Меню
Поиск



рефераты скачать Иностранные инвестиции в России как залог экономического роста

Иностранные инвестиции в России как залог экономического роста

Введение
Одним из наиболее важных факторов развития экономики являются инвестиции, то есть долгосрочные вложения капитала для создания нового или совершенствования и модернизации действующего производственного аппарата с целью получения прибыли. Глубинной причиной современных экономических проблем России является многолетнее инвестиционное поведение общества: с конца 50-х годов - снижение темпов роста инвестиций, с середины 70-х - их абсолютное сокращение, с начала 90-х - превращение чистых инвестиций в отрицательную величину. Так, за период с 1991 по 1996 год общий объем инвестиций в России снизился на 71%.
Именно по этой причине, если первые послевоенные пятилетки вывели СССР на второе место в мире по одному из важнейших экономических показателей - объему ВВП, то последующие 30 лет перевели страну на 3-4 место, а 90-е годы поставили Россию на 7-8 место.
Ныне вся ранее созданная инерция развития исчерпана. Страна подошла к крайней черте. Либо инвестиционное поведение будет незамедлительно сменено на противоположное, либо уже в ближайшие 7-10 лет Россия перейдет на доиндуастриальные (в лучшем случае - на наиболее примитивные индустриальные) технологии, со всеми вытекающими отсюда последствиями для жизни ее населения, сохранения ее места в мировой цивилизации. Если бы в стране был сформирован цивилизованный рынок, то он как регулятор экономических процессов смог бы обеспечить накопление и эффективное производительное использование капитала с целью, создания современных, постиндустриальных технологий. Однако этого не произошло. И средства, которые могли бы быть использованы для финансирования инвестиций, уходят в
"теневой" сектор, включая "бегство" за рубеж, или хранятся на руках населения в качестве средств личного накопления.

Конечно, такое положение обусловлено неблагоприятным инвестиционным климатом в стране как для отечественных, так и для иностранных капиталовложений. Его улучшению не способствовало, как предполагалось, повышение уровня открытости экономики за счет либерализации внешнеэкономической деятельности. Не смогла исправить и улучшить положение и государственная политика в области привлечения иностранных инвестиций. За пять лет реформ не удалось разработать и внедрить в практику эффективный, стабильно действующий механизм, стимулирующий приток зарубежного капитала в экономику России.

Отсутствие стабильного законодательства, учитывающего современные российские социально-экономические реалии, недоступная для понимания с точки зрения цивилизованного бизнеса система налогообложения, криминогенная обстановка вкупе с коррумпированным государственным аппаратом - вот что отпугивает зарубежных инвесторов от рынка России. Но это же препятствует активизации деятельности и отечественных инвесторов, которые смогли бы достаточно весомо и эффективно работать в рациональной экономике, а не бежать за рубеж в поисках рентабельного применения, или обменивать средства на иностранную валюту. Создание нормальных условий для привлечения иностранных инвестиций в Россию, а значит и в регионы, - задача актуальная, решение которой носит и чисто прагматический характер. Поэтому внешнеэкономическая стратегия государства должна наконец повернуться лицо м к национальному производителю и инвестору - при формировании как внешнеторгового, так и инвестиционного режима. Только тогда в экономике страны заработает не только зарубежный, но и отечественный капитал.

Глава 1.

Сущность, формы, направления вывоза капитала.

