p> Рассматривая вопрос о разграничении полномочий между различными
субъектами управления финансовыми результатами предприятия, следует
подчеркнуть, что раньше предприятия могли управлять формированием и
распределением прибыли только за счет внутренних факторов, то есть
управление этим процессом сводилось к решению задачи сокращения затрат,
входящих в состав себестоимости продукции и перевыполнения установленного
задания по ее снижению. С изменением условий хозяйственной деятельности предприятий и началом
постепенного перехода к рыночным отношениям, коренным образом изменяется
сущность процессов управления финансовыми результатами. Государство
начинает выполнять принципиально новую роль в экономике, воздействуя на
процессы формирования прибыли на предприятиях не прямыми, директивными
методами, жёстко регламентируя их, а опосредованно, используя различные
экономические методы управления экономикой и, в первую очередь, через
систему налогообложения прибыли. В этих условиях прибыль уже не выступает
показателем, производным от директивно установленных параметров работы
предприятий, а отражает эффективность их собственной деятельности. Вместе с тем, значительная часть финансовых рычагов, связанных с
формированием прибыли, а также с первичным распределением прибыли на
централизованные и децентрализованные фонды (до образования чистой прибыли,
остающейся в распоряжении предприятия), по-прежнему регулируется
государственными органами путем установления налоговых ставок и льгот;
минимальных размеров штрафов и пени; а также предельных нормативов
отчислений в резервные фонды. Например, через порядок предоставления налоговых льгот государство
стимулирует направление прибыли на капитальные вложения, на
благотворительные цели, на финансирование природоохранных мероприятий, на
финансирование расходов по содержанию объектов социальной сферы. Платежи из
валовой прибыли предприятия в бюджет играют важную роль в качестве
финансовых рычагов, мобилизующих трудовые коллективы на повышение
эффективности использования производственных фондов, материальных,
трудовых и финансовых ресурсов. Например, налог на имущество предприятий
должен стимулировать освобождение производственно-технической базы от
излишних, морально и физически устаревших основных фондов, снижение и
ликвидацию сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей. На этапе формирования и первичного распределения финансовых
результатов возможности строительной организации по управлению массой и
динамикой чистой прибыли можно сгруппировать по следующим основным
направлениям. 1. Формирование и оптимизация пакета заказов и производственной
программы: заключение договоров подряда прежде всего с теми заказчиками, которые
гарантируют создание наиболее выгодных условий для выполнения строительно-
монтажных работ: своевременную разработку проектно-сметной документации,
поставку оборудования к монтажу строго в соответствии с согласованными
графиками, бесперебойное финансирование и материально-техническое
обеспечение процесса строительства; максимальная загрузка производственных мощностей объемами работ; оптимальное распределение бригад по объектам строительства; концентрация производственных мощностей на пусковых объектах в целях
сокращения объемов незавершенного строительства. 2. Регулирование договорных цен в зависимости от изменения условий
строительного производства. 3. Оптимизация учетной политики строительной организации. 4. Оптимизация порядка и форм расчетов за готовую строительную
продукцию. 5. Проведение комплекса организационно-технических мероприятий,
направленных на выполнение и перевыполнение задания по снижению
себестоимости строительно-монтажных работ. 6. Максимальное использование преимуществ, которые дает система льгот
по налогообложению прибыли. На этапе распределения чистой прибыли, остающейся в распоряжении
строительной организации, наиболее важной проблемой является решение задачи
оптимизации распределения чистой прибыли по двум основным направлениям ее
целевого использования. Этими направлениями являются потребление и
накопление. Порядок распределения и использования прибыли, а также конкретный
перечень фондов потребления и накопления фиксируются в уставе предприятия и
в его учетной политике. Кроме того, на предприятии совместно плановым и
финансовым отделами разрабатывается Положение о порядке распределения
валовой (балансовой) и чистой прибыли, остающейся в распоряжении
предприятия, которое утверждается руководителем предприятия. Наиболее
важным элементом данного Положения являются долгосрочные нормативы
образования фондов потребления и накопления, которые служат исходными
данными при составлении финансового плана предприятия на предстоящий год.
