p> Важен и макроэкономический аспект проблемы. Инфраструктурные сети,
являющиеся естественными монополиями, обеспечивают взаимосвязь
экономических субъектов и целостность национальной хозяйственной системы.
Не даром говорят. что в современной России экономическое единство сраны не
в последнюю очередь определяется едиными железными дорогами, общим электро-
и газоснабжением. Таким образом, разрушение естественных монополий недопустимо, но это не
значит, что государство не должно вмешиваться в их деятельность, напротив,
оно должно регулировать деятельность естественных монополий, чтобы избежать
злоупотреблений с их стороны. Принципы антимонопольной политики Монополия сопряжена с целым букетом резко отрицательных последствий для
экономики страны: недопроизводство, завышенные цены, неэффективное
производство. Клиента фирмы-монополиста вынужден мириться с высокими
ценами, соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью
(замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими
проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Еще более опасно то, что
монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Всевластию же монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в
отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в
силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь
государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно,
в наше время нет ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не
составляет исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное
законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его
исполнением. Вместе с тем проведение антимонопольной политики сопряжено с рядом
объективных трудностей. Как уже отмечалось, для отраслей, в которых
возможно установление монополистической структуры, характерен большой
оптимальный размер предприятия, т.е. минимум средних долгосрочных издержек
достигается при очень больших объемах производства. Малое производство в
потенциально монополистических отраслях крайне неэффективно. Собирая
автомобили на крошечных предприятиях нельзя добиться столь же низких
издержек, как на сборочном конвейере АвтоВАЗа. И это далеко не частный случай. Можно говорить о невозможности,
превращения монополизированной отрасли в отрасль совершенной конкуренции
как об общем правиле. Преобразованиям такого рода препятствует
положительный эффект масштаба. Даже если государство настоит на своем и
вопреки росту издержек будет принудительно насаждать мелкое производство,
искусственно сформированные карликовые предприятия окажутся
неконкурентоспособными в международном плане. Рано или поздно их задавят
иностранные гиганты. В силу названных причин прямое дробление фирм-монополистов в развитых
рыночных экономиках встречается достаточно редко. Обычная цель
антимонопольной политики — не столько борьба с монополистами как таковыми,
сколько ограничение монополистических злоупотреблений. Особенно остро вопрос стоит относительно естественных монополий. Их
высокая экономическая эффективность делает абсолютно недопустимым их
дробление. Как монополисты, данные структуры пытаются решать свои проблемы
прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для
экономики страны — самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в
других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные
связи. При этом естественный характер монопольного положения хотя и создает
возможности для эффективной работы, отнюдь не гарантирует, что эти
возможности будут на практике реализованы. Действительно, теоретически РАО
«ЕЭС России» может иметь более низкие издержки, чем несколько конкурирующих
электроэнергетических фирм. Но где гарантии того, что оно хочет удерживать
их на минимальном уровне, а, скажем, не станет увеличивать расходы высшего
руководства фирмы. Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий
состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-
монопольные товары и за объемом их производства (скажем, путем определения
круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию). Кроме регулирования цен определенную пользу — особенно в нашей стране —
может принести и реформирование структуры естественных монополий. Дело в
том, что в России в рамках единой корпорации часто объединяется как
производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ,
которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение
носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате
образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной
экономики. РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерство путей сообщения —
ярчайшие примеры подобных объединений. В состав РАО «Газпром» наряду с
Единой системой газоснабжения России (т.е. естественно-монопольным
элементом) входят геологоразведочные, добывающие, приборостроительные
предприятия, проектно-технологические структуры, объекты социальной сферы
(т.е. потенциально конкурентные элементы). В ведении МПС находится как
инфраструктура (железные дороги, вокзалы, информационная система), так и
немонопольные виды деятельности (подрядно-строительные и ремонтные
организации, предприятия общепита). РАО «ЕЭС России» объединяет и
электросети, и электростанции. Поэтому существует возможность развивать
конкуренцию в тех видах деятельности естественных монополий, где она может
быть достигнута. В отличие от естественной, искусственная (или предпринимательская)
монополия складывается в тех отраслях, где единственный производитель не
обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими
конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа рынка поэтому
не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и
сложиться, если будущему монополисту удасться устранить конкурентов. Употребление термина "искусственная монополия" в экономической и
юридической литературе обладает следующей особенностью: этим понятием
объединяют и достаточно редко встречающееся на рынке господство
единственного монополиста, и более распространенную ситуацию преобладания
на нем нескольких в той или иной мере сотрудничающих фирм, т. е. речь сразу
