Меню
Поиск



рефераты скачать Анализ ценообразования в картеле (ОПЕК)

p> Итак, мы видим, что картельные соглашения не отличаются долговременностью. Однако на практике многие картели существуют в течение десятков лет. Следовательно, должны быть причины, которые объясняют стабильность картелей. К факторам, облегчающим сохранение картельного соглашения и поддержания дисциплины в картеле, относятся следующие:

*Способность картеля поднять цены в отрасли и удерживать длительное время на высоком уровне для всех фирм, входящих в него. Выполнение этого условия существенно зависит от эластичности рыночного спроса и от доли фирм в отрасли, которые входят в картель. Чем менее эластичен спрос в отрасли, тем легче предпринимать действия по увеличению цены, тем выше может быть уровень картельной цены и совокупной выручки фирм. С другой стороны, если картель контролирует только незначительную долю отраслевого рынка, фирмы- аутсайдеры могут воспрепятствовать значительному увеличению рыночной цены.
Даже когда все фирмы отрасли входят в картель, высокая норма отраслевой прибыли может привлечь новых конкурентов, и если барьеры для входа на рынок незначительны, картель не сможет удержать высокие цены (и прибыль) в долгосрочном периоде.

*Низкая вероятность наказания от правительства за нелегальность картельного формирования. Если фирмы-участницы картеля ожидают, что картельное соглашение будет вскоре обнаружено правительством, за чем последуют строгие санкции, фирмы будут менее склонны к заключению такого рода соглашений, и наоборот: чем ниже риск обнаружения картельного соглашения антимонопольными органами и использования строгих санкций, тем выше стимулы объединения и поддержания картеля.

*Низкие издержки по организации картеля. Издержки по организации картеля включают в себя, прежде всего, затраты по ведению переговоров между предполагаемыми участниками. Факторами, от которых зависит величина этих издержек являются:

1) число фирм в отрасли. Чем больше и менее устойчиво число фирм, тем труднее договориться. Поэтому картельные соглашения и характерны в основном для рынков с ограниченным числом фирм и низкой вероятностью появления аутсайдеров на рынке;

2) концентрация производителей. Если несколько крупных фирм определяют основной объем выпуска отрасли, эти фирмы могут легко договориться между собой, не привлекая к ведению переговоров другие (мелкие) фирмы. Часто крупные фирмы могут проводить одинаковую политику в отрасли, даже не прибегая к формальным соглашениям. Такая практика носит название сознательного подражания;

3) однородность продукта отрасли. Чем выше степень дифференциации продукта, тем труднее фирмам договориться о поддержании одного уровня цен на рынке. С одной стороны, введение на рынок каждой новой модификации товара может сопровождаться пересмотром относительных цен в отрасли, что делает картельное соглашение непрочным. С другой стороны, трудно контролировать, придерживаются ли фирмы соглашения о ценах: не снижая номинально уровня цены, фирма может выпустить более качественный продукт, чтобы привлечь дополнительных потребителей;

4) наличие в отрасли торговых объединений (ассоциаций). Если в отрасли существуют торговые объединения, это облегчает участникам картеля ведение переговоров и контроль за соблюдением соглашения в рамках торговых союзов.

Длительная история существования картелей выработала специфические методы предотвращения нарушения картельных соглашений, каждый из которых нацелен на повышение угрозы наказания в случае оппортунистического поведения, с одной стороны, и на обеспечение возможно более длительного существования картеля – с другой. К основным методам предотвращения нарушения картельного соглашения относятся:

*контроль большего числа показателей, чем только цена. Эффективные картельные соглашения включают спецификацию не только продажной цены, но и других показателей, которые легче проконтролировать, таких как: квота производства, ограничения покупки/продажи в отношении дилеров, нормы расходов на НИОКР, территориальные и/или продуктовые ограничения маркетинговой и сбытовой деятельности;

*раздел рынка сбыта между участниками картеля. Каждому участнику выделяется особая территория или особый класс потребителей, так что контроль за соблюдением соглашения значительно облегчается, а последствия нарушения уменьшаются (поскольку оказывают влияние только на выделенную область деятельности);

