В сентябре
1991г. был подписан Указ Президента “О развитии Тюменской области”,
предусматривающий разработку и проведение в жизнь комплексной программы. Для ее
реализации были созданы Администрация программы и ее исполнительная дирекция.
Созданная в соответствии с Указом Президента России администрация программы
развития Тюменской области и исполнительная дирекция работают над созданием
системы льгот и стимулов для потенциальных инвесторов в экономику области.
Исполнительная дирекция программы развития области подготовила перечень
примерно из 500 перспективных проектов – некоторые из них уже реализуются, на
другие – готовится предварительная документация.
В 1997 году в
Бостоне был проведен первый международный инвестиционный симпозиум. Делегация
Тюменской области в составе председателя областной Думы, директора координатора
Программы развития председателя регионального союза предпринимателей посетила
Бостон и приняла участие в международном экономическом симпозиуме. Главной
задачей было представить Тюменский регион, показать его привлекательность для
инвестиций, рассказать, что в этом направлении делается областной Думой,
администрацией области.
Вообще органы
власти Тюменской области проводят инвестиционную политику, которая на мой взгляд,
должна стать основой повышения инвестиционной активности в регионе.
Реализация
государственной инвестиционной политики в отдельных субъектах федерации идет по
пути принятия региональных инвестиционных программ, имеющих структуру и
принципы, аналогичные федеральной концепции. Инвестиционная программа
представляет собой совокупность инвестиционных проектов, выбранных на
конкурсной основе, и позволяет сконцентрировать на решении неотложных задач
средства как частных инвесторов, так и местных бюджетов. Это дает
дополнительные гарантии инвесторам, делая территорию более привлекательной для
инвестирования. Государственная поддержка может осуществляться посредствам
предоставления бюджетных ссуд, товарных кредитов или участия в учреждении
хозяйствующих единиц (при закреплении в государственной собственности части
уставного капитала), льготного налогообложения.
Одним из
источников внутренних инвестиций предполагается привлечение средств населения.
По данным некоторых авторов на руках у населения находится до 60 млрд.
долларов, которые являются “мертвым грузом”, неработающими деньгами. Необходимо
создать такие условия, при которых бы произошло привлечение именно этих денег,
из средств населения, что явилось бы значимым фактором для инвестиционной
деятельности государства. Однако. Это можно лишь достичь путем повышения
доверия государству среди населения.
Проблема
льготного налогообложения инвесторов занимает важное место в инвестиционной
политике. Возможности повышения инвестиционной активности связывают с налогами.
Ведь эффективность налоговых льгот для инвесторов недостаточна. Более того, в
1996-1997гг. система налогообложения стала еще жестче: отмены льготы на
реинвестируемую прибыль, принята прогрессивная система налогообложения. Еще в
1995 г. после уплаты налогов в распоряжении предприятий нефтяной промышленности
области оставалось 30% прибыли, тогда как по России в целом – 43%; сейчас это
соотношение еще более ухудшилось. Вопросы участия нефтегазодобывающих компаний
в социально-экономическом развитии региона являются крайне важными и
затрагивают не только интересы Тюменской области и входящих в ее состав
Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, но и других субъектов
РФ. За период 1995-1997 годы финансирование капитальных вложений по объектам непроизводственного
значения в Тюменскую область сократилось почти в 5 раз в сопоставимых ценах. На
2000 год Министерство ставит задачу остановки процесса падения инвестиций по
объектам непроизводственного значения Тюменской области, в процессе совместной работы
найти способ для дальнейшего увеличения капитальных вложений на нужды
социальной сферы. Основными нефтяными и газовыми компаниями намечается
направить в 2000 году на финансирование капитальных вложений в социальную сферу
за счет всех источников финансирования 3,8 млрд. рублей или 102% к уровню 1999
года.
Перспективным
считается следующий подход. В лицензионных соглашениях о пользовании недрами
может оговариваться, что заказы на оборудование, необходимое для освоения
месторождений полезных ископаемых, будут размещаться на машиностроительных
предприятиях региона. Так в законе Тюменской области “О предоставлении
налоговых льгот”, принятом областной Думой в августе 1997г. есть специальное
условие предоставления льгот на уплату платежей за пользование недрами. Эти
платежи уменьшаются на 5% компаниям, занимающимся разработкой, добычей и
переработкой нефти и газа, которые заказывают необходимое для этого
оборудование машиностроительным предприятиям Тюменской области.
