Меню
Поиск



рефераты скачать Конспект по экономической теории

p> Этот показатель рассчитывается отношением суммы собственных ОС к общей сумме ОС.

5.

Улучшение использования ОС – это важнейшая задача предприятия. Прежде всего, речь идет о сырье и материале, составляющих основную часть ОС. Чем лучше используется сырье, материалы, топливо, тем меньше их расходуется.
Поэтому, одна из главных задач предприятия в условиях перехода к рыночной экономике – неуклонное соблюдение принципа ресурсосбережения. Снижая удельные нормы расхода сырья, материала, хозяйство может из данного количества ресурсов выработать больше готовой продукции. Речь идет об уменьшении затрат сырья и материала на единицу продукции. Стремление предприятий к экономии материальных ресурсов побуждает к внедрению новой техники и совершенствования технологического процесса. Экономия материальных ресурсов способствует улучшению использования производственной мощности и приводит к снижению материальных затрат и живого труда, так как сокращается расход рабочей силы на транспортировку материалов, их выгрузку, хранение, то есть экономятся не только затраты живого труда. Экономия материальных ресурсов способствует снижению себестоимости продукции, так как около ѕ всех издержек производства приходится на долю материального производства. Экономия материальных ресурсов существенно влияет на финансовое состояние предприятия. В зависимости от характера мероприятий по экономии материальных ресурсов они делятся на две группы:

1. Производственно-технические мероприятия;

2. Организационно-экономические мероприятия.

Производственно-технические мероприятия связаны с качественной подготовкой сырья к производственному процессу, с применением более экономичных видов сырья и топлива, внедрения новой техники и прогрессивных технологий, обеспечивающих максимально возможное уменьшение технологических расходов и потерь материальных ресурсов в процессе производства.

Организационно – экономические мероприятия – это совершенствование нормирования и планирования расхода материальных ресурсов, разработка и внедрение технически обоснованных норм расходов материальных производств.

Главным направлением экономии материальных ресурсов является увеличение выхода конечной продукции из единицы сырья, что зависит от технического оснащения производства, от квалификации кадров, от умелого материального оснащения организации. Немалое значение имеет сокращение потерь в производственном процессе, за счет которого можно достичь 15-20( всей экономии материальных ресурсов. Имеется в виду, во-первых, обеспечение строгого соблюдения правил хранения и перевозки продукции: рациональной подготовки топлива, сырья в дальнейшей переработке; повышение качества выпускаемой продукции.

Ускорение оборачиваемости ОС важная задача предприятия. Так как увеличение числа оборотов ведет либо к росту выпуска продукции, либо к тому, что на этот же объем продукции требуется затратить меньшую сумму ОС.

Пути ускорения:

На стадии создания производственных запасов ускорение оборачиваемости достигается:
1. внедрением экономически обоснованных норм запаса;
2. приближение поставщиков сырья и материала к потребителям;
3. широкое использование прямых длительных связей;
4. расширение оптовой торговли материально-сырьевыми ресурсами;
5. комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ.

На стадии производства ускорение оборачиваемости ОС достигается.
1. Внедрением безотходных и малоотходных технологий;
2. Совершенствованием системы экономического стимулирования экономии материальных ресурсов.
3. Увеличением удельного веса продукции, пользующейся повышенным спросом.

На стадии обращения ускорение оборачиваемости достигается.
1. Приближением потребителей к изготовителям продукции;
2. Совершенствованием системы расчета за продукцию;
3. Увеличением объема продукции за счет выполнения заказов по прямым связям.
4. Отгрузки продукции в строгом соответствии с заключенными договорами.

Кадры отрасли и производительность.

1. Состав и динамика труда, структура кадров отрасли.

2. Планирование потребностей в кадрах и организации их подготовки.

3. Производительность труда, ее значение показатели и методы расчета.

4. Планирование производительности труда по технико-экономическим факторам.

1.

Во всей совокупности ресурсов предприятия особое место занимают трудовые ресурсы. На уровне отдельного предприятия вместо термина трудовые ресурсы чаще используется термин кадры, под которым понимают основной или штатный состав работников предприятия. Кадры в широком понимании есть главная производительная сила в обществе. Кадры предприятия в зависимости от выполняемых функций делятся на категории.

1. Рабочие основные и вспомогательные.

2. Руководители.

3. Специалисты.

4. Служащие.

Перечисленные категории образуют промышленно-производственный персонал предприятия.

К основным рабочим относятся рабочие непосредственно занятые изготовлением продукции.

К вспомогательным рабочим относятся рабочие, обслуживающие производственные процессы (ремонтники, транспортные рабочие, наладчики оборудования).

Руководство – назначение руководить предприятием и его структурными подразделениями (мастер-руководитель).

