государственных заказов (контрактов), налогообложения и
трансфертных платежей. Трансферты – различные льготы и ссуды, которые
передаются на безвозмездной или частично возмездной основе различным
организациям, территориям и слоям населения. Основные понятия этой сферы были разработаны в 30-е годы Кейнсом,
который впервые заговорил серьезной разработке бюджетной политики в
качестве инструмента выхода из экономического кризиса. Если до Великой
Депрессии суть бюджетной политики сводилась к достижению бездефицитности
бюджета, то Кейнс опроверг этот постулат и доказал, что манипулирование
государственными доходами и расходами и создание дефицита бюджета при
определенных макроэкономических предпосылках может сыграть положительную
роль в выводе экономики из кризиса. Кейнс доказал, что в условиях кризиса
создание дефицита бюджета будет способствовать преодолению депрессии. Этот
вывод основывался на теории потребления, разработанной им же, и на
следующих понятиях: . Основной психологический закон потребления . Предельная склонность к потреблению и сбережению . Мультипликатор дохода Для доказательства утверждений Кейнса рассмотрим вначале упрощенную
закрытую модель без учета мирового рынка. Основным является следующее
уравнение: Xn в этой модели не учитывается по причине отсутствия мирового рынка,
а государственные расходы G будут рассматриваться в ходе доказательства. По
Кейнсу, потребление является функцией от величины дохода: Обозначим Расходы всей экономики равняются ее доходам и определяют количество
произведенных и приобретенных благ – ВНП. Из уравнения следует: Используя основной психологический закон – потребление увеличивается с
ростом дохода, но не так сильно, как растет сам доход, получаем в самом
общем случае следующую картину: В этом случае получается, что при нулевом доходе население ничего не
потребляет. На деле, это, разумеется, не так, и необходимо ввести
автономное потребление a – наименьший необходимый уровень потребления,
необходимый для поддержания физического существования. С учетом этого, окончательный вариант будет выглядеть следующим
образом: В этом случае уравнение потребления можно записать как каноническое
уравнение прямой, где c – предельная склонность к потреблению. Она
показывает, какая часть из прироста дохода пойдет на прирост потребления. Или Но линейный характер потребления является лишь частным случаем. В
более общем случае кривая выгладит так: В любой экономике доход делится на 2 части – потребления и сбережения,
Y=C+S. Аналогично предельной склонности к потреблению с, можно выделить и
предельную склонность к сбережениям s. Перейдем к рассмотрению макроэкономического равновесия по методу
кейнсианского креста. Линия соответствия совокупных доходов и расходов является ломаной в
точке достижения максимального объема производства ВНП*. Макроэкономическое
равновесие достигается, когда совокупный спрос равняется совокупному
предложению СС=СП. В этом случае СС=ВНР, СП=ВНП. Упрощением этой модели является постоянный объем инвестиций
I=const=I0. Точка равновесия, таким образом, определена и достаточно далеко
отстоит от максимально возможного уровня производства. Но, так как спрос
равен предложению, то в самой экономической системе не существует никаких
механизмов, которые справились бы с безработицей и привели бы к полной
занятости. Главный вывод, сделаный Кейнсом из своей макроэкономической
теории и теории потребления, таков: макроэкономическое равновесие возможно
при безработице, что отрицает классическая школа. Состояние полной занятости наступит в том случае, если график C(Y)
сдвинется вверх. Но существует также и множество других положений, и полная
занятость – лишь один из частных случаев: Если экономическая система действует так, что равновесие может
установиться в условиях высокой безработицы, то нет ничего присущего
механизму равновесия, что могло бы сдвинуть точку равновесия. Если же к
этой системе мы прибавим государственные расходы, пусть даже вызвав дефицит
государственного бюджета, то такая бюджетная политика будет способствовать
ликвидации безработицы и выходу из кризиса, приближаясь к объему
производства, равному максимально возможному. Итак, благодаря государственным расходам мы подняли ВНП на максимально
