Меню
Поиск



рефераты скачать Иностранные инвестиции в России как залог экономического роста

p> 6.2 Привлечение иностранных инвестиций в Дальневосточном регионе
Подготовка региональных программ привлечения иностранного капитала должна сочетаться с региональной политикой, проводимой Федеральным правительством, которая должна учитывать особенности состояния экономики регионов, их географическое положение и предусматривать определенную дифференциацию в области политики привлечения иностранных инвестиций.
Более интенсивно, чем в других регионах, идет развитие совместного предпринимательства в Приморском и Хабаровском краях. Сахалинской области, что, на наш взгляд, подтверждает нецелесообразность отказа от предоставления льгот иностранным инвесторам в отдельных регионах, как это было предусмотрено для Дальневосточного региона в союзном законодательстве.

В целях стимулирования притока иностранных инвестиций в этот регион были введены специальные льготы. В Постановлении № 1405 от 2 декабря 1989 г. налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями, зарегистрированных на территории Дальневосточного экономического района, был уменьшен до 10%.
Если все предприятия с участием иностранных инвесторов были освобождены от уплаты налогов на прибыль в течение двух лет, начиная с момента получения совместным предприятием прибыли, то в Дальневосточном районе было признано необходимым освободить предприятия с участием иностранных инвесторов, зарегистрированных на территории района, от уплаты налогов на прибыль в течение трех лет.
Та часть прибыли, которую иностранный инвестор паже* лал перевести за границу, облагалась налогом в размере 20% от общей суммы средств, переводимых за границу. Иностранные инвесторы предприятий Дальневосточного района освобождались от уплаты этого налога либо устанавливался налог меньших размеров, чем для иностранных инвесторов, чьи предприятия зарегистрированы на территории других районов.
Большое внимание, уделяемое Дальневосточному экономическому району, определялось экономико-географическим положением района, и в первую очередь наличием уникальных запасов природных ресурсов. На территории Дальнего
Востока сосредоточено 60-85% разведанных запасов от всех запасов олова, плавикового шпата, бурых руд бывшего Союза; 20-45% запасов ртути, сурьмы, молибдена, цинка, вольфрама, апатитовых руд; 10-15% запасов свинца, меди, титана, асбеста; значительные запасы тантала, железных руд, угля, нефти и природного газа - всего около 70 видов полезных ископаемых. Надолго района приходится 1/3 запасов лесных ресурсов России. Рыбопромысловыми* вымя предприятиями района добывается 40% рыбы и морского зверя всего бывшего
Союза, производится 1/3 рыбных консервов.
По территории Дальнего Востока проходит путь, соединяющий страны Азиатско-
Тихоокеанского региона с Европой (Транссибирская магистраль). Ждет начала освоения второй Транссибирский путь - Байкало-Амурская магистраль, в зоне которой находятся уникальные кладовые при- родных ресурсов. Проведен конкурс на освоение Удоканского месторождения меди, одного из крупнейших в мире. Это только первый проект для освоения в зоне БАМ.
Учитывая наличие богатейших природных ресурсов, многие из которых представляют интерес для иностранных предпринимателей, а также острый дефицит финансовых и материальных ресурсов в стране. Правительство СССР предоставило Дальнему Востоку льготы по привлечению иностранных инвестиций, что стимулировало создание СП в этом регионе. Доля производства совместных предприятий Дальнего Востока в общем объеме производства СП в России значительно превзошла долю района в общем населении России и общем объеме производства всех предприятий. С 1992 года ситуация в области привлечения иностранных инвестиций как в районе, так и в стране ухудшилась.
Непоследовательность, вызванная противостоянием различных политических сил и отсутствием внешнеэкономической стратегии Правительства России и четкой политики в области привлечения иностранных инвестиций, сказалась на формировании целостной законодательной базы по обеспечению гарантий и льгот иностранным инвесторам. О льготах, предоставленных иностранным инвесторам, сказано расплывчато, отсутствует положение о «налоговых каникулах».
