Индексы - это относительные показатели,
характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к
базовому периоду.
Темп инфляции для
данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего
года из индекса этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года,
а затем умножить на 100. Например, если в 1994 г. индекс цен на потребительские
товары был равен 113,6, а в 1995г.- 118,3. Следовательно, уровень инфляции для
1995 г. вычисляется следующим образом:
темп инфляции =(118,З - 113,6) /118,3 * 100 = 4,1% [5].
Так называемое «правило
величины 70»[5] дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию.
Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для
удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень
инфляции:
приблизительное количество 70
лет, необходимых для
=
год
освоения темпов инфляции темп ежегодного увеличения
уровня цен (%)
Существует несколько
индексов цен:
индекс
потребительских цен - первый из них. Он измеряет стоимость «корзины» потребительских товаров и услуг, в том числе на отдельные виды
товаров (по 70 наименованиям) в различных городах (132 города);
индекс розничных
цен набора
из 25 важнейших видов продуктов питания;
индексы количества наличных денег в
обращении и выпуск денег в обращение;
индекс стоимости
жизни -
показатель, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и
услуг (в соответствии с фактической структурой потребительских расходов
населения).
Выделяют и другие,
менее известные индексы цен:
индекс оптовых цен
производителя;
дефлятор валового
внутреннего продукта (ВВП), т. е. отношение номинального ВВП к
реальному, или показатель падения реального ВВП, накручивания денежного вала
(этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо
измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен.
В качестве косвенного
показателя уровня инфляции используются статистические данные об отношении
товарных запасов к сумме денежных вкладов населения (сокращение запасов и рост
вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения). Данные о
превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам также могут
характеризовать уровень инфляции. Если доходы растут быстрее или даже одинаково
с ценами, это свидетельствует об опасности раскручивания инфляционной спирали.
Таким
образом для измерения инфляции наиболее важным является статистика цен,
точнее их индексов. В частности, в мировой статистической практике для
наиболее общей характеристики результатов инфляционных процессов используются
два показателя: индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор валового
внутреннего продукта (ДВВП).
II.Методологические
проблемы статистичес- кого изучения инфляции.
В мировой
статистической практике применяются разные методы и приёмы измерения уровня,
динамики и степени влияния инфляционных процессов на различные экономические
показатели. Исходя из сущности инфляционных процессов, в западных странах
предлагается, как метод изучения инфляции, непосредственно измерять избыточный
объём бумажных денег [21]. Однако, как отмечают сами авторы этого метода, вся
количественная неопределённость, связанная с категорией "избыточного
бумажно-денежного обращения", ведёт к условно-ненадёжным результатам.
В некоторых
странах принято измерять обесценение бумажной валюты страны путём сопоставления
возросшего уровня цен с более низким их уровнем, выраженным в более прочной
валюте другой страны [21]. Хотя в принципе такой подход не вызывает возражений,
как показывает практика, он даёт весьма условные и неточные результаты и к тому
же труден для расчёта.
Предлагается также количественно оценивать обеспечение денег с помощью золота.
И такой метод неприемлем в условиях нефинансовых предприятий.
Поэтому
самым надёжным и доступным методом измерения инфляционных процессов считается
индексный метод, который может применятся для оценки влияния инфляции как на
макроэкономические показатели, так и на результаты финансовой деятельности
предприятий. В связи с применением этого метода возникают следующие проблемы:
способ расчета индексов; методика статистики цен для построения и
корректировки индексов; отбор базовых показателей за период, охваченный
анализом; пересчёт выделяемых показателей из фактических в постоянные цены,
используя соответствующий индекс цен.
1).Основные
методики расчета индексов, их преимущества и недостатки.
Одним из самых
распространённых индексов является индекс Пааше:
,
где - индекс цен в году t+1;
- цены товара соответственно в годах t и t+1;
- объем его продаж в году t+1;
n - количество видов
товарной продукции.
