Иностранные инвестиции в России как залог экономического роста
Введение Одним из наиболее важных факторов развития экономики являются инвестиции,
то есть долгосрочные вложения капитала для создания нового или
совершенствования и модернизации действующего производственного аппарата с
целью получения прибыли. Глубинной причиной современных экономических
проблем России является многолетнее инвестиционное поведение общества: с
конца 50-х годов - снижение темпов роста инвестиций, с середины 70-х - их
абсолютное сокращение, с начала 90-х - превращение чистых инвестиций в
отрицательную величину. Так, за период с 1991 по 1996 год общий объем
инвестиций в России снизился на 71%. Именно по этой причине, если первые послевоенные пятилетки вывели СССР на
второе место в мире по одному из важнейших экономических показателей -
объему ВВП, то последующие 30 лет перевели страну на 3-4 место, а 90-е годы
поставили Россию на 7-8 место. Ныне вся ранее созданная инерция развития исчерпана. Страна подошла к
крайней черте. Либо инвестиционное поведение будет незамедлительно сменено
на противоположное, либо уже в ближайшие 7-10 лет Россия перейдет на
доиндуастриальные (в лучшем случае - на наиболее примитивные
индустриальные) технологии, со всеми вытекающими отсюда последствиями для
жизни ее населения, сохранения ее места в мировой цивилизации. Если бы в
стране был сформирован цивилизованный рынок, то он как регулятор
экономических процессов смог бы обеспечить накопление и эффективное
производительное использование капитала с целью, создания современных,
постиндустриальных технологий. Однако этого не произошло. И средства,
которые могли бы быть использованы для финансирования инвестиций, уходят в
"теневой" сектор, включая "бегство" за рубеж, или хранятся на руках
населения в качестве средств личного накопления. Конечно, такое положение обусловлено неблагоприятным инвестиционным
климатом в стране как для отечественных, так и для иностранных
капиталовложений. Его улучшению не способствовало, как предполагалось,
повышение уровня открытости экономики за счет либерализации
внешнеэкономической деятельности. Не смогла исправить и улучшить положение
и государственная политика в области привлечения иностранных инвестиций. За
пять лет реформ не удалось разработать и внедрить в практику эффективный,
стабильно действующий механизм, стимулирующий приток зарубежного капитала в
экономику России. Отсутствие стабильного законодательства, учитывающего современные
российские социально-экономические реалии, недоступная для понимания с точки зрения
цивилизованного бизнеса система налогообложения, криминогенная обстановка
вкупе с коррумпированным государственным аппаратом - вот что отпугивает
зарубежных инвесторов от рынка России. Но это же препятствует активизации
деятельности и отечественных инвесторов, которые смогли бы достаточно
весомо и эффективно работать в рациональной экономике, а не бежать за рубеж
в поисках рентабельного применения, или обменивать средства на иностранную
валюту. Создание нормальных условий для привлечения иностранных инвестиций
в Россию, а значит и в регионы, - задача актуальная, решение которой носит
и чисто прагматический характер. Поэтому внешнеэкономическая стратегия
государства должна наконец повернуться лицо м к национальному производителю
и инвестору - при формировании как внешнеторгового, так и инвестиционного
режима. Только тогда в экономике страны заработает не только зарубежный, но
и отечественный капитал. Глава 1. Сущность, формы, направления вывоза капитала. Глава 2 Роль иностранного капитала в формировании рыночной экономики Среди важных факторов развития рыночных отношений в России существенное
место занимает привлечение иностранного капитала. В условиях
административно-командной экономики страна была полностью отделена от
потоков движения капитала. Между тем в странах Запада международная
миграция капитала привела к углублению интернационализации хозяйственной
жизни. Наиболее ярко это проявилось во взаимном движении капитала между
промышленно развитыми странами. Рост вывоза капитала из одних промышленно развитых стран в другие
отражает углубление международного разделения труда и интернационализацию
производства. Современное производство под давлением научно-технической
революции становиться все более сложным.
