Меню
Поиск



рефераты скачать Лекции по макроэкономике

p> 2. Важно знать, как часто пересматриваются цели. Если промежуточные цели меняются достаточно часто, то в принципе неважно, какая цель использовалась для выполнения основной задачи. Но если промежуточные цели стабильны и не пересматриваются в течение длительного времени, то подобная цель приобретает большое значение.

К примеру, если ЦБ в качестве промежуточной цели ставит прирост денежной массы на 3% в течении 5 лет, то нужно быть уверенным в том, что скорость обращения денег не изменится случайным образом, например, под воздействием политических факторов. В противном случае, фактический объем ВНП будет серьезно отличаться от запланированного.

3. Формирование промежуточных целей дает ЦБ возможность действовать более конкретно в течение планового периода. Установление таких целей помогает также и частному бизнесу, дает возможность предпринимателям лучше понимать, что можно ожидать в будущем. Если

ЦБ декларирует свои цели открыто и действительно им следует, фирмы лучше понимают, какова денежно-кредитная политики, и имеют возможность предсказывать будущий объем выпуска и уровень цен.

Таким образом, ЦБ является ответственным за проведение денежно- кредитной политики в целом.

Идеалом являлась бы такая цель, которую ЦБ мог полностью контролировать. Предположим, что конечной целью ЦБ является определенный уровень ВНП. В случае, если бы денежный мультипликатор и скорость обращения денег были бы неизменны, ЦБ мог бы достичь своей цели, утвердив определенный размер денежной базы в качестве промежуточной цели. Но, поскольку и денежный мультипликатор, и скорость обращения денег не являются постоянными, задача ЦБ очень сложна. Ему приходится выбирать между теми факторами, на которые возможно частичное влияние, и теми, влияние ЦБ на которые очень ограничено.

Рассмотрим общие характеристики денежно-кредитной политики. В развитых странах она рассматривается как оперативное дополнение к бюджетной политике, как инструмент настройки бюджетной конъюнктуры. Очень важно, чтобы при проведении определенной макроэкономической политики эти два способа – денежно-кредитная политика и бюджетное регулирование – не вступали в конфликт друг с другом, а действовали согласованно на достижение макроэкономических целей. К сожалению, в России в 90-е годы это далеко не всегда было так, и этому существует ряд примеров. В самом начале реформ
1992 года, когда правительство проводило жесткую бюджетную политику, ЦБ вел мягкую денежно-кредитную политику, что не способствовало стабилизации ситуации в стране.

На основе денежно-кредитной политики возможно воздействие на денежную массу и ставку процента, а они, в свою очередь, влияют на потребительский и инвестиционный спрос. Денежно-кредитная политика, по сравнению с бюджетной, является более гибкой и оперативной, ее проводит ЦБ, который, по закону о
Центральных банках, практически в любой стране не зависит от правительства и от политического лоббизма, главной проблемы бюджетной политики.

Каковы минусы денежно-кредитной политики? Ее ограничения связаны с тем, что денежно-кредитная политика оказывает лишь косвенной воздействие на экономику через коммерческие банки, регулируя размер избыточных ресурсов и денежный мультипликатор. Таким образом, денежно-кредитная политика определяет размер денежной массы, но не может заставить коммерческие банки повысить или понизить выдаваемые кредиты в обязательном порядке. Если бюджетная политика напрямую воздействует на экономических субъектов через субсидии, льготы и государственные закупки, то денежно-кредитная политика действует мягко, опосредованно, через коммерческие банки, повышая или понижая способность выдавать кредиты, что не обязательно влияет на реально сложившуюся ситуацию.

В настоящее время в России используется 5 инструментов денежно- кредитной политики, причем 3 из них являются стандартными для всех стран, а
2 – характерными для российской ситуации.

1. Политика обязательного резервирования.

2. Уровень процентной ставки ЦБ.

3. Операции на открытом рынке. Достаточно мягкий инструмент, широко используется в странах с развитой экономикой. В России не развит.

4. Валютная политика

5. Условия рефинансирования коммерческих банков.

Последние два пункта, хотя и используются в других странах, но не так широко, как в России.

Валютная политика является самостоятельной отраслью, и мы будем рассматривать лишь ту ее часть, которая является инструментом денежно- кредитной политики.

