Меню
Поиск



рефераты скачать Инфляция и инфляционная статистика

   в том числе:

   продовольственные

     (без алкоголя)

   непродовольственные

   алкоголь

   платные услуги

 

2,6

 

 

2,7

3,1

1,5

1,8

 

26,1

 

 

26,7

26,7

24,7

22,2

 

9,4

 

 

9,4

7,4

7,5

24,1

 

3,2

 

 

3,3

2,7

2,3

6,2

 

2041,2

 

 

2236,2

1653,7

639,1

5970,8

 

2,3

 

 

2,2

2,2

2,3

3,3

 

4694,8

 

 

4919,7

3638,2

1470,0

19703,7

 


 

Таким образом, если в первые годы рыночных реформ снижение покупатель­ной способности доходов происходило за счет опережающего роста цен на про­довольствие и предметы длительного пользования, то затем - за счет ускоренного роста цен на платные услуги населению. Удорожание платных услуг хорошо иллюстрируют сводные индексы потребительских цен и тарифов в 1991-1995 гг., а также данные о сокращении физического объема розничного товаро­оборота до 24% по сравнению с уровнем 1990 г.(напомним вновь, что этот средний показатель завышен ростом потребления высокодоходных групп).

Официальная статистика в последнее время отмечает, что доля бытовых услуг в структуре платных услуг постепенно снижается, а доля услуг пассажирского транспорта и жилищно-коммунальных услуг, наоборот, растет. Это объясняется опережающим ростом цен на соответствующие услуги. На сегодняшний день доля бытовых услуг в общей структуре платных услуг составляет 19%, а пассажирского транспорта и жилищно-коммунальных услуг - по 24%.

Основные выводы.

1.В настоящее время инфляция - один из самых опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом; инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций; искажает реальную картину финансовых результатов производства, уровень и динамику потребления товаров и услуг; не позволяет правильно определять и взимать налоги, оценить имущество, реально определить доходы и расходы населения и предприятий.

2.Инфляция может быть вызвана различными причинами, основными из которых являются:

- диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов и доходов, так называемый дефицит государственного бюджета;

 -   инфляционно опасные инвестиции -  преимущественно милитаризация экономики;

-   отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части; 

 - “импортируемая” инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны;

             - инфляционные ожидания - возникновение у инфляции самоподдерживающегося характера.

 Также выделяют две альтернативные концепции причин инфляции: инфляцию спроса и инфляцию предложения.

        3. В мировой статистической практике применяются разные методы и приёмы измерения уровня, динамики и степени влияния инфляционных процессов на различные экономические показатели. Но самым надёжным и доступным методом измерения инфляционных процессов считается индексный метод, который может применятся для оценки влияния инфляции как на макроэкономические показатели, так и на результаты финансовой деятельности предприятий.

       4.В связи с применением индексного метода возникают методологические проблемы: способ  расчета индексов; методика статистики цен для построения и корректировки индексов; отбор базовых показателей за период, охваченный анализом; пересчёт выделяемых показателей из фактических в постоянные цены, используя соответствующий индекс цен.

        5. Для удобства компиляции практически все официальные индексы в индустриальных странах рассчитываются на основе формулы Ласпейреса для отношений цен к базовому   периоду.

       6.Наибольшее применение в российской статистической практике находит индекс потребительских цен. Расчет индекса потребительских цен производится на базе информации, полученной из двух источников:

—                  данных об изменении цен, собранных путем ежемесячной регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;

—                данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, рассчитанной на основе показателей выборочного обследования домашних хозяйств.

        7. Одной из важнейших проблем при построении индекса потребительских цен, является учет сезонной составляющей по сезонным продуктам.        Наблюдение за ценами и тарифами на потребительском рынке показывает, что цены некоторых товаров и услуг подвержены заметным сезонным колебаниям в течении года. В настоящее время при расчете индекса потребительских цен Госкомстат России применяет ряд методов сезонной корректировки, одним из которых является замена товаров.

 8. Для анализа влияния инфляционных процессов на финансовые результаты деятельности предприятий применяется факторный метод, который за несколько этапов позволяет показать изменение прибыли и рентабельности, а также оценить влияние инфляции на каждый из факторов, от которых зависит прибыль и рентабельность предприятия.

 9. Индексный метод применим и для учёта влияния инфляции на макроэкономические показатели. Используя для каждого показателя соответствующий индекс, можно получить значение этого показателя в постоянных ценах и проанализировать его изменение.

10. Инфляция оказывает значительное влияние на финансовые результаты деятельности нефинансовых предприятий. Причём отрицательное влияние инфляции на себестоимость реализованной продукции меньше, как правило, чем положительное влияние на выручку от реализации, то есть прибыль и рентабельность предприятия снижаются.

11. Для статистического анализа влияния инфляции на уровень жизни населения используются не только размеры текущих доходов и заработной платы в сопоставимых ценах, но также динамика цен на услуги, продовольственные и непродовольственные товары.

12. Несмотря на  постепенное снижение инфля­ции в России в 1990-1995 гг. продолжается сокращение реальных доходов. По сравнению с уровнем 1990 г. средние душевые доходы сократились, по крайней мере, в 1,5 раза. Однако переоценка лишь номиналов доходов с учетом инфляции неспособна дать пол­ноценной картины снижения покупательной способности доходов, так как цены на основные продукты питания, первоочередные товары длительного пользования и платные услуги росли под воздействием инфляции значительно более высокими темпами, нежели дохо­ды населения. Кроме того, значительная концентрация доходов в высшей доход­ной группе [Приложение, табл.5] населения способствует заметному завышению показателя средних душевых доходов и занижению  доли заработной платы в структуре доходов ря­довых россиян. Таким образом подтверждается тезис о том, что инфляция является не только экономическим, но и социальным явлением, задевающим интересы абсолютного большинства населения нашей страны.



