p> Можно выделить несколько уровней угрозы инвестиционной безопасности
России. Прежде всего, это государственный уровень. В условиях прекращения
противостояния двух различных общественно-политических систем и смягчения
форм воздействия государств друг на друга, среди сфер межгосударственной
борьбы и межстранового соперничества центральное место занимает
экономическая сфера и, соответственно, экономические методы воздействия
стран друг на друга для достижения политических и экономических интересов.
Поэтому динамика экономического развития под влиянием международных
инвестиционных потоков испытывает серьезное воздействие со стороны стран -
источников или участников этих потоков. При этом воздействие зарубежных
стран на экономическую систему России может протекать через их
государственное воздействие на компании, инвестирующие в Россию. Таким
образом. практически каждая - и маленькая, и большая - иностранная компания
испытывает воздействие со стороны своего государства при инвестициях за
рубеж вообще и в Россию в частности. Даже негосударственная инвестиция из
какой- либо страны несет в себе ряд общих черт, заданных ее государством,
естественно, что эти черты могут и часто негативно ориентированы
относительно национальных интересов России как в глобальных, так и в
местных масштабах. Следовательно, уже страновая принадлежность иностранного
инвестора несет в себе потенциальную угрозу российским национальным
интересам и должна рассматриваться на предмет предотвращения при
рассмотрении конкретных форм деятельности иностранного капитала в отраслях
российской экономики. Второй уровень - это уровень крупных корпорации, часто являющихся
международными или, учитывая глобализацию и взаимопроникновение экономик
различных стран и их компании, имеющих представителей своих интересов в
разных странах. При этом прямое влияние какого-то конкретного государства
на политику такой корпорации часто проявляется не явно. Однако практика
развития мирового хозяйства показала, что, действуя даже в чисто своих
корпоративных интересах, такие корпорации тем не менее не переходят
определенных невидимых барьеров, не нарушают неписаных законов бизнеса
западных стран. По отношению к России позиция таких монополий даже в
условиях их жест- кой конкуренции между собой такова, что конкретные
осуществляемые инвестиционные проекты в экономике России все равно заданы
позицией крупнейших западных государств, реализуемых через государственные
и международные финансовые и политические институты. Поэтому, рассматривая
экономическую политику такой корпорации или дочерней контролируемой ею
структуры в России, следует заранее исходить из необходимости нейтрализации
такого влияния и преодоления навязываемых (пусть даже мягко) условий
ограничения реализации российских интересов, понимаемых с государственной
точки зрения. Третий уровень - это проявление корпоративных интересов небольших
зарубежных компаний и отдельных частных инвесторов. При этом влияние
зарубежных государств через них в большинстве своем проявляется слабо, но
зато превалирует часто беспринципное желание получить прибыль любыми
способами. В этом случае необходимо рассматривать возможные проявления
именно корыстных интересов этих фирм в конкретных проявлениях. Целью
обеспечения инвестиционной безопасности является ограждение российских
производителей от негативных проявлений деятельности иностранного капитала,
инвестированного в российскую экономику, наносящего ущерб интересам самих
российских предприятий, регионов и российского государства в целом, а также
причин и условий их порождающих. Система обеспечения инвестиционной безопасности - это комплекс мер,
инфраструктуры, инструментов и процедур, направленных на контроль
экономической деятельности и развития в общероссийском и региональном
масштабе, а также на выявление. нейтрализацию и предотвращение проявлений
негативного влияния деятельности иностранного капитала в отраслях
российской экономики. Задачи системы инвестиционной безопасности:
21. защита законных прав и интересов российских предприятий;
сбор, обработка и анализ информации, необходимой для оценки экономической
деятельности и развития под влиянием иностранных инвестиций;
изучение конкретных иностранных фирм и кампаний, желающих инвестировать
средства в российскую экономику, а также их партнеров и контрагентов,
которые будут принимать участие в осуществлении инвестиционных проектов
выполнении условий контрактов;
выявление различных проявлений негативного влияния иностранных инвестиций
на разные стороны экономической деятельности и развития региона,
соответствия их российским интересам;
принятие необходимых решений и осуществление мер для предотвращения или
нейтрализации негативных тенденций экономической деятельности и развития
под влиянием иностранных инвестиций;