Стоит вопрос о
развитии минерально-сырьевой базы добычи в южных районах Тюменской области, где
развита инфраструктура и сосредоточены значительные ресурсы населения. Однако
отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы от добычи
углеводородного сырья в этих районах незначительные. Распределение средств от
части добычи углеводородного сырья на территории Ханты-Мансийского и
Ямало-Ненецкого округов в эти районы позволило бы создать базы добычи на
обжитых южных территориях Западной Сибири.
Важным
направлением активизации инвестиционной деятельности предприятий является
политика реструктуризации задолженности предприятий перед региональным
бюджетом. Так, администрация Ханты-Мансийского автономного округа использует
особую форму поддержки инвестиционной деятельности предприятий нефтяной
промышленности от уплаты долгов по налогам при условии гарантий реализации
инвестиционных проектов по обновлению и реконструкции.
В условиях
высокой лабильности капитала региональная инвестиционная политика должна быть
исправлена не столько на формирование благоприятного инвестиционного климата в
регионе в целом, сколько на разработку приоритетов в поддержке тех отраслей,
где при минимальных затратах достигается максимальный эффект в обеспечении
условий устойчивого регионального развития.
Итак, можно перейти и ко второму аспекту рассмотрения путей развития
инвестиционной деятельности в регионе, то есть к выявлению перспективных
отраслей.
Невозможно в одночасье изменить сырьевую направленность региона.
Поэтому в дальнейшей перспективе сохранится преобладание инвестиций в
нефтегазовую промышленность. Такие гиганты, как Газпром, ЛУКойл, Сургутнефтегаз
наращивают масштабы добычи углеводородного сырья и его переработку. Эти
компании постоянно нуждаются в свободных средствах, а поэтому они охотно идут
на взаимовыгодные сотрудничество с солидными партнерами, предоставляя им
возможность финансового и организационного участия в своих проектах. Особого
внимания инвесторов заслуживают компании, контролирующие месторождения
подпадающие под закон “О соглашения о разделе продукции”. Так, например,
Самотлор представляет собой весьма лакомый кусок для крупного иностранного
инвестора, который согласится поучаствовать в его “ремонте” и последующей эксплуатации
на условиях раздела продукции, то есть без изменения налогообложения.
Важное место будет занимать нефтепереработка, ориентированная в
перспективе на потребности близлежащих регионов России и Казахстана. Становятся
такие производства быстро, осваиваются – в момент, а рынок – необъятен. Ведь
кажется нелепостью, что нефтяная Тюмень везет бензин из Уфы, Перми, Омска.
Сейчас область потребляет 5млн. тонн нефтепродуктов в год, и потребление это
возрастает с ускорением – по мере строительства дорог и увеличения парка личных
автомашин.
Достаточно значимым для области является лесопромышленный комплекс.
Объем заготовки леса в области в последнее время (6-7 лет) существенно
сократились (в 2 раза). Поэтому необходима структурная реформа
лесопромышленного комплекса. Для чего требуется создать надлежащую
организационно правовую базу, организовать лесопромышленные акционерные
общества, осваивать новые технологии, а также создание возможностей для
интеграции с нефтехимическим производством. Хотя согласно прогнозам
администрации на текущий год, предприятия легкой и деревообрабатывающей
промышленности в 1999г. будут испытывать недостаток средств на обновление и
реконструкцию производственных мощностей.
Нельзя сбрасывать со счетов и легкую промышленность. Тюменский комвольно-суконный
комбинат выпускает пряжу и сукно, причем достаточно хорошего качества. Но
почему то мы из продаем туркам и итальянцам, и те берут наш трикотаж, костюмы,
пальто. И в 1999г. предполагается увеличение объема производства в условиях
повышения спроса на отечественные товары при уменьшении поставок импортных
товаров и высокой их стоимости.
Пристального внимания в будущем заслуживает агропромышленный комплекс,
что связано прежде всего с решением задач по продовольственному обеспечению
населения. Для этого администрацией области в 1999г. предполагается:
-
сохранение всем категориям хозяйств дотаций на
зерно;
-
в связи с предполагаемым поэтапным отказам от
дотаций и субвенций в сельское хозяйство из федерального бюджета, сохранение на
региональном уровне выплат на племенное животноводство и семеноводство, а также
на мероприятия по повышению плодородия почв;
-
выделение бюджетных ссуд перерабатывающим
предприятиям, осуществляющим закупки сельскохозяйственного сырья, в том числе у
населения;
-
расширение предоставления лизинговых услуг сельским
товаропроизводителям.
