p> Все указанные признаки рыночных структур определяют характер
ценообразования. Например, в сельском хозяйстве при производстве зерна или
овощей фермер не может контролировать цены на свою продукцию. Это
предполагает условия совершенной конкуренции. В условиях других трех
рыночных структур фирма в той или иной степени осуществляет контроль над
ценами, оказывая полное или частичное влияние на их уровень. Эти рыночные
структуры поэтому обычно называют формами несовершенной конкуренции. Совершенная конкуренция Основные черты рынка совершенной конкуренци Следует иметь в виду, что упомянутые выше черты совершенной конкуренции
не присущи ни одной из отраслей в полной мере. В чистом виде условия
совершенной конкуренции не встречаются в реальной действительности, т. е.
совершенная конкуренция — не что иное, как модель идеальной рыночной
экономики. Подобные модели, отражающие явления в «стерильно чистом» виде,
служат важным инструментом экономического анализа. Отдельные отрасли могут
лишь в той или иной степени приближаться к модели. Рассмотрим последовательно основные черты совершенной конкуренции. При совершенной конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на
рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов
рынка. Иногда обе эти стороны совершенной конкуренции объединяют, говоря об
атомистической структуре рынка. Это означает, что на рынке действует
большое число мелких продавцов и покупателей подобно тому, как любая капля
воды состоит из гигантского числа крошечных атомов. При этом совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи)
настолько малы по сравнению с совокупным объемом рынка, что решение
понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов.
Совокупный размер спроса и предложения попросту «не замечает» столь мелких
изменений. Так, если один из бесчисленных пивных ларьков в Москве
закроется, столичный рынок пива не станет дефицитным, точно так же как на
нем не возникнут излишки этого напитка, если дополнительно к существующим
появится еще одна «точка». Для того чтобы конкуренция была совершенной, предлагаемые фирмами
товары должны отвечать условию однородности продукции. Это значит, что
продукция фирм в представлении покупателей гомогенна и неразличима, т.е.
продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы (являются полными
товарами-субститутами). Экономический смысл этого положения таков: товары
столь похожи друг на друга, что даже малое повышение цены одним
производителем ведет к полному переключению спроса на продукцию других
предприятий. В этих условиях ни один покупатель не пожелает платить гипотетической
фирме цену большую, чем он заплатит ее конкурентам. Ведь товары одинаковы,
покупателям безразлично, у какой фирмы их приобретать, и они, разумеется,
останавливают свой выбор на самых дешевых. То есть условие однородности
продукции фактически означает, что разница в ценах есть единственная
причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому.
Вот почему в условиях совершенной конкуренции нет никаких оснований для
существования неценовой конкуренции. Действительно, трудно представить, что один продавец картофеля на
«колхозном» рынке сможет навязать покупателям более высокую цену на свой
товар, если соблюдаются прочие условия совершенной конкуренции. А именно,
если продавцов много, и картошка у них совершенно одинаковая. Поэтому часто
говорят, что при совершенной конкуренции каждая отдельная фирма-продавец
«получает цену», сложившуюся на рынке. Следующим условием совершенной конкуренции является отсутствие барьеров
при входе на рынок и выходе с него. Когда такие барьеры есть, продавцы (или
покупатели) начинают вести себя как единая корпорация, даже если их много и
все они — мелкие фирмы. В истории именно так действовали средневековые
гильдии (цехи) купцов и ремесленников, когда по закону производить и
продавать товары в городе мог только член гильдии (цеха). В наше время схожие процессы идут в криминализированных сферах бизнеса,
что, к сожалению, можно наблюдать на многих рынках крупных городов России.
