·
При
естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.
·
Нечестная
конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к
конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.
4.
Сложность
в получении полной информации обо всём рынке.
Виды монополий.
Существует 3 основных вида монополий.
Это:
Закрытая
монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими
ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером
может служить монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом.
Естественная
монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки
достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок
целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к
количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой
цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение
выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы
производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе
которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся
на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.
Открытая
монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайней мере, на
определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет
специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно
считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.
Но такое деление
не означает, что все предприятия-монополисты должны обязательно относиться лишь
к одному из этих видов. Такая классификация в значительной степени условна.
Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру
фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые
компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как
присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как
присутствуют юридические барьеры для конкуренции).
Фактически все
монополии могут считаться открытыми, так как легальные барьеры, защищающие
закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в
естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А
так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных
товаров-субститутов.
Так же
немаловажным является определение простой монополии, то есть монополии, которая
в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене
своим покупателям.
Учёными
выделяются несколько последствий монополизации:
1.
недопроизводство
товаров
2.
завышение
цен
3.
предприятия-монополисты
не получали высокой монопольной прибыли.
4.
Х-неэффективность,
то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше
объективно обусловленного уровня.
Особенности монополии в странах СССР.
Итак, монополия существует во всём мире. Но главной
особенностью монополизации российского рынка можно считать, пожалуй, то, что
она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической
экономики.
Социалистическая
экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором
каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью
общегосударственной структуры. То есть, Своеобразной монополией в бывшем СССР
была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном
планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении
материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в
одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных
ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми
хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности
устанавливали такие предприятия, как Госплан, Госснаб и Госкомцен. При этом
удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто всего
поручалось всего одному-двум заводам.
Причины для
концентрации такого типа:
1.
Большое
значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба производства.
Но это стремление было заметно гиперболизировано (из-за искусственной
заниженности цен на энергию, сырьё и транспорт вполне рентабельными выглядели
проекты даже нерационально крупных заводов - сырьё для них привозилось за
тысячи километров, а готовая продукция распространялась по всей территории Советского
Союза).
2.
Другая
причина была связана с удобством централизованного управления крупными предприятиями.
Когда все важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются
общенациональными плановыми органами, управляемость хозяйства находится в
обратной пропорциональной зависимости от количества производственных единиц.
В итоге советские
монополисты были очень узко специализированы, к примеру: один завод выпускал
только тяжёлые вертолёты (Роствертол), другой – только автомобили высокой
проходимости (УАЗ). При этом прекращение работы хотя бы одного из подобных
предприятий было фактически смертельно для советской экономики из-за
минимальности или фактически отсутствия дублирования. Так, в конце 80-х годов более
1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Ещё
чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всему Советскому Союзу
не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся
промышленностью страны, 290 (то есть 89 %) было подвержено сильной
монополизации.
Так же советской экономике была
свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших предприятий и
чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. В
СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813
рабочих мест, в Венгрии - 186, в Западной Европе - 86. Наиболее высокой была
концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и
текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно-два предприятия,
которые диктовали свои условия потребителю. Плохое качество товара, завышенные
цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях
постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.
Но советскую
монополию нельзя полностью сопоставлять с её капиталистическими аналогами. Существуют
отличия советской монополии от капиталистической:
1. Не имея
самостоятельности ни в выборе объёма продукции, ни в установлении цен,
советские предприятия-монополисты не имели возможности осуществлять
монополистические злоупотребления, хотя это широко наблюдается в западных
странах.
2. Деятельность
советских предприятий-монополистов не вызывала многих описанных выше последствий
монополизации, а именно: не наблюдалось недопроизводства товара, завышения цен
и предприятия не получали монопольных прибылей.
3. Капиталистические
монополии возникли преимущественно "снизу", в результате конкурентной
борьбы, а социалистические насаждались "сверху" и действовали в
неестественных условиях.
4. Монополистом в
капиталистических странах чаще всего становилось предприятие-лидер, который
использует передовые технологии, имеет значительный научно-технический и
производственный потенциал. При социализме монополии зачастую появлялись при
отсталой технологической базе.
5. Капиталистические
монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения
конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы,
что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничивались
в лучшем случае региональными рамками (например, СЭВ).
6. Такое последствие
монополизации, как Х-неэффективность проявлялось исключительно сильно.
Свидетельствами этого в СССР были завышенные издержки (в частности, энерго- и
материалоёмкость, существенно превышавшие мировой уровень), низкое качество
продукции замедленный темп её обновления. Особенно большому объёму Х-монополизации
способствовали следующие обстоятельства:
·
Стоимостные
показатели, такие, как уровень издержек и даже прибыль, зачастую не являлись
главными для советских предприятий. Если завод выполнял план, то его
руководство мало заботилось о прибыльности предприятия как таковой, что
стимулировало расточительность производства.