Начинается
инвестиционный конкурс по продаже 50 процентов уставного капитала крупнейшего
предприятия Тюменской области птицефабрики "Боровская". По словам
Юрия Анисова, генерального директора корпорации "Порт", помогающей
юридически провести конкурс, крупных финансовых вливаний можно будет ожидать
только от иностранцев. В сентябре руководство фабрики, где постоянно идет рост
производства, получило несколько предложений. Серьезные переговоры велись с
одной из западноевропейских фирм. Сумма, которую птицеводы планировали выручить
от продажи части акций, должна была пойти на обновление клеточного оборудования
и реконструкцию ряда цехов, в том числе по производству кормов и сушке птичьего
помета. В будущем за счет стратегического инвестора боровчане планируют
запустить цеха по глубокой переработке яиц, производству бульонных кубиков. Но
последний международный скандал, вызванный отмыванием российских денег в
иностранных банках, несколько замедлил переговоры, однако, в дальнейшем следует
ожидать положительного решения проблемы.
Приоритетными направлениями
развития строительной отрасли в регионе на перспективу являются:
- обустройство действующих и
новых мест нефтегазодобычи;
- строительство
инфраструктурных объектов, нефте- и газопроводов, дорог;
- ввод в действие
природоохранных объектов и очистных сооружений;
- развитие жилищного
строительства, доведя к 2000 году объемы ввода жилья до 2,2-2,4 млн. кв. м
общей площади и сооружение объектов социальной сферы.
Отраслевую структуру инвестиций
и впредь будет определять нефтегазодобывающий комплекс. По имеющимся прогнозам
к 2000 г. в инвестиционной сфере ожидается оживление, и масштабы строительства
достигнут уровня 1990 года (26 млрд. руб. в ценах 1991 года).
Ряд авторов выделяют такие перспективные сферы приложения капитала, как
разработка месторождений торфа и залежей сапропеля. Большие возможности
открываются в химической переработке торфа и получении из него фенола, резала,
помолака невозможно быстрое развитие современной полимерной химии. А сапропель
является ценным удобрением.
Особенностями предстоящего на ближайшие годы экономического развития и
процессов инвестирования в Тюменской области будут являться:
1.
преобладания отраслей топливно-энергетического
комплекса;
2.
постепенное повышение доли перерабатывающего
сектора экономики, в том числе переработка углеводородного сырья;
3.
сохранение относительно высокого интереса
иностранных инвесторов к освоению природных ресурсов региона;
4.
наличие большого количества свободных земельных
участков, пригодных для промышленного освоения, и крупных водных ресурсов;
5.
наличие резервов мощностей по производству
электроэнергии и благоприятных перспектив по созданию новых мощностей
использованием в качестве топлива природного и попутного нефтяного газа;
6.
более высокая по сравнению с европейской частью
страны и другими регионами стоимость рабочей силы из-за наличия территориальных
коэффициентов, северных надбавок и вследствие сложившихся стандартов оплаты
труда;
7.
относительно высокая стоимость используемых в
строительстве основных материальных ресурсов;
8.
повышенный платежеспособный спрос на
потребительские товары и услуги;
9.
возможность появления в северных районах области
значительного избыточного населения в связи с особенностями развития
нефтегазовой промышленности;
10.географическое положение региона,
находящегося на стыке европейской и азиатской частей страны.
По имеющимся прогнозам Тюменская область сохранит на ближайшую
перспективу статус одного из регионов с наиболее высокой инвестиционной
активностью.