Глава 2

Роль иностранного капитала в формировании рыночной экономики


Среди важных факторов развития рыночных отношений в России существенное место занимает привлечение иностранного капитала. В условиях административно-командной экономики страна была полностью отделена от потоков движения капитала. Между тем в странах Запада международная миграция капитала привела к углублению интернационализации хозяйственной жизни. Наиболее ярко это проявилось во взаимном движении капитала между промышленно развитыми странами.
Рост вывоза капитала из одних промышленно развитых стран в другие отражает углубление международного разделения труда и интернационализацию производства. Современное производство под давлением научно-технической революции становиться все более сложным.
Растет число видов и подвидов производств, и их развитие оказывается экономически нецелесообразным в рамках отдельных стран. Усиливается развитие международной специализации и кооперации производств.
Производство конечного продукта расчленяется на отдельные участки производства, которые оказываются в разных странах.
Следуя за развитием производства, капитал также интернационализируется.
Перелив капитала из одной страны в другую отражает стремление компаний сосредотачивать в своих руках отдельные этапы производства продукта, оказавшиеся в разных странах.
Компании промышленно развитых стран, особенно крупные, становятся все более транснациональными, выходя за национальные границы. Образование крупных транснациональных компаний, у которых имеются предприятия, расположенные в разных странах, ведет к ускорению международной специализации и кооперации, так как у одного собственника предприятия есть возможность более устойчиво развивать производственные связи. Таким образом, взаимное движение капитала, образование его на базе транснациональных компаний выступают важнейшим фактором углубления экономической взаимозависимости стран в мировом хозяйстве.
Следует подчеркнуть, что вторая половина 80-х годов характеризуется значительным увеличением темпов роста иностранных инвестиций из промышленно развитых стран. Так, в 1986-1990 годах среднее ежегодное увеличение капиталовложений из четырех крупнейших стран-инвесторов (Японии, США, ФРГ и
Великобритании) составило 20,8%, в то время как в 1982-1986 годах - 10%. В
1990-1991 годах общий объем вывоза капитала составил 419 млрд. долл., в том числе из Японии - 78,8 млрд., из США - 58,8 млрд., из Германии - 44,4 млрд., из Великобритании - 35,3 млрд. В 1990 году общий объем иностранных инвестиций четырех крупнейших стран-инвесторов превысил 1101 млрд. долл.

Эти данные говорят об огромных масштабах, которые приняло движение капитала в современном мире, при этом вывозимый капитал направляется прежде всего в промышленно раз-витые страны. Из более чем 200 млрд. долл.
Ежегодных мировых прямых инвестиций около 70% вкладывается в экономику стран ЕС, Японии и США, а остальное - главным образом в экономику развивающихся стран.
Среди последних в 80-е годы возросла доля азиатских стран (свыше 60%), в том числе новых индустриальных стран, АСЕАН и КНР.
На бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы в конце
1993 года приходилось 18,3 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций, из них 5,5 млрд. составляли вложения в Венгрию, 2,5 млрд. - в Чешскую и Словацкую Республики. По оценкам зарубежных экспертов, в Российскую Федерацию было вложено около 3 млрд. долл. В1992 году страны Центральной и Восточной Европы смогли привлечь лишь 2,4% мирового объема прямых иностранных инвестиций, в то время как на Азию пришлось 20,9%.

Для России, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и перехода к открытой экономике, в стратегическом плане крайне необходимо участие в процессах миграции капитала и как импортера, и как экспортера капитала. И тогда будет более активно вовлечена в интернационализацию производства.
Однако сегодня участие Росси в этих процессах весьма скромное. С точки зрения привлечения иностранных инвесторов России предстоит соперничать с другими странами, рынки которых оказываются более привлекательными для инвесторов, особенно азиатскими и латиноамериканскими странами.
Обращение к иностранным источникам капитала для России во многом связано с необходимостью решения как стратегических, так и текущих задач. В современной экономической ситуации вопрос о привлечении иностранных инвестиций состоит весьма остро: экономический кризис, резкое сокращение инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение к зарубежным источникам финансирования. Однако необходимость привлечения зарубежных инвестиционных ресурсов определяется не только чисто финансовыми аспектами. Резкое отставание отечественного машиностроения, которое в последние десятилетия было в значительной степени ориентировано на выпуск продукции военного назначения, привело к ситуации, когда для многих отраслей экономики закупается оборудование из-за рубежа на валюту.
Для повышения эффективности производства в некоторых отраслях существенное значение имеет использование иностранных технологий. Это относится, например, и к основной экспортной отрасли - нефтедобыче и переработке нефти.
Привлечение иностранных инвестиций может способствовать увеличению выпуска определенных видов продукции (и особенно товаров народного потребления), расширению экспорта с помощью иностранных партнеров и др. Все это имеет немаловажное значение, и, если с помощью иностранных инвестиций удастся продвинуться в решении этих задач, это будет весомым вкладом в создание современной экономики.
Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров и др.