·
Позиции
монополистов укрепляла общая дефицитность экономики. В условия фактического отсутствия
выбора у покупателя ответственность монополиста сходила почти на нет.
·
Советская
экономика была значительно более изолирована от внешнего мира, чем большинство
рыночных, таким образом, монопольные позиции предпринимателей были защищены и
от иностранных конкурентов. Из-за этого сильно страдали качество и новизна
продукции.
В результате начала рыночных реформ в
России, монополистические тенденции резко усилились. Это усиление было во
многом связано с распадом СССР и с ослаблением экономических связей с бывшими союзными
республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не
являвшиеся единственными производителями в рамках СССР, на ставшие таковыми на
сократившейся территории.
Анализ современных
особенностей конкуренции в России.
Конкуренция – соперничество между
производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного
сегмента рынка, это борьба между частными товаропроизводителями за более
выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Конкуренция – это неотъемлемая часть рыночной среды, необходимое условие
развития предпринимательской деятельности, это центр тяжести всей системы
рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления
цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между
производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как
взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом,
побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти
других. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс,
который служит лучшему обеспечению рынка товарами.
Борьба за экономическое выживание и процветание
– закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может
существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции
(и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными
показателями являются:
1.
Количество
фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права
юридического лица), поставляющих товары на рынок;
2.
Свобода
вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
3.
Дифференциация
товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных
индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
4.
Участие
фирм в контроле над рыночной ценой.
Рыночная конкуренция является одной из
важнейших категорий современной экономической теории. Без этого понятия не
обходится ни одна модель механизма функционирования рынка. Более того, теория
рыночной конкуренции, в отличие от многих других разделов экономической теории,
находит и находила раньше, в течение, по меньшей мере, трех последних веков, самое
широкое практическое приложение. Начиная от меркантилистов и кончая
современными законодательными положениями в области антимонопольной политики,
государства с традиционной рыночной экономикой пытаются регулировать рынок,
обеспечивая за ним определенную конкурентную среду.
Конкуренция,
как научное понятие, связывается с именем А. Смита. Рыночный механизм
регулирования, названный им “невидимой рукой”, формирует цены товаров под
влиянием спроса, предложения и конкуренции. Заметим, что основной его труд “Исследование
о природе и причинах богатства народов.“, принесший А. Смиту мировую
известность, был направлен, прежде всего, против политики меркантилизма,
таможенных ограничений и фискальной политики государства, которое, по его
понятиям, вообще должно отказаться от вмешательства в экономическую жизнь.
С самого начала,
конкуренции отводилась не только функция рыночного регулирования, но и стимулирующая
роль. Иначе говоря, она рассматривалась как фактор развития, совершенствования
производства и качества производимой товарной массы. Хотя физиократы,
основываясь на своей теории естественного порядка, не рассматривали купечество
и промышленников как производительный класс, А. Смит преодолел эту
ограниченность, что и позволило классикам расширить “функциональные
возможности” конкуренции, придав ей роль производительной силы и фактора
общественного развития или прогресса, понимаемого с тех пор, как рост
общественного благосостояния.
Идеальный рынок,
согласно теории А. Смита не состоялся. Оказалось, что освободить государство от
вмешательства в рыночные процессы невозможно. Противоречия между наемными
работниками и собственниками капитала заставили, в конечном счете, государство
принимать определенные регулирующие законодательства. Аналогичные явления произошли
и в сфере таможенной политики и в области поддержания устойчивого конкурентного
рынка.
В повседневной
жизни мы все чаще встречаем слова:
"конкуренция", "конкурентная борьба", "конкурентоспособность",
"конкурентный рынок". Этим строкам иногда предоставляются разные
значения, но все они могут быть сведены до двух понятий - "конкурентная
борьба" и "конкурентный рынок". Первое касается способов
поведения отдельных фирм на рынке, второе - рыночных структур и охватывает все
аспекты рынка любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм
(количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров, которые
продаются и т.д.).
Конкурентность
рынка определяется теми границами, в рамках которых отдельные фирмы способные
влиять на рынок, то есть на условия реализации своей продукции, прежде всего на
цены. Чем меньше отдельные фирмы влияют на рынок, где они реализуют свою
продукцию тот более конкурентным считается рынок. Высочайшая степень
конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма на него не влияет
совсем. Это возможно лишь, в случае если на рынке товаров действует так много
фирм, что любая из них в частности никак не может повлиять на цену товара, и
воспринимает ее как такую, что определяется рыночным спросом и предложением. Такой
рынок называется целиком конкурентным. А фирмы, которые действуют в условиях
целиком конкурентного рынка, не ведут между собою конкурентной борьбы. Если же
отдельные фирмы имеют возможность влиять на условия реализации своей продукции
(в первую очередь на цены), то они ведут между собою конкурентную борьбу, но
рынок, где эта возможность реализуется, целиком конкурентной уже не считается.
По масштабам развития
конкуренция может быть:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|