Из проведенного анализа вытекает, что основными направлениями повышения
эффективности инвестиционной деятельности, в настоящее время и в ближайшей
перспективе, будут:
-
улучшение воспроизводственной структуры
капиталовложений, повышение удельного веса затрат на техническое перевооружение
и реконструкцию действующих предприятий за счет уменьшения удельного веса
нового строительства в производственной сфере;
-
усовершенствование технологической структуры
капитальных вложений, увеличение в их составе удельного веса оборудования и
сокращение, соответственно, строительно-монтажных работ;
-
изменение отраслевой структуры капитальных вложений
с точки зрения значительного повышения жизненного уровня населения, в пользу
отраслей, которые вырабатывают продукты питания и предметы личного потребления
(сельское хозяйство, перерабатывающие отрасли, легкая и пищевая
промышленность), сфера обслуживания;
-
приоритетное обеспечение капитальными вложениями прогрессивных
направлений научно-технического прогресса, которые способствуют снижению
ресурсоемкости производства и повышению качества продукции;
-
увеличение объемов капитальных вложений на
строительство комфортного жилья и других объектов общественного пользования и
медицинского обеспечения;
-
сбалансированность инвестиционного цикла.
Масштабное
привлечение в экономику отечественных и иностранных инвестиций является
непременным условием дальнейшего социально экономического развития региона.
Преодоление инвестиционного кризиса выдвигается в число первостепенных задач
современного этапа экономических реформ.
Исходя из
вышеизложенного материала, можно сказать, что все авторы единогласно считают Тюменскую
область регионом, в котором инвестиционный климат благоприятен и инвестиционная
активность находится на достаточно высоком уровне. Но наряду с этим я хотела бы
отметить диспропорции инвестиционного потока: на отрасли
топливно-энергетического комплекса приходится 78-80% валовых инвестиций, в то
время как на остальные отрасли промышленности – только 3%.
На мой взгляд
область обладает мощным инвестиционным потенциалом. Проблема заключается в том,
что в регионе не созданы необходимые условия для реализации существующих
возможностей.
Например, низкая
степень развития рыночной инфраструктуры не позволяет широко использовать в
качестве источников инвестиций долгосрочные кредиты, средства негосударственных
пенсионных фондов, сбережения населения. Это находит отражения в структуре
источников инвестиций: на долю привлеченных средств приходится 12%, а на
сбережения населения лишь 2% (в то время как собственному финансовому
потенциалу отводится 80%).
Все авторы,
говоря о “точках роста” Тюменской области, выделяют набор отраслей,
перспективных с их точки зрения для инвестиций. Это нефтегазовая и
нефтеперерабатывающая промышленность, лесопромышленный комплекс. Но вместе с
тем, необходимо помнить, что экономика – понятие комплексное и развитие одних
ее частей без соответствующего развития остальных не представляется возможным.
Поэтому не следует забывать и о таких отраслях промышленности как легкая
промышленность, машиностроение, стройиндустрия, пищевая промышленность и проч.,
а также сочетания инвестированной политики с налоговой, бюджетной и др.
направлениями госрегулирования. Система мероприятий по привлечению и размещению
инвестиций должна быть выстроена с учетом экономической ситуации в стране, в
том числе последствий обострения финансово-экономического кризиса прошлого
года, который существенно изменил условия и параметры развития на последующие
годы.
Государство должно стимулировать создание новых малых предприятий путём
повышения заинтересованности предпринимателей и населения в инвестировании, а
также посредством выделения таких предприятий из крупных на началах
демонополизации, разукрупнения и приватизации.
По мнению некоторых специалистов, для решения задач инвестиционной
поддержки малого бизнеса и предпринимательства представляется настоятельной
реализация комплекса мер, который мог бы включать, в частности, следующее:
Во-первых, - формирование первоначального
капитала для развития малого бизнеса на основе льготного кредитования под
гарантии государства.
Во-вторых, - продажу приватизируемого
государственного имущества и производственных ресурсов под осуществление
высокоэффективных проектов, обеспечивающих в краткосрочной перспективе не
только организацию производства необходимой продукции (услуг), но и создание
новых рабочих мест.
В-третьих, - развёртывание сети разнообразных
инвестиционных и специальных фондов и банков для финансирования малых
предприятий, способных аккумулировать средства из различных источников.
В-четвёртых, - организацию специальных структур
по страхованию кредитов, выдаваемых малым предприятиям.
В-пятых, - всемерное поощрение государством развития (в том числе на
совместной с частным капиталом основе) лизинговых фирм, сдающих в аренду малым
предприятиям необходимое оборудование и технику.
В-шестых, - налаживание государственной и муниципальной информационной
службы изучения конъюнктуры, спроса на продукцию малых предприятий, в том числе
и на мировом рынке.