формирование среди всех субъектов экономического комплекса и инфраструктуры
региона отношения к иностранным инвестициям, исключающего содействие
иностранным инвесторам в реализации их корыстных намерений в ущерб
российским интересам. Ослабление внимания и широкие возможности для деятельности иностранного
капитала в отраслях экономики России на фоне усиливающейся внутристрановой
и межгосударственной конкурентной борьбы привели к возрастанию активности и
агрессивности действий иностранных инвесторов. При этом многим иностранным
инвесторам свойственно нарушение законодательных и этических норм в случае
уверенности в своей безнаказанности. Эти факторы в условиях ослабления всех
звеньев российской экономики и уязвимость положения отдельных российских
предприятий в условиях тяжелейшего финансового и производственного кризиса
перед финансовой мощью (при сложившемся соотношении) крупных западных
корпораций делают остро необходима защиту интересов российских
производителей пумам контроля за экономической деятельностью и развитием с
участием иностранного капитала. Отсутствие четкой стратегии в области экономической деятельности и
развития с участи- ем иностранных инвестиций, а также процессов привлечения
и оборота иностранного капитала делает экономику России уязвимой и требует
самого пристального изучения и безотлагательного совершенствования методов
и механизмов управления на общероссийском и региональном уровне. Глава 6. Развитие региональной экономики и иностранные инвестиции. 6.1 Региональный аспект привлечения иностранных инвестиций Создаваемый механизм организации внешнеэкономической деятельности как
части целостной системы организации и управления народнохозяйственным
комплексом России призван расширить хозяйственную самостоятельность всех
участников внешнеэкономических связей. Повышение роли региональных органов
в хозяйственной деятельности предполагает их участие во внешнеэкономической
деятельности как важнейшего звена, регулирующего, координирующего и
стимулирующего внешнеэкономическую деятельность на подведомственной
территории. До настоящего времени мало внимания уделялось этой функции
региональных органов, что явилось одной из причин негативных тенденций во
внешнеэкономической сфере, в том числе слабого развития совместного
предпринимательства, низкого уровня использования сложных форм научно-
технического сотрудничества с зарубежными партнерами. В современных условиях, когда народное хозяйство страны
переориентируется на рыночную экономику, коренным образом меняются
требования и к методам регулирования внешнеэкономической деятельности на
уровне краев, областей и бывших автономных образований. Мировой опыт свидетельствует, что даже в условиях раз витой рыночной
экономики органы управления вынуждены брать на себя многие хозяйственные
функции, в первую очередь связанные с созданием инвестиционного капитала.
Так или иначе им приходится заниматься инфраструктурой, мобилизацией
ресурсов , определением приоритетов хозяйственного развития, обеспечением
пропорций и взаимосвязей в экономике, отстаивать свои интересы в мировом
хозяйстве. Регулирование на региональном уровне способствует достижению
баланса взаимных интересов, т о есть обеспечивает эффективное
распределение доходов и ресурсов в интересах всех участников хозяйственной
деятельности. Поэтому не случайно в последнее время резко обострилась
проблема увязки методов государственного регулирования с формирующимся
механизмом хозяйствования на уровне субъектов Федерации. Субъекты
Федерации выступают за повышение их роли в организационно-правовом
оформлении регионального рыночного механизма, в разработке и проведении
программы приватизации на подведомственной территории, в определении
механизма стимулирования развития территории через фонд имущества,
инвестиционные фонды и холдинговые компании, в установлении системы льгот в
налогообложении, платы за сырье и материалы, коммунальные услуги , аренду
помещений и территорий, что обеспечивает стимулирование и регулирование
деятельности предприятий с иностранными инвестициями в наиболее важных для
социального и экономического развития региона отраслях. Но во всех законодательных актах роль субъектов Федерации в привлечении
иностранных инвестиций достаточно четко не определена. Бесконечная
перестройка в правительстве и в других центральных органах практически
свела на нет все попытки координации и регулирования в области привлечения
иностранных инвестиций в российскую экономику н а федеральном уровне. Все
увеличивающееся число законодательных и нормативных актов, особенно
исполнительной власти, привело к почти полной ликвидации всех льгот, данных
иностранным инвесторам ранее принятым законодательством. В результате иностранное предпринимательство так и не стало фактором
ускорения социально-экономического развития России и отдельных ее регионов.