Проследим, каким образом меняется денежная масса, если ЦБ меняет политику в области обязательного резервирования. Рассмотрим пример со стабильными вкладами и резервами в условиях повышения ставки обязательного резервирования.
|№ |Вклад |Фактич. резервы |R |ОР |ИР |?M2 |
|1 |20 |5 |10% |2 |3 |30 |
|2 |20 |5 |20% |4 |1 |5 |
|3 |20 |5 |25% |5 |0 |0 |
|4 |20 |5 |30% |6 |-1 |-33 |

Если ЦБ изменяет ставку по обязательным резервам, то это скажется на избыточных резервах и повлияет на способность банков создавать дополнительные деньги. Таким образом, этот механизм воздействует на денежную массу очень сильно, и в развитых странах установленный норматив стараются не менять, чтобы избежать сильных потрясений на межбанковском рынке. Этот инструмент применяется в критических ситуациях.

Более часто используется второй инструмент – изменение процентной ставки. В развитых странах учетная политика, проводимая ЦБ с помощью установки и пересмотра процентных ставок, делится на 2 вида:

1. Ставка по редисконтированию (переучету ценных бумаг).

2. Ставка по рефинансированию.

В России нет первой ставки, так как до настоящего времени ЦБ не практиковал переучета ценных бумаг. Учетная ставка (ставка рефинансирования) – это процентная ставка, по которой ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам, берущим у него ссуду. Плата за подобный кредит и определяется ставкой рефинансирования. Беря ссуду в ЦБ, коммерческие банки увеличивают свой резервный счет, и ставка рефинансирования выступает в качестве издержек получения избыточных резервов. Если ЦБ снижает учетную ставку, он поощряет коммерческие банки к получению у него кредитов, увеличивает избыточные резервы и достигает повышения денежной массы за счет коммерческих кредитов. Увеличение ставки рефинансирования приведет к снижению избыточных резервов, падению кредитования и снижению количества денег в экономике.

Наиболее широко в развитых странах используется третий инструмент денежно-кредитной политики – операции на открытом рынке, покупка и продажа
Центробанком ценных бумаг коммерческим банкам и населению. Если ЦБ приобретает ценные бумаги у коммерческого банка, его резервы увеличиваются:

|Актив |Пассив |
|Резерв |20 р. |Вклад |100 р. |
|Ценные бумаги |50 р. | | |
|Кредит |30 р. | | |

После того, как ЦБ приобрел все ценные бумаги,

|Актив |Пассив |
|Резерв |70 р. |Вклад |100 р. |
|Ценные бумаги |0 р. | | |
|Кредит |30 р. | | |

появились избыточные резервы.

При покупке ЦБ ценных бумаг у населения, операция все равно идет через коммерческий банк:

|Актив |Пассив |
|Резерв |20 р. |Вклад |100 р. |
|Кредит |80 р. | |+ 50 р. |
|Ценные бумаги |+ 50 р. | | |

Лекция 9. Денежно-кредитная политика в России.

Норма обязательных резервов

Впервые норма обязательных резервов стала использоваться в качестве инструмента денежно-кредитной политики с появлением в апреле 1989 года коммерческих банков и началом формирования двухуровневой банковской системы. В Государственном Банке СССР был образован фонд регулирования кредитных ресурсов, зачислению в который подлежали резервы всех вновь созданных коммерческих банков. После того, как союзные республики были преобразованы в суверенные государства, 30 апреля 1991 г. в России был создан Резервный Фонд кредитной системы (теперь Фонд Обязательных Резервов) на основе депонирования части привлеченных коммерческими банками ресурсов.

Первоначально норма обязательного резервирования R была установлена для всех вкладов в размере 2% от суммы привлеченных средств. С 1 февраля
1992 г. начинается активная политика по изменению нормы обязательного резервирования, причем вводится дифференциация этих норм в зависимости от сроков привлечения средств. Поскольку главной проблемой 1992-1994 гг. были высокие темпы инфляции, то ЦБ повышал R для связывания денежной массы и снижения инфляции.

