Меню
Поиск



рефераты скачать Информационные системы в экономике

В России регистрация доменных имен осуществляется Всероссийским научно-исследовательским институтом развития открытых систем (ВНИИРОС).

Пользователи, подключенные к Интернет, получают доступ ко всем ресурсам сети. Они могут с помощью программных средств telnet, rlogin и т. п. осуществить регистрацию и выполнить свою работу на одном из удаленных многопользовательских компьюте­ров сети; совместно с другими пользователями объединять свои файловые системы в рамках распределенной в пространстве сетевой файловой системы NFS (Network File System) или воспользо­ваться услугами доступной практически в любой точке земного шара электронной почты E-mail, которая почти по всем парамет­рам превосходит обыкновенную почту.

В Интернет существует множество, так называемых, FTP-серверов, на которых хранится огромное количество файлов. Пользователь, соединившись с одним из таких серверов с помощью сетевой службы FTP (File Transfer Protocol), получает возможность поиска на сервере и переноса на собственный компьютер необходимой ему информации. Правда, иногда, для того чтобы копировать файлы, необходимо иметь пользовательский бюджет на данном сервере, но многие FTP-серверы позволяют регистрироваться под пользовательским именем anonymous и с адресом электронной почты в качестве пароля (такие серверы называются анонимными FTP-серверами).

Для облегчения поиска необходимой информации в Интернет существует отдельная сетевая служба Archie. Данная служба обеспечивает поиск по ключевым словам в специальной регулярно обновляемом базе данных о файлах, доступных по анонимному FTP.

Служба WAIS (Wide Area Information Server) аналогична Archie, однако позволяет проводить более глубокий поиск не только по именам и общим характеристикам файлов, но и по их содержанию.

Сервисная система Gopher связывает все три вышеназванные службы воедино. Средства поиска Gopher хорошо совмещаются с Archie и WAIS, а средства ее пользовательского интерфейса позволяют просматривать и копировать документы, найденные в результате поиска.

Для представления хранимой в Интернет информации в удобной для пользователя. форме существует специальная сетевая служба WWW (World Wide Web), которая представляет собой своего рода распределенную по множеству узлов базу различного рода данных, построенную на гипертекстовой технологии. Для поиска в этой базе используются различные поисковые серверы, например, Yandex, Rambler, Lycos, Yahoo и др.

Помимо названных сетевых служб в Интернет существуют и другие службы, в частности, IRC и ICQ, обеспечивающие возможность интерактивного общения удаленных пользователей сети. С помощью IRC (Internet Relay Chat) множество пользователей могут заходить на так называемые «каналы» («комнаты», «виртуальные места», как правило, имеющие тематическую направленность), чтобы «поговорить» с группой людей или с конкретным человеком. Служба ICQ (I Seek You) очень популярный в последнее время Интернет-пейджер, позволяющий в любое время узнать, находится ли некоторый пользователь в сети, «поговорить» с ним, обменяться файлами и т. д.

Воспользоваться услугами всех перечисленных выше сетевых служб можно при наличий у пользователя специальной программы-клиента. Отметим, что некоторые из таких программ-клиентов носят интегральный характер, обеспечивая взаимодействие пользователя с несколькими сетевыми службами. Например, Web-браузер фирмы Netscape позволяет работать, не только с WWW, но и с FTP, с GOPHER и даже с некоторыми другими службами.

Распределенные сети, работающие по технологии  и принципу организации сети INTERNET, и использующие протокол TCP/IP, но принадлежащие одной организации получили название INTRANET.  Фирмы, которым необходимо делиться информацией с деловыми партнерами, часто организуют общую базу данных и объединяют ИНТРАСЕТи, работающие на основе протокола TCP/IP в сети называемые ЭКСТРАНЕТ. Обмен данными в сетях Интранет и Экстранет осуществляется по закрытым, выделенным каналам связи, доступным только работникам предприятий – владельцам сети.

3.5 .Информационные технологии электронного бизнеса.

Сегодня мы становимся свидетелями рождения нового сектора в экономике, который все чаще называют электронным бизнесом, Интернет-экономикой, Интернет-бизнесом, электронной коммерцией (ЭК). Темпы развития этого сектора высоки, его оборот ежегодно удваивается. По данным Центра исследования электронной коммерции, функционирующего под эгидой Высшей школы бизнеса Университета штата Техас, суммарный доход компаний, предлагающих услуги через Интернет, а также занимающихся технической поддержкой Сети, превышает 500 млрд. долл. Многие фирмы используют "Всемирную паутину" (Web), как транспортную среду для осуществления товарных и финансовых операций.

На мировом рынке Интернет-коммерции доминируют США (примерно 73% всего оборота). На долю Европы приходится лишь 16%, а на азиатские страны ¾ 7%, все остальные регионы ¾ 4%.

Доля рынка ЭК не только в Восточной Сибири, но и в России невелика, поэтому о существенном влиянии на экономику говорить пока рано, хотя все современные виды электронной коммерции уже существуют и в России.

