p> 2. Оборачиваемость оборотных средств на 01.01.99г. составила 15,45
оборотов в год или соответственно 23,6 дня. Оборачиваемость сократилась на
3,07 оборота или на 4 дня, т.е. на пп ухудшилась эффективность
использования оборотных активов. 3. Оборачиваемость запасов и затрат на 01.01.99г. уменьшилась и
составила 20,29 оборотов в год или соответственно 18 дней. Период
оборачиваемости запасов и затрат увеличился на 3,6 дня по сравнению с
прошлым годом, т.е. уменьшилась возможность погашения долгов. 4. Оборачиваемость собственного капитала магазина уменьшилась за год
на 0,4 оборота и составила на 01.01.99г. 5,04 оборота в год. Период
оборачиваемости собственного капитала увеличился на 5,3 дня по сравнению с
прошлым годом и составил 72,4 дня, что отрицательно характеризует
эффективность использования денежных средств пп. Уменьшение этого
показателя свидетельствует о уменьшении использования собственного
капитала. 5. Оборачиваемость дебиторской задолженности увеличилась на
01.01.99г. и составила 639,75 оборотов в год, что больше по сравнению с
прошлым годом на 382,15 оборотов. Период погашения дебиторской
задолженности составил к концу года 0,57 дня, что меньше по сравнению с
прошлым годом на 0,84 дн. Это свидетельствует о сокращении объема
коммерческого кредита, предоставляемого магазином своим покупателям и др.
дебиторам. 6. Оборачиваемость кредиторской задолженности составила на 01.01.99г.
21,47 оборотов в год. Период погашения кредиторской задолженности снизился
на 0,2 дня и составил на 01.01.99г. 17 дней. Но кредиторская задолженность
на конец года превысила дебиторскую задолженность, что свидетельствует о
том, что пп временно привлекает в оборот средств больше, чем отвлекает из
оборота. 7. Продолжительность операционного цикла увеличилась за год на 2,75
дня и составила на 01.01.99г. 18,57 дней, что отрицательно характеризует
финансовые ресурсы находящиеся в материальных средствах и дебиторской
задолженности, нужно стремиться к снижению значения данного показателя. 8. Продолжительность финансового цикла увеличилась за год на 2,55 дня
и составила на 01.01.99г. 1,57 дней, это время в течение которого
финансовые ресурсы отвлечены из оборота. По сравнению с прошлым годом
длительность операционного цикла равна 15,82 дней, при этом в течение 16,8
дней он обслуживался капиталом поставщиков (кредиторов), что на 0,98 дней
больше чем операционный цикл. Рентабельность продаж на 01.01.99г. составляет 3,7 % и уменьшилась по
сравнению с прошлым годом на 0,05%. Рентабельность основной деятельности на конец 1998 года возросла на
0,07% и составила 4,25 %, т.е. на 1 рубль затрат получено 0,07 руб.
прибыли, это произошло за счет увеличения прочих внереализационных доходов
и уменьшения прочих внереализационных расходов. Движение денежных средств на пп происходит только по текущей
деятельности, основным источникам притока является выручка от реализации
товаров, работ и услуг, ее удельный вес составил 99,6 %. Среди направлений
по использованию денежных средств значительный вес занимает оплата
приобретенных товаров работ и услуг - 86,3 %. ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ МТП МАГАЗИН “ШАНС” 3.1. Цели финансовой политики предприятия. Целю разработки финансовой политики предприятия является построение
эффективной системы управления финансами, направленной на достижение
стратегических и тактических целей его деятельности. Предприятия в условиях высокой инфляции и существующей налоговой
политики государства могут иметь различные интересы в вопросах формирования
и использования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования издержек
производства, увеличения имущества и объемов продаж (выручки от
реализации). Однако все эти аспекты деятельности предприятия, отраженные в
финансовом, налоговом и управленческом типах учета, поддаются управлению с
помощью методов, наработанных мировой практикой, совокупность которых и
составляет систему управления финансами. Известно, что в сегодняшних условиях для большинства предприятий
характерна реактивная форма управления финансами, т.е. принятие
управленческих решений как реакции на текущие проблемы, или так называемое
“латание дыр”. Такая форма управления порождает ряд противоречий: между
интересами предприятия и фискальными интересами государства; ценой денег и
рентабельностью производства; рентабельностью собственного производства и
рентабельностью финансовых рынков; интересами производства и финансовой
службы и т.д. Одной из задач реформы предприятия является переход к управлению
финансами на основе анализа финансово-экономического состояния с учетом
постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных
рыночным условиям, и поиска путей их достижения. Результаты деятельности
любого предприятия интересуют как внешних рыночных агентов (в первую
очередь инвесторов, кредиторов, акционеров, потребителей и производителей),
так и внутренних (руководителей предприятия, работников административно-
управленческих структурных подразделений, работников производственных
подразделений). При проведении реформы предприятия стратегическими задачами
разработки финансовой политики предприятия являются: - максимизация прибыли предприятия; - оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его
финансовой устойчивости; - достижение прозрачности финансово-экономического состояния
предприятий для собственников (участников, учредителей), инвесторов,
кредиторов; - обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия; - создание эффективного механизма управления предприятием; - использование предприятием рыночных механизмов привлечения
финансовых средств. В рамках этих задач рекомендуется выполнить следующие мероприятия по
ряду направлений в области управления финансами: - проведение рыночной оценки активов; - проведение реструктуризации задолженности по платежам в бюджет; - разработка мер по снижению неденежных форм расчетов; - проведение анализа положения предприятия на рынке и выработка
стратегии развития предприятия; - проведение инвентаризации имущества и осуществление
