Во исполнение указа президента РФ от
20.05.96 г. № 742 “0 федеральной целевой программе “Газификация России на
период 1996-2000 г.г.”, в области разработана региональная программа
газификации до 2000 года. К настоящему времени выполнен I этап: природный газ
поступил во все районы юга области. На эти цели в 1995-96 г.г. использовано 260
млрд. руб., что позволило ввести в эксплуатацию 1114 км газораспределительных
сетей, перевести на природный газ 123 муниципальных котельных и газифицировать
6,4 тыс. дворов. Совместно с РАО “Газпром” созданы производственные мощности на
заводе “Тюменьгазаппарат” по выпуску полиэтиленовых труб в объеме 35 тыс. т в
год и комплектному газовому оборудованию.
Приток внешних инвестиций регулируют
следующие индикаторы: доля внешних ресурсов в валовых инвестициях в регионе,
обеспеченность региона средствами фонда на воспроизводство минерально-сырьевой
базы, иностранные инвестиции на душу населения и единицу объема основных фондов
региона, доля региона в валовых иностранных инвестициях и общем числе
совместных предприятий России.
Большинство совместных предприятий в
регионе вовлечены в увеличение добычи нефти и ее продаж на рынки твердой
валюты. Информация об экспортно-импортной активности совместных предприятий
раскрывает уже другое измерение географии иностранных инвестиций. Москва - куда
более значимый импортирующий регион, чем экспортирующий. Это благодаря роли
города как точки ввоза импортированных товаров. Точно так же Тюмень более
значимый экспортирующий регион, чем импортирующий, благодаря своей роли
нефтеэкспортера.
Тюменская
область является относительно привлекательным регионом для иностранных
инвесторов. В 1996г. в экономику области было инвестировано 257,5 млн.долл. Из
них 203 млн. – это кредиты международных финансовых институтов. В общем объеме
иностранных инвестиций в 1997г. особых изменений не происходило, но они
снизились на 4,5%, и составили 246 млн. долл.
Основными
странами инвесторами являются США, Великобритания, Канада. Главный
инвестиционный поток из зарубежных стран идет в северные районы области. В
1997г. из 246 млн. только 4,2 млн.долл. были направлены на развитие юга. Это
объясняется их заинтересованностью возможностями поставок на мировой рынок различных
ресурсов и реализации в твердой валюте. Продуктом номер один, без сомнения,
является нефть, которая имеет устойчивый спрос и высокоразвитые сети
транспорта, переработки и сбыта. В то же время существует проблема экономически
эффективного освоения тюменских запасов. Из-за относительно невысокой
продуктивности месторождений, удаленности от поставщиков материальных ресурсов
и главных рынков сбыта топлива, сложных географических условий добыча нефти
является здесь достаточно дорогой. Поэтому наиболее вероятно активное участие
иностранного капитала в освоении только отдельных, наиболее крупных и
продуктивных месторождений или в реализации ограниченных по масштабам работ по
повышению эффективности эксплуатации уже пробуренных скважин на разработанных
месторождениях.
Наиболее тесные
связи с зарубежными партнерами имеют ЛУКойл, Пурнефтегаз, Самотлор-сервис и
Югра-нефть.
В области добычи
нефти и газа инвестиционное сотрудничество осуществляется с такими французскими
компаниями, как “Тоталь”, “Газ де Франс”, “КРА Петролеум”, “Буиг”,
“Эльф-Акитен”, “Текнип”. Французские фирмы сотрудничают с российскими
организациями в разведке и освоении нефтегазовых месторождений, а также в
поддержании и восстановлении бездействующих скважин. Так, фирма “Тоталь”
является одной из первых иностранных нефтедобывающих компаний, с которыми
подписано Соглашение о разделе продукции. В декабре 1995 г. с фирмой подписано
соглашение на 33 года по разработке Харьягинского нефтяного месторождения в
Ненецком автономном округе.
Развивается инвестиционное
сотрудничество французской компании “Газ де Франс” с РАО “Газпром”. Так, в
рамках реализации ряда крупных контрактов о поставках природного газа во
Францию при участии “Газ де Франс” создан ряд СП по производству оборудования
катодной защиты трубопроводов, а также по разработке и реализации планов
повышения эффективности использования газа российскими предприятиями.
Фирмы “Жен
Дифюзьон” и “Агро-2005” занимаются подготовкой 4 региональных проектов (Калуга,
Тюмень, Курган, Татарстан), которые в течении 5 лет позволят ввезти около 20
тыс. телок стоимостью 250 млн. фр. в выбранные животноводческие хозяйства.[15]
Самая
распространенная форма инвестиционного сотрудничества – это создание совместных
предприятий. В 1997г. на территории нашей области действовали 162 совместных
предприятия. Их них 105 – со странами дальнего зарубежья и 58 – со странами
ближнего зарубежья. Оющее количество стран, с которыми Тюменская область
создала совместные предприятия. было 38.
Регион имеет
высокие показатели по иностранным инвестициям на душу населения (см. табл. 3.).
В 1996г. они составили 81,23 долл. (среднероссийский показатель – 43,97 долл.).
