p> Одним из видов неявного сговора, позволяющим координировать действия
фирм, является практика ценового лидерства, когда крупная компания первой
меняет цену, а все остальные следуют за ней. 3) Еще одной особенностью олигополии является то, что неопределенность
кривой спроса, о которой говорилось в пункте 2, приводит к принципиально
новому виду конкуренции в условиях олигополии. Крупные фирмы, не являющиеся
признанными лидерами на рынке, пытаются избегать ценовой конкуренции и ее
крайней формы - войны цен. На смену ценовой приходит неценовая конкуренция,
направленная на увеличение доли рынка. В условиях совершенной конкуренции фирме нет смысла бороться за
большую долю рынка, поскольку ее объем продаж мал по сравнению с общим
объемом производства и сбыта данного товара. Монополисту также нет причин
волноваться за свою долю, поскольку ему принадлежит весь рынок. Однако в
условиях олигополии борьба за долю на рынке - ядро конкурентной борьбы.
Участники олигополии пытаются превзойти друг друга новыми разработками,
улучшением продукта, изощренной рекламой, лучшим обслуживанием и т.д. Цель
этих методов честной неценовой конкуренции - завоевание большей доли рынка. Фирма может практиковать и хищнические методы борьбы с конкурентами,
крайним из которых является физическое разрушение оборудования и продукции
последних. К таким методам относится и хищническое ценообразование, при
котором диверсифицированная компания может позволить себе продавать
определенные товары ниже издержек, с тем, чтобы вытеснить более мелких
конкурентов с рынка. После того как конкуренты вытеснены, фирма начинает
вести себя как монополист. Поведение фирм на олигополистических рынках можно уподобить
поведению армий на войне. Они соперники, а трофеем является прибыль. Их
оружие включает в себя контроль над ценами, рекламу и установление величины
выпуска. Немногочисленность конкурентов заставляет их считаться с реакцией
друг друга на свои решения. Они выбирают такую стратегию, чтобы увеличить
свои доли на рынке и прибыли. Во многих случаях олигополии защищены
барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые обсуждались для
монопольных фирм. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм
могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных
средних издержках, чем были бы у множества фирм. Существование естественных
случаев олигополии является предметом споров среди экономистов. Утвердилось
мнение, что отрасли, в которых существует олигополия, включают в себя
нефтепереработку, выплавку стали и производство пива. Подытоживая,
заметим, что олигополистические рынки обладают следующими чертами: 1. Всего несколько фирм снабжают весь рынок. Продукт, который они
поставляют, может быть как стандартизированным, так и дифференцированным. 2. По крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли
обладают крупными рыночными долями. Следовательно, некоторые фирмы на
рынке обладают способностью влиять на цену товара, варьируя его наличие на
рынке. 3. Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость. Продавцы всегда
считаются с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цены,
ориентиры по объемам продаж, размер рекламных расходов или принимают
другие деловые меры. Нет единой модели олигополии. Можно разработать
ряд моделей, объясняющих поведение фирм в конкретных ситуациях, основываясь
на том, какие строят предположения фирмы относительно реакции своих
соперников. Описываемые ниже модели показывают, как при олигополии
проявляется тенденция к уменьшению прибылей из-за конкуренции.