 


 

  

Список литературы.

 

1.    Жуков Е.Ф.  Общая теория денег и кредита.  М.: Банки и биржи, 1995.

2.    Камаев В.Д. Экономика и бизнес. М.: изд-во МГТУ, 1993

3.    Красавина Л.Н.  Инфляция в условиях современного капитализма. М.: Финансы, 1980

4.    Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. М., 1991, гл. 7, 8.

5.    Маконнелл К, Брю С. Экономикс. М.: Республика, 1993, т. 1, 2.

6.    Самуальсон П. Экономика. М.: Прогресс, 1964.

7.    Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости. 1991. Гл. 15, 22.

8.    Чепурин М.Н.  Курс экономической теории.  Киров.: АСА, 1995.

9.     Макроэкономика ( Часть II ).  Учебно-методическое пособие  ГАСБУ.

М., 1994.

10.Инфляция: причины и закономерности // Вопросы экономики, 1992,. № 2.

11. Клупт М.А., Силинский В.П. Международная экономическая статистика. СПб., 1993.

12. Ключник В.П. Макроэкономические проблемы инфляции и безработицы. Владивосток, 1994.

13. Асфатуллин В.Г. Инфляционные процессы в РФ. Калуга,1997.

14. Усенко Д.Н. Инфляция: причины и следствия. СПб.,1994.

15. Давыдов А.Ю. Инфляция в экономике. М., 1991.

16. Российский статистический ежегодник. М., 1998.

17. Методологические положения по статистике. М.: Логос, 1996.

18. Статистический словарь. М., 1996.

19. Экономическая статистика/ Учебник. М.: Инфра-М, 1998.

20. Чобану К. Методика расчёта влияния инфляционных процессов на финансовые результаты деятельности предприятий // Вопросы статистики, 1996, № 4.

21. Чобану К. Статистическая оценка уровня воздействия инфляции на показатели СНС // Вопросы статистики, 1997, №7.

22.  Ремизов А. Инфляция и дефляторы // Вестник статистики, 1993, № 11.

23. Горячева И. Построение индекса потребительских цен в условиях высокой (замедляющейся) инфляции // Вопросы статистики, 1998, № 2.

24. Статистика цен на современном этапе // Вестник статистики, 1992, № 7.

25. Гольдина Л., Пахомов Ю. Об индексе потребительских цен // Вестник статистики, 1992, № 10.

26. Балоцкий Е., Гриценко Г. Движение денежной массы и общего индекса цен // Экономические науки, 1992, № 2.

27. Социальное развитие и уровень жизни // Вестник экономики, 1999, № 6.

28. Проблематика доходов населения в переходный период // Российский социально-политический вестник, 1998, № 1.

29. Актуальные вопросы социальной и демографической статистики. М., 1997.

30.Московская А.А. Динамика реальных доходов населения России в 1990-е годы // Проблемы прогнозирования, 1997, № 4.

31. Чепурина М.Н. Курс экономической теории. К.: Аса, 1995.

32. Булатов А.С.  Экономика.  М.: Бек. 1996, Гл. 14.

33. Уровень жизни населения и структура доходов // Экономист, 1995, № 10.

34. Доверие к статистике // Вестник статистики, 1992, № 7.

 


Приложение

Таблица 1

Индексы цен, дефляторы и индексы физического объёма, используемые для измерения влияния инфляции на показатели СНС[21].

Наименование показателей СНС

Индексы, используемые для дефляции

Наименование показателей СНС

Индексы, используемые для дефляции

1.Выпуск товаров и услуг – всего

Индекс-дефлятор валового выпуска

торговля  

индексы физического объёма товарооборота

сводные индексы потре-бительских цен

в том числе по отраслям:

прмышленность


индексы цен производителей

индексы физического объёма

экспорт и импорт товаров и услуг

индексы цен на экспортную и импортную продукцию и услуги

сельское хозяйство

индексы средних цен реализации сельхозпродуктов

индексы физического объёма сельхоз товаров

индексы изменения чис-ленности занятых в сфере услуг с/х

здравоохранение, образование, куль-тура и искусство

индексы потребительских цен

индексы на элементы затрат

индекс числа посещений

индекс численности уча-щихся и студентов

индекс численности оьслуженных туристов и др.

лесное хозяйство

индекс изменения численнос-ти занятых в л/х

коммунальное хозяйство

индексы отпуска газа, воды, энергии потребителям

строительство

индекс цен на строительную продукцию

индекс стоимости 1 кв.м общей полезной площади

индексы цен на строительные работы

чистое потребление ценностей

индексы потребительских цен на ювелирные изделия

транспорт

индексы тарифов на перевозки

индекс грузооборота

индекс пассажирооборота

жилищное хозяй-ство

индексы цен на жилищные услуги

индексы по элементам затрат

индекс площади жилфонда

дорожное хозяйство

индекс протяжённости дорог

индекс цен на строительно- монтажные работы

наука, финансы, кредит, страхова-ние,управление и оборона

индекс численности занятых

       Таблица 1

(продолжение)

Наименование показателей СНС

Индексы, используемые для дефляции

Наименование показателей СНС

Индексы, используемые для дефляции

связь

индексы тарифов по видам услуг связи

индексы количества поч-товых отправлений

индексы числа междугородн-ых разговоров

Элементы добав-ленной стоимости  2.Налоги на произ-водство и импорт, субсидии и т.д.



индексы, характеризующие изменение объёма оказания налогооблагаемых услуг

расчётные коэффициенты

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.