Меню
Поиск



рефераты скачать Инвестиционная деятельность в Тюменской области

183


Одним из концептуальных положений государственной инвестиционной политики, сформулированным в Федеральной адресной инвестиционной программе на 2000 г., является задача смещения акцентов в привлечении иностранных инвестиций в российскую экономику на федеральный уровень.

Это связано с тем, что при весьма скромных объемах пришедших в Россию в 90-е гг. прямых иностранных инвестиций ряд наших регионов со второй половины десятилетия успешно осваивает инструменты прямого привлечения инвесторов на свои территории. В этой связи принципиально важно, чем обусловлена поставленная Центром задача: стремлением вновь вернуть рычаги правления в свои руки или необходимостью на основе осмысления накопленного регионального опыта сформулировать новые, более действенные механизмы и инструменты государственной инвестиционной политики.

В начале десятилетия именно Центр выдвинул принцип децентрализации инвестиционного процесса, в том числе и в региональном плане. Минэкономики России с 1995 г. регулярно проводило методические семинары и совещания с субъектами РФ, оказывающие помощь в разработке программ привлечения инвестиций (включая иностранные) с учетом местных условий и опыта отечественного и международного инвестиционного сотрудничества.

Доля федерального бюджета в общем, объеме инвестиций за счет всех источников финансирования в экономику на протяжении последних лет сокращалась: в 1998 г. она составила 5,1%, по прогнозу на 2000 г. будет 3,6%.[8]

Инвестиционные расходы субъектов Федерации и местных бюджетов за эти годы держатся на уровне 10,4% всех инвестиций.

Формирование собственной инвестиционной политики было заметно интенсифицировано ростом социальной напряженности в регионах. Это обусловлено в первую очередь такими процессами, как сброс социальных расходов с федерального на региональные бюджеты без соответствующей доходной базы и значительным снижением жизненного уровня в большинстве регионов на протяжении 90-х гг.

О возрастающих социальных рисках в обществе (подавляющих инвестиционные возможности по ряду направлений) свидетельствует то, что на протяжении 90-х гг. происходит ухудшение всего комплекса показателей, формирующих доходы населения и определяющих уровень жизни. Средние данные  по стране проявляются еще более контрастно на региональном уровне, отражая усиливающиеся между ними социально-экономические различия.

После кризиса в августе 1998 г. число людей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума устойчиво превышает треть общей численности населения (декабрь 1999 г. - 34,1%), коэффициент дифференциации доходов, показывающий колоссальное расслоение общества, увеличился до 14,5 раз (год назад - 13,1 раза).

Итоги 1999 г. свидетельствуют, что предпринимаемые государством меры по поддержанию доходов населения недостаточны даже для сохранения их объема на уровне 1998 г. (который, в свою очередь, был ниже уровня 1997 г.). По данным Росстатагентства, реальные располагаемые денежные доходы населения в январе-сентябре 1999 г. снизились почти на четверть (22,2%) по сравнению с соответствующим периодом 1998 г. Реальная заработная плата за восемь месяцев 1999 г. упала на 36%, причем остается нерешенной проблема ее регулярной выплаты. Суммарная задолженность по заработной плате на 1 января 1999 г. составляла 77017 млн. руб., к 1 октября она снизилась на 30%, однако ее величина продолжает оставаться значительной - 54639 млн. руб., в том числе из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней - 13692 млн. руб., или 25,1% общего объема задолженности по заработной плате. Из общего объема бюджетного недофинансирования 18,4% приходилось на федеральный бюджет и 81,6% - па территориальные бюджеты.

Покупательная способность пенсий в 1999 г. сократилась в полтора раза, а средняя пенсия была почти на треть меньше величины прожиточного минимума пенсионера. Задолженность по детским пособиям составила на 1 октября 1999 г. 30,6 млрд. руб. Во всех регионах начался переход к адресной выплате их, т.е. тем семьям, среднедушевой доход которых не превышает прожиточного минимума, установленного в данном регионе. С большинством этих социальных проблем региональные и местные власти остаются лицом к лицу.

Сокращение реальных денежных доходов населения уменьшило спрос со стороны домашних хозяйств, ограничило ресурсную базу банковской системы и в итоге все более выступает ограничителем экономического роста. Правительство РФ в последние месяцы 1999 г. неоднократно заявляло о необходимости повышения доходов населения, хотя в бюджете на 2000 г. существенных сдвигов в этом направлении не предусмотрено.

В 1999 году появилась устойчивая тенденция к постепенному восстановлению инвестиций в основной капитал. В январе- сентябре их объем за счет всех источников финансирования к соответствующему периоду предыдущего года составил 100,1%, тогда как в январе - сентябре 1998 года спад инвестиций достиг 5,9%.[9] Сказывается, прежде всего, улучшение финансового состояния предприятий реального сектора экономики.

По данным Минэкономики РФ, к середине 1999 г. 69 регионов в рамках своей компетенции приняли законы, направленные на поощрение инвестиций, создание зон наибольшего благоприятствования, предоставление налоговых льгот, государственную поддержку кредитованием строительства, предоставление земли, лизинговую деятельность.

