p> Создание картелей наталкивается на серьезные препятствия. Это не только
антимонопольное законодательство. Соглашения часто бывает трудно достичь
вследствие большого числа фирм, существенного различия в номенклатуре
продукции, уровне издержек. Обычно у участника картеля возникает искушение
нарушить соглашение и получить большую прибыль.В силу юридического запрета
официально картели в современной России не сущствуют. Однако практика
разовых ценовых сговоров распространена весьма широко. Достаточно
вспомнить, как периодически на потребительском рынке возникает дефицит то
сливочного или подсолнечного масла, то бензина. И как потом эти товары
вновь появляются с сильно повышенными ценами одновременно у всех продавцов. Нередко также функции, близкие к картельным, пытаются осуществлять на
более постоянной основе разнообразные ассоциации: импортеров чая,
производителей соков и т.д. В октябре 1998 г., например, Государственный
антимонопольный комитет РФ начал расследование повышения цен на бензин
членами Московской топливной ассоциации, объединяющей около 60 компаний-
владельцев бензоколонок и контролирующей 85—90% продаваемого в Москве
бензина. [3.328] Однако еще большие опасения вызывает в этом смысле будущее. Высокая
концентрация производства, неумение завоевывать клиентов рыночными
методами, сложившиеся в еще дореформенную эпоху тесные контакты всех
предприятий основных отраслей и ряд других факторов благоприятствуют
массовому возникновению картелей. Если развитие событий действительно
пойдет по этому сценарию, экономике может быть нанесен крупный ущерб. Его
предотвращение поэтому является важной задачей государственной
экономической политики. Картелеподобная структура рынка (или "игра по правилам"), при которой
фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для
конкурентов, чем облегчают достижение в отрасли равновесия или близкого к
нему состояния. Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое
поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны,
позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из
антикартельного законодательства. А с другой — уменьшить риск
непредсказуемой реакции конкурентов, т.е. оградить себя от главной
опасности, свойственной нескоординированной олигополии. «Игра по правилам»
облегчает достижение олигополистического равновесия. Наиболее часто употребляемым приемом «игры по правилам» является
лидерство в ценах. Оно состоит в том, что все крупные изменения цен сначала
проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они повторяются в
близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично
определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но
делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь
если они будут невыгодны конкурентам, то те просто не последуют за лидером
и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние
нескоординированной олигополии. Не случайно поэтому лидер часто
"прощупывает" отношение конкурентов, заранее предавая огласке размер
предстоящего изменения и прислушиваясь к реакции других фирм. Лидерство в ценах очень распространено на Западе, а в наши дни его
можно наблюдать и в России, например, в автомобилестроении. Российская
автомобильная промышленность — классический пример олигополии.
Самостоятельных производителей автомашин в стране вообще немного (около
десятка), а крупных фирм, оказывающих заметное влияние на рынок, и того
меньше. Так, в производстве легковых автомобилей их всего три —АвтоВАЗ, ГАЗ
и АЗЛК. В 1991—1992 гг. лидером в ценах на легковые машины постоянно выступал
крупнейший производитель — АвтоВАЗ. А АЗЛК и ГАЗ следовали за ним. Это было
время гиперинфляции, когда дорожало все. Решающее значение имела скорость
повышения цен. И АвтоВАЗ задал весьма быстрый темп. Экономические возможно
сти для этого были. С началом социального расслоения чуть ли не первой
покупкой богатых людей стал именно автомобиль. К тому же много машин
покупали и новые частные фирмы, где мобильность — главный залог успеха. Лидерство АвтоВАЗа в ценах фактически сводилась к их максимально
быстрому повышению, вполне устраивавшему и других производителей. На рубеже
1993 г., однако, АЗЛК и ГАЗ отказались повторить за лидером очередное
удвоение цен. Дело в том, что «Жигули» в то время были конкурентоспособны
за границей и АвтоВАЗ мог ориентироваться на более высокие цены за рубежом.
Завысив цены внутри страны и соответственно потеряв часть российских
потребителей, он ничего не проигрывал — высвободившиеся машины уходили на
экспорт и приносили заводу даже большие прибыли. Напротив, сбыт "Москвичей"
и "Волг" за рубежом был невелик. Их производители вынуждены были в большей
мере считаться с покупательной способностью россиян. И они перестали
повышать цены. ВАЗ-2109 стал заметно дороже «Волги» и почти в три раза дороже «Москвича». В результате у АвтоВАЗа возникли первые проблемы со сбытом. Урок не прошел даром: в том же 1993 г. темп роста цен на «Жигули» резко упал. Главным фактором последующих лет стала постепенная потеря международной
конкурентоспособности российских автомобилей. Сначала «Жигули» вынуждены
были оставить иностранные рынки. Затем, несмотря на защитные таможенные
пошлины, иномарки стали теснить их и в России. Новый поворот ситуации обусловила девальвация рубля. Она сделала
иномарки недоступно дорогими и открыла путь для повышения цен на
отечественный машины. Испуганный недавними трудностями сбыта АвтоВАЗ на
этот раз отказался выполнять роль лидера их увеличения. Ее взял на себя
АЗЛК, сумевший к тому времени заметно улучшить качество выпускаемых им
машин. Таким образом, в отрасли вновь восстановилась система лидерства в
ценах. [3.329] Монополия. Монополизм в России Основные черты монополии Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции.
Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование
конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь
конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у
потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между
производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим
образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям
противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того
потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться
на его ценовые условия и т.д. Всевластию монополиста помогает уникальность (незаменимость) продукции
последнего. Может ли житель Москвы или Владивостока добровольно отказаться
от услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее заменив в
домашнем хозяйстве? Способны ли угольные предприятия Кузбасса перевозить
свою продукцию без помощи железной дороги? Отрицательный ответ на подобные
вопросы очевиден, также как и то, что подобное положение позволяет
монополисту диктовать свои условия с позиции силы. Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота имеющейся у него
информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем
рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения
объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же
и устанавливает. Понятно, что сочетание всех этих обстоятельств создает для монополиста
исключительно выгодную обстановку и благоприятные предпосылки для получения
сверхприбылей. Очевидно, однако, и то, что эти преимущества мгновенно
улетучились бы, появись в отрасли хотя бы еще один производитель-конкурент.
Монополисту немедленно пришлось бы перейти от диктата по отношению к
потребителю к скрупулезному учету потребностей и интересов последнего. Нынешнее поколение россиян, на своем опыте испытавшее крах
государственного монополизма, без труда найдет массу бытовых примеров
подобных перемен. Черствый хлеб, например, еще недавно безраздельно
господствовавший в булочных, мгновенно стал редкостью, после того как
монопольная система снабжения сменилась конкуренцией массы независимых
пекарен. Именно поэтому монополистическая структура рынка там, где она
существует, защищена целой системой практически непреодолимых барьеров на
пути вторжения в отрасль независимых конкурентов. Основными барьерами,
существующими в монополистической отрасли, являются: 1. преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии); 2. легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права); 3. нечестная конкуренция. Рассмотрим подробнее эти виды барьеров. Как и на олигополистическом рынке, в монополизированной отрасли
эффективны лишь крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии
существуют лишь там, где размеры создают крупные преимущества в издержках.
Это положение теории многократно проверено практическим опытом. Дело в том, что высокие прибыли монополистов всегда были предметом
зависти мелких компаний. В истории многих стран зафиксированы попытки
мелких фирм под тем или иным названием создать картель (ассоциацию,
объединение, комиссию по стандартам и т.п., т. к. официально картели
запрещены в большинстве стран) и объединенными усилиями диктовать свои
условия поставщикам и потребителям. В современной России, например, такие шаги предпринимали импортеры чая
и производители соков. Исход этих попыток, однако, всегда был неутешителен
для их организаторов. Поскольку издержки у этой организации не были ниже,
чем у мелких производителей, ничто не мешало новым, независимым фирмам
вступать в отрасль и успешно конкурировать с картелем, а недовольным
участникам самого объединения (такие обязательно появлялись) спокойно и
безнаказанно покидать его. Другое дело - отрасли, где крупные предприятия имеют более низкие
издержки, чем конкуренты. Это создает высокий барьер перед всеми желающими
проникнуть в отрасль, а при благоприятных для фирм-лидеров обстоятельствах
и позволяет им полностью монополизировать рынок. Примером такой фирмы может
служить российское предприятие «Центр им. Хруничева» — производитель
тяжелых космических ракет «Протон». Кроме экономических барьеров монополию обычно защищают барьеры правовые
(легальные), причем нередко именно они играют решающую роль. Самым распространенным источником легальных барьеров являются права
собственности. Если в собственности некой фирмы оказываются, например,
уникальные источники сырья, земли с особыми свойствами и т.п., это
автоматически создает предпосылки для монополии. Важно лишь, чтобы
производимый с использованием названных природных ресурсов продукт и сам
был уникальным и незаменимым. Легальной защитой пользуются и права интеллектуальной собственности.