*использование особых условий. Картельное соглашение может включать в себя условие о том, что продавец не будет продавать другим покупателям/дилерам по цене ниже установленного картелем уровня для данного класса товаров или потребителей;

*контрольные цены. Члены картеля могут договориться о том, что если цена на рынке падает ниже определенного заранее уровня (контрольной цены), каждая фирма-участник получает право осуществлять политику самостоятельно, в том числе расширять выпуск. Картель при этом фактически распадается, а период получения дополнительной прибыли фирмой-нарушителем сокращается.

2.2. Построение модели ценообразования в картеле

Поскольку картель – это группа фирм, а не одна фирма, он сталкивается с трудностями при установлении монопольных цен, которых не существует для чистой монополии. Основная проблема, с которой сталкивается картель, - это проблема согласования решений между фирмами-членами картеля по вопросу установления системы ограничений (квот) для каждой фирмы (рис.2.2.).

Рисунок 2.2.

Текущая конкурентная цена – Рс, текущий объем выпуска – Qс.
Первоначальное равновесие существует в точке Е (рис.2.2.). При цене Рс каждый производитель получает нормальную прибыль. До осуществления картельного соглашения фирма ведет себя так, как если бы спрос на ее продукцию при цене Рс являлся бесконечно эластичным. Она боится поднять свою цену из опасения потери всех своих продаж в пользу конкурентов, а потому при цене Р выпускает q единиц продукции (рис.2.2). При организации картеля и установлении картельной цены Рс фирме разрешен выпуск qс (МR*
= МС каждой фирмы).

Допустим, владельцы фирмы полагают, что рыночная цена не понизится, если они будут продавать больше, чем это количество (например, q,), при котором Рм = МС. То есть путем превышения своей квоты фирма может увеличить прибыли с Рм АВС до Рм FGН.

Если же все фирмы превысят свою квоту, чтобы увеличить свои прибыли при картельной цене Рм, то отраслевой выпуск увеличится до Q, (рис.2.2. ).

Каждый месяц существовал бы избыток продукции (Q, - Qс ), и цена стала бы падать, пока этот избыток не исчезнет, то есть до уровня Рс. Таким образом, производители вернулись бы туда, откуда начали.

Картели обычно пытаются установить штрафы для тех, кто обходит картельное соглашение, превышая свои квоты. Основная проблема заключается в том, что как только установлена картельная цена, отдельные фирмы, максимизирующие прибыль, могут заработать больше путем обмана. Если обманывают все, то картель распадается.

Когда явный сговор является противозаконным, фирмы иногда ищут пути к тайному сотрудничеству. Зачастую это достигается при помощи молчаливой договоренности о том, что одна фирма будет действовать в качестве лидера в области цен, а остальные будут следовать за ее изменениями цен.

Таким образом, картели сталкиваются с проблемой принятия решения о монопольной цене и уровне выпуска. Эта проблема особенно остра, если фирмы не могут договорится об оценке рыночного спроса, его ценовой эластичности или если у них разные издержки производства. Фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких картельных цен.

2.3. Модели картелей

Рассмотрим два основных типа картелей: картели, преследующие цель максимизации совокупной, или отраслевой, прибыли(1), и картели, ставящие своей целью распределение и фиксацию рыночных долей(2).

1) Картели, преследующие цель максимизации общей прибыли

В условиях совершенной конкуренции предприятие максимизирует свою прибыль, когда его предельны затраты равны рыночной цене (МС=Р), а характеристичным признаком совершенно конкурентного рынка является малость и множественность продавцов. Назовём квазиконкурентным поведение продавцов, придерживающихся того же принципа уравнивания предельных затрат и цены, но действующих на таком рынке, где место малости и множественности продавцов имеет место их крупность и немногочисленность. Иначе говоря, представим себе олигополию, но такую, где продавцы руководствуются правилом МС=Р, не принимая в расчёт возможной реакции на свои действия со стороны соперников.

Рис. 2.3.