Глава 3.

Инвестиционный климат в России.

3.1 Понятие инвестиционного климата и его составляющие.

(Вставить понятие инвестиционного климата)


В качестве составляющих инвестиционной привлекательности регионов России были приняты три в значительной степени самостоятельные характеристики:
1- инвестиционный потенциал;
2- инвестиционный риск ;
3- инвестиционное законодательство.
Напомним, что инвестиционный потенциал - характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. д.), потребительский спрос населения и многое другое. Инвестиционный потенциал региона складывается из семи частных потенциалов:
1. ресурсно-сырьевого (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
2. производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности населения);
3. потребительского (совокупная покупательная способность населения);
4. инфраструктурного (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
5. интеллектуального (образовательный уровень населения);
6. институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
7. инновационного (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса).
Инвестиционный риск -- характеристика качественная, зависящая от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуации. Его величина показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Рассчитывались следующие виды риска:
8. экономический (тенденции в экономическом развитии региона);
9. политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов);
10. социальный (уровень социальной напряженности);
11. экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);
12. криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений).
Законодательные условия инвестирования регулируют возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства -- составляющих инвестиционного потенциала региона.
Все законодательные акты были разделены на федеральные и региональные
(субъектов федерации). И федеральное, и региональное законодательство делились на прямое (непосредственно регулирующее инвестиционную деятельность) и косвенное (связанно с условиями функционирования сфер деятельности или типов предприятий - потенциальных объектов инвестирования). Кроме того, в федеральном законодательстве были особо выделены специальные нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в отдельных субъектах федерации. Прежде всего это законодательство по свободным экономическим зонам.

Распределение регионов России по всем трем составляющим инвестиционного климата показано в таблице 6.
Таблица 6.

Распределение регионов России по инвестиционному климату


|Высокий потенциал - |Законодательные условия* |
|Незначительный риск (1А) | |
|Москва |a |
|Санкт-Петербург |a |
|Белгородская область |b |
|Республика Татарстан |b |
|Саратовская область |b |
|Московская область |c |
|Краснодарский край |d |
|Мурманская область |d |
|Республика Башкортостан | e |
|Воронежская область |e |
|Свердловская область |f |
|Самарская область |f |
|Нижегородская область |f |
|Новосибирская область |f |
|Высокий потенциал – |Законодательные условия* |
|умеренный риск (1В) | |
|Приморский край |a |
|Ленинградская область |a |
|Алтайский край |a |
|Пермская область |b |
|Волгоградская область |b |
|Ростовская область |e |
|Республика Саха (Якутия) | |
| |e |
|Оренбургская область |e |
|Хабаровский край |f |
|Высокий потенциал - |Законодательные условия* |
|высокий риск (1С) | |
|Кемеровская область |a |
|Иркутская область |b |
|Челябинская область |c |
|Красноярский край |e |
|Тюменская область |e |
|Ханты-Мансийский | |
|автономный округ |e |
|Тульская область |f |
|Средний потенциал – |Законодательные условия* |
|незначительный риск (2А) | |
|Ставропольский край |a |
|Калининградская область |a |