Когда , можно утверждать, что в
указанном году цены в среднем были стабильны, неравенство свидетельствует о росте цен, - об их снижении. Индекс
Пааше не свободен от недостатков. Он отличается высоким уровнем
агрегирования, но потребительские корзины различных слоев населения
неодинаковы. Индекс Пааше лишен избирательности и улавливает любое повышение
цен, хотя далеко не всегда оно является инфляционным [25]. Он совсем не
реагирует на скрытое повышение цен, происходящее в результате ассортиментных
сдвигов в структуре товарного предложения и незначительных изменений качества
продукции, т.к. в соответствии с этим индексом сравниваются цены только тех
товаров, которые продавались в году t и в году t+1. Поэтому появление в
последнем году «нового» и более дорогого изделия учтено не будет. Индекс Пааше
не дает четкого представления о течении открытой инфляции еще и потому, что
впитывает в себя многочисленные эффекты, связанные с перекрестной эластичностью
спроса по цене. Допустим, что товары i и j относятся к разряду
взаимозаменяемых. Тогда, например, увеличение в году t+1 может
привести к повышению спроса на товар i и расширению его продаж.Индекс поглотит этот
эффект и выдаст результат, который будет зависеть не только от цен (а
требовалось именно это),но и от количеств.
Наиболее же широко
используемым в рыночной экономике показателем инфляции является индекс
потребительских цен (ИПЦ). Он измеряет изменение с течением времени в стоимости
фиксированной потребительской корзины товаров и услуг. При таком подходе
изменения индекса могут вызываться только изменениями цен, но не переменами в
структуре потребления в результате изменения доходов или появления новых
товаров [26]. ИПЦ позволяет получить подробную картину изменения цен на
отдельные группы товаров и услуг и может помочь выявить те области, где
факторы, связанные с предложением, могут способствовать инфляции. Кроме того,
ИПЦ и его элементы используются экономистами как дефляторы при составлении
национальных счетов в постоянных ценах.
Для удобства компиляции
практически все официальные ИПЦ в индустриальных странах рассчитываются на
основе формулы Ласпейреса [17, 18]для отношений цен к базовому периоду:
J=,
(1)
где J - индекс для периода n по отношению к базе 0,
- цена товара j в базовом периоде,
- цена товара j в периоде n,
- количество товара j в базовом периоде.
Этот вариант формулы
Ласпейреса можно также представить более просто в виде взвешенной средней
отношений цен товара:
J=,
(2)
где
является весом товара j, или долей расходов на товар j в общих расходах, а
- индивидуальный индекс цен для
товара j.
Однако эти варианты
формулы Ласпейреса не дают гибкости, необходимой для текущей ситуации в России.
Для каждого товара j в них используется отношение
цены к базовому периоду (, и поэтому необходимо
сравнение изменения цены товара за длительные периоды, требующие жесткого
контроля за сохранением характеристик данных товаров. Эти требования сложно
применить в контексте текущей ситуации в России, где характеристикой розничной
торговли является непостоянство наличия продаваемых товаров.
Поэтому применяется
вариант формулы Ласпейреса с использованием ,отношения цены товара к цене в предыдущем
периоде.
Основной формулой для
расчета ИПЦ в России является:
J=
(3)
где .
Формула (3), которая
арифметически тождественна формулам (1) и (2), считается более универсальной,
чем формула Ласпейреса, использующая отношение цены товара к цене в базовом
периоде, поскольку используемый ценной процесс облегчает введение новых товаров
или их замещение, когда возникает такая необходимость.
Существуют две хорошо
известные проблемы, связанные с определением ИПЦ, которые подводят критиков
этого понятия к выводу, что ИПЦ завышает рост стоимости жизни.
Во-первых, в реальной
жизни потребители меняют стиль своего поведения (а, следовательно, состав
рыночной корзины тоже меняется), в особенности в ответ на изменения
относительных цен. Со временем потребители будут покупать рыночную корзину,
которая фактически содержит больше относительно дешевых и меньше относительно
дорогих товаров и услуг. ИПЦ, взвешенный на постоянной основе, строится на
предположении, что подобные замены не имели места, и таким образом,
переоценивает фактическую стоимость жизни.
Во-вторых, ИПЦ не
принимает во внимание качественные сдвиги (улучшение или ухудшение качества
товара и услуг). В целом экономисты считают, что ИПЦ завышает уровень инфляции
– и, вероятно, весьма существенно [24]. Таким образом, ИПЦ не просто инструмент
измерения проблемы инфляции, но, вероятно, и часть самой проблемы. Необходимо
отметить также, что ИПЦ нигде явным образом не учитывает диспропорции между
ростом товарной и денежной массы, которая, как было указано ранее, является
одной из причин инфляции.
2).Статистика цен и расчёт
ИПЦ в РФ.
Особенностью экономики
России последних лет является существенное замедление инфляции. Однако такие
темпы инфляции, являющиеся для России заметным достижением, для многих стран
мира представляются существенными (при росте цен в этих странах в пределах 3%
за год). Поэтому совершенствование методологии наблюдения за потребительскими
ценами в России продолжает ориентироваться на достаточно заметный их рост.