Ликвидированы дополнительные льготы Дальневосточному экономическому району.

Факторы, влияющие на инвестиционный климат в Приморском крае

Приморский край, являясь неотъемлемой частью России, испытывает абсолютно те же коллизии, что и страна в целом. Более того, по данным Приморского комитета госстатистики в крае наблюдается более интенсивное снижение инвестиционной активности, чем в целом по стране. Так, в 1996 году уровень инвестиций в экономику края снизился по сравнению с 1990 г. на 92,2%.
По всем источникам финансирования в крае освоено в 1996 г. 2,8 трлн. рублей, что на 46% ниже объема 1995 г. Из федерального бюджета поступило липа 67% от установленного лимита, из них основная часть в виде векселей со сроком погашения в декабре 1996 г. Объем инвестиций за счет средств краевого бюджета сократился в 1996 г. по сравнению с 1990 г. в 15 раз.
Основная часть предприятий и организаций строительного комплекса простаивает, подрядные организации не имеют достаточного объема заказов, обеспеченных финансированием. Из-за роста цен возникли затруднения со сбытом цемента, стеновых и кровельных материалов, другой продукции промышленности строительных материалов. С учетом оценки продолжающегося экономического спада и прогнозных проработок роста инвестиций в 1997 г. в крае не будет.
Между тем в экономическом отношении Приморье является наиболее развитой частью Дальневосточного экономического района. Здесь сосредоточена значительная часть экономического, научно-технического и экспортного потенциала Дальнего Востока. На долю края приходится 39% валового общественного продукта ДВЭР, 26% продукции промышленности и столько же продукции сельского хозяйства, 80% объема морских перевозок, 51% производства цемента, 47% добычи рыбы и морепродуктов, здесь проживает 29%) населения региона. От общего российского объема в крае производится 95% бора и боропродуктов, 80% плавикового шпата (необходимого компонента для производства алюминия), 70% свинца в концентрате, 95% свинца рафинированного, 90% вольфрама в концентрате, 25% олова в концентрате. Край богат лесом и рыбой, имеет все виды транспорта, наиболее развитый из которых -морской. Через торговые и рыбные порты сейчас проходит четверть всех грузопотоков России. Плотность железнодорожных и автомобильных магистралей на территории Приморского края соответственно на 65 и 95% превышает среднереспубликанский уровень.
К позитивным тенденциям в экономике края в 1997 г. следует отнести продолжение процесса интенсивного формирования рыночной инфраструктуры, начало производства малотоннажных гражданских судов на конверсируемых предприятиях, обновление, а основном за счет импорта, добывающего и обрабатывающего рыбного флота (15 единиц), внедрение голландских технологий выращивания сельхозпродукции, внедрение регионального продовольственного госзаказа, начало разработки малых угольных разрезов. На фоне общего сокращения инвестиций объем иностранных инвестиций начиная с 1994 г. устойчиво растет и в 1996 году он увеличился по сравнению с 1995 г. в Н раз. При этом прослеживается ориентация зарубежного капитала на производства с высоким внутренним платежеспособным спросом: по удельному весу иностранные инвестиция в транспорт составили 65, в связь - 17. в пищевую промышленность - 15%.
Законодательной и исполнительной властью края разработан комплекс документов, направленных на формирование на территории края благоприятного режима хозяйствования, стратегической задачей которого является обеспечение, в случае федеральной поддержки, выхода края через 10-12 лет из дотационного режима и перехода на бюджетное самофинансирование.
