Предприятия ведут
ценовую и неценовую конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевывать большую
сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать
качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими
изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать
с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки. Конкурентные
преимущества и недостатки России
Перспективы
развития внешней торговли России в значительной степени зависят от реализации
конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых
ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы
при ее сравнительной дешевизне, а также значительные масштабы накопленных
основных производственных фондов.
Внешняя торговля
России: тенденции и перспективы развития обрабатывающего оборудования, что
позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизаций производства; наличие
уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики,
преимущественно связанных с ВПК.
Однако
использование этих преимуществ сдерживается рядом причин. Это неразвитость
финансовой и организационной инфраструктуры внешнеторгового сотрудничества;
отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности
адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий,
сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или
единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно
высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности.
Перспективы
развития внешней торговли России.
С учетом
конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные
перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте
топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной
позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья
и на этой основе дальнейшее возрастание его доли в экспорте (химических
товаров, пиломатериалов, нефтепродуктов, удобрений и т.д.).
Имеются
возможности для стабилизации и расширения традиционного машинотехнического
экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое
и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом
наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание
сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на
внутренний и внешний рынок.
Имеются
определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, что
тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса
(в частности, экспорта аэрокосмических техники и услуг, лазерной техники,
оборудования для АЭС, современного оружия).
По мере
восстановления собственного сельского хозяйства и легкой промышленности,
очевидно, в российском импорте будет сокращаться доля потребительских товаров,
и увеличиваться доля инвестиционных товаров — машин и оборудования.
Внешняя торговля
России ни по своему объему, ни по структуре экспорта и импорта не соответствует
экономическому потенциалу страны. Более полное использование ее конкурентных
преимуществ и преодоление присущих ей недостатков возможно только в процессе
возрождения экономики страны, создания полноценной системы государственной
поддержки ее экспортного потенциала.
*
* *
К концу 2004 года нас ждет новый закон о
конкуренции. К созданию крупных корпораций он будет относиться добрее, но за
нарушения антимонопольных законов предприятие будут доводить до банкротства и
сажать руководителей. Не исключено, что среди них окажется довольно много
чиновников.
"К сожалению, активность в нарушении
антимонопольного законодательства выросла", - отметил министр по
антимонопольной политике Илья Южанов, подводя итоги прошедшего года. И хотя
рекорд принадлежит нарушителям рекламы (около 12 тыс. возбужденных
антимонопольных дел), этот результат министр отнес к активности милиции,
получившей право фиксировать нарушения рекламы. Гораздо тревожнее, по мнению
Южанова, увеличение антимонопольных нарушений со стороны чиновников: около 64%
расследований Министерства по антимонопольной политике (МАП) связано с органами
власти различного уровня. "Продолжается бюрократизация антимонопольных
нарушений, - отмечает Южанов. - Если раньше чаще всего шла речь об издании
антиконкурентных нормативных актов, то сейчас власти все чаще становятся
прямыми участниками монопольных соглашений".
В пример министр привел дело, возбужденное на
днях МАПом, о вытеснении с рынка сбыта газа независимых продавцов
("Финансовые Известия" писали об этом 23 декабря). Напомним, что дело
возбуждено против "Газпрома", его дочерней компании "Межрегионгаз",
Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) и ее региональных "дочек"
(РЭК) в Южном округе. При этом Южанов считает главным виновным именно
государственный орган: "Именно региональные комиссии ФЭК не утверждают
тарифы независимым газораспределительным организациям". Министр сказал,
что надеется завершить дело в течение полугода, и пообещал, что оно будет очень
громким.
При этом, как самокритично признал Южанов,
именно МАП давал три года назад разрешение "Газпрому" на организацию
региональных отделений "Межрегионгаза". В результате последние
скупили большинство газораспределительных организаций (ГРЭО) - и сегодня
чиновники помогают "Газпрому" лишить бизнеса тех немногих, что
остались независимыми. Однако министр заявил, что сейчас на местах будет проверяться
конкуренция на рынке сбыта газа, и намекнул, что результаты могут дать повод
задуматься об исправлении ошибок: "Может быть, будут структурные
требования о продаже активов".