Все продавцы соблюдают известные неофициальные правила (в частности,
удерживают цены не ниже некоторого уровня). Любому же чужаку, который
вздумает сбивать цены, да и просто торговать «без разрешения», приходится
иметь дело с бандитами. И когда, скажем, правительство Москвы посылает на
рынок торговать дешевыми фруктами переодетых работников милиции (цель —
заставить криминальных «хозяев» рынка проявить себя, а затем арестовать
их), то борется оно именно за устранение барьеров входа на рынок. Напротив, типичное для совершенной конкуренции отсутствие барьеров или
свобода входить на рынок (в отрасль) и покидать его значит, что ресурсы
полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в
другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товаров, а
продавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных
продуктов. Нет трудностей и с прекращением операций на рынке. Условия не вынуждают
никого оставаться в отрасли, если это не соответствует его интересам.
Другими словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и
адаптивность рынка совершенной конкуренции. Последнее условие существования рынка совершенной конкуренции состоит в
том, что информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно
доступна для всех. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать
на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов.
Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий,
неожиданных действий конкурентов. То есть решения принимаются фирмой в
условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации или, что то же
самое, при наличии совершенной информациии о рынке. Вышеперечисленные условия фактически предопределяют, что при
совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на
цены. Оказывать же влияние на общую ситуацию рыночные субъекты в условиях
совершенной конкуренции могут только тогда, когда действуют в согласии. То
есть тогда, когда какие-то внешние условия побуждают всех продавцов (или
всех покупателей) отрасли принимать одинаковые решения. В 1998 г. россияне
испытали это на себе, когда в первые дни после девальвации рубля все
продовольственные магазины, не сговариваясь, но одинаково понимая ситуацию,
дружно стали завышать цены на товары «кризисного» ассортимента — сахар,
соль, муку и т.п. Хотя повышение цен было экономически не обоснованным (эти
товары подорожали много сильнее, чем обесценился рубль), продавцам удалось
навязать свою волю рынку именно в результате единства занятой ими позиции. Фирмы, функционирующие в условиях совершенной конкуренции (их называют
конкурентными), воспринимают сложившийся на рынке уровень равновесной цены
как заданный, на который ни одна из фирм повлиять не может. Такие фирмы
называют прайс-тэйкерами (от англ. price — цена, take — принимать) в
отличие от фирм — прайс-мэйкеров (mаkе — делать), которые влияют на уровень
рыночных цен. В качестве примера рынка, который по своим условиям близок к условиям
совершенной конкуренции, может служить мировой рынок мороженой рыбы. На
долю одной фирмы, занимающейся уловом рыбы, приходится 0,0000107% мирового
улова рыбы. Это значит, что увеличение объема добычи рыбы одной фирмой даже
в 2 раза привело бы к снижению мировой цены на рыбу всего на 0,00254%, т.
е. практически не повлияло бы на ее уровень. [7.199] Сельское хозяйство
также считают одной из отраслей, наиболее близких к совершенной
конкуренции. Фирма в условиях совершенной конкуренции Для начала определим, как должна выглядеть кривая спроса на продукцию
фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции. Во-первых, фирма
принимает рыночную цену, т. е. последняя является для нее заданной
величиной. Во-вторых, фирма выступает на рынке с очень малой частью общего
количества производимого и реализуемого отраслью товара. Следовательно,
объемы ее производства никак не повлияют на рыночную обстановку и этот
заданный уровень цены не будет меняться с увеличением или уменьшением
выпуска продукции. Очевидно, что в таких условиях кривая спроса на продукцию фирмы будет
выглядеть как горизонтальная линия (см. рис. 1). Выпустит ли фирма 10
единиц продукции, 20 или 1, рынок поглотит их по одной и той же цене Р. С экономической точки зрения линия цены, параллельная оси абсцисс,