Вместе с тем текущее состояние и перспективы социально- экономического развития Приморского края, которые в значительной степени зависят от своевременности и эффективности инвестиционной деятельности, обусловлены некоторыми специфическими факторами, определяющими особенности формирования территориальной структурной политики: высокий уровень влияния на экономику края федеральных функций и интересов, реализуемых как на территории, так и через территорию края (оборонная, экспортно-импортная, обеспечение отдаленных и северных районов); достаточно развитый научно-производственный и инфраструктурный потенциал; промышленность края имеет относительно высокую степень диверсификации при специализации на морехозяйственной и транспортно-транзитной функциях
Российской Федерации; географическая близость к странам Тихоокеанского бассейна, в результате чего край имеет наиболее благоприятные условия для расширения внешнеэкономической деятельности; обострение энергетической и транспортной проблем являются главными факторами, спада, в результате которого с 1992 г. стал сокращаться удельный вес обрабатывающего сектора темпами, опережающими спад производства в добывающем секторе экономики; кризисная ситуация а военно-промышленном комплексе, которая поставила в особо тяжелые условия моногорода (Арсеньев, Большой Камень).
В результате опережающего повышения транспортных (особенно железнодорожных) тарифов и общего изменения ценовых пропорций в экономике
России, по сравнению с мировым рынком. Приморье оказалось, практически отрезанным от промышленно развитых районов страны как в части вывода, так и ввоза продукции. В поставках инвестиционных товаров (оборудования, комплектующих деталей и проч.) и потребительских товаров (прежде всего продовольствия) традиционно экономика края была ориентирована на западные районы России и бывшего Союза. Повышение транспортных тарифов привело не только к росту цен на ввозимую и вывозимую продукцию, но и обозначило процесс экономического отрыва Приморья, как и других районов Дальнего
Востока, от вентральных и западных российских регионов. Усилилось стремление к замещению ввоза товаров импортом из соседних стран.
Из-за непродуманной политики в области энергетических тарифов многие виды нашей продукции стали неконкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В итоге около 70%) товарооборота края приходится на импорт из стран АТР. Основная часть сырьевых ресурсов, добываемых в Приморье, включая морепродукты, реализуется за пределами России. Транспортная инфраструктура края во все большей мере обслуживает интересы Китая, Кореи,
Японии и других стран.
Федеральные функции и интересы оказывают большое влияние на экономику
Приморья. Наиболее яркое отражение эти процессы нашли в "Федеральной целевой программе экономического и социального развития Дальнего Востока и
Забайкалья на 1996-2005 годы", утвержденной 15 апреля 1996 г.
Правительством, а 23 апреля 1996 г. получившей статус президентской.
Исходя из необходимости структурной перестройки экономики края, ликвидации острого дефицита в его топливно-энергетическом комплексе, в
Программе намечено за планируемый период вложить в экономику края 55,6 трлн. рублей (в ценах 1995 г.) из 371 трлн. рублей, предусмотренных в целом на финансирование Программы. В крае предусмотрено построить заново 100 объектов, реконструировать и модернизировать 53 объекта, край будет участвовать в реализации 20 подпрограмм. Нерешенные проблемы края созвучны с проблемами других краев и областей региона, а потому пути их решения, намеченные в Программе, в основном одинаковы для всех дальневосточников.
В "Федеральной целевой программе экономического и социального развития
Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы" применен принципиально новый концептуальный подход, заключающийся в том, что регион должен развиваться как особая социально- и экономико-географическая зона, требующая постоянного внимания федеральных органов и учета специфических особенностей региона при осуществлении мер общегосударственной политики.
Генеральная цель Программы состоит в том, чтобы максимально ослабить влияние факторов, препятствующих адаптации региона к новой экономической ситуации, и полнее реализовать имеющиеся предпосылки развития, создав тем самым условия для быстрого .выхода из кризиса и ускоренного развития в дальнейшем. Для достижения указанной цели предусмотрены следующие формы государственной поддержки Программы: государственные дотации в виде региональных льгот в тарифах, нормативах отчислений в бюджет, порядке внешнеэкономической деятельности; государственный заказ для загрузки производственных мощностей федерального значения;
41. меры по социальной защите населения; защита рынка от монополий; государственные гарантии иностранным инвесторам в регионе; создание и поддержка свободных экономических зон;
45. прямые государственные инвестиции в программные проекты.