Учитывая все возрастающий дефицит финансовых и материальных ресурсов в
условиях огромной потребности в них, структурную перестройку экономики и
необходимость обновления большей части производственных фондов во всех
отраслях экономики, игнорирование такого источника инвестиций не
оправданно. Расчет на зарубежные кредиты не заменит прямых вложений
капитала, так как, во-первых, крайне сложно получить эти кредиты, во-
вторых, их явно недостаточно для покрытия потребности в инвестициях, в-
третьих, из-за сложившейся в стране обстановки нет уверенности, что эти
кредиты будут направлены на решение действительно первоочередных проблем:
учитывая централизованный порядок их использования, нельзя быть уверенным,
что будут учтены потребности отдельных регионов. Помимо нестабильной политической обстановки, экономического спада и
отсутствия гарантий для предпринимательской деятельности, иностранных
инвесторов сдерживают слабое развитие инфраструктуры, отсутствие опыта
работы в условиях рыночной экономики у российских руководителей и многие
другие причины, которые характерны для всех регионов страны. Но эти общие
для страны в целом проблемы имеют и региональные особенности. Так, если
развитие инфраструктуры в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах
приближается к международному уровню, то в большинстве других регионов
этот уровень крайне низок. Существенные различия в условиях подготовки и
компетентности кадров, информационном обеспечении, структуре производства и
др. не могут не сказаться на уровне развития совместной предпринимательской
деятельности в отдельных регионах. Именно поэтому на начальном этапе развития совместного
предпринимательства наиболее характерной была концентрация СП в крупных
промышленных центрах России - Москве и Санкт-Петербурге, а также в
регионах, в экспортном потенциале которых преобладают сырьевые ресурсы
и/или расположенных вблизи границы, а также имеющих выход к морю
(Приморский и Хабаровский края, Мурманская, Саратовская, Сахалинская и
Самарская области, а также республики Карелия и Татарстан). Весьма
характерен был рост числа СП, расположенных в районе Дальнего Востока,
который стимулировался наиболее благоприятным режимом налогообложения в
рамках России. По мере роста численности СП происходило и их некоторое
рассредоточение по территории России: если в 1990 году СП были созданы
только в 47 регионах, то в 1991 году - в 67, а к настоящему времени они
имеются практически повсеместно. В настоящее время в региональном размещении иностранных инвестиций
происходят существенные сдвиги. Наибольший объем иностранных инвестиций по-
прежнему приходится на Москву (30,2% от общего объема прямых иностранных
инвестиций). Однако в связи с увеличением иностранных вложений в добывающие
отрасли существенно возросли вложения в Северный район Росси и (Республику
Коми и Архангельскую область), на который приходится 22,4%, и Западно-
Сибирский район (Тюменская область и Ханты-Мансийский округ) - 14,7% . Из
других районов России относительно высокий уровень вложений в
Дальневосточном регионе и Санкт-Петербурге. Из вложений в Волго-Вятский
район основная часть приходится на Республику Марий Эл (211,4 млн. долл.),
из вложений в Поволжский район существенная доля приходится на Татарстан
(85,5 млн. долл.). Пока крайне низкий уровень вложений в Центрально-
Черноземном районе, незначительны вложения на Урале, в Восточной Сибири и
на Северном Кавказе. Правда, в 1994 году относительно крупные вложения были
произведены в Иркутской области и Краснодарском крае. Приводятся данные по
регионам России (см. табл. 9). Таблица 9. Прямые иностранные капиталовложения по регионам России (нарастающим итогом на 1 января 1995 г., в тыс. долл.) |Всего |4250951,4 |
|Северный район |952109,2 |
|В том числе | |
|Республика Коми |490,266,2 |
|Архангельская область |440593,7 |
|Северо-западный район |228589,9 |
|в том числе г. Санкт-Петербург |224611,4 |
|Центральный район |1426712,5 |
|в том числе г. Москва |1283194,0 |
|Волго-Вятский район |234534,7 |
|Центрально-Черноземный район |17126,5 |
|Поволжский район |143341,9 |
|Северо-Кавказский район |85455,5 |
|Уральский район |82386,6 |
|Западно-Сибирский район |625409,1 |
|В том числе | |
|Тюменская область |484817,2 |
|Ханты-Мансийский округ |244603,9 |
|Восточно-Сибирский район |64886,6 |
|Дальневосточный регион |374535,9 |
|Калининградская область |15863,0 | Размещение совместных предприятий, а также объемов иностранных
инвестиций предопределило неравнозначное участие СП в объеме
производственной деятельности. В первом полугодии 1992 года и за девять месяцев 1994 года совместными
предприятиями, размещенными в десяти регионах, было произведено около 75%
объема производства продукции СП России. В их число как в 1992 году, так и
в 1994 году вошли Москва (в первом полугодии 1992 г. - 40,3%, за девять
месяцев 1994 г. - 31,7% от общего производства), Тюменская область