Растет число видов и подвидов производств, и их развитие оказывается
экономически нецелесообразным в рамках отдельных стран. Усиливается
развитие международной специализации и кооперации производств.
Производство конечного продукта расчленяется на отдельные участки
производства, которые оказываются в разных странах. Следуя за развитием производства, капитал также интернационализируется.
Перелив капитала из одной страны в другую отражает стремление компаний
сосредотачивать в своих
руках отдельные этапы производства продукта, оказавшиеся в разных странах.
Компании промышленно развитых стран, особенно крупные, становятся все более
транснациональными,
выходя за национальные границы. Образование крупных транснациональных
компаний, у которых имеются предприятия, расположенные в разных странах,
ведет к ускорению международной специализации и кооперации, так как у
одного собственника предприятия есть возможность более устойчиво развивать
производственные связи. Таким образом, взаимное движение капитала,
образование его на базе транснациональных компаний выступают важнейшим
фактором углубления экономической взаимозависимости стран в мировом
хозяйстве. Следует подчеркнуть, что вторая половина 80-х годов характеризуется
значительным увеличением темпов роста иностранных инвестиций из промышленно
развитых стран. Так, в 1986-1990 годах среднее ежегодное увеличение
капиталовложений из четырех крупнейших стран-инвесторов (Японии, США, ФРГ и
Великобритании) составило 20,8%, в то время как в 1982-1986 годах - 10%. В
1990-1991 годах общий объем вывоза капитала составил 419 млрд. долл., в
том числе из Японии - 78,8 млрд., из США - 58,8 млрд., из Германии - 44,4
млрд., из Великобритании - 35,3 млрд. В 1990 году общий объем иностранных
инвестиций четырех крупнейших стран-инвесторов превысил 1101 млрд. долл.
Эти данные говорят об огромных масштабах, которые приняло движение
капитала в современном мире, при этом вывозимый капитал направляется
прежде всего в промышленно раз-витые страны. Из более чем 200 млрд. долл.
Ежегодных мировых прямых инвестиций около 70% вкладывается в экономику
стран ЕС, Японии и США, а остальное - главным образом в экономику
развивающихся стран. Среди последних в 80-е годы возросла доля азиатских стран (свыше 60%), в
том числе новых индустриальных стран, АСЕАН и КНР. На бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы в конце
1993 года приходилось 18,3 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций, из
них 5,5 млрд. составляли
вложения в Венгрию, 2,5 млрд. - в Чешскую и Словацкую Республики. По
оценкам зарубежных экспертов, в Российскую Федерацию было вложено около 3
млрд. долл. В1992 году страны Центральной и Восточной Европы смогли
привлечь лишь 2,4% мирового объема прямых иностранных инвестиций, в то
время как на Азию пришлось 20,9%. Для России, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и
перехода к открытой
экономике, в стратегическом плане крайне необходимо участие в процессах
миграции капитала и как импортера, и как экспортера капитала. И тогда будет
более активно вовлечена в интернационализацию производства. Однако сегодня участие Росси в этих процессах весьма скромное. С точки
зрения привлечения иностранных инвесторов России предстоит соперничать с
другими странами, рынки которых оказываются более привлекательными для
инвесторов, особенно азиатскими и латиноамериканскими странами. Обращение к иностранным источникам капитала для России во многом связано
с необходимостью решения как стратегических, так и текущих задач. В
современной экономической ситуации вопрос о привлечении иностранных
инвестиций состоит весьма остро: экономический кризис, резкое сокращение
инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение к зарубежным
источникам финансирования. Однако необходимость привлечения зарубежных
инвестиционных ресурсов определяется не только чисто финансовыми
аспектами. Резкое отставание отечественного машиностроения, которое в
последние десятилетия было в значительной степени ориентировано на выпуск
продукции военного назначения, привело к ситуации, когда для многих
отраслей экономики закупается оборудование из-за рубежа на валюту. Для повышения эффективности производства в некоторых отраслях
существенное значение имеет использование иностранных технологий. Это