Имеющиеся инвестиционные ресурсы должны в первую очередь направляться в
те сферы экономики, которые располагают высокими технологиями и имеют
конкурентные преимущества на мировых рынках. Далее, они должны пойти на
поддержку малого бизнеса, где срок окупаемости намного меньше, на увеличение
жилищного строительства. Эти так называемые “точки роста” позволяют повысить
эффективность инвестиций, создать возрастающий инвестиционный спрос, обновить
основной капитал. Тогда срабатывает кумулятивный эффект инвестирования: быстрое
увеличение выпуска продукции обновленным производством начнет покрывать
возросший платежеспособный спрос; само капитальное строительство начнет
создавать финансовые источники для новых инвестиций; расширяющееся производство
обеспечит формирование дополнительных доходов, за счет которых можно снизить
бюджетный дефицит и увеличить потребление населения.
В условиях инвестиционного кризиса, несомненно, оправданна установка на
формирование мощных вертикально - интегрированных промышленных конгломератов
при сохранении определенных масштабов государственного участия. Такая
организационная структура повышает возможности аккумулирования
финансово-кредитных ресурсов и их концентрации в приоритетных точках роста,
создает инвестиционную базу активной структурной политики.
1. Об итогах первого инвестиционного форума Тюменской области “Инвестиции
и перспективы Тюменского региона”. Постановление областной Думы №682 от 29 мая
1997г. // Вестник областной Думы, 1997, №6.
2. О порядке использования средств областного бюджета в качестве заемных
средств. Закон Тюменской области от 27 ноября 1997г. // Вестник областной Думы,
1998, №2.
3. О стимулировании инвестиционной деятельности банков. Закон Тюменской
области от 21 ноября 1996г. // Вестник областной Думы, 1996, №2.
4. Акопянц Т.Д. Банки и предприятия. Перспектива сотруднечества. //
Налоги, инвестиции, капитал, 1998, №2.
5. Андреев А. Инвестиционная деятельность в условиях перехода к рыночной
экономике. М.,1994.
6. Анисов Ю.Б. Инвестиции и экономические последствия. // Налоги,
инвестиции, капитал; 1998, №2.
7. Арцшевский М., Райзберг Б. Проблемы структурной перестройки экономики
//Экономист. М.-2000.-№1.
8. Боссерт В.Д. Инвестиционный проблемы реформируемой экономики России.
//Экономика. Предпринимательство. Окружающая Среда. 1996г., №1.
9. Вижина И. Правовой фундамент инвестиций. // Финансы в Сибири, 1998, №3.
10.Витин А. Привлечение инвестиций на рынке ценных бумаг. // Вопросы
экономики, 1996, №2.
11.Водянов А., Гаврилова О. Налоговые инструменты восстановления
инвестиций в реальный сектор экономики //Управление инвестиционной и
инновационной деятельностью. М.-1999.-№6.
12.Волков В. Российская экономика в 1999году.// Экономист. 1999г., №12.
13.Воронова Н.С. Проблемы государственного регулирования рынка инвестиций.
// Социально экономические проблемы региона в переходный период. – Тюмень:
изд-во ТГУ, 1998.-204с.
14.Горленко А. Самотлор на пороге перемен. // Сибирский посад, 1998, №39.
15. Грицына В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса //
Экономист. М.-2000.-№3.
16.Жуков Е.Ф. Инвестиционные институты М.: “Банки и биржи”, 1998-199с.
17.Заверюха А. Х., Ульянов Е. В., Меньшикова О. А. Концептуальные подхода
к регулированию взаимодействия инвестиционной и инновационной сфер //Финансы -
М., 2000-№1.
18.Закон об СРП прошел через Совет Федерации // Сибирский посад, 1998, №5.
19. Зеваев В.И. Основы инвестиционного планирования. // Налоги,
инвестиции, капитал., 1997, №1.
20. Иовчук С., Квалинина И. Иностранные капиталовложения в России:
состояние и перспективы. // Вопросы Экономики, 1996, №2.
21. Климат для инвесторов. // Сенатор, 1998, апрель-май.
22. Конопляник А. Законодательные предпосылки Формирования благоприятного
инвестиционного климата в минерально-сырьевых отраслях. // Вопросы экономики,
1996, №12.
23. Кот Н.Г. Инвестиции и социально-экономическое развитие региона. //
Социально-экономические проблемы региона в переходный период.-Тюмень: изд-во
ТГУ, 1998.-204с.