К сожалению, пока Программа не выполняется, и Дума Приморского края совместно с законодательными органами краев и областей Дальнего Востока и
Забайкалья принимает ряд мер, направленных на обеспечение выполнения данной программы, имеющей фактически решающее значение для активизации в регионе инвестиционной деятельности.
Приморье, занимая ведущее места в экономике Дальневосточного экономического района, представляет собой исключительно притягательный объект для иностранных инвесторов. Уникальное географическое положение края, огромные природные богатства предопределяют его особую роль в реализация стратегических и экономических интересов России в динамично развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Сегодня в АТР переплетаются национальные интересы многих стран - США,
Японии, Китая и, конечно, России, являющейся тихоокеанской державой.
Геополитическая и экономическая важность региона определяется его потенциалом. На страны АТР приходится 31% территории земного шара, 40% населения, 50%, совокупного ВВН, более 40% мирового экспорта. АТР является самым динамично развивающимся регионом мира, в котором средние темпы экономического роста составляют 7-8%) ежегодно, что ведет к усилению его позиций в современной мировой экономике и политике.
На этом фоне Приморье, находящееся как бы в эпицентре этого региона, буквально обречено на внимание иностранных инвесторов. Однако иностранные инвесторы пока не проявляют особой активности на территории края, в том числе и в свободной экономической зоне «Находка». Их деятельность осложняют несовершенство федеральной законодательной базы, отсутствие четкой налоговой, валютной политики, нерешенность инфраструктурных вопросов.
Именно неопределенность перспективы при наблюдаемом крушении текущей конъюнктуры и лукавое поведение правительства в области создания и гарантий инвестиционного климата сделали иностранные инвестиции малосущественным фактором региональной динамики.
Вполне понятно, что решить асе эти проблемы для привлечения иностранных инвестиций на отдельно взятую территорию страны невозможно. Но понятно и другое, что сидеть сложа руки и ждать, пока инвестиции польются сами собой, тоже нельзя. Нужны реальные меры: создание законодательной базы, хотя бы на уровне региона, реальные результаты в борьбе с преступностью, политическая стабильность, развитая банковская сеть, современные телекоммуникации и связь, современный гостиничный комплекс для проживания иностранцев.
Над решением этих проблем сегодня активно работает законодательная и исполнительная власть края. Принятый в конце 1997 года Думой Приморского края Закон «Об инвестиционной деятельности в Приморском крае», безусловно, должен обеспечить правовые, экономические и социальные условия привлечения в экономику края инвестиций и защитить права собственности инвесторов.
Ключевыми статьями Закона являются статьи о страховании и перестраховании имущества и рисков инвесторов и о залоговом кредитовании инвесторов. Для усиления гарантий инвесторам договор о реализации конкретного проекта заключается только при условии, если инвестор застраховал свое имущество и риски, в том числе и строительные.
Наиболее популярной формой финансирования инвестиций является получение инвестором долгосрочного кредита в банках, фондах, специализированных финансовых организациях, причем чаще в зарубежных, так как отечественные финансовые институты в современных условиях такие кредиты не предоставляют.
Анализ действующего в странах с устойчивой рыночной экономикой механизма кредитования инвесторов попадал, что для привлечения кредитов под реализацию конкретных проектов обязательным требованием к заемщику является залог имущества или активов. В случае небольших по объему кредитов инвестор в качестве залога может использовать свое имущество и активы. В случае же, когда объемы кредитов значительно превышают залоговые возможности инвесторов или инвесторы по каким-либо причинам не желают (или не могут) закладывать свое имущество и активы, а территория, где предполагается реализовать конкретный проект, не имея альтернативы, кровно заинтересована в привлечении данного инвестора (особенно зарубежного), решение проблемы заключается в создании залогового механизма самой территорией. Именно такой механизм начал создаваться в Приморском крае.
Для развитая института залога на территории края началось создание соответствующей инфраструктуры: краевого залогового фонда; региональных законодательных правил и исполнительных инструкций использования залогового кредитования: краевой межведомственной комиссии по залоговому кредитованию; краевой программы залогового кредитования.