означает абсолютную эластичность спроса. В случае бесконечно малого
снижения цены фирма могла бы расширять до бесконечности свои продажи. При
бесконечно малом повышении цены продажи предприятия были бы сведены к нулю. Наличие абсолютно эластичного спроса на продукцию фирмы принято
называть критерием совершенной конкуренции. Как только на рынке
складывается такая ситуация, фирма начинает вести себя как совершенный
конкурент. Действительно, выполнение критерия совершенной конкуренции
задает для фирмы многие условия деятельности на рынке, в частности
определяет закономерности получения дохода. Доходом (выручкой) фирмы называют платежи, поступающие в ее пользу при
реализации продукции. Как и многие другие показатели, экономическая наука
подсчитывает доход в трех разновидностях. Общим доходом (ТR) называют всю
сумму выручки, которую получает фирма. Средний доход (АR) отражает выручку
в расчете на единицу реализованной продукции, или (что то же самое) общий
доход, деленный на число реализованных продуктов. Наконец, предельный доход
(МR) представляет собой дополнительный доход, полученный в результате
продажи последней из реализованных единиц продукции. Прямым следствием выполнения критерия совершенной конкуренции является
то, что средний доход при любом объеме выпуска равен одной и той же
величине — цене товара и что на том же уровне всегда находится предельный
доход. Скажем, если установившаяся на рынке цена батона равна 8 руб., то
действующий как совершенный конкурент хлебный ларек принимает ее вне
зависимости от объема продаж (выполняется критерий совершенной
конкуренции). И 100, и 1000 батонов будут проданы по одинаковой цене за
штуку. В этих условиях каждый дополнительно проданный батон принесет ларьку
8 руб. (предельный доход). И тот же объем выручки придется в среднем на
каждый проданный батон (средний доход). Таким образом, устанавливается
равенство между средним доходом, предельным доходом и ценой (АR=МR=Р).
Поэтому кривая спроса на продукцию отдельного предприятия в условиях
совершенной конкуренции является одновременно и кривой его средней и
предельной выручки. Что касается общего дохода (общей выручки) предприятия, то он
изменяется пропорционально изменению выпуска продукции и в том же самом
направлении (см. рис. 1). То есть существует прямая, линейная зависимость:
ТR=РQ. Если ларек в нашем примере продал 100 батонов по 8 руб., то его
выручка, естетвенно, составит 800 руб. Графически кривая совокупного (валового) дохода - это луч, проведенный
через начало координат с наклоном: tg a = ?TR/?Q = MR = P. То есть наклон кривой валового дохода равен предельному доходу, который
в свою очередь равен рыночной цене продукта, продаваемого конкурентной
фирмой. Отсюда, в частности, следует, что чем выше цена, тем круче вверх
пойдет прямая валового дохода. Цель всякой фирмы — максимизация прибыли. Прибыль (?) — это разница
между совокупным доходом (ТR) и совокупными издержками (?) за период
продаж: ? = ТR - ТС = РQ - ТС. Легко заметить, что из трех переменных, находящихся в правой части
равенства, главным рычагом управления объемом прибыли для фирмы является
объем производства. Действительно, цена (Р) представляет собой в условиях
совершенной конкуренции константу, т. е. не изменяется. Это внешнее условие
деятельности фирмы, с которым надо считаться, а не фактор, которым можно
управлять. Что касается издержек (ТС), то они сами во многом зависят от
объема производства. Другими словами, в условиях совершенной конкуренции
важнейшие решения фирмы связаны прежде всего с установлением оптимального
объема производства. Но сначала необходимо найти критерий целесообразности
производства. Как и многие другие показатели, этот критерий не одинаков для
краткосрочного и долгосрочного периодов. Если говорить о долгосрочном периоде, то очевидно, что таким критерием
будет наличие неотрицательной экономической прибыли (?>0). Если же в
долгосрочном периоде появляются экономические убытки, владельцы фирмы
прибегают к ее ликвидации, т.е. к закрытию и распродаже имущества. Однако,
даже если собственники убыточной компании не желают ее закрывать (скажем,
упорно надеясь на улучшение положения в будущем), закрытие часто