Специалисты – инженеры, технологи, экономисты, бухгалтеры, юристы, главные специалисты – главный инженер, главный технолог.

Служащие осуществляют подготовки и оформление документов, учет и контроль, занятые хозяйственным обслуживанием (секретарь, кассир, делопроизводитель, агенты).

На любом предприятии существует непромышленный персонал. Непромышленный персонал – работники столовой, медпункта, детсадов, библиотек предприятия обслуживающие промышленно-производственный персонал. Они пользуются одинаковыми правами с промышленно-производственным персоналом. Каждая категория работников в своем составе предусматривает ряд профессий, которые в свою очередь представлены группами специальностей, а внутри специальности работники различаются по уровню квалификации.

Профессия – особый вид деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков.

Специальность – вид деятельности в пределах профессии, имеющий специфические особенности и требующие специальных знаний и навыков.

Слесарь: слесарь-сборщик; слесарь-разметчик.

Экономист: маркетолог, финансист.

В пределах каждой профессии существуют работники различных квалификаций, то есть люди с различной степенью овладения специальностью.
Рабочие по уровню квалификации делятся на:

- малоквалифицированных;

- квалифицированных;

- высококвалифицированных;

Квалификация рабочих отражается разрядами. Специалисты делятся по квалификационным категориям.

Специалисты I категории;

Специалисты II категории

Специалисты III категории.

Специалисты без категории.

Так как кадры предприятия являются таким же ресурсом как основные производственные фонды и ОС предусматривается управление кадрами. Для его осуществления очень важен анализ структуры кадров предприятия.

Структура кадров предприятия - соотношение по удельным весам различных категорий работников в общей численности промышленно-производственного персонала.

Кадры анализируются по возрасту, полу, уровню образования, стажу работы, квалификации.

Возрастная структура кадров – соотношение возрастных групп в составе работающих.

Уровень образования и профессиональная подготовка кадров являются объективной характеристикой интеллектуального потенциала предприятия. При анализе выделяют численность работающих со средним, средне специальным, высшим образованием. Повышение удельного веса перспективных профессий свидетельствует об улучшении профессиональной структуры кадров предприятия.

Для характеристики кадров очень важна их стабильность, так как чем выше стабильность кадров, тем выше производительность труда. Движение кадров, вызванное уходом работников по собственному желанию и уволенных за всевозможные нарушения трудовой технологической дисциплины – текучесть кадров. Чем она ниже, тем стабильнее работает предприятие. Состояние кадров на предприятии может быть определено с помощью коэффициента.

Коэффициент текучести кадров.

Рцв – количество уволенных работников по всем причинам за определенный период.

Р – среднесписочная численность работников за этот период.

Коэффициент приема кадров.

Рп – количество работников, принятых на работу за определенный период.

Коэффициент стабильности кадров.

Рув – количество работников уволенных за отчетный период.

Рп – количество работников вновь принятых за отчетный период.

Р – среднесписочное число работников за период предшествующий отчетному.

2.

Общую потребность кадров на плановый период определяют исходя из планового объема производства продукции и плановой производительности труда.

Впл – плановый объем производства продукции.

Ппл – плановая производительность труда.

Дополнительная потребность в кадрах определяется путем сопоставления плановой потребности в кадрах с фактическим их наличием на начало планового периода.

Чпппф - фактическая численность кадров на начало планового периода.

Чпппв – прирост численности на замену выбывающих.

Прирост численности на замену выбывающих по причинам:

- в связи с уходом в армию и на пенсию;

- на замену ушедших по собственному желанию;

- на замену выбывших в связи с окончанием срока договора или работ;

Подготовка кадров – процесс обучения, в результате которого человек получает практические навыки и теоретическую подготовку. В РБ в настоящее время существует централизованная система профессионального образования
(подготовка рабочих в ПТУ). В централизованных ПТУ готовят рабочих по массовым профессиям. Система обучения непосредственно на производстве.
Работу по организации профессионального обучения на предприятиях осуществляет специалист подразделения. Отделы или бюро технического обучения, которые располагают учебно-производственной базой.

Основные формы подготовки рабочих на предприятии.

1. Индивидуальная подготовка.

2. Бригадная подготовка.

3. Курсовая подготовка.

При индивидуальной форме обучения ученик прикрепляется к квалифицированному рабочему, который обучает эффективным методам одной профессии. А теоретические знания ученик должен получить самостоятельно.
После подготовки ученик сдает экзамен квалификационной комиссии.
Преимущество этой подготовки заключается в следующем: позволяет готовить одновременно большое количество учеников нужных для производства профессий.
Недостаток – отсутствие системы в ходе подготовки.

При бригадной форме обучения теоретическое обучение проводится специально для всей бригады, а производственное осуществляется индивидуально на месте производства.

