Денежно-кредитная
политика регулирует предложение денег в экономике, существенно влияя на темпы
развития экономики, величину процентных ставок, курс национальной валюты.
В России
номинально присутствуют все из вышеперечисленных механизмов, но фактически ни
один из них неэффективен.
Действие
налогового механизма существенно ограничено нечеткостью в формулировке основ
налогового права, внутренних противоречий в различных правовых актах, высоким
уровнем нарушений со стороны налогоплательщиков, налоговых органов, низкой
финансовой дисциплиной. По данным правоохранительных служб, а также
международных организаций, до 60% действий в российской экономике происходит в
«правовой тени», что существенно снижает эффективность налогового
регулирования.
Бюджетный
механизм регулирования реальных инвестиций также существенно ослаблен высоким
уровнем коррупции в сфере государственного управления инвестициями. Низкий объем
налоговых поступлений, растущие обязательства перед бюджетной и социальной
сферами, перед внешними кредиторами постоянно подталкивают власти к тому, чтобы
отказаться от инвестиционных расходов, перебрасывая высвобождающиеся средства
на выплату заработной платы и пенсий или погашение государственного долга.
Ежегодный дефицит
инвестиций в России составляет, по оценкам экспертов, не менее 42-45 млрд.
долларов.
В попытке
сформировать государственный инвестиционный фонд, не жертвуя при этом скудными
ресурсами бюджета, российские власти по-прежнему стремятся заимствовать
средства на Западе. Пресловутый «бюджет развития» в объеме 60 млрд. рублей,
предназначенный для поддержки наиболее эффективных проектов в экономике,
практически полностью формируется из связанных зарубежных кредитов,
предоставленных России по межправительственным соглашениям, а также из средств
неназванных иностранных инвесторов.
При этом не стоит
забывать, что, какими бы эффективными ни были отобранные для господдержки
инвестиционные проекты, обязанность возврата займов лежит на федеральном
правительстве, а не на предприятиях, получивших оборудование в счет связанных
кредитов. Таким образом, государство вынуждено идти на увеличение внешнего долга,
не имеющего гарантированных источников покрытия, чтобы промышленность получала
остро необходимые ей инвестиционные ресурсы. Издержки такой политики очевидны,
но она позволяет привлечь в экономику реальные, а не бумажные капиталовложения.
В этом плане возможности
регионов, в том числе и Алтайского края, ограничены еще больше по сравнению с
федеральным уровнем, хотя в бюджетах субъектов Федерации заложены крупные
инвестиции. Ведь лишь часть доходов территориальных бюджетов собирается в
денежной форме, но они уходят на оплату текущих расходов бюджетной и социальной
сфер. Практически иссяк и такой источник, как доходы от реализации областных и
республиканских ценных бумаг. После того, как многие субъекты Федерации[[7]]
объявили о принудительной реструктуризации своих долговых обязательств,
инвесторы считают эти ценные бумаги крайне рискованным вложением.
Получается, что
регион может оказать инвестиционную поддержку предприятиям в лучшем случае в
виде налоговых кредитов или взаимозачетов с местным бюджетом. Такая поддержка
ослабляет налоговою нагрузку на предприятия, которые могут направить
высвободившиеся средства на свое развитие.
1.3.4. Банковский кредит
Долгосрочное
кредитование, особенно в условиях зарождающегося предпринимательства, могло бы
стать одним из важных источников инвестиций. Однако инфляция делает
долгосрочный кредит невыгодным для банков.
С точки зрения
экономической теории, именно этот источник является основой для формирования
предложения на финансовом рынке. Именно население страны располагает
средствами, которые оно не тратит на текущее потребление, а выносит на рынок и
через финансовых посредников пытается, как минимум сохранить, и по возможности
приумножить реальную стоимость своих вложений. Именно отдельные инвесторы
располагают абсолютной властью по объекту инвестиции собственных средств.
До финансового и
банковского кризиса, массового снятия со счетов банков и перевода свободных
средств в доллары и прочие ликвидные активы на руках у населения находилось, по
различным экспертным оценкам, от 20-60 млрд. долларов. Очередной обман со
стороны государства[[8]] вызвал кризис доверия у
населения по отношению к банкам и другим финансовым посредникам, которые сильно
зависят от действий государства в области финансов. Поэтому мобилизовать
сбережения населения обыкновенным для стан с развитой рыночной экономикой
путем: вложением в реальный сектор экономики через банки, паевые инвестиционные
и негосударственные пенсионные фонды или страховые компании в значительных
масштабах в ближайшее время вряд ли возможно. Хотя, конечно, как показывает
практика и экономические законы, тенденция к специализации и концентрации
капитала сохраняется даже в таких непростых условиях.
В России в данный
момент не существует хоть сколько-нибудь значительной инфраструктуры
привлечения и распределения сбережений граждан, используя традиционный в таких
условиях способ (банковскую систему). Реальные инвестиции в таких условиях
теряют существенный источник финансирования, что сказывается на темпах и
динамике развития и модернизации России.
1.4. Внешние источники инвестирования
В
Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем:
·
создания
предприятий с долевым участим иностранного капитала (совместных предприятий);
·
создания
предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;
·
приобретения
иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов,
зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других
ценных бумаг;
·
приобретение
прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных
имущественных прав и т. р.;
·
предоставления
займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.
Проблема
состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой
связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть
ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую
очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных
зарубежных инвестиций прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов.
Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее
чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может
варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения
акций среди акционеров.
Прямые
зарубежные инвестиции – это нечто большее, чем простое финансирование
капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России.
Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения
производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой
капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые
способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.
Портфельными
инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий,
которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги
иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций.
Существуют
и реальные инвестиции. Это – капитальные вложения в землю, недвижимость, машины
и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и
затраты оборотного капитала.
Два
вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми
мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения
акциями доходной компании. Однако, при осуществлении портфельных инвестиций
инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы
получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения,
иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои
руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия –
самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться
либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо
на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в
российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать
все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует
будущему увеличению производительной мощи экономики.
Многие
иностранные инвесторы считают инвестиционный климат в России неблагоприятным
из-за политической и экономической нестабильности, неотработанности
законодательства, обременительной налоговой системы, неразвитости
инфраструктуры.
Так,
они отмечают наличие в России противоречащих друг другу и быстро изменяющихся
законодательных актов и постановлений, касающихся иностранных инвестиций,
различное толкование или даже игнорирование их отдельными организациями и
местными властями. На такие принципиальные вопросы, как право собственности на
землю, механизмы реализации залоговых форм, иностранные инвесторы не получат
однозначных ответов. Налоговая система не стимулирует инвестиционную
активность.
Недостаток
коммерческой информации о рынке в России, регионах и конкретных предприятиях,
транспортной и телекоммуникационной системах, правовой базе также является
препятствием на пути иностранного инвестирования в экономику России, особенно
для малых и средних зарубежных компаний и фирм.
В
настоящее время открываются новые перспективы притока иностранных инвестиций в
российскую экономику. Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы
экономики (за исключением находящихся в государственной монополии) без ущерба
для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться
только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в
отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов
(например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную
инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную
и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих
развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно
использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного
капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они
увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным:
1.
С точки
зрения соблюдения национальных интересов;
2.
Имеется в
виду быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.
Однако
для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием
зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со
100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и
переработку с/х продукции, производство строительных материалов, строительство
(в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие
деловой инфраструктуры. Стимулировать приток портфельных инвестиций следует во
все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери
контроля российской стороны над объектом инвестирования.
Это
преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для
страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов. Приток иностранных
инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей – выхода из
современного общественно-экономического кризиса, преодоления спада производства
и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь ввиду, что
интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов с
другой, непосредственно на совпадают. Россия заинтересована в восстановлении,
обновлении своего производственного потенциала, насыщение потребительского
рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной
перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в
привнесение в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные
инвесторы, естественно, заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли
за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств,
квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и
техники и... даже ее экологической беспечности. Поэтому перед нашим
государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну
иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его по мерам
экономического регулирования на достижение общественных целей.
За последние годы
в России сложился слой предприятий и предпринимателей, накопивших крупные
капиталы. Из-за неустойчивости экономического положения в стране большие
средства переводятся в конвертируемую валюту и оседают в западных банках.
Можно было бы
ожидать, что с окончанием коммунистической эры Россия станет обращаться к
зарубежным кредиторам для финансирования крупных инвестиций по мере того, как
страна перестраивается под действием рыночных сил. На этом основании было бы
резонно предположить, что в России возникнет дефицит текущего платежного
баланса (когда уровень инвестиций превышает уровень сбережений). Однако этого
не происходило. Отток денежных ресурсов (потенциальных инвестиций) из России в
несколько раз превышает их приток. Как не парадоксально, но Россия выдала
больше кредитов зарубежным заемщикам, чем заняла сама. Активное сальдо текущего
платежного баланса России (когда страна является нетто-экспортером капитала,
т.е. граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило порядка 10 млрд.
долларов. Это усиливает инвестиционный "голод" в стране, ведет к
дальнейшему ослаблению национальной валюты. Мотивация оттока капиталов -
ощущение российскими бизнесменами политической и экономической нестабильности в
России. Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под
влиянием страха перед возможным социальным взрывом в силу инфляции, боязни
денежной реформы переправляется ими в западные банки или используется для
покупки недвижимости и ценных бумаг.
Многие в
российских деловых кругах чувствуют, что экономика России, не совсем
нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций. Поэтому и предприятия
используют свои сбережения не на капиталовложения внутри страны, а на выдачу
кредитов за рубеж. Компании-экспортеры, как правило, хранят свою прибыль на
счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы ввозить ее обратно в Россию и
направлять на новые инвестиции. Этот процесс, известный как утечка капитала,
очень часто носит противозаконный характер. И все же, несмотря на ее
противозаконность, утечка капитала находит логичное экономическое оправдание:
гораздо надежнее помещать капитал в лондонский банк, чем в российскую
экономику. Именно поэтому предприятия предпочитают предоставлять кредиты
иностранцам (помещая деньги в зарубежный банк), а не своим соотечественникам.
Основные
источники оттока капиталов могут быть как легитимными, так и нелегитимными. К
числу легитимных источников относятся санкционированные инвестиции в экономику
других стран в форме создания совместных предприятий или дочерних фирм. Общие
масштабы оттока валюты не поддаются точному измерению, поскольку финансовая
статистику, естественно, учитывает только их легальную часть. Отток в крупных
масштабах иностранной валюты за пределы России побудил власть принять
организационно-правовые меры по ужесточению контроля за возвращением валютной
выручки на территорию страны. Для того чтобы российские фирмы не боялись
инвестировать средства в экономику своей страны, необходимо создать условия для
снижения инвестиционного риска. Степень риска может быть уменьшена за счет
снижение инфляции, принятия четкого экономического законодательства,
основанного на рыночных потенциалах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|