Меню
Поиск



рефераты скачать Инфляция и инфляционная статистика

D=1-,

где D       -         коэффициент детерминации;

        -   разница между фактическим и полученным теоретическим значением.














III.Анализ инфляции.

      При анализе инфляции, на мой взгляд, наибольший практический интерес представляет изучение изменения финансовых результатов деятельности нефинансовых предприятий под влиянием инфляционных процессов (это важно как для правильной оценки деятельности, так и при планировании на будущие периоды). Наибольший же общественный интерес – влияние инфляции на уро-вень жизни населения. В первом случае применяется, как следует из главы II, факторный анализ, во втором – динамика доходов населения, скорректиро-ванных с учётом инфляции. Проблема изучения доходов населения на данном этапе времени стала наиболее актуальной, так как происходит не только социальное расслоение общества, но и переоценка необходимости изучения доходов в условиях высокой инфляции.

1).Применение факторного анализа на условном примере.

Таблица 1

Исходные данные для расчета прибыли и

рентабельности нефинансовых предприятий*

(в текущих ценах)

Базовые показатели

Величина показателя

Выручка от реализации продукции, работ, услуг (тыс. руб.)

130000

Себестоимость реализованной продукции (тыс. руб.)

102500

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг (тыс. руб.)

27500

Прочая прибыль (тыс. руб.)

2000

Балансовая (валовая) прибыль, включая амортизацию (тыс. руб.)

29500

Структура себестоимости реализованной продукции (%):

100

    промежуточное потребление (материальные затраты)

80

    зарплата с начислением

15

    амортизационные отчисления

5

    прочие затраты

-

Средняя стоимость производственных фондов (тыс. руб.)

62500

Средняя стоимость основных производственных средств и нематериальных активов (тыс. руб.)

39000

Средняя стоимость материальных оборотных средств (тыс. руб.)

16000

Базовые показатели

Величина показателя

Денежные и прочие средства (тыс. руб.)

7500

Отношение стоимости всех активов предприятия к собствен-ному капиталу, раз

1,5

Рентабельность всего капитала (%)

29500/62500

Рентабельность собственного капитала (%)

29500/62500х1,5=70,8

*Источник информации: форма № 1-ф

     Для применения факторного метода в анализе влияния инфляции на прибыль и рентабельность предприятия в данном условном примере необходимо выделить четыре группы условных индексов цен (инфляции), которые применяются в расчетах:

1)      индекс изменения "продажных цен" для продукции, товаров и услуг, производимых предприятием: I1=2,31;

2)      индекс изменения "покупных цен" для сырья, топлива, материалов, услуг и т.д., приобретаемых предприятием: I2=2,21;

3)      индекс изменения стоимости основных средств и капиталовложений по балансовой оценке: I3=1,82;

4)      индекс изменения средней заработной платы в связи с инфляцией: I4=1,96.

      Вышеуказанные индексы инфляции определяются на основе имеющейся на предприятии информации о движении цен при неизменной структуре продукции и затрат. Важно лишь постоянство наблюдения и выделение для этого достаточно представительной группы товаров и затрат на обследуемом предприятии.

      В таблице 2 показано изменение различных показателей финансовой деятельности предприятия под влиянием инфляции:








Таблица 2

Показатели, отражающие финансовое состояние предприятия

с учетом и без учета инфляции (тыс. рублей и %)


Показатели


Код

Отчетная вели-чина (с учетом

инфляции)

Метод пересчета

Пересчитанная величина (без учета инфляции)

Выручка от реализации продукции, работ, услуг

01

130000

130000/2,31

56277

Материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции

02

82000

82000/2,21

37104


Показатели


Код

Отчетная вели-чина (с учетом

инфляции)

Метод пересчета

Пересчитанная величина (без учета инфляции)

Амортизационные отчисления

03

5125

5125/1,82

2815

Зарплата с начислениями, включа-емая  в себестоимость

04

15375

15375/1,96

7844

Прочие затраты, включаемые в себестоимость

05




Себестоимость реализованной про-дукции – всего (02+03+04+05)

06

102500

 37104+2815+7844

47763

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг (01-06)

07

27500


8514

Прибыль от прочей реализации и внереализационных операций

08

2000

не пересчитывается

2000

Балансовая (валовая) прибыль(07+08)