идет о чистой монополии и о двух разновидностях олигополии - картеле и
картелеподобной структуре рынка. Такое расширенное толкование термина
"монополия" оправдано тем, что во всех перечисленных случаях доминирующие
на рынке фирмы в той или иной мере способны действовать как единое целое,
т. е. проявляют признаки монополистического господства на рынке. В случае искусственного монополизма основным направлением
антимонопольной политики является противодействие формированию таких
монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство
использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (например,
запрет слияния крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные,
штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с
конкурентами), и прямая демонополизация, т. е. принудительное раздробление
монополиста на несколько независимых фирм. Первый в истории России законодательный акт, регламентирубщий порядок
конкурентного поведения фирм в условиях рыночного хозяйства и содержащий
"правила" игры" для конкурентов, был принят в марте 1991 г. Это закон РФ "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных
рынках". В 1995 г. в текст Закона были внесены изменеия и дополнения. Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России,
является Министерство по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства. Его права и возможности достаточно широки, а статус
соответствует положению аналогичных органов в других странах с рыночной
экономикой. В соответствии с новой трактовкой Закона безусловным монополистом может
считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка.
Предприятие, контролирующее 35-65% рынка, тоже может быть признано
монополистом, но для этого антимонопольные органы должны доказать, что
имеет место "доминирующее положение" хозяйствующего субъекта на рынке,
изучив конкретную рыночную ситуацию. «Доминирующее положение» дает фирме возможность оказывать решающее
влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим
субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической
деятельности. Установлен перечень акций, которые трактуются как
злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из
обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных
контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к
доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка
ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов,
ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги,
о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к
рынку. Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием,
присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а
также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении
акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном
разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность
предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного
законодательства. Какую политику проводит государство по отношению к естественным
монополиям? В данном случае возникает противоречие. С одной стороны, фирмы
— естественные монополисты, как любые монополисты, устанавливают высокие
монопольные цены, сокращая объем производства продукции, и получают
сверхприбыли. С другой стороны, как указывалось выше, конкуренция в
отраслях с естественной монополией экономически неэффективна. Поэтому
государство, сохраняя естественные монополии, принимает меры к ограничению
их отрицательных последствий для общества, прежде всего контролируя цены на
их продукцию. Значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию
практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в
стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать
свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз
конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным
производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты
Министерства по антимонопольной политике. Впрочем, как и в других областях
современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря
на юридическую справедливость своих требований, далеко не всегда
оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей. В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока
в стадии становления и требует радикального совершенствования. Заключение Сегодня можно с удовлетворением констатировать, что традиционно
существовавший разрыв между Россией и развитыми капиталистическими странами
в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал
углубляться. Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал
более серьезного отношения к этому. Положительные черты конкуренции очевидны. При наличии конкуренции на
рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные
затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается
производительность, снижаются издержки и компания получает возможность
уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать
качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров
и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за
покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента
высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От
этого выигрывает потребитель. Однако, как показала практика, большинство российских предприятий не
готово к активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации
цен и скачка инфляции промышленность оказалась в тяжелом положении. В течение многих десятилетий советского периода экономика нашей сраны
носила закрытый характер, не существовало конкуренции ни между
отечественными производителями (почти все отрасли народного хозяйства были
в высокой степени монополизированы, предприятия не имели права
самостоятельного принятия экономических решений), ни с зарубежными. Это
привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню
затрат, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-
технических разработок во многих отраслях советской экономики. Поэтому волна импорта, хлынувшая на российский рынок после распада
СССР, вместо положительного эффекта оказала крайне негативное воздействие.