Разрушительное действие олигополистического соперничества на цены толкает
фирмы к сговору, чтобы уменьшить конкуренцию и увеличить прибыли. 1.2. Исследование картеля как одной из форм олигополии На любом олигопольном рынке у фирм есть стимулы координировать свою
производственную деятельность и политику ценообразования посредством
ограничения объема выпуска фирм (квот) и назначения одинаковых цен для
увеличения совокупной прибыли отрасли и индивидуальных прибылей каждой из
фирм. Ассоциация фирм, которые заключили явное или тайное соглашение о
координации своей деятельности, называется картелем (т.е. о кооперированной
олигополии). Именно об этой договоренности пойдет речь в данном пункте,
т.к. наиболее полное раскрытие этого понятия необходимо для более глубокого
анализа ценообразования в картели. Предположение о стремлении или склонности олигополистов к явному или
тайному сговору нельзя считать результатом развития экономической теории ХХ
в. В известном смысле оно присутствует уже в приведенных в начале этой
главы словах одного из персонажей «Утопии» Т.Мора, сконструировавшего само
слово «олигополия». Об этой склонности к сговору писал и А.Смит:
«Представители одного и того же вида торговли или ремесла редко собираются
вместе даже для развлечения и веселья без того, чтобы их разговор не
кончился заговором против публики или каким либо соглашением о повышении
цен», Эти слова Смита часто используются в качестве эпиграфа к работам (или
отдельным их главам), посвященным проблемам кооперированной (тем или иным
образом) олигополии. Они стали эпиграфом и к первой в России специально посвященной такому
типу строения рынка книге Д. И. Пихно «Торгово-промышленные стачки».Это
название может вызвать недоумение ,т.к. может показаться, что речь в этой
книге идет о стачках рабочих, которые теперь называют забастовками (от
um.basto-довольно).Нет, речь в книге Пихно шла именно о стачке торговцев и
промышленников. Термин «стачки» (от глагола стакнуться) был общепринят в
русской экономической литературе по крайней мере с середины XIX до конца 20-
х годов xx в. И соответствовал английскому collusion, ныне переводимому как
«сговор». Приведем определение Д. И. Пихно: «Стачками называются соглашения
между самостоятельными представителями той или иной экономической группы
населения, коими регулируются условия производства или потребления товаров
и услуг с целью устранения конкуренции. Преследуя одинаковую цель и
объединяясь этой целью в одно понятие, стачки в то же время представляют
столько разновидностей, сколько существует общественных групп, среди
которых они практикуются. Могут быть стачки производителей промышленников,
торговцев, потребителей, рабочих, стачки в области либеральных профессий,
например врачей, адвокатов и пр.». Участников такого соглашения-стачки
называли стакнувшимися. Это определение стачки Д.И. Пихно практически
аналогично современному определению сговора. Поводом для работы Д.И. Пихно послужила книга австрийского экономиста
Ф. Клейнвехтера, профессора университета в Черновцах (тогда Австро-Венгрия)
«Картели» (термин, происходящий от нем. cartel – объединение).
Распространенному в континентальной Европе немецкому термину «картель» в
англоязычных странах соответствовали термины «пул» и «трест» (англ. pool,
trust). Но, поскольку уже в 1890г. в США был принят первый антитрестовый
закон Шермана, поставивший тресты как одну из форм сговора вне закона, в
экономико-теоретической литературе за этой формой закрепилось наименование
«картель». Сговор, а по прежней русской терминологии стачка, является
родовым понятием в отношении картеля, треста и еще одного типа строения
рынка – лидерства. Перейдя от истории к современности надо сказать, что картель может
состоять из ряда предприятий какой-либо одной или нескольких стран. Первый
тип картелей был особенно распространен в Германии и Европе вообще, второй
тип часто образуется и санкционируется правительствами многих стран. Хорошо
известным примером картелей второго типа является Организация стран –
экспортеров нефти (ОПЕК). В США, где легальные картели запрещены уже более
ста лет, известны нелегальные, тайные картельные соглашения. Если картель включает все фирмы, действующие в отрасли, отрасль