09

29500

8514+2000

10514

Немобильные активы предприятия

10

39000

39000/1,82

21429

Материальные активы (запасы и затраты)

11

16000

16000/2,21

7240

Денежные средства и дебиторская задолженность

12

7500

7500/2,31

3247

Общая стоимость активов предприятия (10+11+12)

13

62500

21429+7240+3247

31916

Рентабельность к общей стоимости активов, в%

14

47,2

10514/31916х100

32,9

Рентабельность к стоимости собственного капитала

15

70,8

32,9х1,5

49,4

     

В результате воздействия инфляционных факторов рентабельность предприятия увеличилась по отношению к общей стоимости активов на 14,3 пункта (табл.2 стр.14 – 47,2-32,9), коэффициент инфляционного роста составил 1,96 (табл.2 стр.13 – 62500:31916). Особенно существенно инфляционные факторы повлияли на валовую прибыль – коэффициент инфляционного роста достиг 2,8 (табл.2 стр.09 – 29500:10514).

     На основе данных таблицы 3 можно определить влияние инфляции на каждый фактор изменения прибыли и рентабельности предприятия:

Таблица 3

Факторы изменения прибыли и рентабельности предприятия

под воздействием инфляции (тыс. руб.)

Наименование фактора

Код

Отчетная

величина

Пересчитан-ная величина

Величина фактора (гр.04-гр.05)

Доля инфляции,

в % (гр.06/ гр.04)

01

02

03

04

05

06

07

1

Изменение цен на продукцию предприятия


01


130000


56277


73723


56,7

Наименование фактора

Код

Отчетная

величина

Пересчитан-ная величина

Величина фактора (гр.04-гр.05)

Доля инфляции,

в % (гр.06/ гр.04)

01

02

03

04

05

06

07

2

Изменение цен на материаль-ные затраты


02


82000


37104


44896


54,8

3

Изменение оценки основных фондов и капиталовложений


03


5125


2815


2310


45,1

4

Изменение средней заработной платы  в связи с инфляцией


04


15375


7844


7531


49,0

5

Себестоимость – всего

05

102500

47763

54737

53,4

6

Прибыль от реализации продукции


06


27500


8514


18986


69,0

7

Доля прибыли в себестоимости продукции, в % (стр.06/стр05)


07


26,8


17,8


_


_

      Из данной таблицы вытекает, что в отчетном периоде под влиянием инфляции прибыльность предприятия повысилась на 9 пунктов (табл.3 стр.07 – 26,08-17,8). Отрицательное влияние инфляции на себестоимость реализованной продукции в размере 54737 тыс. рублей было меньше, чем положительное влияние инфляции на изменение цен на продукцию предприятия в размере 73723 тыс. рублей, то есть на 34,7%.

      Изложенный выше метод анализа инфляции хорош тем, что он имеет широкий круг применения: его можно использовать в проведении подобного анализа на всех предприятиях и в организациях, включенных по международной концепции СНС ООН в сектор "Нефинансовые предприятия".

2).Влияние инфляции на уровень жизни населения РФ в 1990 – 1995 гг.

      Уровень жизни населения, являющийся одной из сложнейших социально-экономических категорий, во многом определяется уровнем доходов населения [29]. Для анализа доходов населения особое значение имеют показатели степени удовлетворения платёжеспособного спроса населения в условиях инфляции.

      В качестве обобщающих показателей в органах государственной статистики на практике применяются следующие:

1) индексы стоимости жизни;

2) реальная заработная плата в расчёте на одного работающего;

3) реальные доходы на душу населения;

4) размер прожиточного минимума, в том числе физиологического.

      Но используются не только размеры текущих доходов и заработной платы в сопоставимых ценах, но также динамика цен на услуги, продовольственные и непродовольственные товары.

      Со времени отпуска потребительских цен - 1 января 1992 г. - прошло более семи лет, однако россияне продолжают использовать цены советского временя для измерения своих реальных доходов. Не секрет, что для многих сегодня доре­форменный уровень их доходов служит эталоном удовлетворительного стандарта благосостояния. Чтобы понять, насколько справедлива экономическая интуиция обывателя, рассмотрим динамику заработной платы и доходов в 90-е годы в це­нах дореформенного времени.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.