Только в 1999 приняты региональные законодательные и нормативно-правовые акты по вопросам государственной поддержки и стимулирования инвестиционной деятельности в Смоленской, Тамбовской и Новосибирской областях, Краснодарском крае. Разрабатывается законодательство, направленное на активизацию притока иностранных инвестиций, в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Хакасия, Орловской, Рязанской, Тверской, Читинской, Камчатской, Сахалинской областях.

Лидерами в разработке собственной инвестиционной политики, как известно, в 1996-1997 гг. выступили республики Коми, Саха-Якутия, Татарстан. Их усилия были направлены на привлечение иностранных инвесторов, что выразилось в принятии законов, определяющих благоприятные условия дея­тельности зарубежного капитала. По инициативе правительства Республики Татарстан, проводящего политику мягкого вхождения в рынок, разработан ряд нормативных документов (законов, указов, постановлений), направленных на формирование благоприятного климата для инвесторов и их поддержку.

В 1998 г. в экономику республики было вложено иностранных инвестиций на сумму около 700 млн. долл., в 7 раз больше, чем в 1996 г. Республика входит в десятку регионов, в которых сосредоточено 80% вложений зарубежных инвесторов. Она обрела репутацию стабильного региона с низким уровнем риска для зарубежных инвесторов. В 1999 г. между правительством республики, администрацией Казани и промышленными предприятиями города был заключен ряд соглашений о социально-экономическом сотрудничестве. Правительство и мэрия города согласились снизить налоги на прибыль, имущество и НДС, обеспечить предприятия республиканским и муниципальным госзаказом. Взамен те гарантируют властям текущие платежи, рост производства, повышение заработной платы и сохранение рабочих мест.

С небольшим отставанием к этому процессу подключились отдельные области России (Нижегородская область, Псковская область), продвинувшись в стратегии решения инвестиционной проблемы.[10]

Наиболее привлекательными для иностранного капитала сферами российской экономики являются финансы, топливная промышленность, коммерческая деятельность по обеспечению рынка, пищевая промышленность, торговля и общественное питание. В целом на эти пять народнохозяйственных сфер, наиболее активно инвестируемых из-за рубежа, приходится 73,3% общего объема иностранных инвестиций. В развитие следующих пяти отраслей – машиностроения и металлообработки, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, цветной металлургии, химической и нефтехимической индустрии, связи – иностранные инвесторы вложили еще 15,9% общего объема иностранных инвестиций. Следовательно, в экономику десяти отмеченных сфер народного хозяйства России зарубежные инвесторы вложили 89,2%  общего объема инвестиций.

Положительным является включение в число приоритетных сфер ряда отраслей реального сектора экономики.

Наибольшие инвестиции в экономику России осуществляют США, Великобритания, Швейцария, Германия и Нидерланды: их доля составляет 12%.

Прямые инвестиции в российскую экономику в настоящее время осуществляют стратегические инвесторы - то есть те, кого привлекает не окупаемость вложений, а желание закрепиться на потенциально перспективном рынке. Именно поэтому вложения оказываются небольшими, не несут собой новых технологий, и ограничиваются часто сферой сбыта и обслуживания.

Основная форма ввоза капитала в страну - банковские кредиты, в том числе межправительственные (на них пришлось 3,5% млрд. долл. в 1996г.). За последнее время ощутимых размеров достигли и инвестиции в государственные ценные бумаги.

На портфельные инвестиции приходилось ничтожно мало - около 45 млн. долл., причем 40% всех инвестиций приходится на Москву.[11]

Иностранные  инвестиции, несмотря на их незначительные размеры, однако, уже играют положительную роль в экономике России. На них приходится около 0,5 % созданных в России новых рабочих мест, они дают 2,5% валового продукта страны,1% всего объема экспорта и 1,3 % импорта.

В настоящее время на иностранные инвестиции приходится не более 3,5 % ежегодного объема капитальных вложений.

Объем иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики составил в январе-апреле 2000 года $4.961 млрд. и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился в 3.2 раза. Об этом сообщает Госкомстат России.

Львиная доля прироста иностранных инвестиций приходится на вложения, которые проходят в графе "прочие". Их объем увеличился в 4.2 раза до $4.1 млрд. Прямые инвестиции возросли в I квартале на 42.2% до $853 млн., портфельные - на 170% до $8 млн.

Иностранные инвестиции в промышленность составили в январе-апреле $3.43 млрд., в торговлю и общественное питание - $663 млн., в предприятия транспорта - $238 млн., в сферу управления - $248 млн., в связь - $113 млн.

