Меню
Поиск



рефераты скачать Лекции по макроэкономике

p> В 1997 г. финансовые рынки азиатских стран стали нестабильны, и иностранные инвесторы уводят оттуда капитал. Россия также относится к странам с высоким риском вложений для нерезидентов, и это приводит к их массовому оттоку с рынка ГКО. Это означало одновременную продажу большого числа ценных бумаг для отвода капитала и перевод рублевых средств, полученных в результате продаж в иностранную валюту. На валютный рынок поступает большая денежная масса и резко возрастает спрос на доллар, в то время, когда колебания курса доллара ограничены валютным коридором. ЦБ не может допустить, чтобы курс рубля вышел за пределы им же установленного валютного коридора, и должен проводить массированные валютные интервенции для поддержания курса рубля, приводящие к быстрому истощению золотовалютных резервов. Поэтому для поддержания курса рубля ЦБ решает призвать на помощь коммерческие банки, для чего поднимает норму обязательного резервирования по валютным счетам до 9%. Коммерческие банки должны были выбросить на рынок большое количество валюты, что уравняло спрос и предложение и предотвратило обвал рубля в ноябре 1997.

С 1 февраля 1998 года вводится одинаковая норма обязательных резервов по всем валютным и рублевым счетам в размере 11%. Летом этого года денежно- кредитную политику слегка ослабляют, так как нарастает неликвидность средств, связанная с дефолтом и экономическим кризисом. 24 августа для облегчения прохождения платежей и обеспечения коммерческих банков свободными резервами происходит снижение R на 1 процентный пункт до 10%.

После финансового кризиса изменяется подход к определению нормы обязательного резервирования – она устанавливается не по ликвидности средств, а по удельному весу вложений в ГКО в активах банка. В результате отказа государства платить по своим обязательствам коммерческие банки стали неплатежеспособными, т.к. значительная часть активов была заморожена. Банки не могли проводить платежи своих клиентов, и для нейтрализации этого 1 сентября 1998 года были произведены следующие изменения:
| |Норма обязательных резервов |
|Банк с 40% и более долей ГКО в активах |5% |
|Банк с менее чем 40% долей ГКО в активах |7,5% |
|Счета в иностранной валюте |5% |

Поскольку «замороженные» в ГКО денежные средства все меньше влияют на ликвидность, то в декабре норма опять становится единой по всем счетам в размере 5%.

Начиная с августа 1998 г., норма обязательных резервов теряет свою роль инструмента денежно-кредитной политики и не оказывает влияние на темпы инфляции и экономического роста, а является лишь средством повышения ликвидности средств и платежеспособности коммерческого банка.

Весной 1999 года R вновь начинает использоваться как инструмент денежно-кредитной политики, так как, несмотря на то, что много банков разорилось, платежная система вновь заработала, и стало необходимым дальнейшее использование этого инструмента для борьбы с инфляцией.
|Тип счета |Норма обязательных резервов |
|Рублевые счета |7% |
|Счета в иностранной валюте |5% |

До сегодняшнего дня R еще дважды меняется в сторону повышения, т.к. инфляция вновь становится проблемой. 10 июня 1999 г.:
|Тип счета |Норма обязательных резервов |
|Рублевые счета |5,5% |
|Счета в иностранной валюте |8,5% |

1 января 2000 г. происходит очередное ужесточение денежно-кредитной политики для борьбы с инфляцией и поддержки рубля:
|Тип счета |Норма обязательных резервов |
|Рублевые счета |7% |
|Счета в иностранной валюте |10% |

В 2000 г. необходимо удержать низкий темп инфляции и способствовать повышению темпов экономического роста одновременно с проведением политики по дедолларизации страны.

Лекция 10. Денежно-кредитная политика в России.

Уровень процентной ставки ЦБ и учетная политика ЦБ.

Ставка рефинансирования как инструмент денежно-кредитной политики является инструментом двойного действия. С одной стороны, она оказывает воздействие на предложение денег в экономике, а с другой – на ликвидность финансовой системы страны. Нужно иметь ввиду, что эти влияния разнонаправлены с точки зрения достижения российской экономикой оптимального состояния. Уменьшение рефинансирования кредитов, которое происходит с ростом ставки, сокращает предложение денег, и, следовательно, оказывает положительное воздействие на снижение темпов инфляции. Но, одновременно с этим процессом происходит снижение ликвидности банковской системы, что может вызвать негативные последствия для экономики страны.
Увеличение рефинансирования кредитов уменьшает неликвидность, но способствует росту инфляции.