В заключении
необходимо отметить, что подавляющая часть (свыше 80%) иностранных инвестиций –
это ссуды под гарантии государства, кредиты Международного банка реконструкции
и развития, кредиты под поставки продукции.
Одна из основных
причин, сдерживающих приток капиталов в экономику, - недостаточное
законодательное обеспечение инвестиционного процесса.
Если
рассматривать его правовую базу как систему законодательных актов различного
уровня, то она включает в себя федеральные законы и законы, принимаемые на
уровне субъектов Федераций. В федеральных законах можно выделить следующие
группы.
Во – первых,
базовые законы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность,
закладывающие ее основные принципы и вводящие основные понятия этой
деятельности (например, Закон “Об инвестиционной деятельности в РСФСР”, Закон
РСФСР “Об иностранных инвестициях”).
Во вторых, -
законы, правообеспечивающие отдельные виды инвестиционной деятельности. Это
Закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год, определяющий перечень
финансируемых их этого бюджета федеральных целевых программ; Федеральный закон
“О соглашениях о разделе продукции”.
В – третьих, -
законодательные акты, которые регламентируют деятельность финансовых
институтов, аккумулирующих инвестиционные ресурсы, - федеральные законы “О
негосударственных пенсионных фондах” (принятый Государственной Думой и
отклоненный Советом Федерации, находится на доработке в согласительной комиссии
обеих палат) и “О паевых инвестиционных фондах” (в стадии разработки).
В – четвертых, -
законы, касающиеся условий осуществления инвестиций, - устанавливающие
налоговый режим, определяющие организационно-правовую форму предприятий –
получателей инвестиций, легитимирующие инструменты привлечения и гарантирования
последних.
Хотя правовая
база инвестиционного процесса формируется и развивается крайне неравномерно,
есть достаточные основания считать 1997 год переломным в законодательном
обеспечении рассматриваемого процесса.
В 1997 году при
принятии федерального бюджета впервые удалось запланировать выделение
значительных средств для формирования Бюджета развития. Необходимость усиления
государственного регулирования инвестиционного процесса и увеличение в нем роли
государства как стратегического инвестора и объективная потребность
экономического развития на переходном этапе. Отражением этой потребности и
стало конструирование Бюджета развития, создаваемого с целью объединения
инвестиционных ресурсов федерального бюджета со средствами частных инвесторов и
инвестиционных институтов. Формирование Бюджета развития знаменует коренное
изменение характера и механизма инвестирования средств за счет федерального
бюджета: переход от безвозвратного безвозмездного их вложения к финансированию
на возвратной и платной основе и образования соответствующей структуры,
эффективно управляющей этими средствами. Однако недостаточно внимание было
уделено вопросам контроля за эффективным расходованием средств Бюджета развития
и объективного отбора проектов и программ, принимаемых к финансированию; не
определена роль субъектов РФ ни в формировании средств Бюджета, ни в управлении
ими, ни в контроле за их расходованием.
Привлечение иностранных инвестиций и развитию экспортного потенциала
России и ее регионов призван способствовать Федеральный закон “О свободных
экономических зонах” (он принят Государственной Думой в трех чтениях и одобрен
Советом Федерации, но отклонен президентов РФ). В нем введено понятие свободных
экономических зон, определены их законодательно регулируемые виды: зоны экспортного
производства, таможенные зоны торгового и производственного типов, особые
экономические зоны.
Создание законодательных предпосылок стимулирования инвестиционной
активности предполагает реформирование предприятий (получателей инвестиций) с
целью их подготовки и эффективному освоению инвестиционных ресурсов. В этом
смысле очень важен принятый в 1997г. Федеральный закон “О приватизации
государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в
Российской Федерации”.
Одним из важнейших актов, регулирующих отдельные виды инвестиционной
деятельности стал Закон “О соглашениях о разделе продукции”, который определил
правовые основы использования российских месторождений на условиях раздела
продукции. Принятый после долгих обсуждений еще в конце 1995г., этот закон,
однако, фактически так и не начал действовать. Столь длительная задержка с его
вступлением в действие объясняется, что документ содержит положение, согласно
которому перечень месторождений и участков недр, предоставляемых инвестору на
условиях раздела продукции, должен утверждаться соответствующим федеральным
законом. Поскольку отсутствовали методология включения в перечень тех или иных
месторождений и ясность относительно критериев их включения, законодательный
акт удалось согласовать лишь в 1997г., когда был выбран его компромиссный
вариант, воплощенный в последней версии Закона “Об участках недр, право
пользования, которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции”.
В законодательно утвержденный перечень в первоочередном порядке вошли
семь участков недр: Самотлорское и Красноленинское нефтяные месторождения в
Ханты-Мансийском округе; Ромашкинское нефтяное месторождение в Татарии;
участок, включающий ряд мелких месторождений на Севере Сахалина; новое
Приразломное месторождение на шельфе Печерского моря (Архангельская область);
осваиваемое Яковлевское железорудное месторождение в Белгородской области и
подготавливаемое к освоению Куранакское золоторудное месторождение в Якутии.