МАП достаточно часто воюет с госорганами и
естественными монополиями. И Южанов уверяет, что успешно, несмотря на упорное
обжалование решений МАПа в судах. Например, в течение года прошла череда дел,
связанных с чинимыми ФЭК и РЭК препятствиями независимым компаниям, желающим
выйти на ФОРЭМ, - и все они выиграны МАПом, говорит Южанов.
А в отношении компаний "Трансаммиак"
и "Трансазот", которые не подчинились предписанию МАПа, дела переданы
в Генпрокуратуру. "Они практически административно приватизировали
аммиакопровод в Николаев, - пояснил министр. - Что ж, если эти господа не умеют
говорить на языке Гражданского кодекса, будем говорить с ними на языке кодекса
уголовного".
Впрочем, старому антимонопольному
законодательству жить осталось недолго. Как заявил Южанов, к декабрю 2004 года
МАП представит в правительство проект закона о конкуренции, который заменит два
существующих (для товарных и для финансовых рынков) и будет гораздо либеральнее
относиться к слияниям и поглощениям. Так, порог совокупных активов желающих
объединиться компаний поднимется до 3 млрд. рублей. Зато штрафы, средний размер
которых сейчас около $400, станут значительно больше. Южанов приводит в пример
ЕС, где штрафы составляют до 10% от годового оборота компании. При этом за год
оштрафовать можно трижды, что составит 30% от оборота: "А это уже
банкротство". Правда, успокоил министр, сразу такие штрафы вводить не
будут, "будет ступенчатая шкала". Но общее направление сохранится:
"Ужесточение антимонопольного контроля и увеличение штрафов при
либерализации самого антимонопольного законодательства". По мнению Южанова,
это равноценный размен.
В 2004 г. можно
ожидать снижения банками процентных ставок по кредитам в среднем на 3-5% годовых
по рублевым займам и на 2-3% - по валютным, считает первый заместитель
управляющего Международным промышленным банком (МПБ) Сергей Мельников.
По его мнению, в
2004 г. российские банки столкнутся с серьезной конкуренцией на рынке кредитования
крупных предприятий и компаний. В условиях снижающейся доходности по основным
финансовым инструментам кредитование крупных корпоративных клиентов является
для многих банков основным источником дохода, отмечает С.Мельников. Между тем,
уже сегодня наметилась тенденция, когда сами предприятия отдают предпочтение
более дешевым кредитам западных банков или же привлекают средства через
размещение собственных облигаций. В будущем это создаст проблемы банкам,
ориентированным на кредитование реального бизнеса, считает С.Мельников.
* * *
Эксперт
McKinsey & Company А.Резникович опубликовал в журнале
«Коммерсантъ-Деньги» любопытную статью: «Монополистическое отечество в
опасности». Главный ее тезис: «Как ни банально это прозвучит, самым мощным
тормозом развития экономики России является недостаток конкуренции. Причем
государство само создает условия, которые сдерживают ее и способствуют
монополизму».
При этом
приходится отдавать себе отчет в том, что «Вообще для российской экономики
монополизация — исторически закономерное явление. Советская экономика была по
определению монопольной. Экономика нынешней России, приобретя некоторые черты
рыночной, сохранила и черты старой системы. Но централизованные рычаги
управления монопольной экономикой, худо-бедно обеспечивавшей искусственную
интеграцию главных экономических элементов (средств производства, капитала,
квалифицированной рабочей силы и бизнес-инфраструктуры) уже потеряны, а рычаги
рыночной экономики, где интеграция этих элементов, как правило, достигается
естественным путем, еще не созданы. В итоге круг тех, кто может успешно вести
бизнес, сужается, что и делает монополистичной целиком всю экономику».
Поэтому не
случайно, что «…все более распространенным становится мнение, что деньги можно
зарабатывать, только имея «особые отношения» с властью (например,
муниципальной), которая рассматривает любой бизнес на своей территории как свою
вотчину и, ограждая «свои» фирмы от конкуренции, получает экономическую ренту».