осуществляется помимо их воли. Действительно, ради продолжения производства
долговременно убыточной фирме приходится делать займы, погасить которые она
не в состоянии. Рано или поздно такая политика приводит к банкротству (или
несостоятельности), та. е. к неспособности предприятия платить по своим
обязательствам. После признания (в судебном порядке) фирмы банкротом
прежние собственники отстраняются от управления ею, а имущество
направляется на покрытие долгов перед кредиторами. Институт банкротства является в рыночной экономике одним из важнейших
механизмов обеспечения социальной ответственности предпринимателей. Обладая
свободой предпринимательства, т. е. правом исключительно по своему
усмотрению принимать любые (законные) хозяйственные решения, капиталисты
должны расплачиваться за возможные ошибки утратой принадлежащего им
имущества. Угроза банкротства и связанного с ним принудительного лишения
собственности дисциплинирует предпринимателя, удерживает его от авантюрных
проектов, невыполнения обязательств перед партнерами, неосмотрительного
привлечения заемных средств без возможности их возвратить. В России после дефолта 1998 г. волна банкротств захлестнула страну. За
1998 г. арбитражными судами было возбуждено более 4,5 тыс. дел о
банкротстве — во много раз больше, чем за все предшествующие годы вместе
взятые. Впечатляет список обанкротившихся крупных предприятий: в
металлургии это легендарный ЗапСиб, Волжский трубный завод, КМК и др., в
энергетике — Кузбассэнерго, Печорская, Не-винномысская и Ставропольская
ГРЭС, Прокопьевскуголь, Красноярскуголь, в машиностроении — гордость
тяжелого тракторостроения Челябинский тракторный завод, крупнейший
производитель аудиоаппаратуры советских времен «Вега» (Бердск),
Новочеркасский электровозостроительный завод, Ирбитский мотоциклетный
завод. Даже в «благополучной» нефтяной отрасли началась процедура
банкротства пятой по величине компании страны «Сиданко». [3.258]. На первый взгляд может показаться, что получение прибыли будет
определять решение о целесообразности производства и в краткосрочном
периоде. Однако на деле ситуация сложнее. Ведь в краткосрочном периоде
часть издержек фирмы носит постоянный характер и при остановке производства
не исчезает. Например, арендную плату за землю, на которой расположено
предприятие, придется вносить независимо от того, простаивает ли или
работает завод. Другими словами, убытки фирме гарантированы даже в случае
полного прекращения выпуска продукции.[1] Фирме предстоит взвесить, когда убытки будут меньше. В случае полной
остановки завода доходы будут отсутствовать, а расходы точно равняться
постоянным издержкам. В случае продолжения производства к постоянным
издержкам прибавятся переменные, но зато появятся и доходы от реализации
продукции. Таким образом, в неблагоприятных условиях решение о временном
прекращении производства принимается не в момент исчезновения прибыли, а
позже, когда убытки от производства начинают превышать величину постоянных
издержек. Критерием целесообразности производства в краткосрочном периоде
является непревышение убытками размера постоянных издержек (|?| < TFC). Это теоретическое положение полностью соответствует хозяйственной
практике. Никто не останавливает производство при временном появлении
убытков. В ходе финансового кризиса 1998г. доля убыточных промышленных
предприятий в России выросла, например, до 51%. Но вряд ли кто-нибудь счел
бы лучшим выходом из тяжелой ситуации остановку половины промышленности
страны. Таким образом, для фирмы, действующей в краткосрочном периоде, возможны
три варианта поведения: 1. производство ради максимизации прибыли; 2. производство ради минимизации убытков; 3. прекращение производства. Графическая интерпретация всех трех вариантов представлена на рис. 2. На рисунке показана стандартная динамика валовых общих издержек некоей
фирмы и три варианта кривых (точнее, прямых) валового дохода, которые
сложатся: ТR1 — при высоком уровне цен на продукцию фирмы, ТR2 — при
среднем уровне цен и ТR3 — при низком. Как уже отмечалось, кривая валового
дохода возрастает тем круче, чем выше цены.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|