возможный уровень ВНП*. Кейнсианский подход заключается именно в этом – в
изменении макроэкономического равновесия с помощью государственных
расходов. Мы доказали, что бюджетная политика влияет на ВНП. Теперь необходимо
выяснить размер этого воздействия в количественном выражении. Для этого
введем понятие мультипликатора дохода, позволяющего сделать вывод о росте
ВНП с увеличением дохода. Мультипликатор показывает, в какой зависимости находится прирост
дохода Y от прироста инвестиций I. В самом простом виде его можно выразить
из формул Теперь вычислим результат смещения равновесия из (Y,I) в (Y+(Y,I+(I). Отсюда Так как 0 < с < 1, то Это значит, что увеличение инвестиций влечет за собой увеличение
дохода, причем в большей степени, чем прирост инвестиций. Коэффициент,
выражающий соотношение между приростом дохода Y и порождающим этот прирост
увеличением объема инвестиций I, и является мультипликатором. Эффект мультипликатора не имеет ничего общего с производственным
эффектом инвестиций. Понятие производственной функции, которая бы показала
зависимость между инвестициями, другими факторами производства и объемом
ВНП, не используется. Эффект мультипликатора связан с лавинообразным
увеличением совокупного спроса, вызванного ростом объема производства и,
соответственно, объема дохода в смежных отраслях. Рост инвестиций, к примеру, в сельскохозяйственной отрасли,
производящей помидоры, приведет к росту спроса на орудия труда, требуемые
этой отраслью. Это повлечет за собой рост дохода производителей орудий
труда, которые, в свою очередь, этот дополнительный доход разделят на две
части в соответствии со своими c и s, сберегая одну часть, а другую тратя
на приобретение хлеба. Те, кто производит хлеб, точно также распорядятся
дополнительным доходом, потратив какую-то его часть на развлечения и т.д. В
экономике резко возрастает совокупный спрос из-за увеличения потребления в
экономике. Изначальной причиной этого многократного увеличения стал прирост
инвестиций в сельскохозяйственную отрасль. Рассмотрим численный пример. Пусть в нашей экономической системе С=30+0,5Y, I=100. Первоначальный размер Y равняется Y=30+0,5Y+100 Y=260. Увеличение инвестиций (I=50 приведет к Y=360 (+100) в соответствии с мультипликатором Либо по другой формуле Механизм этого таков:
|(Y | |50 |25 |12,5 |
|(I |50 | | | |
|(C | |25 |12,5 |6,25 | Изначальный прирост инвестиций увеличил совокупный доход на 50 ед. Ѕ
этого дохода, в соответствии с предельной склонностью к потреблению, была
потрачена и увеличила доход еще на 25 ед. и т.д. Выведем формулу мультипликатора из этого соотношения: (Y=(I + (I(c + (I(c2… Используя формулу суммы бесконечно убывающей геометрической
прогрессии, имеем Т.е. то, что и получали ранее. Лекция 13. Бюджетная политика. Для дальнейшего рассмотрения эффекта мультипликатора необходимо
отметить, что он действует в период неполной занятости или депрессии.
Именно при таком состоянии экономики изменения в инвестициях (I влияют на
номинальный национальный доход или на ВНП из-за изменения реального объема
производства через эффект мультипликатора. Если же экономика работает в
условиях полной занятости, то изменения в инвестициях воздействуют на
номинальный национальный доход через изменение уровня цен. В период полной
занятости эффект мультипликатора не действует, и создаваемый приростом
инвестиций дополнительный совокупный спрос приводит не к расширению объемов
производства, а к созданию инфляции. Проиллюстрируем это графически с
помощью кейнсианского креста и модели совокупного спроса/предложения: На моделях видно, что экономика в состоянии полной занаятости
находится на вертикальных отрезках прямых, и дополнительные инвестиции
приводят к сдвигу кривой совокупного спроса, не изменяя максимально
возможного ВНП*. Вместо этого происходит увеличение расходов экономики и
рост цен. Итак, в условиях полной занятости мультипликатор является источником
инфляции и не воздействует на объемы производства. Рассмотрим ситуацию, когда экономика не находится в состоянии полной
занятости. Пусть имеет место кризис, и ВНП
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|