Приведенная градация позволяет определить, насколько
серьезно обстоят дела с перспективами внедрения современных информационных
технологий на предприятии. Следует также подчеркнуть, что уже на этапе выбора
могут закладываться ошибки, способные оказать влияние на исход проекта
внедрения.
Итак, для проведения выбора информационной системы
управления желательно соблюдение следующих общих рекомендаций:
·
руководству
предприятия следует объявить по предприятию и оформить соответствующим приказом
Проект выбора интегрированной информационной системы с определением сроков
выбора и привлекаемых к проекту сил
·
предварительно
подобрать, согласовать и утвердить проектную группу экспертов из состава
ведущих специалистов предприятия по основным направлениям деятельности с
определением регламента работы группы
·
проектной
группе сформулировать перечень требований к системе, шкалу оценки сходимости
предлагаемых решений с требованиями и критерии отбора поставщика
·
составом
проектной группы подготовить и утвердить перечень систем к рассмотрению
·
сформулированный
перечень требований и вопросов представить перспективным компаниям и
инициировать процедуры презентаций
·
принимая
во внимание обширный и во многом похожий состав функциональных подсистем
различных ERP систем, постараться оценить уровень профессиональной
подготовленности и опыт консультантов по соответствующим направлениям
деятельности предприятия и руководителя проекта по организации проекта
внедрения
Необходимо подчеркнуть желательность предварительной
теоретической подготовки эксперной группы по основам построения основных
подсистем ERP систем (пункт с.) для того, чтобы уровень требований
соответствовал уровню предлагаемых решений. Например: «возможность печати
банковских платежных документов» не может является серьезным требованием, т.к.
решает лишь частную задачу и является требованием исполнителя, а не
руководителя направления/службы. Система может печатать платежные документы, но
не поддерживать необходимый тип производства, что в результате создаст
перспективы превращения в систему, решающую в основном проблемы
автоматизации бухгалтерского учета.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что
выбор системы для предприятия должен проходить организованно в рамках
соответствующего проекта. Ответственность за организацию проекта лежит на
руководстве предприятия, т.к. система в основном выбирается для высшего и
среднего уровня руководителей – они являются основными потребителями
предлагаемой функциональности.
Последней
появилась концепция стандарта CSRP (Customer Synchronized Resource Planning),
регламентирующая взаимодействие с клиентом, субподрядчиком ¾ выходя из рамок внутренней
во внешнюю деятельность предприятия.
CRM-системы
Новая технология управления
взаимоотношениями с клиентами позволяет существенно улучшить сервис и вовремя
предложить рынку востребованный продукт. Успех компании в условиях растущей
конкуренции во многом определяется тем, насколько точно и своевременно она
способна определить нужды и индивидуальные предпочтения каждого из своих
клиентов, предложив продукт или услугу на более высоком, чем конкуренты,
уровне. Сохранить свои позиции на рынке и получить дополнительную прибыль
помогают современные технологии управления взаимоотношениями с заказчиками –
CRM (Customer Relationships Management).
В центре внимания
этих находятся именно клиенты компании, а не бизнес-процессы. Использование
CRM-системы позволяет компании получать максимум возможной информации о своих
клиентах и их потребностях, а также исходя из анализа этих данных строить
организационную стратегию, касающуюся всех аспектов деятельности: производства,
маркетинга и рекламы, продаж, обслуживания и пр.
CRM-система -
корпоративный автоматический органайзер, который всегда подскажет, что и когда
предложить клиенту. CRM позволяет отслеживать историю развития взаимоотношений
компании с ее заказчиками через различные каналы (телефон, факс, веб-сайт,
электронная почта, личный визит и пр.), координировать многосторонние связи с
постоянными клиентами и централизованно управлять продажами и
клиент-ориентированным маркетингом, в том числе через Интернет. Через такие
системы можно организовать обратную связь клиента со всей компанией.