Допустим, что в отрасли действуют п идентичных во всех отношениях таких квазиконкурентных предприятий, кривые SАТС и МС которые представлены на рисунках 2.3.(а). Очевидно, что условие МС = Р выполняется при выпуске q
, который и является квазиконкурентно оптимальным. Рыночная цена P , на которую ориентируются квазиконкуреньные предприятия, определена пересечением кривой рыночного спроса DD и кривой рыночного предложения
S(MC ), представляющей горизонтальную сумму восходящих участков индивидуальных кривых МС (рис.2.3,б). Квазиконкурентный выпуск отрасли составит Q = q , а прибыль каждого квазиконкурентного предприятия составит сумму, равную площади прямоугольника C P AB (рис. 2.3, а)

Теперь представим, что все п предприятий объединились в картель, который будет вести себя на рынке подобно монополии с несколькими (п ) заводами . Оптимальным выпуском картеля будет Q , а оптимальной ценой – Р
(рис.2.3, б). Поскольку Q < Q , каждому вошедшему в картель предприятию будет установлена квота производства продукции q < q (рис.
2.3, а). При выпуске, равном установленной квоте, прибыль прежде квазиконкурентного предприятия будет соответствовать площади C P MF
(рис.2.3, а). Таким образом, его прибыль, с одной стороны, уменьшится на
КNАВ, а с другой – увеличится на сумму площадей Р Р МN и С С КF .
Поскольку сумма площадей Р Р М и С С КF больше площади КNАВ, квазиконкурентное предприятие окажется заинтересованным в картелировании.

Но после того как картельное соглашение будет достигнуто и будет установлена монопольная цена, Р , каждое картелированное предприятие окажется заинтересованным в скрытом нарушении установленной квоты. В самом деле, если ему удастся «потихоньку» продать продукции по цене Р
, его прибыль будет еще больше. Она составит СР М К , что значительно выше той, которая была бы получена при соблюдении установленных квотой ограничений на величину выпуска и продаж. Если же такой скрытой политике последуют и другие картелированные предприятия, рыночная цена продукции быстро упадет и после возможных колебаний вновь вернется к квазиконкурентного уровню, Р . Таким образом, то же самое стремление к прибыли, которое и побудило квазиконкурентные предприятия к образованию картеля, приведет его к распаду.

Более того, картелированным предприятиям станет выгодным не только нарушать установленные квоты выпуска и продаж, но и продавать продукцию
«налево» по более низкой, чем установленная картельным соглашением, цене (Р
< Р ). «Если, - писал В.С. Войтинский, - цена поднята слишком высоко, то понижение ее становится слишком соблазнительным. А при таких условиях слишком мало вероятия, что соглашение просуществует долгое время. Это устанавливает предел, выше которого соглашение всех купцов, торгующих данным товаров, не может поднять цены товара. Предлогом повышения цены является, следовательно, то положение цен, при котором искусственное монопольное соглашение рушится из-за недостатка выдержки купцов, из-за того, что каждому из них слишком выгодно изменить уговору».

Следствием этого поистине замечательного вывода В.С. Войтинского является весьма малая вероятность стабилизации картеля, поскольку предел повышения цены (Р на рис. 2.3, б ) может оказаться столь близким к уровню квазиконкурентной цены, Р , что добавочная прибыль не оправдает хлопот по достижению картельного соглашения и дополнительных затрат на выпуск запрашиваемой рынком продукции, объем которой при цене Р < Р окажется большим, чем , соответствующее точке Курно (М = МС ).
Поэтому, Видимо, в начале ХХ в. , особенно в годы первой мировой войны, получили столь широкое распространение (и реальное воплощение) идеи принудительной картелизации (Германия) или принудительного синдицирования
(Россия).