До февраля 1992 года эти нормы менялись трижды и причем все время в сторону повышения. Но в период 1992-1994 гг. коммерческие банки могли практически без всяких санкций нарушать требования ЦБ. Тому существует масса примеров, и очень часто за нарушением не следовали никакие ответные меры. В феврале 1992 г. были установлены следующие значения R:
|Тип счета |Норма обязательных резервов |
|Счета до востребования |10% |
|Обязательства свыше 1 года |5% |

В январе-феврале ЦБ приходит к выводу, что необходимо увеличить норму обязательных резервов. В феврале-марте происходит увеличение всех ставок на
5 процентных пунктов:
|Тип счета |Норма обязательных резервов |
|Счета до востребования |15% |
|Обязательства свыше 1 года |10% |

С 1 апреля 1992 года норма была опять повышена на ту же величину и составляла
|Тип счета |Норма обязательных резервов |
|Счета до востребования |20% |
|Обязательства свыше 1 года |15% |

После этого увеличения норма оставалась постоянной вплоть до 31 января
1995 г. Но, как уже говорилось выше, требования по обязательному резервированию часто нарушались.

В октябре 1994, после «черного вторника» и скачка инфляции, сменяется руководство ЦБ и на место Геращенко приходит Парамонова, которая резко изменила подход к использованию данного инструмента денежно-кредитной политики в России. Норма обязательных резервов стала активно используемым инструментом, и 1 февраля 1995 г. были объявлены новые правила регулирования деятельности коммерческих банков:

1. Коммерческие банки должны были в обязательном порядке придерживаться установленных норм, в случае же нарушения применялись серьезные санкции вплоть до лишения лицензии

2. Нормативы по счетам до востребования повышены, а по долгосрочным обязательствам – снижены. Появляется новая дифференциация нормативов по принципу ликвидности.

3. Введена норма обязательного резервирования по валютным счетам. Это нововведение вызвало наибольшее негодование коммерческих банков.

В результате этих изменений были введены следующие нормы:
|Тип счета |Норма обязательных резервов |
|Счета до востребования и со сроком погашения|22% |
|до 30 дней | |
|Срочные обязательства со сроком погашения от|15% |
|31 до 90 дней | |
|Срочные обязательства со сроками погашения |10% |
|от 91 дня и более | |
|Счета в иностранной валюте |2% |

После объявления этих изменений, коммерческие банки попытались нейтрализовать действия ЦБ, объединившись в Ассоциацию Коммерческих Банков во главе с Инкомбанком. Было составлено открытое письмо Президенту, с выражением недовольства политикой ЦБ и предупреждением, что, если такая жесткая денежно-кредитная политика действительно будет реализована, то банковской системе России грозит полный крах. Действительно, перечисление
1/5 части рублевых вкладов на резервные счета означает потерю ощутимой части прибыли. Противостояние ЦБ и коммерческих банков продолжалось до 1 мая 1995 г., когда было найдено компромиссное решение. ЦБ пошел на незначительные уступки:
|Тип счета |Норма обязательных резервов |
|Счета до востребования и со сроком погашения|20% |
|до 30 дней | |
|Срочные обязательства со сроком погашения от|14% |
|31 до 90 дней | |
|Срочные обязательства со сроками погашения |10% |
|от 91 дня и более | |
|Счета в иностранной валюте |1,5% |

Рассмотрим ситуацию с валютными счетами. Обязательные 1,5% нужно было отчислять на резервный счет в ЦБ не в валюте, а в рублях. Для выполнения обязательств по валютным счетам коммерческие банки в июне начинают массовую продажу долларов. Одним из процессов на валютном рынке стало резкое увеличение предложения. Какова же была ситуация со стороны спроса? Главным покупателем валюты в 1995 г. был ЦБ. После «черного вторника», когда ЦБ проводил серьезные валютные интервенции для стабилизации курса рубля, в конце 1994 г. валютные резервы ЦБ иссякли, что крайне негативно отразилось на кредитоспособности и развитии внешнеэкономических отношений. И с января
1995 г. ЦБ начинает проводить политику по наращиванию золотовалютных резервов. Зимой и в начале весны ЦБ предъявлял огромный спрос на валюту, чем провоцировал рост курса доллара. К маю принимается решение о достаточности размеров золотовалютных резервов, и покупка валюты для их пополнения прекращается. Итак, спрос падает, а предложение растет, и к лету
1995 года на валютном рынке складывается достаточно интересная ситуация.
Рассмотрим курс доллара в 1995 г.:
|Курс доллара, р. |
|Счета до востребования и со сроком погашения|18% |
|до 30 дней | |
|Срочные обязательства со сроком погашения от|14% |
|31 до 90 дней | |
|Срочные обязательства со сроками погашения |10% |
|от 91 дня и более | |
|Счета в иностранной валюте |1,25% |