Прежде всего необходимо определиться с понятием электронной коммерции. Существует несколько определений электронной коммерции. С одной стороны, это получение прибыли от ведения хозяйственной деятельности по предоставлению новых видов электронных услуг, продажи компьютерной техники и программного обеспечения. С другой стороны, под электронной коммерцией понимается проведение операций с партнерами и клиентами, а также различные платежи и расчеты с использованием новых информационных сред и различного рода электронных сетей. В данном аспекте нас интересует второй случай.

Более строгое определение электронной коммерции  дано в специальном документе Администрации президента США, объявляющем мораторий на дополнительное налогообложение сделок, заключенных через Интернет. В нем электронной коммерцией (ЭК) называется любая транзакция, совершенная через компьютерную сеть, в результате которой право собственности или право пользования вещественным товаром или услугой было передано от одного лица к другому. Данное определение на наш взгляд является наиболее полным.

Рассмотрим основные понятия, связанные с электронной коммерцией.

Такой вид ЭК как B2B (Business-to-Business) или бизнес-бизнес ¾ представляет собой  ЭК между предприятиями, основной особенностью этого вида ЭК является автоматическое взаимодействие в электронном виде систем управления предприятием.

B2C (Business-to-Consumer, Customer) или бизнес-потребитель ¾ вид ЭК, связанный с электронными коммерческими операциями, производимыми между предприятием и потребителями. Предприятия на базе Интернета конкурируют или сотрудничают с традиционными предприятиями в сфере розничной торговли. Функционируют они следующим образом. Компания-продавец размещает на своем Web узле интерфейс, с помощью которого потребитель может разместить заказ в ее системе управления предприятием. Системы ЭК позволяют покупателю не общаться с продавцом, не тратить время на беготню по магазинам, иметь более полную информацию о товарах. Продавец, в свою очередь, может быстрее реагировать на изменение спроса, анализировать поведение покупателей, экономить средства на персонале, аренде помещений.

Преимуществами использования ЭК можно назвать следующие.

·        Простота развертывания приложений и управление ими. Использовать Web достаточно просто. Покупателям следует лишь освоить программу для просмотра, и они сразу получают доступ к средствам электронной торговли.

·        Уменьшение времени на доставку информации о товаре потребителю ¾ одно из необходимых условий ведения успешной торговли.

·        Сокращение числа промежуточных звеньев (посредников), установление прямой связи производитель ¾ покупатель.

·        Уменьшение затрат времени на приобретение необходимого товара.

·        Неограниченный рост числа потенциальных заказчиков. При использовании Интернет вы можете расширить рынок сбыта за счет зарубежных покупателей.

·        Информацию о товаре вы можете представлять в различном виде. Web позволяет передавать не только текст, графику, но и видео, голос.

·        Возможность проводить анализ спроса, предпочтений для планирования своей деятельности.

·        Возможность идентифицировать покупателя.

·        Сокращение затрат на персонал и аренду помещений.

·        Возможность круглосуточного доступа.

Если на западе системы доставки, платежей, торговли по каталогам, автоматизации предприятий и стандартов ЭК складывались годами, то у нас все это находится в стадии зарождения. Всего же в сегменте Интернета, охватывающего страны СНГ, существует более 600 сайтов, их можно увидеть в каталоге на сайте Magazin.ru, предлагающих различные платные услуги. Заметим, что большинство из них электронной коммерции, в строгом смысле этого слова не ведут, так как они не интегрированы с системой автоматизации предприятия, не позволяют осуществлять онлайновые платежи, требуют участия менеджера на тех или иных фазах оформления покупки.

В любой стране, если пользователей Интернета менее 10% населения, развивать направление B2C очень сложно. По России этот показатель на 1 января 2003г. составил 4,2%, по Москве около 10%. Создание полноценного Интернет-магазина стоит не менее 10 тыс. долл. У многих фирм таких денег нет, но они могут воспользоваться услугами таких фирм как "АйТи" и Tops, которые предлагают в аренду законченную инфраструктуру для открытия Интернет-магазинов на своих "торговых рядах" ( www.imbs.ru, www.ipassage.ru ). Аренда магазина в "торговых рядах" Tops обходится владельцам в 150 долл. в месяц.

Электронные магазины - не единственный путь оказания услуг через Интернет. Популярны сегодня аукционы, финансовые, банковские услуги, туристические, медицинские, страховые, платные информационные сервисы, онлайновая оплата счетов. 1999 г. был отмечен расцветом Web-аукционов. Например на eBay было заключено 3 млн. аукционных сделок, на Yahoo ¾ 1 млн. Обороты же отечественных аукционов (www.molotok.ru, www.stavka.ru) пока невелики, и цены на них ненамного ниже чем в магазинах.