«Для того чтобы предотвратить (или по крайней мере ограничить) стремление предприятий к нарушению установленных соглашением квот и/или цен, а тем самым и угрозу развала картеля, те, кто заинтересован в его стабилизации, должны будут централизировать все управление картелированными предприятиями, лишив их статуса самостоятельных юридических лиц. Это предполагает переход к более высокой форме сговора – тресту. Вырождение простого сговора в трест произошло впервые в США в 1882г. при образовании знаменитой нефтяной компании «Standart Oil». Ее назвали трестом потому, что вошедшие в нее (т.е. трестифицированные) компании передали ведение всех своих дел совету уполномоченных, или доверенных лиц (англ. trustees).

Модель такого централизованного картеля, или треста, подобна модели монополии с несколькими заводами. Заметим лишь, что для эффективного управления подобной многозаводской (англ. multiplant) монополией необходима полная и совершенная информированность управляющих ею об индивидуальных функциях затрат трестированных предприятий, тогда как у последних появляется заинтересованность в сокрытии и/или искажении информации о затратах, предоставляемой центральному органу управления трестом.

2)картели, регулирующие размежевание рынка.

Картелями, регулирующими размежевание рынка, Д.И. Пихно называл стачки, имеющие своей целью распределение рыночных долей между
«стакнувшимися». т.е. то, что в современной англоязычной литературе известно как market-scharing cartels.

Если два картелированные предприятия идентичны по уровню и структуре затрат, рыночные доли могут быть распределены между ними поровну (q = q =
0.5 Q ) при единой монопольной цене. Если же затраты предприятий существенно различны, производственные квоты и соответственно рыночные доли будут различны и, что особенно важно, нестабильны. В этом случае рыночные доли определяются в ходе торга (англ.bargain-ing), неизбежно возникающего между олигополистами. Поэтому решение о размежевании рынка будет зависеть не только от уровня затрат входящих в картель предприятий, но и от их способности к выторговыванию (англ. bargaining skill) квоты и доли рынка.

Другой распространенный метод размежевания рынка допускает региональную дифференциацию цен и качества продукции. Такая практика сегментации рынка распространена и на межотраслевом уровне. Любой курильщик знает, что, скажем, сигареты «Marlboro», произведенные на одной из табачных фабрик России, существенно отличны от сигарет той же марки, произведенных в
США.

Модель картеля, регулирующая размежевание рынка, - это закрытая модель олигополии. Если прибыль, получаемая картелированными предприятиями, высока, она может стимулировать вход новичков на данный рынок, но не вступление их в картель. Напротив, установив несколько более низкую цену, чем назначенная картелем, они смогут захватить определенную долю рынка.
Чтобы сохранить свою долю рынка, картелю придется несколько понизить цену или начать ценовую войну против новичка с трудно прогнозируемым исходом.[1, c. 213-217]

В заключении теоретического анализа ценообразования в картеле можно сказать, что цена в ней образуется за счет установления квот по объему производства для каждой фирмы—участницы картеля. Именно это и является главной проблемой согласования решения между членами по вопросу установления квот, т.е. если фирма ими не довольна, то для увеличения своей прибыли она может их превысить. И не смотря на существование методов предотвращения нарушения картельного соглашения, даже в ныне существующих картелях наблюдается это явление.

3. Исследование ценообразования в ОПЕК

3.1 История и структура ОПЕК

Рассмотрим картель ОПЕК и его структуру по следующему плану:

1. История создания ОПЕК

2. Страны-члены ОПЕК на сегодняшний день

3. Цели, декларируемые ОПЕК

4. Членство в ОПЕК

5. Функционирование ОПЕК

6. Система органов ОПЕК

7. Многосторонние и двусторонние институты помощи ОПЕК и трастовые фонды ОПЕК

ОПЕК-(организация стран-экспортеров нефти) (Organization of the petrolium exporting countries) – добровольная межправительственная экономическая организация, задачей и главной целью которой является координация и унификация нефтяной политики своих государств-членов.

ОПЕК ищет пути обеспечения стабилизации цен на нефтепродукты на мировом и международных рынках нефти с целью избежания колебаний цен на нефть, имеющих вредные последствия для государств-членов ОПЕК. Основной целью является также возвращение государствам-членам их инвестиционных капиталовложений в нефтедобывающие отрасли промышленности с получением прибыли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.