В России конца 80х – начала 90х гг. ставка рефинансирования устанавливалась дифференцировано для разных групп банковских учереждений.
По отношению к 6 спецбанкам Госбанк СССР применял преимущественно административные методы регулирования уровня процента, а к коммерческим банкам – в основном косвенные. В 1988-1989 гг. процентная ставка по централизованным ресурсам была дифференцирована, и колебалась для коммерческих банков от 5% до 7% годовых, а для спецбанков являлась строго фиксированной и не зависела от суммы, сроков кредита и состояния денежного рынка. Кроме того, уровень процентной ставки по активному кредитованию операций спецбанков устанавливался директивно сверху. Коммерческие банки устанавливали эту ставку сами, в зависимости от спроса и предложения на денежные ресурсы. В результате проведения такой политики в конце 80х гг. преобладающей формой движения кредитных ресурсов среди государственных спецбанков оставалась система их ведомственного (отраслевого) распределения при административном управлении уровнем ставки рефинансирования. Рынок кредитных ресурсов формировали только коммерческие банковские структуры.

В 1990 году был осуществлен переход от отраслевого планирования к территориальному распределению кредитных ресурсов через региональные учреждения Госбанка СССР. Ставка рефинансирования как для трансформированных спецбанков, так и для вновь создаваемых коммерческих банков была унифицирована. Резко уменьшилась доля централизованных кредитов в общем объеме межбанковских ссуд с 93% до 46%, что ослабило влияние официальных ставок на формирование рыночной цены денег.

С 1991 года Центробанком России вводится единая ставка по рефинансированию всех банковских институтов второго уровня в размере 20%.
Эта ставка неоднократно повышалась начиная с 1992 года, когда в России начался переход к рыночным методам управления экономикой.
|Период действия |% |Период действия |% |
|01.01.91-09.04.92 |20 |22.06.93-28.06.93 |120 |
|10.04.92-22.05.92 |50 |29.06.93-14.07.93 |140 |
|23.05.92-29.03.93 |80 |15.07.93-22.09.93 |170 |
|30.03.93-01.06.93 |100 |23.09.93-14.10.93 |180 |
|02.06.93-21.06.93 |110 |15.10.93-28.04.94 |210 |

Ставка в 20% в январе 1992 при инфляции 245% черезвычайно низка, и повышения ее в марте и мае были необходимы. Но даже 80%-ный размер ставки не является запретительным при том уровне инфляции. Необходимо было дальнейшее повышение ставки рефинансирования, и в 1993 г. она менялась 7 раз в сторону увеличения и достигла размера в 210% 15 ноября 1993 г.

Такое повышение ставки постепенно ослабляло давление на денежную массу и оказывало свое положительное воздействие. Ситуация резко меняется в феврале 1994, когда впервые за все время реформ месячные темпы роста цен опустились ниже 10%. Это означало переход к положительной ставке рефинансирования.

Период 1992-1993 гг. был черезвычайно выгоден для коммерческих банков, так как позволял получать огромный размер прибыли, перепродавая взятый в ЦБ кредит под 50% предприятиям и фирмам под больший на порядок процент. В это время было создано множество банков, не способствовавших реальному росту экономики, а занимавшихся подобного рода операциями. Для ЦБ это означало истощение денежных ресурсов, дополнительные денежные эмиссии для удовлетворения требований коммерческих банков. Политика повышения ставки рефинансирования была необходима. Этот период перекачки денег из реального в финансовый сектор являлся периодом первоначального накопления капитала.

В 1994 году с переходом к положительной ставке начинается новый этап в развитии банковской системы. ЦБ реагирует на это постепенным снижением ставки.
|Период действия |% |Период действия |% |
|15.10.93-28.04.94 |210 |30.06.94-31.07.94 |155 |
|29.04.94-16.05.94 |205 |01.08.94-22.08.94 |150 |
|17.05.94-01.06.94 |200 |23.08.94-11.10.94 |130 |
|02.06.94-21.06.94 |185 |12.10.94-16.11.94 |170 |
|22.06.94-29.06.94 |170 |17.11.94-05.01.95 |180 |

Понижение происходит вплоть до 12 октября 1994, когда происходит резкий скачок от 130% до 170%. В начале года резко уменьшились инвестиционные кредиты, так как при среднемесячном уровне инфляции в 7% ставка рефинансирования находилась в районе 15% в месяц. Поэтому ЦБ активно снижает ставку, для того, чтобы сделать возможным для предприятий получение кредита в коммерческих банках.