Снижение нормативов по счетам в иностранной валюте стало возможным из- за стабилизации курса рубля. Однако, 11 июня 1996 г. вновь возвращаются прежние нормативы – 20% и 1,5%, т.к. началась предвыборная гонка и стало необходимым выполнение части обещаний – выплаты задолженностей по заработной плате и т.п. Министерство Финансов принимает странное решение о передаче Центробанком в бюджет 5 трлн. рублей для выполнения государственных обязательств. Выдача этих средств осуществлялась в чистом виде за счет денежной эмиссии, и для того, чтобы денежная масса не увеличилась, необходимо было ее связать при помощи возврата к прежним нормативам. Особенно резко были поднята норма резервирования по валютным счетам – до 2,5%. Считается, что в течение следующего месяца с помощью обязательных резервов была связана половина денег, перечисленных в Минфин.
Это положительно отразилось на снижении темпов инфляции, и, поскольку процесс дезинфляции продолжался, стало возможным вновь смягчить денежно- кредитную политику 1 августа 1996 г.

ЦБ вновь начинает новую политику. При достаточно низких темпах инфляции в 12% в год доходность ГКО неоправданно высока и достигает 200%.
Это приводит к «эффекту вытеснения» – ситуации, когда инвестиции в реальный сектор вытесняются инвестициями в государственные ценные бумаги.
Инвестирование в реальный сектор дает очень низкую доходность по сравнению с доходами по ГКО, и коммерческим банкам невыгодно тратить свои избыточные резервы на кредитование предприятий. Таким образом, деньги в экономике сосредоточены не в реальном, а в финансовом секторе, и при наличии всех предпосылок для экономического роста никакого оживления не наблюдается. ЦБ начинает проводить политику по оживлению инвестиционного сектора путем выравнивания норм обязательного резервирования для валютных и рублевых счетов. 1 ноября 1996 г. снижается норма по рублевым вкладам и повышается для валютных счетов:
|Тип счета |Норма обязательных резервов |
|Счета до востребования и со сроком погашения|16% |
|до 30 дней | |
|Срочные обязательства со сроком погашения от|13% |
|31 до 90 дней | |
|Срочные обязательства со сроками погашения |10% |
|от 91 дня и более | |
|Счета в иностранной валюте |5% |

Рост нормативов по валютным счетам приводит к росту предложения валюты и падению курса доллара, с другой стороны, это ориентирует коммерческие банки на работу с рублевыми, а не валютными, вкладами населения. Процент по первым поднимается, а по вторым снижается, поощряя население к хранению денег в рублях, а не в валюте. Появляется возможность кредитования российской, а не американской, экономики.

Эта тенденция к уравниванию рублевых и валютных вкладов продолжается и далее: 1 апреля 1997 г. происходят следующие изменения
|Тип счета |Норма обязательных резервов |
|Счета до востребования и со сроком погашения|14% |
|до 30 дней | |
|Срочные обязательства со сроком погашения от|11% |
|31 до 90 дней | |
|Срочные обязательства со сроками погашения |8% |
|от 91 дня и более | |
|Счета в иностранной валюте |6% |

Снижение нормативов по рублевым счетам оставляет в распоряжении коммерческих банков больше рублевых резервов для инвестирования, повышение по валютным вкладам стабилизирует курс доллара и стимулирует желание работать с рублем.

В ноябре 1997 г. происходит кризис, неизвестный широкой общественности. Только благодаря политике ЦБ мы избежали кризиса, подобного августовскому, в 1997, оттянув его на год. В то время азиатский кризис был сдержан, тогда как в 1998 году России не удалось его избежать из-за неразумной бюджетной политики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.