Крупнейшим инвестором в российскую экономику стал в I квартале 2000 года Тайвань, на долю которого пришлось более половины всех вложений - $2.618 млрд. Американские предприниматели инвестировали в Россию $361 млн., немецкие - $344 млн. На четвертом месте по вложениям в российскую экономику - Кипр с $299 млн.[12]

К факторам, затрудняющим осуществление иностранных инвестиций в Россию, можно отнести также следующие:

·        неразвитость системы страхования иностранных инвестиций как от коммерческих, так от политических рисков;

·        существующую в России систему налогов и тарифов, саму концепцию налогообложения, односторонне сориентированную лишь на накопление правительством бюджетных средств. В России 35%-ная ставка налога на прибыль на 15 процентных пунктов ниже, чем в Германии, но, рассчитанная по западной бухгалтерии, она составляет уже от 60 до 150 %. В результате “законопослушные” западные инвесторы иногда вынуждены выплачивать по налогу на прибыль суммы, превышающие то, что в их представлении является прибылью.

·        приватизацию предприятий, расцениваемую иностранными инвесторами и многими экспертами скорее как возможность передачи прав на их владение администрации предприятий и в меньшей мере их работникам, но вовсе не как средство привлечения иностранного капитала;

·        отсутствие необходимой для нормальной организации бизнеса инфраструктуры (транспорт, связь и т.д.);

·        низкую культуру ведения бизнеса со стороны российских партнеров;

·        коррумпированность в системе государственного управления;

организованную преступность и т.д.

В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации, подготовленном Экспертным институтом Российского союза промышленников и предпринимателей совместно с лабораторией регионального анализа МГУ, Тюменская область занимает второе место, уступив лишь Москве. В данном исследовании учитывалось и интегрировалось воздействие на инвестиционный климат 60 значимых факторов – от природно-климатических условий и социально-демографических характеристик населения до политико-экономического менталитета местных властей.

В связи с тем, что наш регион является одним из наиболее инвестиционно-привлекательных субъектов РФ, изучение инвестиционной деятельности Тюменской области необходимо не только на региональном уровне, но и на уровне Федерации в целом.



Глава 2. Инвестиционная деятельность в Тюменской области

 

Тюменская область уже длительное время относится к числу регионов России с наиболее высокой инвестиционной активностью. В расчете на одного жителя в 1999 г. выполнено капитальных вложений по России на 1,7 млн.руб., тогда как по области на 10,1 млн.руб., то есть в 5,9 раза больше. Конечно, существенную роль в данном развитии играет характерное для отдаленных и северных районов удорожание строительных  и транспортных работ. Однако и в сопоставительном виде, то есть с уменьшением средних показателей по области в 2-2,5 раза, объемы капиталовложений на человека составляют 4-5 млн. руб., то есть все равно значительно превышают среднероссийские показатели.

Особенно интенсивное капитальное строительство сохраняется на территории автономных округов. Отчетные данные по инвестициям в расчете на жителя здесь превышают среднероссийские показатели в 9,7 раза, а резкое различие связано в первую очередь с высокой капиталоемкостью производств топливно-энергетического комплекса, составляющих основу экономики северных территорий. Нефте- и газодобывающая промышленность в связи с естественным исчерпанием ранее введенных в разработку месторождений не может поддерживать дополнительные объемы производства без постоянного освоения новых запасов, поэтому на единицу товарной продукции у них выше потребность в инвестициях.

Для иллюстрации состояния инвестиционной активности целесообразно использовать не только стоимостные, но и натуральные показатели, среди которых важное значение имеют масштабы ввода жилья. В недавнем прошлом Тюменская область относилась к числу регионов с особо высокой интенсивностью жилищного строительства. Достаточно отметить, что ввод жилых домов достигал 1м 2  на жителя в год. Тем не менее эта величина выше, чем в среднем по стране и составляет 0,3 м2 .

Особенность инвестирования в область связана с рассредоточением строительных работ на большие территории, на сооружение относительно небольших по стоимости отдельных объемов. При освоении нефтяных и газовых месторождений строительные работы выполняются в общей сложности на площади в несколько десятков тысяч кв.км.. в первой половине 90-х годов было относительно немного объектов с высокой концентрацией затрат на единицу площади. К ним можно отнести электростанции, заводы по переработке нефти и газового конденсата, установки комплексной подгонки газа. Но данные объекты занимают сравнительно небольшую долю в общих инвестициях.

Специфична для региона и структура выполняемых в строительстве работ в натуральном виде. В области кроме бурения скважин велика доля работ по сооружению трубопроводов, автодорог, линий электропередач, технологических резервуаров.

В общем объеме капиталовложений подавляющая часть (82-84%) приходится на производственное строительство, причем эта доля существенно выше, чем в среднем по России (56%). В отраслевой структуре производственных инвестиций ведущее место занимает промышленность (81-83%), в том числе нефтегазовая (78-80%). На остальные отрасли промышленности вместе взятые приходится только около трех процентов валовых производственных инвестиций в регионе.

Инвестиционная деятельность во многом зависит от сложившегося инвестиционного климата. Инвестиционный климат в регионе оценивают с двух сторон. Во-первых, определяется его тип путем сравнения динамики валовых инвестиций и эффективности их использования в регионе со среднероссийским: инвестиционный климат считается относительно благоприятным, если она лучше, чем в среднем по стране. Такая оценка довольно надежна, но фиксирует только следствия, нечего не говоря о причинах. Поэтому, во-вторых, рейтинг региона рассчитывается по факторам, в совокупности характеризующим инвестиционный климат.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.