С началом валютного кризиса и ростом темпов инфляции ставка рефинансирования перестает воздействовать на кредитные ресурсы и начинает использоваться для борьбы с инфляцией. В начале следующего года происходит очередное увеличение ставки до 200%.
|Период действия |% |
|6.01.95-15.05.95 |200 |
|16.05.95-18.06.95 |195 |
|19.06.95-23.10.95 |180 |
|24.10.95-30.11.95 |170 |
|01.12.95-09.02.96 |160 |

Со сменой руководства ЦБ и приходом Парамоновой начинается ужесточение политики в области обязательного резервирования и развивается противостояние между коммерческими банками и Центробанком. Окончание конфликта в мае 1995 делает возможным смягчение денежно-кредитной политики, и ставка рефинансирования начинает снижаться. Но даже установленная 1 декабря ставка в размере 160% слишком высока для такого уровня инфляции, какой наблюдался в конце года. Ставка рефинансирования является запретительной, так как цена на кредитные ресурсы очень высока.

В 1996 году наметилась позитивная тенденция в снижении темпов инфляции, и основной макроэкономической целью стало стимулирование экономического роста. Таким образом, ставка рефинансирования должна снижаться:
|Период действия |% |Период действия |% |
|10.02.96 - 23.07.96 |120 |21.10.96 - 01.12.96|60 |
|24.07.96 - 18.08.96 |110 |02.12.96 - 09.02.97|48 |
|19.08.96 - 20.10.96 |80 | | |

Данный инструмент денежно-кредитной политики работал на достижение глобальной задачи – экономического роста. Вместе со снижением нормативов обязательного резервирования была достигнута согласованность работы всех инструментов на достижение общей задачи.

В 1997 году до ноября продолжалась благоприятная тенденция развития экономики и происходило дальнейшее снижение ставки рефинансирования.
|Период действия |% |
|10.02.97 - 27.04.97 |42 |
|28.04.97 - 15.06.97 |36 |
|16.06.97 - 05.10.97 |24 |
|06.10.97 -10.11.97 |21 |
|11.11.97 - 01.02.98 |28 |

Начиная с 11 ноября 1997, политика в области ставки рефинансирования резко меняется, так как начинается Азиатский кризис. Норма обязательных резервов по валютным счетам увеличивается, а ставка поднимается до 28%. Так можно было ликвидировать последствия мирового кризиса.

В это время с рынка ГКО уходит иностранный капитал, и доходность бумаг резко растет, вызывая повышение давления на государственный бюджет.
Возникает достаточно сложная ситуация с острой нехваткой средств на обслуживание внутреннего долга. ЦБ пытается пойти навстречу бюджету и поддержать доходность ГКО на прежнем уровне, проводя их скупку.

Итак, до осени 1997 г., во время благоприятной экономической ситуации, происходит снижение ставки рефинансирования. Рост доходности ГКО, связанный с оттоком иностранного капитала, побуждает ЦБ к активной скупке ценных бумаг. Но и на валютном рынке ситуация достаточно сложна, и у Центробанка не хватает средств на одновременную поддержку курса рубля и доходности по
ГКО. Для компенсации недостатка резервов Центробанк повышает норму резервирования и пытается лишить коммерческие банки сверхприбыли, получаемой в результате покупки ГКО на взятые кредиты, путем повышения ставки рефинансирования.
|Период действия |% |Период действия |% |
|02.02.98 -16.02.98 |42 |27.05.98 - 04.06.98|150 |
|17.02.98 - 01.03.98 |39 |05.06.98 - 28.06.98|60 |
|02.03.98 -15.03.98 |36 |29.06.98 - 23.07.98|80 |
|16.03.98 - 18.05.98 |30 |24.07.98 - 09.06.99|60 |
|19.05.98 - 26.05.98 |50 | | |

2 февраля 1998 ставка поднимается до 42%, затем идет ее медленной снижение. В мае 1998 становится понятно, что проблема не решена и доходность ГКО по-прежнему растет. Резкое увеличение ставки рефинансирования сначала до 50%, а затем до 150% (запретительный уровень) приводит к тому, что коммерческие банки практически полностью прекращают кредитование. Для преодоления данной ситуации ставка вновь снижается.