Большинство импортируемых товаров производится по современным технологиям с
меньшими издержками, нежели российские товары, вследствие чего они дешевле
и часто отличаются лучшим качеством по сравнению с отечественными
аналогами. Кроме того наши заводы в условиях плановой экономики не имели
традиций ведения конкурентной борьбы, не были развиты такие важные ее
составляющие, как неценовая конкуренция, реклама. Таким образом, российские
производители оказались попросту неготовы соперничать с зарубежными, и
многие из них разорились в первые годы реформирования, что повергло страну
в глубочайший кризис. Возможно, таких последствий не было бы, если бы государство действовало
более осторожно в отношении регулирования объема импорта, постепенно
повышая уровень конкуренции на внутреннем рынке страны, давая возможность
отечественным производителям адаптироваться в новых условиях. Проблема конкурентоспособности российских товаров остается острой и по
сей день, поэтому необходима продуманная, грамотная политика государства,
направленная на контроль за ввозом товаров и содействие отечественному
производителю. И тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь
на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на
нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не
дестабилизирующим фактором, а условием выживания отечественного
производства. Нельзя отрицать и положительные моменты, которые привнесла конкуренция
в нашу экономику. Теория совершенной конкуренции не так далека от
российской реальности, как можно подумать. Этому способствует развитие
малого бизнеса в нашей стране, которое несмотря на все трудности
стремительно набирает обороты. Дело в том, что большинство российских бизнесменов начинало свое дело
буквально с нуля: крупных капиталов в СССР ни у кого не было. Поэтому
мелкий бизнес охватил даже те сферы, которые в других странах
контролируются крупным капиталом. Нигде в мире мелкие фирмы не играют такой
заметной роли в экспортно-импортных операциях. В нашей стране многие
категории потребительских товаров завозятся преимущественно миллионами
челноков, т.е. даже не просто мелкими, а мельчайшими предприятиями. Точно
так же только в России строительством для частных лиц и ремонтом квартир
активно занимаются мельчайшие фирмы-бригады. Специфически русским феноменом
является и мелкооптовая торговля. Челноки, фотоателье, парикмахерские; продавцы, предлагающие одни и те
же марки сигарет или жевательных резинок у станций метро, и автомастерские;
машинистки и переводчики; специалисты по ремонту квартир и торгующие на
овощных рынках крестьяне — всех их объединяет примерная одинаковость
предлагаемого продукта, ничтожные в сравнении с размерами рынка масштабы
бизнеса, многочисленность продавцов, т. е. многие из условий совершенной
конкуренции. Обязательна для них и необходимость принимать сложившуюся на
рынке цену. Критерий совершенной конкуренции в сфере малого бизнеса России
выполняется достаточно часто. Таким образом, близкие к совершенной конкуренции условия существуют во
многих секторах экономики, где преобладает новый частный бизнес. Совершенно иная картина наблюдается в отраслях, где преобладают
приватизированные предприятия. Эти отрасли экономики, как правило, в
высокой степени монополизированы. Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на
экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной
политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном
сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия. Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика
унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские
монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем
разукрупнения. На Западе демонополизация предприятий-гигантов возможна путем их
разделения на части. Эти монополисты формировались путем объединения и
поглощения независимых фирм. Последние, хотя бы теоретически (на практике
это делается редко, да в этом и нет нужды, т.к. стопроцентные монополисты
почти не встречаются), могут быть восстановлены в качестве самостоятельных
компаний. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый
завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть
разделен на отдельные части без полного разрушения. Другой путь демонополизации — иностранная конкуренция — явился,
вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному
монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится
превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все
монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту
приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка. Но проблема в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной
политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно
сильной. Вместо того, чтобы ограничить злоупотребления она фактически
уничтожила целые отрасли промышленности. Очевидно, что использование столь сильнодействующего метода должно быть
очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на
российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не
должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных
предприятий. Еще один путь — создание новых предприятий, конкурирующих с
монополистами, — предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию,
не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые
предприятия — это всегда рост производства и новые рабочие места. Проблема в том, что в сегодняшних условиях он трудноосуществим. Из-за
экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных
компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее
определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать
государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов. Особую проблему представляют собой естественные монополии. То и дело в
российской прессе появляются сообщения о веерных отключениях
электроэнергии, неплатежах, конфликтах между монополистами и потребителями.