Соглашение о разделе продукции – это механизм привлечения инвестиций на
особых условиях, оговоренных специальным соглашением. Расплата за внесенные
инвестиции производится не отчислениями прибыли, а долей добытого сырья. Этот
механизм используется в большинстве нефтедобывающих стран мира.
Совет Федерации одобрил Закон “О внесении изменений и дополнений в
федеральный закон “О соглашениях и разделе продукции”. Согласно новой его
редакции, на условиях СРП разрешается разрабатывать до 30% разведанных запасов
полезных ископаемых (в прежней версии закона – не более 10%). Закон существенно
расширяет права субъектов РФ в части перевода разработки месторождений
регионального значения на условия СПР. На местах могут приниматься решения по
месторождениям с запасами нефти 25 млн. тонн (в прежней версии – 10 млн.) и
газа 250 млрд. м3 (в прежней версии – 50 млрд.).
Однако без утверждения Думой соответствующих поправок в 12 законов РФ
закон о СРП не сможет нормально функционировать.
Другим существенным элементом правовой базы инвестиционного процесса
выступают законодательные акты субъектов Российской Федерации. Регулирующие в
рамках их компетенции определение этого процесса.
В ноябре 1996г. областной Думой был принят закон “О стимулировании
инвестиционной деятельности банков”. Он определяет принципы стимулирования
приоритетных для Тюменской области видов и форм инвестиционной деятельности
банков в целях активизации инвестиционной деятельности в регионе, поощрения
кооперации банков в финансировании инвестиционных проектов и программ, а также
современных форм их анализа и обоснования целесообразности их финансирования. В
целях стимулирования инвестиционной деятельности банков предусматривается
снижение налоговых ставок в зависимости от доли кредитных вложений банка,
направленных им на финансирование инвестиционных программ и проектов.
В ноябре 1997г. был принят областной закон “О порядке использования
средств областного бюджета в качестве заемных средств”. Он определяет правовые
основы и порядок выделения на возвратной основе средств областного бюджета в
качестве заемных, их использования и последующего контроля. Согласно статье “2”
данного закона, при формировании областного бюджета в качестве заемных по
строке “Бюджетные ссуды предприятиям и организациям”. Бюджетные средства по
этой строке направляются в ходе исполнения бюджета на создание новых,
реконструкцию действующих производств, пополнение собственных оборотных средств
предприятий с целью укрепления доходов базы областного бюджета и бюджетов
нижестоящих уровней. Финансовая поддержка из средств областного бюджета
предоставляется в целях:
-
поддержки создания новых производств;
-
модернизации и технического перевооружения
действующих производств;
-
поддержки действующих производств.
Проблема стимулирования роста эффективности инвестиций особенно
актуальна в сырьевых регионах. Кроме того, тут имеется проблема согласования
правовых подходов к регулированию инвестиционной деятельности на уровне
законодательства субъектов Федерации и нормативных актов федеральных ведомств,
которые в изобилии присутствуют на сибирском Севере из-за стратегической
значимости региона.
Этим обстоятельством и обусловленая активная деятельность
законодательных органов Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
В 1996г. в ХМАО вступили в действие окружные законы “О недропользовании”, “Об
участии ХМАО в соглашениях о разделепродукции при поиске, разведке и добыче
минерального сырья на территории округа”.
Серьезное внимание в регионе уделяют согласованию своих законов с
федеральным законодательством. Совместно с федеральными органами проводятся
тендеры на предоставление прав пользования недрами на территории области,
результатом которых является приток инвестиций.
Субъектами инфраструктуры финансового рынка являются банки,
товарно-сырьевые и фондовые биржи, финансово-инвестиционные фонды и компании,
брокерские и дилерские фирмы. Страховые компании, негосударственные пенсионные
фонды, консалтинговые, аудиторские фирмы и др.
Развитие рыночной инфраструктуры создает условия для более широкого
использования таких источников инвестиций, как долгосрочные кредиты. Сбережения
населения, эмиссия ценных бумаг, средства негосударственных пенсионных фондов,
страховых компаний и других институциональных инвесторов. С точки зрения
инвестиций, рыночная инфраструктура нашей области еще недостаточно развита. Об
этом свидетельствует низкая доля банковского капитала, институциональных
инвесторов и средств населения в общем объеме инвестиций (2%).
На основе выше рассмотренных факторов можно выделить ряд
привлекательных сторон Тюменской области для инвесторов:
1.
Богатые запасы природных ресурсов (земельные
площади, водные ресурсы, углеводородное сырье, древесина и пр.)
2.
Избыточные мощности по выработке электроэнергии.
3.
Квалифицированная и относительно дешевая рабочая
сила.
4.
Сохранение в области политической и социальной
стабильности.
5.
Сильная региональная политика по социальной защите
населения.
6.
Разработка регионального законодательства по
привлечению инвестиций в регионе.
Пути развития
инвестиционной деятельности в области можно рассматривать в двух направлениях.
С одной стороны, перспективы инвестирования зависят от инвестиционной политики,
проводимой субъектами федераций. С другой стороны, выбор путей развития можно
рассматривать как выбор направлений приложения капитала.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|