|Владимирская область |b |
|Ярославская область |b |
|Тверская область |b |
|Липецкая область |c |
|Курская область |e |
|Томская область |e |
|Орловская область |e |
|Астраханская область |e |
|Пензенская область |f |
|Средний потенциал – |Законодательные условия* |
|умеренный риск (2В) | |
|Республика Мордовия |c |
|Архангельская область |d |
|Ульяновская область |d |
|Республика Карелия |d |
|Калужская область |e |
|Рязанская область |e |
|Ямало-Ненецкий автономный | |
|округ |e |
|Чувашская Республика |e |
|Волгоградская область |e |
|Омская область |f |
|Тамбовская область |f |
|Средний потенциал - |Законодательные условия* |
|высокий риск (2С) | |
|Читинская область |a |
|Республика Бурятия |b |
|Республика Коми |c |
|Брянская область |c |
|Амурская область |c |
|Республика Дагестан |d |
|Смоленская область |e |
|Удмуртская Республика |f |
|Незначительный потенциал –|Законодательные условия* |
|незначительный риск (3А) | |
|Новгородская область |a |
|Кабардино-Балкарская | |
|Республика |a |
|Республика Марий Эл |c |
|Костромская область |e |
|Чукотский автономный округ|e |
|Низкий потенциал – |Законодательные условия* |
|умеренный риск (3В) | |
|Еврейская автономная |a |
|область | |
|Ивановская область |c |
|Псковская область |c |
|Республика Адыгея |c |
|Ненецкий автономный округ |d |
|Кировская область |e |
|Камчатская область |e |
|Республика Ингушетия |e |
|Республика Калмыкия |e |
|Усть-Ордынский Бурятский | |
|автономный округ |e |
|Низкий потенциал – высокий|Законодательные условия* |
|риск (3С) | |
|Сахалинская область |a |
|Агинский Бурятский | |
|автономный округ |a |
|Республика Тыва |b |
|Северная Осетия – Алания |d |
|Республика Алтай |d |
|Магаданская область |e |
|Курганская область |e |
|Республика Хакасия |e |
|Карачаево-Черкесская | |
|Республика |e |
|Чеченская республика |e |
|Таймырский автономный | |
|округ |e |
|Корякский автономный округ|e |
|Коми-Пермяцкий автономный | |
|округ |e |
|Эвенкийский автономный | |
|округ |e |


|*Условные обозначения |
|a - особый федеральный льготный законодательный режим; b - наиболее льготное |
|региональное законодательство; c – благоприятное региональное |
|законодательство; d - отдельные элементы режима СЭЗ при незначительных |
|региональных льготах или их отсутствии: e - отсутствие специального |
|инвестиционного законодательства; f - ограничения для инвесторов преобладают |
|над льготами. |


По сравнению с 1996 годом в целом сохранилось соответствие между потенциалом и риском, то есть регионы, имеющие более высокий потенциал, в большинстве своем являются менее рисковыми - и наоборот.
Прежде всего бросается в глаза уменьшение числа наиболее привлекательных регионов (группа 1А). Это связано со снижением потенциала Владимирской,
Ярославской, Тверской и Калининградской областей и переходом их в группу 2А
(средний потенциал - незначительный риск) и увеличением инвестиционного риска Пермской области (переход в группу 1В). В группу «лидеров» переместились Саратовская область (за счет снижения риска) и Мурманская область (за счет роста потенциала).
Изменилась и картина территориального распределения , регионов различного типа по потенциалу и риску. Если раньше они образовывали пять «концентров благоприятности», то теперь от одного из них остались Москва, Московская область и - отдельно - Нижегородская область. Вместе с тем повышение рейтинга Саратовской области позволило сформироваться новому «поясу инвестиционной благоприятности», протянувшемуся от Белгородской области на западе до Свердловской на востоке и включающему 7 из 14 регионов группы 1А
(высокий потенциал--незначительный риск).
Таким образом, за прошедший год произошел сдвиг благоприятности инвестиционных условий с северо-запада и из центра на юг и юго-восток европейской части России. Группа с наиболее благоприятными условиями инвестирования не пополнилась ни одним новым регионом Сибири и Дальнего
Востока.
На поведение инвесторов большое влияние оказывают факторы, определяющие размер инвестиционного риска (таблица7).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.