Финансовые и банковские услуги в Интернет представлены несколькими направлениями: Интернет-торговля ценными бумагами, телебанкинг, онлайновое предоставление залоговых кредитов и т.п. Как и другие сферы электронного бизнеса, эта сфера быстро развивается. Онлайновые услуги предлагают практически все банки США, по отчетам British Telecom неплохо обстоит дело в Германии и Франции. Значительно отстают в предоставлении Интернет-услуг  банки Великобритании, на начало 2000г. там было зарегистрировано всего 10 банковских Web-узлов.

Перенос услуг страхования в Интернет пока идет очень медленно, страховые компании неохотно вкладывают деньги в Интернет.

В настоящее время в российской части Интернета преобладает модель ЭК, ориентированная на потребительский рынок, т.е. B2C, но есть и интересные решения, которые можно отнести к модели B2B. Рассмотрим несколько примеров.

Сайт Фактура.ru (www.faktura.ru) предоставляет сервис по организации торговли между предприятиями через Интернет, связывая в единое целое службы сбыта поставщиков и службы снабжения покупателей, при этом полностью автоматизирован процесс взаимодействия предприятий на этапе поиска товаров и согласования условий заказов, позволяя контрагентам в защищенном режиме планировать, заказывать и контролировать поставки товаров и услуг.

 Сайт "Зерно" ( www.mtszerno.ru ) ¾ представляет собой межрегиональную систему торговли сельхозпродуктами в режиме реального времени.

Платежные системы в Интернет. Важным моментом в развитии ЭК является проведение электронных платежей. В настоящее время проблему оплаты через Интернет можно считать уже решенной. В российском секторе Интернета, который часто называют Рунетом, имеется больше десятка различных систем, позволяющих перечислять деньги за товары в онлайновам режиме. Со списками этих систем и их описанием можно познакомиться на сайтах Money.ru и Magazin.ru. Эти системы можно разделить на несколько типов:

·        для платежей по пластиковым картам (ППК) международных систем Visa, Eurocard/Mastercard, American Express и т.п.;

·        для платежей с пользовательских счетов провайдеров;

·        для платежей с использованием "электронного кошелька";

·        для платежей по смарт-карточкам.

Наиболее популярной системой первого типа является Assist-CyberPlat, созданная совместно банком "Платина" и петербургской компанией "Рексофт", эта система работает как для расчетов "бизнес-бизнес" так и для расчетов "бизнес-потребитель". В мае 2000г. система "Assist" была подключена к процессинговому центру карточной системы "СТБ КАРТ", а в сентябре 2000г. - к процессинговому центру Альфа-банка.

Рассмотрим технологию оплаты покупки со счета в банке с использованием платежной системы CyberPlat. Заметим, что покупатель и Интернет-магазин должны иметь открытый счет в банке, поддерживающем данную платежную систему.

1. Покупатель через Интернет подключается к Web-серверу магазина, формирует корзину товаров и направляет магазину запрос на выставление счета.

2. Магазин в ответ на запрос покупателя направляет ему заверенный своей электронной цифровой подписью (ЭЦП) счет, в котором указывает наименование товара (услуги), код магазина, время и дату совершения операции. С гражданско-правовой точки зрения этот счет является предложением заключить договор (офертой).

3. Покупатель заверяет своей ЭЦП предъявленный ему счет и отправляет его обратно в магазин, совершая тем самым акцепт. Договор считается заключенным с момента подписания покупателем выставленного ему счета. В системе счет, подписанный покупателем, становится чеком.

4. Подписанный двумя ЭЦП (магазина и покупателя) чек направляется магазином в Банк для авторизации.

5. Банк производит обработку подписанного чека: проверяет наличие в системе магазина и покупателя, проверяет ЭЦП покупателя и магазина, проверяет остаток и лимиты средств на счете покупателя, сохраняет копию чека в базе данных банка.

В результате проверок формируется разрешение или запрет проведения платежа. При разрешении платежа банк переводит денежные средства со счета покупателя на счет магазина, передает магазину разрешение на оказание услуги (отпуск товара), а магазин оказывает услугу (отпускает товар). При запрете платежа банк передает магазину отказ от проведения платежа, а покупатель получает отказ с описанием причины.

Покупатель полностью контролирует процесс совершения покупки. В качестве документального подтверждения совершенной сделки у каждой стороны остаются подписанные ЭЦП чеки, удостоверяющие факт совершения сделки и имеющие юридическую силу.

Другим вариантом расчета является оплата по кредитной карточке. Общая схема взаимодействия в этом случае выглядит следующим образом.

1. Покупатель через Интернет подключается к Web-серверу Интернет-магазина, формирует корзину товаров и выбирает форму оплаты по кредитным карточкам.

2. Магазин формирует заказ и переадресует покупателя на сервер авторизации, одновременно туда же передаются код магазина, номер заказа и его сумма.

3. Сервер авторизации устанавливает с покупателем соединение по защищенному протоколу (SSL) и принимает от покупателя параметры его кредитной карточки (номер карточки, дату окончания действия карточки, имя держателя карточки в той транскрипции, как оно указано на карточке). Информация о карточке передается в защищенном виде только на сервер авторизации и не предоставляется магазину при операциях покупателя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.