24. Крылов С., Яковлева Е. Законодательное обеспечение инвестиционной
деятельности. // РЭЖ, 1997, №11-12.
25. Лебедев В. Привлечение иностранных инвестиций: оценка ситуации. //
РЭЖ, 1998, №3.
26. Лесовой Ю.И. Нас не устраивает точечный рост. // Налоги, Инвестиции,
капитал, 1998, №2.
27. Ляпина Т.М. Инвестиционная политика на современном этапе. //
Социально-экономические проблемы региона в переходный период. – Тюмень: изд-во
ТГУ, 1998-204с.
28. Манакова Т.А., Шабашев В.А. Критерии становления инфраструктуры
регионального финансового рынка. // Социально-экономические проблемы региона в
переходный период. – Тюмень: изд-во ТГУ. 1998 – 204с.
29. Макконнэлл К., Брю С., Экономикс, т.1, М., Наука, 1993.
30.Плакин В. Кризис инвестиционной сферы российской экономики и пути его
преодоления. // Вопросы экономики, 1996, №2.
31. Смальков В.М. О проведении оценки кредитного рейтинга Тюменской
области. // Налоги, инвестиции, капитал, 1998, №2.
32. Терекова С.А., Соловей Е.В. Инвестиционная политика региона. //
Социально-экономические проблемы региона в переходный период. – Тюмень: изд-во
ТГУ, 1998. – 204с.
33. Томичев Ф. Действенная программа преобразований. // Сенатор, 1998,
апрель-май.
34. Финансовые и инвестиционные рынки России // Налоги, инвестиции,
капитал, 1997, №2
35. Харитонова В. Инвестиционный климат в регионе: оценка и анализ. //
Финансы в Сибири, 1998, №3.
36.Черкасов В.Е. Международные инвестиции. - М.: Дело, 1999.
37.Экономика зарубежных стран, М., Высшая школа, 1990.
38.Янин А.Н. Особенности инвестиционных процессов в Тюменской области. //
Налоги, инвестиции, капитал, 1996, №2.
39.Http://ftp.nns.ru/index.html
40.Http://ues.elektra.ru/ru/info/invest/projects.html
41.Http://www.port.tmn.ru
42.Http://www.hmansy.ru/Ugra/today.html
43.Http://www.ofis.hotmail.ru/
44.Http://www.tyumen.net
45.Http://www.ivr.ru/ru/news
46.Http://www.tmn.ru/~tuymduma/
47.Http://www.polpred.com/index.html
48.Http://www.sdi.nsk.su/sibinfoshop/
49.Http://www.building.siberia.net/2000/
50.Http://ieie.nsc.ru:8101/~tacis
[1] Макконнэлл
К., Брю С., Экономикс, т.1, М., Наука, 1993, с.238
[2] Экономика
зарубежных стран, М., Высшая школа, 1990, с.270
[3] Http://ues.elektra.ru/ru/info/invest/projects.html
[4]Заверюха
А.Х., Ульянов Е.В. Концептуальные подходы к урегулированию взаимодействия
инвестиционной и инновационной сфер.// Финансы. – М., 2000. - №1. С.65
[5]Там же.
[6] Строев Е. С. Инвестиционная политика государства: российская действительность
и зарубежный опыт. // ЭКО. 1998г., с.22
[7] В. Грицына, И. Курнышева. Особенности инвестиционного
процесса.//Экономист. 1999г., № 3, с. 10
[8] Н. Мухетдинова. Стимулирование инвестиции как фактор социальной стабильности
в регионе.//Экономист - М., 2000-№2-с.65.
[9] В. Волков. Российская экономика в 1999году.// Экономист. 1999г., №12,
с.25
[10] Черкасов В.Е. Международные инвестиции. - М.: Дело, 1999, с. 123.
[11] С. Л. Иоаннесян. Государственное регулирование инвестиционного
процесса. //США: Политика. Экономика. Идеология. – М.,1997.-№3- с. 32.
[12] Грицына В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса //
Экономист. М.-2000.-№3.
[13] Водянов А., Гаврилова О. Налоговые инструменты восстановления
инвестиций в реальный сектор экономики //Управление инвестиционной и
инновационной деятельностью. М.-1999.-№6.
[14] Грицына В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса //
Экономист. М.-2000.-№3.
[15] Черкасов В.Е. Международные инвестиции. - М.: Дело, 1999, с. 35.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|