После кризиса августа 1998 ставка рефинансирования на время теряет роль инструмента денежно-кредитной политики, и ее использование для воздействия на экономику возобновляется в середине 1999 г.
|Период действия |% |
|10.06.99 - 23.01.00 |55 |
|24.01.00 - 06.03.00 |45 |
|07.03.00 - 20.03.00 |38 |
|21.03.00 - 09.07.00 |33 |
|10.07.00 - |28 |

Валютная политика

При рассмотрении валютной политики как инструмента денежно-кредитной политики, надо иметь в виду, что проведение валютной политики не является самоцелью государства. Показатели валютного рынка должны рассматриваться как подчиненные приоритетам достижения желаемых макроэкономических параметров. Достижение основных целей макроэкономической политики – темпов инфляции, размеров ВНП и уровня безработицы – должно быть задачей валютной политики.

Традиционные ориентиры действий государственных органов по управлению валютным рынком таковы:

1. Уровень и динамика курса национальной денежной единицы.

2. Структура и сальдо внешнеторгового баланса

3. Состояние основных сегментов финансового рынка и, прежде всего, движения капитала.

4. Борьба с отмыванием денег и неуплатой налогов. Контроль за оттоком средств за рубеж через коммерческие банки.

Лекция 11 Валютная политика как инструмент денежно-кредитной политики.

Выделяют следующие цели валютной политики:

1. Воздействие на уровень инфляции.

Таким образом, валютная политика может использоваться как один из инструментов финансовой стабилизации экономики. Все макроэкономические школы согласны с тем, что воздействие валютного курса на рост цен значительно. Но, все теории также утверждают, что необходимо учитывать и другие факторы, такие как эмиссионные или неэмиссионные источники финансирования дефицита государственного бюджета, размер внутреннего и внешнего государственного долга, налоговая политика, политика заработной платы и доходов, а также и другие инструменты денежно-кредитной политики.
Все эти факторы, вместе с валютной политикой, являющейся одним из основных инструментов, оказывают давление на инфляцию. В некоторых странах валютной политике отдана ведущая роль в сдерживании инфляции. Валютный курс является
«якорем» и может сыграть решающую роль в борьбе с ростом цен, и многие страны бывшего социалистического лагеря использовали именно этот подход в качестве главного рычага антиинфляционной политики. Главной проблемой являлся выбор между гибким валютным курсом, фиксированным валютным курсом и механизмом валютного регулирования.

Для того, чтобы валютная политика стала рычагом антиинфляционной политики, необходимо выполнение следующего правила: надо добиться, чтобы обесценение национальной денежной единицы было меньше роста внутренних цен.
Для проведения подобной политики необходимо наличие достаточно больших золотовалютных резервов в распоряжении Центробанка. Именно это обстоятельство не было учтено в России в 1994 г.

2. Воздействие на объем производства через внешнеторговое сальдо.

Это объясняется регулировкой компоненты Xn уравнения совокупного спроса

Рост этой составляющей приведет к росту совокупного спроса, что будет иметь различные последствия для экономик в различных состояниях, но для кризисной ситуации это влияние будет благоприятным.

Для увеличения Xn надо проводить политику девальвации, т.е. обесценения национальной денежной единицы. Экспорт становится относительно более выгодным, а импорт – невыгодным. Внешнеторговое сальдо растет:

Так можно выйти из кризиса с помощью валютной политики. Однако существует достаточно серьезные ограничения и последствия. Если растет экспортная составляющая, то происходит стимулирование в первую очередь тех отраслей, которые ориентированы на мировые рынки. В случае, если эти отрасли преимущественно сырьевые, как в России, то политика девальвации, направленная на выход из экономического кризиса, усиливает сырьевую специализацию страны, что неблагоприятно для дальнейшего развития. Таким образом, ухудшается структура внешнеторгового баланса, и страна все больше экспортирует сырье и импортирует технологии в условиях дорожающего импорта, усиливая свое технологическое отставание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.