относится, например, и к основной экспортной отрасли - нефтедобыче и
переработке нефти. Привлечение иностранных инвестиций может способствовать увеличению
выпуска определенных видов продукции (и особенно товаров народного
потребления), расширению экспорта с помощью иностранных партнеров и др. Все
это имеет немаловажное значение, и, если с помощью иностранных инвестиций
удастся продвинуться в решении этих задач, это будет весомым вкладом в
создание современной экономики. Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать положительный эффект с
точки
зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров
и др. Глава 3. Инвестиционный климат в России. 3.1 Понятие инвестиционного климата и его составляющие. (Вставить понятие инвестиционного климата) В качестве составляющих инвестиционной привлекательности регионов России
были приняты три в значительной степени самостоятельные характеристики: 1- инвестиционный потенциал; 2- инвестиционный риск ; 3- инвестиционное законодательство. Напомним, что инвестиционный потенциал - характеристика количественная,
учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории
факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными
фондами, инфраструктурой и т. д.), потребительский спрос населения и многое
другое. Инвестиционный потенциал региона складывается из семи частных
потенциалов:
1. ресурсно-сырьевого (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
2. производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности населения);
3. потребительского (совокупная покупательная способность населения);
4. инфраструктурного (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность); 5. интеллектуального (образовательный уровень населения);
6. институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
7. инновационного (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса). Инвестиционный риск -- характеристика качественная, зависящая от
политической, социальной, экономической, экологической, криминальной
ситуации. Его величина показывает вероятность потери инвестиций и дохода от
них. Рассчитывались следующие виды риска:
8. экономический (тенденции в экономическом развитии региона);
9. политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов);
10. социальный (уровень социальной напряженности);
11. экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);
12. криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений). Законодательные условия инвестирования регулируют возможности
инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования
отдельных факторов производства -- составляющих инвестиционного потенциала
региона. Все законодательные акты были разделены на федеральные и региональные
(субъектов федерации). И федеральное, и региональное законодательство
делились на прямое (непосредственно регулирующее инвестиционную
деятельность) и косвенное (связанно с условиями функционирования сфер
деятельности или типов предприятий - потенциальных объектов
инвестирования). Кроме того, в федеральном законодательстве были особо
выделены специальные нормативные акты, регулирующие инвестиционную
деятельность в отдельных субъектах федерации. Прежде всего это
законодательство по свободным экономическим зонам.
Распределение регионов России по всем трем составляющим инвестиционного
климата показано в таблице 6. Таблица 6. Распределение регионов России по инвестиционному климату
|Высокий потенциал - |Законодательные условия* |
|Незначительный риск (1А) | |
|Москва |a |
|Санкт-Петербург |a |
|Белгородская область |b |
|Республика Татарстан |b |
|Саратовская область |b |
|Московская область |c |
|Краснодарский край |d |
|Мурманская область |d |
|Республика Башкортостан | e |
|Воронежская область |e |
|Свердловская область |f |
|Самарская область |f |
|Нижегородская область |f |
|Новосибирская область |f |
|Высокий потенциал – |Законодательные условия* |
|умеренный риск (1В) | |
|Приморский край |a |
|Ленинградская область |a |
|Алтайский край |a |
|Пермская область |b |
|Волгоградская область |b |
|Ростовская область |e |
|Республика Саха (Якутия) | |
| |e |
|Оренбургская область |e |
|Хабаровский край |f |
|Высокий потенциал - |Законодательные условия* |
|высокий риск (1С) | |
|Кемеровская область |a |
|Иркутская область |b |
|Челябинская область |c |
|Красноярский край |e |