реструктуризации имущественного комплекса предприятия. Следует отметить тот факт, что при разборке эффективной системы
управления финансами постоянно возникает основная проблема совмещения
интересов развития предприятия, наличия достаточного уровня денежных
средств для проведения указанного развития и сохранения высокой
платежеспособности предприятия. 3.2. Основные направления финансовой политики предприятия К основным направлениям разработки финансовой политики предприятия
относятся: - анализ финансово-экономического состояния предприятия; - разработка учетной и налоговой политики; - выработка кредитной политики предприятия; - управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской
задолженностью; - управление издержками, включая выбор амортизационной политики; Значение анализа финансово-экономического состояния предприятия
трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой
строится разработка финансовой политики предприятия. Анализ опирается на
показатели квартальной и годовой бухгалтерской отчетности. Предварительный
анализ осуществляется перед составлением бухгалтерской и финансовой
отчетности, когда еще имеется возможность изменить ряд статей баланса, а
также для составления пояснительной записки к годовому отчету. На основе
данных итогового анализа финансово-экономического состояния осуществляется
выработка почти всех направлений финансовой политики предприятия, и от
того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых
управленческих решений. качество самого финансового анализа зависит от
применяемой методики, достоверности данных бухгалтерской отчетности, а
также от компетентности лица, принимающего управленческое решение в области
финансовой политики. Для подтверждения достоверности данных бухгалтерской отчетности
целесообразно провести аудиторскую проверку специализированной
организацией. При этом следует учитывать, что постановлением Правительства
Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. № 1355 “Об основных критериях
(системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их
бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной
аудиторской проверке” определены условия, при которых аудиторская проверка
является обязательной. Результаты аудиторской проверки следует учитывать
при проведении анализа финансово-экономического состояния предприятия. В то же время следует постоянно повышать квалификацию работников,
ответственных за принятие управленческих решений как в области финансового
планирования и формирования бюджетов предприятия и его структурных
подразделений, так и в других областях деятельности предприятия. При этом
основное внимание следует уделить не столько методам финансового анализа,
сколько способам анализа его результатов и методам выработки
управленческого решения. Основными компонентами финансово-экономического анализа деятельности
предприятия являются: - анализ бухгалтерской отчетности; - горизонтальный анализ; - вертикальный анализ; - трендовый анализ; - расчет финансовых коэффициентов. Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение
абсолютных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности. В процессе анализа бухгалтерской отчетности определяются состав
имущества предприятия, его финансовые вложения, источники формирования
собственного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями,
определяются размер и источники заемных средств, оцениваются объем выручки
от реализации и размер прибыли. При этом следует сравнить фактические показатели отчетности с
плановыми (сметными) и установить причины их несоответствия. Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской
отчетности с показателями предыдущих периодов. Наиболее распространенными методами горизонтального анализа являются: - простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений; - анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других
статей. При этом особое внимание следует уделять случаям, когда изменение
одного показателя по экономической природе не соответствует изменению
другого показателя. Вертикальный анализ проводится в целях выявления удельного веса
отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и последующего
сравнения результата с данными предыдущего периода. Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений
показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года. При проведении анализа следует учитывать различные факторы, такие как
эффективность применяемых методов планирования, достоверность бухгалтерской
отчетности, использование различных методов учета (учетной политики),
уровень диверсификации деятельности других предприятий, статичность
используемых коэффециентов. Показатели, рекомендуемые для аналитической работы (для разработки
финансовой политики особое значение имеет выбор системы показателей,
поскольку они являются основой для оценки деятельности предприятия внешними
пользователями отчетности, такими как инвесторы, акционеры и кредиторы: - общий коэффициент покрытия; - коэффициент срочной ликвидности; - коэффициент ликвидности при мобилизации средств; - соотношение заемных и собственных средств; - коэффициент обеспеченности собственными средствами; - коэффициент маневренности собственных оборотных средств; - рентабельность чистых активов по чистой прибыли - рентабельность реализованной продукции; - коэффициент оборачиваемости оборотного капитала; - коэффициент оборачиваемости собственного капитала. Для предварительной оценки финансово-экономического состояния
предприятия вышеприведенные показатели следует разделить на первый и второй
классы, имеющие между собой качественные различия. В первый класс входят показатели, для которых определены нормативные
значения. К их числу относятся показатели ликвидности и финансовой
устойчивости. При этом как снижение значений показателей ниже нормативных,
так и превышение, а также их движение в одном из названных направлений
следует трактовать как ухудшение характеристик анализируемого предприятия.