становится монополией, и фирмы получают монопольную прибыль. Фирмам очень
выгодно заключать картельные соглашения. Но если картель уже сформирован и
эффективно ограничивает выпуск и цену на рынке, у каждой фирмы появляется
стимул нарушить картельное соглашение путем увеличения квот выпуска или
понижения цены. В этом случае фирма нарушитель привлекает дополнительное
количество потребителей, в результате чего ее прибыль возрастает. Однако
подобным образом могут рассуждать все фирмы-участницы картеля, что ведет к
нарушению картельного соглашения. Для поддержания картельных соглашений в
течение продолжительного времени требуются дополнительные усилия продавцов-
участников соглашения. В противном случае картельные соглашения были бы,
как правило, весьма недолговечными. Для того чтобы лучше раскрыть понятие картеля как одного из видов
олигополии надо подробно рассмотреть его сущность и виды. Картель – это ограничивающее конкуренцию соглашение между
предприятиями, которые юридически и экономически остаются самостоятельными. По своему содержанию картельные соглашения могут быть весьма
разнообразны. Вершина их расцвета пришлась на период между Первой и Второй
мировыми войнами, поэтому представленные ниже виды картелей являются
отчасти «историческими формами», относящимися к тому времени, хотя многие
из них и сейчас являются образцом практических действий. (Субмиссионный картель – объединяет предпринимателей, в его рамках
распределяются общие оферты предложения на государственные заказы; ставит
своей целью, чтобы входящие в него предприятия во время тендеров при
размещении государственных заказов получали бы в порядке очередности
добавку за завышенные цены. Это достигается тем, что во время торгов все
члены картеля из числа участвующих в них предлагают продукцию по
чрезвычайно завышенной цене. Часто картельным договором предусматриваются
компенсационные платежи «победителей» тендера «проигравшим». (Картель, согласующий только единые условия продажи (но не цены) –
устанавливает для всех предприятий-участников определенные договором
условия относительно их гарантийных услуг, сроков поставок, условий оплаты
и т.д. (Картель согласованных размеров скидок – определяет условия и размеры
скидок для предприятий-участников. (Картель минимальных цен – определяет цены, которые в процессе
торговли не могут быть снижены. (Картель единой цены - устанавливает единые для всех членов картеля
цены на рынке сбыта. Такой картель возможно создать лишь в том случае, если
все входящие в него предприятия имеют примерно одинаковое качество
продукции, т.к. иначе спрос концентрировался бы на продукции высшего
качества. Фактически в прошлом большинство картелей единой цены,
создавались там, где группа предприятий производила достаточно гомогенный,
однородный продукт (например: уголь, сталь, цемент). Обычно поводом для
создания картеля рассматриваемого типа было падение цен, которое
происходило из-за возникновения в отрасли избыточных производственных
мощностей. Предприятия-члены картеля путем согласованного сбивания цены
пытались переключить спрос на себя. Это часто приводило к тому, что картель
единой цены превращался в квотовый картель. (Квотовый картель - выделяет каждому члену картеля определенную
квоту (долю) производства продукции, которая не может быть превышена. При
этом должно производиться лишь такое количество продукции, которое может
быть реализовано при завышенных единых ценах. Кроме того, квотовый картель
равномерно воздействует на все предприятия-участники, заставляя их снижать
избыточные производственные мощности. Превышение установленных
производственных квот карается штрафом, определенным картельным договором.
Однако так как превышения квот часто оставались незамеченными, квотовый
картель в конце концов трансформировался либо вливался в синдикат. (Синдикат – самая «жесткая» форма картеля. Реализация продукции всех
участников синдиката осуществляется по единым ценам исключительно через
центр по продажам, принадлежащий синдикату. Таким образом, все предприятия-
члены обязаны поставлять всю свою продукцию в синдикат, который благодаря
этому имеет возможность контролировать соблюдение производственных квот.