В целом CRM-система - это набор приложений, позволяющих собирать и
хранить информацию о клиентах, анализировать ее и делать определенные выводы,
экспортировать в другие приложения или просто предоставлять эту информацию
сотрудникам в удобном виде. Задача CRM - получать на базе накапливаемых данных
информацию, которую можно использовать непосредственно для повышения доходности
и эффективности ведения бизнеса, формируя на базе этих данных новые и
дополнительные услуги для различных групп потребителей. "Фактически
использование CRM позволяет продавать клиенту больше товаров и услуг,
основываясь на знании того, чего он на самом деле хочет. Причем клиент может
даже не осознавать своих потребностей до тех пор, пока ему не будет предложена
возможность их удовлетворить. Получаемая в результате использования CRM-систем
информация влияет не только на "поведение" компании в целом, но и на
ее отдельные подразделения (вплоть до конкретного работника). "Идея CRM
очень проста: это что-то вроде корпоративного органайзера (планировщика) с
функциями автоматического анализа информации, который вовремя напоминает о
запланированных событиях или необходимых действиях, регулирует взаимодействие
сотрудников компании с клиентами и позволяет контролировать их работу, т. е.
автоматизирует процесс взаимоотношений компании с заказчиками и потенциальными
клиентами.
В CRM-системах
учитывается не только личная информация о клиенте (возраст, семейное положение,
профессия, уровень доходов, место жительства и пр.), но и сведения, относящиеся
к взаимодействию клиента с компанией (цель - покупка, получение информации или
другое; при покупке - описание приобретенного товара, цена, количество, вид
оплаты и др.). Причем все эти данные обновляются при каждом контакте компании с
клиентом. Система позволяет получать информацию как по отдельному клиенту, так
и по целевой группе (если для сотрудника отдела продаж интересна информация об
определенном клиенте, то для отдела маркетинга важны сводные сведения по группе
заказчиков). Например, CRM-система на основе экстраполяции исторических данных
может определить, какой товар предпочтительнее предложить конкретному клиенту,
а если клиент - постоянный покупатель, она напомнит, что ему полагается скидка.
Воспользоваться
информацией, предоставляемой CRM-системой, могут не только сотрудники компании,
но и сами клиенты. Так, благодаря использованию CRM-системы клиент, впервые
обратившийся в компанию, может без помощи сотрудников организации подобрать
необходимый ему продукт, соответствующий заданным параметрам, в режиме
реального времени через Интернет: эти данные автоматически импортируются из той
части ERP-системы, которая отвечает за учет произведенной продукции.
Сотрудники компании
также могут получать необходимую информацию о клиентах через Интернет и
анализировать ее в режиме реального времени с помощью OLAP-технологий. Особенно
это актуально для компаний, работающих в области электронной коммерции или
предоставляющих Интернет-услуги.
В полной мере использовать возможности CRM позволяет наличие
ERP-системы. Минимальным требованием для использования CRM-решений является
наличие достаточно подробной базы данных клиентов. Чем больше в организации
собирается данных и чем "выше" их глубина (во временном интервале),
тем лучше для эффективного использования CRM-решений.
Следствием внедрения CRM-технологий может стать
изменение бизнес-процессов компании.
В
настоящее время на российском рынке информационных систем управления
предприятием можно выделить три группы.
Первая
группа ¾ это крупные интегрированные пакеты зарубежных разработчиков
класса MRP II/ERP, ориентированные на управление на основе бизнес-процессов.
Данную
группу образуют комплексы интегрированных приложений для автоматизации всей
деятельности предприятия различного уровня: от крупной корпорации до
среднего предприятия. К данной группе относятся продукты высшего ценового
класса от SAP AG
(R/3), ORACLE (Oracle Application), BAAN (BAAN IV), Navision-Microsoft (AXAPTA) и др. Западные системы обычно сделаны «под ключ»,
поставщики внедряют свои системы как самостоятельно, так и с помощью российских
партнеров. Формирование стоимости систем трехуровневое и включает стоимость
лицензии на инсталляцию, стоимость консалтинга и обучения персонала, стоимость
настройки и внедрения. Причем стоимость настройки и внедрения в три-четыре раза
выше стоимости инсталляции системы.
Вторая
группа ¾ это средние интегрированные пакеты отечественных
разработчиков (Галактика, Парус, БОСС-Корпорация). Используя западные
платформы, например СУБД ORACLE, российские производители
предлагают свои корпоративные системы управления, превосходящие западные по
двум основным параметрам ¾ доступным ценам и учету российской
специфики уже в исходных модулях. Однако, они еще не достигли полной реализации
технологий MRPII/ERP.
Третья
¾ малые
интегрированные и локальные пакеты отечественных разработчиков.
В
таблице 4 приведены примеры наиболее известных систем
Таблица 4
Примеры систем
управления предприятием
|