(соответственно 11,1 и 15,7%), Краснодарский край (1,7 и 3,2%), Пермская (5
и 1,9%) и Иркутская (1,7 и 2,2%) области. По итогам девяти месяцев 1994
года в первую десятку вошли также Санкт-Петербург (9,7%), Республика
Татарстан (3,2%), Томская область (2,7%), Республика Коми (2,3%) и
Приморский край (2,3%). Около 1% продукции было произведено СП Сахалинской,
Мурманской и Кемеровской областей. Республики Карелии и Хабаровского края. Отсутствие льготного режима по стимулированию иностранных
предпринимателей вкладывать свои капиталы в регионы и отдельные отрасли, в
ускоренном развитии которых заинтересована российская сторона, приводит к
тому, что при инвестировании средств зарубежные партнеры учитывают только
свои интересы. Размещение объемов иностранных инвестиций по регионам обусловлено
значительным интересом иностранных предпринимателей к сырьевым отраслям,
прежде всего топливно-энергетического комплекса, что отражается на
региональном размещении иностранных инвестиций. Структуру экспорта СП также трудно назвать прогрессивной. В основном она
отражает потребности западных стран в сырье, а также в продукции
производств, вредных в экологическом отношении. В 1993 году нефть и
продукты ее переработки в общем объеме экспорта СП составили около 42%,
лесоматериалы - 8,2, удобрения - 4,4, рыба мороженая -3,4%. Эта продукция помимо значительного спроса на нее на мировом рынке имеет
достаточно высокую экспортную эффективность за счет сохраняющегося разрыва
цен на мировом и внутреннем рынках. В структуре импорта СП преобладающее
место также занимают товары, имеющие высокую импортную эффективность. В то
же время современное оборудование и новейшие технологии составляют весьма
незначительный процент. Наиболее активную роль в экспортно-импортных операциях в 1994 году играли
крупнейшие в России города - Москва и Московская область (52% от общего
объема экспорта СП), Санкт-Петербург (6,8%), а также регионы с сырьевой
ориентацией (Тюменская область - 13,1%, Томская область - 2,4, Республика
Коми - 2,8, Республика Татарстан - 2,0%). Отличительно особенностью,
отражающей региональную специфику деятельности СП в крупных промышленных
центрах России, является отрицательное сальдо их внешнеэкономической
деятельности, а в регион ах, экспортирующих сырье и морепродукты, они
имеют, как правило, значительное превыше- ние экспорта над импортом.
Существующее территориальное размещение СП в России свидетельствует о том,
что интересы зарубежных инвесторов не совпадают с усилиями российской
политики в области привлечения иностранных инвестиций. Все это обусловливает необходимость коренного пере- смотра отношения к
проблемам привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь,
значительного повышения роли субъектов Федерации в регулировании
привлечения иностранного капитала с учетом задач социально-экономического
развития региона. С учетом потребностей РФ в инвестициях к регионам приоритетного
стимулирования следует отнести края, области и республики:
в структуре народного хозяйства которых значительную долю составляли
оборонные отрасли, подлежащие свертыванию или резкому перепрофилированию
согласно программе конверсии (Уральский, Центральный и Волго-Вятский
экономические районы);
в которых сосредоточены базовые отрасли народного хозяйства, требующие
значительной модернизации (Северный, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский
экономические районы. Дальний Восток, Урал, Татарстан);
со значительным падением сельскохозяйственного производства, разрушением
традиционных систем расселения и, как следствие, постоянным оттоком
трудоспособного населения (отдельные районы Нечерноземья);
с экстремальными природно-хозяйственными условиями, снабжение населения
которых осуществляется главным образом за счет централизованных поставок из
других регионов России;
находящиеся в зоне экологических бедствий (некоторые районы Урала, Нижнего
Поволжья, Кузбасс);
пострадавшие от межнациональных столкновений или принимающие основные
потоки беженцев и переселенцев (Северный Кавказ). В настоящее время краевые и областные органы власти имеют мало реальных
рыночных рычагов воздействия на предпринимательскую деятельность.
Существующая система налогов лишает местные органы возможности достаточно
полно финансировать создание высококлассной инфраструктуры. Не решен вопрос
о праве субъектов Федерации на распоряжение землей и недрами. Без решения
этих кардинальных вопросов, как и ряда других, меры по регулированию
совместного предпринимательства на уровне субъектов Федерации будут носить
крайне ограниченный характер. В то же время при столь существенных
различиях в условиях воспроизводства, как в России, установление
одинакового режима деятельности предприятий с иностранными инвестициями
ставит в неравные условия различные регионы, что сдерживает иностранных
инвесторов при вложении капитала во многих регионах страны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|