Краевой залоговый фонд создается администрацией края для залогового обеспечения кредитных сделок с целью финансирования инвестиционных проектов, включенных в краевую программу залогового кредитования, и утверждается думой Приморского края. Фонд представляет из себя обновляемый и дополняемый по мере необходимости перечень имущественных объектов, используемых в качестве предмета залога. Он формируется из имущественных объектов, находящихся в государственной собственности края. По каждому проекту готовится и оформляется отдельный предмет залога. Его стоимость определяется необходимой для залогового обеспечения кредита суммой.
Объектом залога могут быть недвижимость (здания, сооружения, предприятия); имущественные права на недвижимость, в том числе предусмотренные законодательством права по аренде земельных участков; движимое имущество, в том числе акции, облигации и другие ценные бумаги, денежные средства и другие активы. Ипотека здания или сооружения допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором находится это здание или сооружение.
При отборе объектов залога должны учитываться в первую очередь определенность юридического статуса объекта, устойчивость его рыночной стоимости, коммерческая рентабельность и экономическая эффективность объекта. Заложенное имущество должно обеспечить возвратность кредита и уплату процентов по нему. Залогодателем выступает либо администрация края, либо организация (предприятие), осуществляющая проект. Получателем кредита является организация, осуществляющая проект.
Объекты, включенные в залоговый фонд, бронируются на период действия договора о залоге, что влечет запрет операций с правами на них (продажу и т.п.). При необходимости вносятся соответствующие изменения в планы приватизации этих объектов. С прекращением залога объект исключается из залогового фонда администрации края. Объекты, переданные специализированной компании для целей залогового обеспечения, после прекращения залога могут оставаться в залоговом фонде администрации края для повторного использования в качестве предмета залога при заключении новых кредитных сделок.
Законодательные правила залогового механизма прописаны в Законе "Об инвестиционной деятельности в Приморском крае". Законодательством предусмотрено, что порядок использования залогового кредитовании для финансирования проектов определяется администрацией края. Межведомственная комиссия по залоговому кредитованию, формируемая краевой администрацией, разрабатывает политику использования этого механизма в интересах края, готовит предложения и проекты правовых актов по данному направлению, содействует развитию инфраструктуры залогового кредитования, в том числе вторичного рынка ипотеки, формирует краевую программу залогового кредитования и залоговый фонд, оказывает помощь предприятиям и организациям края в использовании механизма залогового кредитования. Краевую программу залогового кредитования утверждает администрация края.
Этим законом определены не только гарантии прав инвесторов, использования их доходов, но и различные формы стимулирования инвестиций, налоговые льготы при осуществлении инвестиционной деятельности, залоговые и страховые механизмы.
Ярким примером эффективности таких льгот является строительство во
Владивостоке бизнес-центра Южно-корейской фирмы «Хендэ». Дума Приморского края своим постановлением № 407 от 25.07.96 г. "О привлечении иностранных инвестиций в строительство объектов гостиничного бизнеса и сферы услуг в
Приморском крае" предоставила предприятиям, созданным с участием иностранных инвесторов, доля которых в уставном капитале не менее 30%, осуществляющим строительство объектов гостиничного бизнеса и сферы услуг в
Приморском крае сметной стоимостью не менее 5 млн. долл., льготы по уплате налогов на имущество, на прибыль, На приобретение автотранспортных средств, на пользователей автомобильных дорог. Результат общих усилий, в том числе и льгот, предоставленных Думой, налицо. В 1997 году строительство этого объекта, начатое в 1996 г., закончено и он вошел в эксплуатацию.
Но такие разовые льготы проблему не решают. Нужен системный подход. Как раз принятие закона об иностранных инвестициях в крае и является таким подходом. Безусловно, и после принятия закона инвестиции сами по себе не пойдут в край. Нужна будет серьезная организаторская работа по активизации этого процесса. Но ясно одно - при наличии соответствующего закона такая работа даст и конкретную отдачу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.