Нелегальная продажа продукции отдельными членами синдиката предотвращается
с помощью самых различных мер, вплоть до постоянного контроля у заводских
ворот. (Региональный картель – соглашения между предприятиями о
территориальном разделе рынка сбыта между продавцами, благодаря чему
отдельный продавец становится монополистом в своем регионе. (Экспортный картель – соглашение по условиям сбыта продукции на
иностранных рынках. (Импортный картель – соглашение импортеров внутри страны, направленное
против иностранных фирм экспортеров. (Картель специализации – каждый его участник обязывается производить
один определенный продукт или тип продуктов. Таким образом, каждый член
картеля получает монопольное положение на рынке определенной продукции. (Картель структурных кризисов – соглашение, которое должно обеспечить
безболезненное свертывание производственных мощностей при устойчивом, не
обусловленном конъюнктурой сокращении сбыта. Такого рода картельное
соглашение заключается обычно во время циклических спадов производства, в
условиях, когда баланс спроса и предложения на продукцию отрасли резко
нарушен (имеются большие запасы непроданной продукции), цены падают ниже
среднеотраслевой себестоимости и значительное число предприятий отрасли
вынуждены прекратить производство. В этом случае компании согласовывают
между собой масштабы снижения производства и недогрузки мощностей до тех
пор, пока избыток продукции не будет продан. (Объединение малых и средних предприятий – служит для повышения их
конкурентных шансов. Таким образом, мы видим, что картели могут преследовать совершенно
различные цели. Некоторые из них создаются с намерением добиться
монопольной власти на рынке путем выбивания конкурентов, другие для того,
чтобы пробиться на новый рынок, третьи – чтобы выйти из кризиса и т.д. Это
еще раз подтверждает, что картели могут давать как негативный, так и
позитивный экономический эффект, поэтому все процессы, связанные с
образованием и деятельностью картелей подлежат законодательному
регулированию и прямому государственному контролю. Но какие бы виды картеля не существовали все они имеют
теоретическую модель образования и функционирования- ее я сейчас буду
рассматривать на примере квотового картеля ,каковым является ОПЕК, который
будет рассмотрен в третьей главе. Предположим в некоторой местности несколько производителей
стандартизированной продукции хотят образовать картель. Допустим, что есть
15 региональных поставщиков данного продукта. Фирмы назначают цену равную
средним издержкам. Каждая из фирм боится поднять цену из опасения, что
другие не последуют за ней и ее прибыли станут отрицательными. Допустим,
что выпуск находится на конкурентном уровне Qc (Рисунок 1.3.),
соответствующему размеру выпуска, при котором кривая спроса пересекает
кривую МС, являющейся горизонтальной суммой кривых предельных издержек
каждого продавца. Кривая МС была бы кривой спроса, если бы рынок был
полностью конкурентным. Каждая фирма выпускает 1/15 часть общего выпуска
Qc. Pm Pc E MR` MC D MR m Qc Q` Q Рисунок 1.3. Первоначальное равновесие существует в точке Е. Конкурентная цена
равна Рс. При этой цене каждый производитель получает нормальную прибыль.
При картельной цене Pm, каждая фирма могла бы получать максимальные
прибыли, устанавливая Pm=MC. Если все фирмы поступят так, то будет
избыточное количество цемента, равное QmQ единиц в месяц. Цена упала бы до
Рс. Чтобы поддержать картельную цену, каждая фирма должна производить не
больше, чем величина квоты qm. Для установления картеля необходимо сделать следующие шаги. 1.Убедиться, что существует барьер для входа в отрасль, чтобы
предотвратить продажу товара другими фирмами после повышения цены. Если бы
был возможен свободный вход в отрасль, то увеличение цены привлекло бы
новых производителей. Следовательно, предложение возрасло бы, а цена упала
бы ниже монопольного уровня, который стремиться поддерживать картель. 2.Организовать встречу всех производителей данного вида товара, для
установления совместных ориентиров по общему уровню выпуска продукции.
Сделать это можно, оценив рыночный спрос и высчитав предельный доход для
всех уровней выпуска. Выбрать выпуск, для которого MC=MR (предполагается,
что у всех фирм одинаковые издержки производства). Монопольный выпуск будет
максимизировать прибыли у всех продавцов. Это изображено на Рисунке 1.3.
кривая спроса на товар в регионе - D. Предельный доход, соответствующий
этой кривой, - MR. Монопольный выпуск равен Qm, что соответствует
пересечению MR и MC. Монопольная цена равна Pm. Текущая цена равна Рс, а
текущий выпуск Qс. Следовательно, текущее равновесие является таким же,
как конкурентное.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|