·
покупаемые
изделия не являются важной составляющей комплектующих изделий покупателя;
·
экономически
выгодной для потребителя является практика приобретения комплектующих у
нескольких продавцов по сравнению с прикреплением к одному продавцу.
Конкурентная
ситуация на рынке развивается постоянно, поэтому существует потребность у фирмы
в отслеживании конкурентных изменений на рынке систематически. Только при этих
условиях фирма может правильно оценить возможности конкурентов и собственные
возможности и выработать оптимальную маркетинговую стратегию, которая всегда
направлена на создание или поддержание собственного конкурентного преимущества.
Функции
конкуренции.
Конкуренция в рыночной экономике
выполняет функции обеспечения безопасности, регулирования, мотивации, а также
распределения и контроля.
Функция обеспечения безопасности
предпринимателей
При большом числе конкурентов всех
уничтожить просто невозможно. Напротив, следствием монополизма на рынке
является криминализация экономики, когда борьба за доход ведется с помощью
винтовки.
Все это подтверждает тот факт, что
конкуренция относится к сфере публичных (общественных) интересов. Без их удовлетворения
невозможно удовлетворить частные интересы и реализовать потребности общества в
целом. В этом качестве конкуренция поддерживается государством и охраняется
различными правовыми средствами.
Ради достижения общественно значимых
результатов государство создает и использует специальную систему правил и мер,
гарантирующих само наличие конкуренции и ее качество. Деятельность такого рода
является ключевым элементом государственного регулирования рыночных отношений в
нашей стране и нуждается в основательном правовом оформлении.
Функция
регулирования заключается в том, что основные производственные ресурсы
направляются в те сферы, где в них существует наибольшая потребность, и где они
могут быть использованы с максимальной эффективностью. Связано это с необходимостью
для предпринимателя выпускать те товары (оказывать услуги или выполнять
работы), в которых нуждается потребитель.
Отсюда и факторы
производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует
наибольшая потребность.
Функцию мотивации
конкуренция выполняет путем стимулирования предпринимателей предлагать на рынке
наилучшую по качеству и цене продукцию, снижать издержки производства. Прибыль
возникает лишь при соблюдении этих требований. В противном случае хозяйствующий
субъект терпит убытки и вытесняется с рынка более удачливыми конкурентами.
Для
предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
·
предприятия,
которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими
производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные
санкции). Это стимулирует технический прогресс;
·
предприятия,
которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции
своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются
с рынка (негативные санкции).
Функция
распределения.
Конкуренция не
только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять
доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным
вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу
вознаграждения по результатам.
Доход от
предпринимательской деятельности перераспределяется в пользу предпринимателей,
использующих свои ресурсы наиболее эффективно. Именно в этом проявляется другая
экономическая роль конкуренции – функция распределения.
Функция контроля
позволяет конкуренции ограничивать односторонние действия предпринимателей и
предоставляет потребителю возможность выбора. Конкурентный механизм не дает
какому-либо предпринимателю безраздельно господствовать на рынке и диктовать
потребителю свою волю.
Роль
конкуренции в развитии рыночной экономики.
Реально
сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и, более
мощный и действенный, чем любой иной фактор её движения. Эффективность
функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия
для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального
сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение
этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог -
застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного
уровня населения страны.
Конкуренция-
сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её
проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что
конкуренция- это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие
’’нормальной’’ конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление-
чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления ’’перекосов’’ и
больших диспропорций в его развитии. К примеру, ’’дефицитный рынок’’ ведёт к
устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за
покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар.
Постоянно действующий ’’дефицитный рынок’’ можно лишь с оговорками назвать
рынком. Такой рынок- порождение определённой системы хозяйствования, в условиях
которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои
классические функции.
До недавнего
времени в советской экономической литературе наличие монополии и конкуренции
связывалось исключительно с капиталистической системой. Считалось, что они
выступают её типичными и существенными признаками. В исследованиях советских
учёных подчёркивались негативные стороны и последствия указанных явлений. В
командной экономике существование монополии отрицалось, а конкуренция, как
способ реализации предприимчивости, не признавалась. С середины 80-х годов ситуация
резко изменилась. Переходная экономика требует действенных институтов и
механизмов становления рыночных отношений, в системе которых монополия и
конкуренция играют ведущую роль.
Рыночная
конкуренция в нашей экономике была устранена с ликвидацией частной
собственности. Тотальное огосударствление в советский период привело к
исчезновению рынка и товарного производства, ликвидации одного из исходных
условий возникновения конкуренции-обособленности свободных производителей как
собственников средств производства и произведённого продукта.
Что же всё-таки
необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики?
В первую очередь – благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной
среды – сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её
содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как
исторически конкретная социально-экономическая структура общественного
производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и
объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам
товарного производства.
Конкурентная
среда, как и рыночная экономика в целом – не стихия и не анархия. В своей
основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам.
Наличие такой среды характерно для рыночной экономики – особой фазы в развитии
общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и
рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на
высшем уровне развития товарно-денежного обращения.
Конкурентной
среде предшествует становление конкуренции как таковой, т.е. формы
взаимоотношений хозяйствующих субъектов в процессе реализации их индивидуальных
интересов. При её отсутствии практически любой товаропроизводитель, даже не
занимающий господствующего положения на рынке, обладает монопольной властью,
возможностью диктовать потребителям свои условия.