Таким образом, следует выделить несколько состояний показателей первого
класса, которые представлены в табл. 19. Приведенные в табл. 20 возможные состояния могут характеризоваться
следующим образом: состояние 1.1 - значения показателей находятся в пределах рекомендуемого
диапазона нормативных значений (далее именуется - “коридор”), но у его
границ. Анализ динамики изменения показателей показывает, что он движется в
сторону наиболее приемлемых значений (движение от границ к центру
“коридора”). Если группа показателей данного класса находится в состоянии
1.1, то соответствующему аспекту финансово-экономического положения
предприятия можно дать оценку “отлично”; состояние 1.2 - значения показателей находятся в рекомендуемых границах, а
анализ динамики показывает их устойчивость. В этом случае по данной группе
показателей финансово-экономическое состояние предприятия можно определить
“отличное” (значения устойчиво находятся в середине “коридора”), “хорошее”
(значения у одной из границ “коридора”); состояние 1.3 - значения показателей находятся в рекомендуемых границах,
но анализ динамики указывает на их ухудшение (движение от середины
“коридора” к его границам). Оценка аспекта финансово-экономического
состояния - “хорошо”; Таблица 20. Состояние показателей первого класса
| |Сост. |Улучшение |Значения |Ухудшение |
|Тенденции |показ. |значений |устой-чивы|значений |
|Соответствие нормативам | |1 |2 |3 |
|Нормальные значения |1 |1.1 |1.2 |1.3 |
|Значения не соответствуют | | | | |
|нормативам |2 |2.1 |2.2 |2.3 | состояние 2.1 - значения показателей находятся за пределами рекомендуемых,
но наблюдается тенденция к улучшению. В этом случае в зависимости от
отклонения от нормы и темпов движения к ней финансово-экономическое
состояние может быть охарактеризовано как “хорошее” или
“удовлетворительное”; состояние 2.2 - значения показателей устойчиво находятся вне
рекомендуемого “коридора”. Оценка - “удовлетворительно” или
“неудовлетворительно”. Выбор оценки определяется величиной отклонения от
нормы и оценками других аспектов финансово-экономического состояния; состояние 2.3 - значения показателей за пределами нормы и все время
ухудшаются. Оценка - “неудовлетворительно”. Во второй класс показателей входят ненормируемые показатели, значения
которых не могут служить для оценки эффективности функционирования
предприятия и его финансово-экономического состояния без сравнения со
значениями этих показателей на предприятиях, выпускающих продукцию,
аналогичную продукции предприятия, и имеющих производственные мощности,
сравнимые с мощностями предприятия, или анализа тенденций изменения этих
показателей. В эту группу входят показатели рентабельности, характеристики
структуры имущества, источников и состояния оборотных средств. По данной группе показателей целесообразно опираться на анализ
тенденций изменения показателей и выявлять их ухудшение или улучшение.
Таким образом, вторая группа может быть охарактеризована лишь следующими
состояниями: “улучшение” - 1; “стабильность” - 2; “ухудшение” - 3. Для ряда показателей могут быть определены “коридоры” оптимальных
значений в зависимости от их принадлежности к различным видам деятельности
и других особенностей функционирования предприятий. Так, обобщение
достаточного фактического материала позволит определить наиболее
эффективные соотношения оборотных и необоротных средств, которые
различаются для предприятий различных хозяйственных отраслей. Разделение групп показателей на два класса в значительной мере
условно и является уступкой недостаточной развитости рассматриваемого
аналитического инструмента. В целях получения более объективной оценки
финансово-экономического состояния предприятия по отдельным группам
показателей. Вместе с тем данные оценки, являясь индикаторами экономической
экспресс-диагностики финансового состояния предприятия, не указывают
руководству предприятия направлений совершенствования организации
управления им. Информационной базой для проведения углубленного финансового анализа
служит бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и некоторые формы
бухгалтерского учета предприятия. Таблица 21. Сопоставление состояний показателей первого и второго класса
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|