|Тюменская область |e |
|Ханты-Мансийский | |
|автономный округ |e |
|Тульская область |f |
|Средний потенциал – |Законодательные условия* |
|незначительный риск (2А) | |
|Ставропольский край |a |
|Калининградская область |a |
|Владимирская область |b |
|Ярославская область |b |
|Тверская область |b |
|Липецкая область |c |
|Курская область |e |
|Томская область |e |
|Орловская область |e |
|Астраханская область |e |
|Пензенская область |f |
|Средний потенциал – |Законодательные условия* |
|умеренный риск (2В) | |
|Республика Мордовия |c |
|Архангельская область |d |
|Ульяновская область |d |
|Республика Карелия |d |
|Калужская область |e |
|Рязанская область |e |
|Ямало-Ненецкий автономный | |
|округ |e |
|Чувашская Республика |e |
|Волгоградская область |e |
|Омская область |f |
|Тамбовская область |f |
|Средний потенциал - |Законодательные условия* |
|высокий риск (2С) | |
|Читинская область |a |
|Республика Бурятия |b |
|Республика Коми |c |
|Брянская область |c |
|Амурская область |c |
|Республика Дагестан |d |
|Смоленская область |e |
|Удмуртская Республика |f |
|Незначительный потенциал –|Законодательные условия* |
|незначительный риск (3А) | |
|Новгородская область |a |
|Кабардино-Балкарская | |
|Республика |a |
|Республика Марий Эл |c |
|Костромская область |e |
|Чукотский автономный округ|e |
|Низкий потенциал – |Законодательные условия* |
|умеренный риск (3В) | |
|Еврейская автономная |a |
|область | |
|Ивановская область |c |
|Псковская область |c |
|Республика Адыгея |c |
|Ненецкий автономный округ |d |
|Кировская область |e |
|Камчатская область |e |
|Республика Ингушетия |e |
|Республика Калмыкия |e |
|Усть-Ордынский Бурятский | |
|автономный округ |e |
|Низкий потенциал – высокий|Законодательные условия* |
|риск (3С) | |
|Сахалинская область |a |
|Агинский Бурятский | |
|автономный округ |a |
|Республика Тыва |b |
|Северная Осетия – Алания |d |
|Республика Алтай |d |
|Магаданская область |e |
|Курганская область |e |
|Республика Хакасия |e |
|Карачаево-Черкесская | |
|Республика |e |
|Чеченская республика |e |
|Таймырский автономный | |
|округ |e |
|Корякский автономный округ|e |
|Коми-Пермяцкий автономный | |
|округ |e |
|Эвенкийский автономный | |
|округ |e |
|*Условные обозначения |
|a - особый федеральный льготный законодательный режим; b - наиболее льготное |
|региональное законодательство; c – благоприятное региональное |
|законодательство; d - отдельные элементы режима СЭЗ при незначительных |
|региональных льготах или их отсутствии: e - отсутствие специального |
|инвестиционного законодательства; f - ограничения для инвесторов преобладают |
|над льготами. |
По сравнению с 1996 годом в целом сохранилось соответствие между
потенциалом и риском, то есть регионы, имеющие более высокий потенциал, в
большинстве своем являются менее рисковыми - и наоборот. Прежде всего бросается в глаза уменьшение числа наиболее привлекательных
регионов (группа 1А). Это связано со снижением потенциала Владимирской,
Ярославской, Тверской и Калининградской областей и переходом их в группу 2А
(средний потенциал - незначительный риск) и увеличением инвестиционного
риска Пермской области (переход в группу 1В). В группу «лидеров»
переместились Саратовская область (за счет снижения риска) и Мурманская
область (за счет роста потенциала). Изменилась и картина территориального распределения , регионов различного
типа по потенциалу и риску. Если раньше они образовывали пять «концентров
благоприятности», то теперь от одного из них остались Москва, Московская
область и - отдельно - Нижегородская область. Вместе с тем повышение
рейтинга Саратовской области позволило сформироваться новому «поясу
инвестиционной благоприятности», протянувшемуся от Белгородской области на
западе до Свердловской на востоке и включающему 7 из 14 регионов группы 1А
(высокий потенциал--незначительный риск). Таким образом, за прошедший год произошел сдвиг благоприятности
инвестиционных условий с северо-запада и из центра на юг и юго-восток
европейской части России. Группа с наиболее благоприятными условиями
инвестирования не пополнилась ни одним новым регионом Сибири и Дальнего
Востока. На поведение инвесторов большое влияние оказывают факторы,
определяющие размер инвестиционного риска (таблица7).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|