Так, надлежащим образом оформленное и зарегистрированное изобретение
(подтверждающий это документ называется патентом) дает его владельцу
монопольное право на производство соответствующей продукции в течение
определенного времени. Владелец патента может единолично осуществлять свое
монопольное право, а может за вознаграждение в полном или частичном объеме
предоставлять его другим лицам (выдавать лицензию). Скажем, может продать
лицензию на производство и сбыт запатентованной продукции в определенной
стране на условиях уплаты известного процента цены с каждой проданной
единицы товара. Напротив, отсутствие патента лишает изобретателя всяких привилегий. Так
проявляется правовая природа данного барьера: есть патент — есть право, нет
патента — нет и прав. Для нашей страны это обстоятельство имеет огромное
значение, поскольку практически все изобретения советской эпохи не защищены
международными патентами и вплоть до настоящего времени используются
иностранцами бесплатно. С проявлениями нечестной конкуренции государство борется самым жестким
образом. Дело в том, что крупный производитель в борьбе с более мелкими
конкурентами обладает массой преимуществ, фактически сводящихся к
применению грубой силы. Такими методами можно заставить банк приостановить
кредитование конкурентов, железные дороги — транспортировку их грузов
(именно это проделал когда-то Джон Д. Рокфеллер) и т.п. Появляется
возможность вытеснить конкурента и установить монополию даже там, где
честным путем она никогда бы не сложилась. Важной разновидностью нечестной конкуренции является демпинг —
умышленная продажа продукции ниже себестоимости с целью вытеснения
конкурента. Крупная фирма — потенциальный монополист — имеет большие
финансовые резервы. Поэтому она способна долго торговать себе в убыток по
заниженным ценам, вынуждая к тем же действиям конкурента. Когда последний
не выдержит и разорится, монополист вновь поднимет цены и компенсирует свои
убытки. В России проблема монополизации экономики стоит очень остро. Главная
особенность монополизации российского рынка состоит в том, что она
сложилась как "наследница" государственного монополизма социалистической
экономики. Социалистическая экономика представляла собой единый
народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне
автономно, а являлось составной частью общегосударственной суперструктуры.
При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде
продукта часто поручалось всего одному-двум заводам. Так, в конце 80-х
годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве
своей продукции. Еще чаще встречалась ситуация, когда число производителей
по всей гигантской стране не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных
групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%) было подвержено
сильной монополизации. [3.369] Таким образом, если в странах с рыночной экономикой монополизация
обычно проходила путем организационного объединения первоначально
независимых компаний, то социалистический монополизм базировался на
сознательном создании только одного производителя (или очень узкой группы
производителей). Начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому усилению
монополистических тенденций. Отчасти это было связано с распадом СССР и
ослаблением экономических связей между бывшими союзными республиками. К
прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся
единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на
сократившейся территории. Однако гораздо большее значение имело изменение условий хозяйствования.
Благодаря им резко усилились последствия монополизации и ее влияние на
экономику. Дело в том, что превращение российских заводов в частные
предприятия создало мощный стимул для получения монопольных прибылей. А
свобода установления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм
средства достижения этой цели. Все три важнейших последствия монополизации
(занижение производства, завышение цен, получение монопольных
сверхприбылей), до той поры сдерживавшиеся социалистическим государством,
вырвались наружу. При этом старый порок советских монопольных
производителей — неэффективность — сохранился везде, где осталась
монополия. Усиление проявлений монополизма, в свою очередь, негативно
повлияло на общий ход реформ в стране. Пользуясь своей монопольной властью, монополисты резко ограничили
предложение. Сознательное уменьшение выпуска продукции в сочетании с
повышением цен российскими предприятиями-монополистами явились важнейшей
микроэкономической причиной особой глубины кризиса в России. Естественные монополии В некоторых отраслях без всяких ограничений действует правило: чем
больше масштаб производства, тем ниже издержки. Это создает предпосылки для
укрепления в такой отрасли одного единственного производителя. Подобное
состояние рынка является монополией - ситуацией, чреватой рядом крупных
проблем для хозяйства. В данном случае, однако, монополия возникает
вследствие естественных причин: технологические особенности производства
таковы, что единственный производитель обслуживает рынок более эффективно,
чем это способны сделать несколько конкурирующих фирм. Такую монополию
экономисты называют естественной, или технологической. Ее классическим
примером являются различные виды инфраструктуры. Действительно, экономически нецелесообразно строительство двух
альтернативных аэропортов или прокладка рядом друг с другом двух
конкурирующих железных дорог. Бессмысленно и дробить естественные монополии. Например, даже если
разделить железнодорожную сеть, монопольно эксплуатируемую одной компанией,
на несколько региональных участков и передать их в собственность
независимым компаниям, то естественный источник монополизма все же не будет
устранен. Из города А в город Б все равно можно будет проехать только по
одной дороге. В результате единый рынок услуг по перевозке будет разделен
на ряд локальных. Вместо одной монополии возникнет несколько (каждая на
своем участке). Уровень конкуренции не повысится. Более того, из-за
трудностей согласования работы региональных компаний могут возрасти общие
издержки железнодорожной отрасли.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|