В нашей стране
сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире. Причинами
его появления были:
1) устранение рыночных условий
хозяйствования вследствие игнорирования законов товарного производства.
2) свёртывание товарно-денежных
отношений
3) ликвидация конкуренции
4) искусственная концентрация и
узкая специализация производства
5)
преобладание централизма и
бюрократии в управлении экономикой и др.
Наша экономика
уникальна: в ней монополизировано не только производство, но и среда обитания
хозяйствующих субъектов. Государство выступает одновременно и как монопольный
производитель, и как монопольно управляющее начало. Негосударственные
экономические субъекты вмонтированы в монопольную среду обитания, им же
созданную.
Отличия рыночной
монополии от монополии в условиях командной экономики представлены следующим
образом:
Государственный
монополизм по своему содержанию является точной копией характерных признаков
чистой монополии в рыночной экономике.
Монопольная
сущность экономической системы хозяйствования, проявляющаяся в чистой монополии,
и реже – в олигополии отраслей народного хозяйства, обуславливает невозможность
появления конкурентной среды без изменения экономических основ и форм
экономических отношений.
В условиях
отсутствия рыночной конкуренции формирование конкурентной среды должно происходить
поэтапно:
1) становление конкуренции между
отечественными производителями одной отрасли за рынки сбыта и рынки сырья;
появление конкуренции между банками за долгосрочное кредитование производственных
программ, между торговыми организациями- за установление связей с производителями.
2) формирование межотраслевой
конкуренции за норму прибыли, становление нетоварных форм конкуренции, за
финансовое лидерство между трестами, концернами, холдингами, финансовыми
группами.
3) зарождение равнопартнёрских
отношений между отечественными и иностранными производителями.
Специалисты
полагают, что этапы становления конкуренции будут совпадать с этапами
укрепления белорусского рубля и развития рыночных отношений.
Целесообразно
различать условия возникновения конкуренции и условия формирования конкурентной
среды.
Основными
условиями появления конкуренции являются:
1) собственность на средства
производства, продукт и доход
2) доступ к ресурсам и информации
3) множественность обособленных
производителей, экономическая самостоятельность (выбор вида деятельности,
организационных форм, определение источников финансирования, методов и структур
управления производством, сбытом и т.д.)
Рыночная
конкуренция - система отношений между экономически самостоятельными производителями
(продавцами) товаров и услуг, стремящихся к поиску новых способов реализации их
экономических интересов. Условиями её развития, наряду с указанными, выступают:
заинтересованность субъектов в росте прибыли, стимулирование создания новых
предприятий в монополизированных отраслях и др.
Ф.Хайек особо
подчёркивал необходимость наличия: развитого института индивидуализированной
(нечастной) собственности – единоличной, семейной, партнёрской, кооперативной,
акционерной; разработанной правовой базы, определённой деятельности государства
и правительства по созданию условий для конкуренции; исключение
централизованного планирования, вмешательства в систему ценообразования и
распределения ресурсов.
Основными
направлениями государственной политики по формированию конкурентной среды в РБ
являются: создание организационных, правовых и экономических предпосылок для
демонополизации экономики и развития предпринимательства. С этой целью
Министерство по антимонопольной политике было преобразовано в Министерство
предпринимательства и инвестиций.
Негосударственные,
в том числе частные, фирмы формировались в основном в торговой и финансовой
сферах, где наиболее интенсивно развивались процессы первоначального накопления
капитала. В ряде отраслей конкуренция создавалась благодаря импорту.
Созданные
преимущественно в непроизводственной сфере коммерческие структуры –
малочисленны, сосредоточены на распределении готового продукта и не
способствуют формированию конкурентных отношений в производстве (между
предприятиями – за рынки ресурсов, за инвестора, за потребителя и т. д.; между
рабочей силой – за рабочие места; между банками – за объекты кредитования,
вложения капитала).
Возникающая
конкуренция между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует
накоплению не производственного, а ростовщического капитала непроизводственного
происхождения, увеличивает доходы коммерсантов-финансистов без прироста
товарного предложения, способствуя росту неотоваренной денежной массы
ограниченного числа субъектов. Она также способствует банкротству маломощных
коммерческих банков, укрепляя монополию в этой сфере.
Значимость
конкуренции в рыночной экономике.
Теперь нам
следует более подробно остановиться на вопросе значения конкуренции в
современной экономической системе.
Во-первых,
конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений
— продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой
выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из
нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же
возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом
месте, времени и условиях предложения своего товара. Возможность выбора — это
возможность влияния на контрагента. Если, например, вас не устраивает качество
показа фильмов, репертуар в каком-то кинотеатре, вы можете "наказать"
это предприятие, отказав ему в посещении, стать регулярным клиентом другого
кинотеатра, отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как вы,
поступят многие любители кино, то кинотеатр-неудачник окажется в довольно
трудном положении. Таким образом, конкуренция оказывается влиятельным
инструментом воздействия одной стороны обмена на другую.
Во-вторых,
конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного
выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование — это
основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что
конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в
условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения
ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен
только при наличии конкуренции.
В-третьих,
конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного
предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия
общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в
результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных
структур, т. е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть
"поле экономической игры". В таком случае конкуренция подобна
предъявлению красной карточки провинившемуся игроку футбольным арбитром.
В-четвертых,
конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов,
их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой
продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные
доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые
способности. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг —
заработная плата — в условиях конкуренции зависят от качества трудовых
способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника
приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не
заботиться о качестве своего ресурса – труда.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|