Курсовая характеризуется более глубокой теоретической подготовкой.
Могут быть с отрывом и без отрыва от производства. Производственное обучение осуществляется как в учебной группе, так и на рабочих местах.

Существует переподготовка кадров – это обучение новым профессиям.
Используются те же формы обучения. Это очень важно в настоящее время в связи с перепрофилированием производств.

Повышение квалификации кадров – профессиональное обучение, направленное на совершенствование профессиональных знаний и навыков по имеющимся профессиям. Повышают квалификацию руководство, специалисты, рабочие и основные формы повышения квалификации рабочих.

- производственно-технические курсы;

- обучение вторым смежным профессиям;

- школа по изучению передовых методов труда;

После окончания учебы рабочий сдает квалификационный экзамен, по результатам которого ему повышается разряд.

3.

Важным показателем эффективности производства является производительность труда. Производительность труда – результативность и эффективность труда в процессе производства. В производстве любого продукта участвует живой труд, то есть труд, затраченный работниками непосредственно на процесс производства продукта, а также труд прошлый, затраченный другими работниками на предыдущих стадиях производства и овеществленный в оборудовании, зданиях, сырье, энергии. Соответственно этому при характеристике производительности труда используется понятие производительность индивидуального и общественного труда.

Производительность индивидуального труда – результативность живого труда, как отдельного работника, так и коллектива работника.

Производительность общественного труда – результативность живого и
«овеществленного» труда, отражающая полные или совокупные затраты труда в сфере материального производства.

Повышение производительности труда во многом улучшают показатели, характеризующие эффективность производства: прибыль, рентабельность, себестоимость продукции, материалоемкость и др. показатели.

Показатель производительности общественного труда рассчитывается как отношение размера национального дохода к численности занятых в отраслях материального производства.

НД – национальный доход или вновь созданная стоимость в отраслях материального производства.

Ч – численность работников, занятых в сфере материального производства.

ПТобщ – производительность общественного труда.

Производительность общественного труда планируется и учитывается в целом по народному хозяйству. По предприятиям рассчитывается показатель индивидуальной производительности труда, который отражает затраты живого труда.

Существует два показателя, характеризующих затраты индивидуального труда.

1. Выработка.

2. Трудоемкость.

1) Количество продукции, произведенное одним работающим за определенный промежуток времени.

Выработка рассчитывается так:

В – объем произведенной продукции за определенный период времени.

Чппп – численность промышленно-производственного персонала, который произвел данный объем продукции.

Выработка зависит от периода времени, может быть часовая, дневная, месячная и квартальная, годовая.

Трудоемкость – показатель индивидуальной производительности труда, характеризующий затраты рабочего времени на единицы производства продукции.

Т – затраты рабочего времени в нормо-часах или в человеко-часах.

Норма в часах – труд нормирован, а в случае ненормированного труда норма в человеко-часах.

Выработка – прямой показатель производительности труда, а трудоемкость
– обратный. Выработка наиболее универсальный показатель индивидуальной производительности труда. Он применяется практически во всех отраслях народного хозяйства. В зависимости от того, в каких единицах измеряется выпуск продукции, существует три метода определения выработки.

1. Натуральный метод;

2. Трудовой метод;

3. Стоимостный метод.

Наиболее наглядным и убедительным методом измерения производительности индивидуального труда является натуральный метод, при котором выработка измеряется в натуральных единицах (тонны, штуки, литры). Этот метод в чистом виде может применяться, когда выпускается однородная продукция, что бывает крайне редко.

В производственных подразделениях предприятий (цехи) широко используется трудовой метод, при котором выработка рассчитывается в нормо- часах. Этим методом определяется выработка на отдельных рабочих местах, бригадах, на участках, в цехах при выпуске разнородной продукции и наличии незавершенной продукции, то есть когда выработку нельзя измерить не в натуральных единицах, не в денежном выражении.

Наибольшее распространение для оценки уровня производительности труда получил стоимостный метод, когда выработка рассчитывалась в денежном выражении. Но крупным недостатком этого метода является его зависимость от используемых цен и ценообразования. Наиболее приемлемым показателем при стоимостном методе является показатель, рассчитанный по чистой продукции.

4

Планирование производительности труда сводится к тому, чтобы обосновать возможный ее рост и уровень (абсолютный размер выработки на одного работающего в плановом периоде). Расчет роста производительности труда производится по факторам. Факторы роста производительности труда многообразны. Поэтому для удобства расчетов они сводятся в несколько основных групп.

5 групп факторов.

1. Повышение технического уровня производства включает подгруппу:

А) механизация и автоматизация производственных процессов, внедрение передовых технологий;

Б) модернизация действующего оборудования;

В) изменение конструкций и технических характеристик изделия, повышение качества продукции;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.