Пожалуй, нет другой такой страны, где естественные монополии играли бы
столь же важную роль, как в России, потому что нет страны, сопоставимой с
Россией по площади территорий и численности населения, проживающего в
сложных климатических условиях. Высокая эффективность естественных
монополий делает невозможным их дробление. Основной путь борьбы с
негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном
контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом
их производства. С начала 90-х годов эти проблемы остро встали перед Россией: без
принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться
на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех
экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной,
выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и
конкурентных отношений. На данном этапе проблема монополизации и недобросовестной конкуренции
перестает быть чисто экономической — она все больше становится политической
и общественной. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополии
является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен
осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению
злоупотребления своим монопольным положением. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды
играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных
органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей
экономики в целом. Список использованной литературы
1. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т. 2. - М.: Республика, 1992. - 400 с.
2. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. - М.: Дело, 1999. - 864 с. 3. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.:ИТД "КноРус", 1999. - 544 с. 4. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./Н.И. Базылев, А.В. Бондырь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: БГЭУ, 1997. - 550 с. 5. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", издательство "ГНОМ-ПРЕСС", 1998. - 384 с. 6. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. - СПб, 2000, - 284 с. 7. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики/Государственный университет Высшая школа экономики; Под ред. С.И. Иванова. - В 2-х книгах. Книга 1. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 336 с. 8. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Филиппова Т.Ю. Основы экономики/Учеб. пособ. под ред. д-ра эконом. наук, проф. О.Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп.- СПб.: ИД "МиМ", 1997. - 224 с. 9. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 520 с. 10. Рыночная экономика. Учебник в трех томах. Т. I. Теория рыночной экономики. Часть I. Микроэкономика./В.Ф. Максимова - М.: "Соминтэк", 1992. - 168 с. 11. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: "ВЛАДОС", 1997. - 384 с. 12. Г.А. Кирюшкина, А.В. Михайлов. Антимонопольное законодательство - элемент госрегулирования процессов экономической концентрации. - Российский экономический журнал, 1998, №11-12. 13. Р. Нуреев. Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство. - Вопросы экономики, 1995, №12. 14. А Никифоров. Изменения в законе "О конкуренции..." и борьба с установлением монопольных цен. - Вопросы экономики, 1995, №11. 15. Экономика. Учебник./Под. ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: "ПРОСПЕКТ", 1999. - 792 с. 16. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства. - Российский экономический журнал, 2000, №3.
----------------------- [1] Конечно, и от постоянных издержек можно избавиться, если
ликвидировать фирму. Но это уже проблема не краткосрочного, а долгосрочного
периода, т. к. в краткосрочном периоде производственные мощности не
меняются, в том числе и не ликвидируются.
-----------------------
Конкуренция
по отраслевой
принадлежности
по степени
свободы
по методам
осуществления
ценовая
неценовая
внутриотраслевая
межотраслевая
совершенная
несовершенная
несовершенная конкуренция Р Q D=P=MR=AR TR Рис. 1 Кривые спроса и общего дохода для отдельной фирмы в условиях
совершенной конкуренции a Рис. 2 Варианты поведения фирмы, действующей в краткосрочном периоде P Q3 Q2 Q1 Q TC TR2 TR3 TR1 ?3 ?2 ?1 Q Q1 Q2 Q3 P P1 P2 P3 D Рис. 3. Критерий несовершенства конкуренции
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|