Российская
статистика, используя в своей практике методы сбора информации о ценах и
расчета индексов цен, признанные многими странами и соответствующие мировым
стандартам, испытывает дополнительные трудности, связанные со структурными
изменениями, при формировании отечественной методологии. Состав потребительской
корзины в этих условиях должен обновляться достаточно регулярно, с тем чтобы
отражать изменение в ассортименте предлагаемых товаров и услуг, а также в
структуре потребления домохозяйств.
Методология расчета ИПЦ.
Главной целью
наблюдения за уровнем цен и тарифов на потребительском рынке является сбор
информации для расчета индекса потребительских цен как в целом по Российской
Федерации, так и в разрезе республик, краев, областей, автономных округов
(всего 89 территорий).
В условиях
федеративного устройства России наблюдение за изменением цен (тарифов)
проводится на территории всех субъектов Российской Федерации [23].
Ценовая информация
собирается во всех столицах республик (в составе Российской Федерации), краев,
областей, автономных округов и выборочно — в районных центрах, отобранных с
учетом их представительности в отражении социально-экономического и
географического положения регионов и степени насыщенности потребительского
рынка товарами и услугами — всего 350 городов.
Расчет
индекса потребительских цен производится на базе информации, полученной из двух
источников:
—
данных об
изменении цен, собранных путем ежемесячной регистрации цен и тарифов на
потребительском рынке;
—
данных о
структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год,
рассчитанной на основе показателей выборочного обследования домашних хозяйств.
Замедление темпов инфляции
позволило после четырехлетнего сбора информации о ценах в еженедельном режиме
осуществить переход на ежемесячную регистрацию цен. Этот переход сопровождался
расширением набора товаров (услуг) — представителей с 280 до 382. Такое
расширение набора явилось объективной необходимостью, связанной с тем, что в
условиях замедления роста цен требовалось более точно и качественно отслеживать
их изменение. начиная с 1997 г. в набор из 382 позиций входят 100
продовольственных товаров, 201 наименование непродовольственных товаров, 81
позиция по платным услугам населению.
Органами государственной
статистики (наряду с ежемесячной регистрацией цен по полному перечню товаров и
услуг) проводится еженедельная регистрация цен и тарифов на товары и услуги,
входящие в состав необходимого социального набора, и производится расчет его
контрольной стоимости (всего 37 наименований). Кроме того, в еженедельном режиме
рассчитывается стоимость набора из 25 важнейших продуктов питания (вместо
набора из 19 продуктов) и собирается информация о ценах на алкогольную
продукцию.
Наблюдение за ценами на
товары и платные услуги на потребительском рынке и расчет индекса
потребительских цен включает в себя следующие этапы работы:
— отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг;
— отбор товаров и услуг – представителей;
— регистрация цен и тарифов;
— формирование структуры весов для расчета индекса цен потребительского
рынка;
—
расчет
индекса потребительских цен;
—
расчет
средних цен (тарифов) на товары и услуги;
—
определение
стоимости и изменения стоимости набора из 25 основных продуктов питания,
входящих в прожиточный минимум (взамен рассчитываемого до 1997 г. набора из 19
важнейших продовольственных товаров);
—
расчет
контрольной стоимости необходимого социального набора (37 наименований).
Для
регистрации цен отбираются в каждом городе крупные, средние и мелкие
предприятия торговли и сферы услуг, расположенные как в центральной части
города, так и на его окраинах, с тем чтобы в наблюдение попали предприятия с
различными условиями торговли (обслуживания).
В сферу наблюдения
репрезентативно включаются предприятия торговли, в том числе комиссионные,
предприятия сферы услуг всех форм собственности и организационно-правовых форм
(государственные, муниципальные, частные, смешанные и общественных объединений,
организаций), городские продовольственные и вещевые рынки. Также регистрация
цен проводится на мелкооптово-розничных ярмарках (рынках). Зарегистрированная
ценовая информация по каждому товару, услуге заносится на отдельный лист
журнала регистрации потребительских цен на товары и услуги.
В условиях, когда
насыщение потребительского рынка товарами и услугами в России в больших и малых
городах неодинаково, для регистрации цен набор потребительских товаров и услуг
разделен на два уровня. По полному перечню наблюдаемых товаров и услуг (382
позиции) сбор ценовой информации организован только в административных центрах
регионов. По важнейшим товарам повседневного спроса и обязательным услугам (61
позиция) наблюдение за ценами ведется во всех остальных городах, вошедших в
выборку.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|