Если добавить к
этому, что «…роль судебной системы, контролирующей исполнение контрактов, взяли
на себя бандиты», то становится ясно, почему «новым компаниям тяжело или
практически невозможно выйти на рынок, что разрушает сам институт предпринимательства».
Необходимо
также обозначить еще одну большую проблему — ограничения, наложенные на конкуренцию
на рынке рабочей силы. В первую очередь это ограничения, сдерживающие ее
мобильность. «Сегодня в России рабочая сила прикована к индустриальным городам
системой регистрации и связанной с ней системой социальных благ. Семья
безработного, живущая в экономически неблагоприятном районе, имеет пособие по
безработице и экономические субсидии, все члены семьи лечатся бесплатно, а дети
получают бесплатное среднее образование и бесплатно пользуются услугами детских
садов. Переезд, как правило, означает утрату всех этих льгот. И в первую
очередь самой главной — права на жилье… Внеэкономические формы прикрепления
людей к земле (крепостное право, изъятие паспортов у крестьян и проч.) просто
уступили место экономическим ограничениям в виде социальных благ. Но сути это
не меняет: феодальная экономика всегда менее эффективна, чем капиталистическая».
Добавим к этому,
что в Москве, являющейся экономическим центром и крупнейшим работодателем,
фирма не имеет права без разрешения властей принять на работу гражданина РФ, не
имеющего регистрации в Москве (получение которой зависит от воли ряда других
людей).
В силу
обозначенных причин «уровень безработицы в самом неблагополучном по этому
показателю регионе России в 14 раз превышает безработицу в самом
благополучном».
А рынок рабочей
силы оказывает заметное влияние на экономику в целом. Так, по мнению ряда экспертов,
высокая мобильность рабочей силы в США — одна из основных причин того, что
экономика страны растет быстрее, чем в государствах Западной Европы. Последствия
перечисленных тенденций неутешительны. Давосский всемирный экономический форум
в своем очередном годовом отчете о конкурентоспособности стран мира поставил
Россию на 52-е место (после Зимбабве).
С переходом
России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни
общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в РФ,
как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей
государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее
роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей
задачей экономических исследований в нашей стране.
За последние
десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так
давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и
доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало
соперничество, оно не было столь ожесточенным.
Рост конкуренции
сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Рынок любого
товара или услуги имеет свои особенности, не меняющиеся, впрочем, суть самой
конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует
постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.
Сегодня ни одна
серьезная компания не может обойтись без конкуренции.
Несмотря на
разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать
свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.
Нужно постараться
понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.
Каждая фирма
использует свою стратегию и тактику для достижения этих целей
Вот почему
Президентом РФ поставлена задача повышения конкурентоспособности российской экономики
как главной задачи текущего момента.
Методы государственного
регулирования деятельности монополий в России.
1. Ограничительные
меры. Они предусмотрены законом «О конкуренции» и применяются антимонопольным
органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное
законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и
недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые
могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.
Запреты на монополистическую деятельность
подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих
конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим
положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичными (более 60%)
нарушением антимонопольного законодательства.
Довольно часто встречаются такие нарушения, как
навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка
ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на
ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети
предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на
товары и услуги.
Закон запрещает устанавливать монопольно
высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтоб
создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту
условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора,
включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в
неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу
на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента
отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря
на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.
Наиболее стабильно действует запрет на
установление монопольных цен, хотя и здесь немало проблем. В частности,
«Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен» от 21 апреля
1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и
концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что
производственные затраты необходимо устанавливать с учётом того, что
производственные мощности будут исчерпаны. Но при общем спаде производства в
России это нереально. Поэтому предпочтительней оказывается концепция сравнения
рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять
производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе
внешних факторов выявит монопольно высокие и монопольно низкие цены.
Сейчас в России чаще практикуются монопольно
высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие.
Российский монополизм проявляет своё антиконкурентное поведение преимущественно
в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере
развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен:
мощные многопрофильные компании благодаря перекрёстному субсидированию за счёт
прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым
блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать
финансово-промышленные группы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|