По каждому из фондов потребления и накопления ежегодно составляется и
утверждается руководителем предприятия годовая смета расходов, в которой
определяются как направления использования средств, так и конкретные
мероприятия, финансируемые за счет средств данного фонда. Таким образом, в современных условиях государство не устанавливает
каких-либо нормативов распределения прибыли. Каждое предприятие
устанавливает их самостоятельно. Подрядные строительные организации
Министерства обороны РФ (УНР), действуют, как правило, на правах
структурных подразделений соответствующих строительных управлений. Поэтому
нормативы распределения прибыли, как правило, обосновываются строительными
управлениями военных округов (флотов) и доводятся до подчиненных им
подрядных строительных организаций. Теперь рассмотрим, каким же образом осуществляется процесс управления
формированием и распределением финансовых результатов. Процесс управления финансовыми результатами является одним из важных
элементов системы управления финансовыми результатами строительной
организации и включает в себя два замкнутых цикла: цикл управления
формированием финансовых результатов и цикл управления распределением
финансовых результатов. Каждый этих циклов, как видно на схеме (см. схему
5, приложение 5), состоит из ряда этапов процесса управления финансовыми
результатами: прогнозирование и планирование формирования и распределения
финансовых результатов - организация и регулирование процессов формирования
и распределения финансовых результатов через соответствующие механизмы -
учет формирования и распределения финансовых результатов - составление и
представление отчетности - контроль за законностью формирования и
распределения финансовых результатов - анализ формирования и распределения
финансовых результатов - подготовка проекта решения и представление доклада
руководителю строительной организации по результатам анализа - принятие
решения о способах мобилизации выявленных резервов роста прибыли и
подготовка исходных данных для прогнозирования и планирования. На каждом этапе процесса управления финансовыми результатами
реализуется определенная функция управления. В то же время каждому из
приведенных на схеме этапов соответствует определенный набор методов,
правил и технологий управления финансовыми результатами предприятия. Деление на этапы управления в американском финансовом менеджменте
носит условный характер, так как практически все этапы управления
осуществляются одновременно, образуя единый и непрерывный процесс, что
соответствует принципам непрерывного ведения на предприятии управленческого
учета и непрерывного краткосрочного прогнозирования финансовых результатов
и других показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако, в условиях России явно прослеживается дискретность процесса
управления финансами предприятий, так как практически отсутствует
краткосрочное финансовое прогнозирование и корректировка составленного на
предстоящий год финансового плана. Кроме того, контроль и анализ на
предприятии носят периодический характер. Это вызвано целым рядом
объективных и субъективных причин: слабостью учетно-информационной базы
российских предприятий и низким уровнем автоматизации процесса управления
финансами, отсутствием системы управленческого учета на многих
предприятиях, тяжелым финансовым положением предприятий и проблемами
перехода к рыночной экономике, несоответствием государственной системы
подготовки кадров финансовых работников требованиям рыночной экономики,
применением устаревших методов управления финансами. Финансово-плановые органы российских предприятий, как правило,
получают информацию, необходимую им для проведения финансового контроля и
финансового анализа лишь один раз в месяц, после закрытия собирательно-
распределительных счетов бухгалтерского учета, подсчета оборотов и остатков
по другим счетам и составления бухгалтерской отчетности. Кроме того,
углубленный анализ финансовых результатов на российском предприятии
проводится, как правило, один раз в квартал, в процессе подготовки и
проведения балансовых комиссий. Этот анализ направлен, главным образом, на
выявление внутрихозяйственных резервов роста прибыли путем проведения
факторного анализа на основе данных, собранных и обобщенных в регистрах
бухгалтерского учета и отчетности. Результаты проведенного анализа
используются при разработке (корректировке) показателей финансовых планов.
Таким образом, резервы роста прибыли, возникающие в текущем квартале,
выявляются лишь в начале следующего квартала. На основании вышеизложенного необходимо сделать вывод о том, что
методы управления финансовыми результатами, применяемые подрядными
строительными организациями МО РФ, в современных экономических условиях
явно устарели и требуют дальнейшего развития и совершенствования в целях
обеспечения роста прибыли и оптимизации ее распределения. Разработать теоретическую базу и альтернативные практические методы
управления финансами предприятий призвана новая экономическая наука -
российский финансовый менеджмент. Новая финансовая идеология лишь начинает
"овладевать массами" финансовых работников. При этом наиболее серьезные
трудности связаны с необходимостью адаптации западных экономических моделей
к традициям российского бухгалтерского учета и финансового анализа. Завершая изучение системы управления финансовыми результатами
предприятия в целом, необходимо сделать ряд выводов по данной главе,
которые помогут автору выбрать направления дальнейшего исследования. 1. Финансово-экономические отношения в сфере капитального
строительства Министерства обороны РФ подчиняются общим экономическим
законам, и в тоже время имеют ярко выраженную специфику, которая выражается
в направленности производственно-хозяйственной деятельности строительных
управлений, главным образом, на удовлетворение военно-экономических
потребностей Вооруженных Сил (на выполнение государственного оборонного
заказа). 2. Наряду с безусловным выполнением государственного оборонного
заказа, строительные управления и подрядные строительные организации
определяют в качестве своей главной стратегической цели получение
максимальной прибыли, так как она является целью и конечным финансовым
результатом производственной и финансово-хозяйственной деятельности,
важнейшим показателем эффективности, источником для осуществления
расширенного воспроизводства и для удовлетворения материальных, социальных
и других потребностей трудовых коллективов. Непосредственным источником
формирования фондов потребления и накопления является чистая прибыль,
остающаяся в распоряжении строительной организации. 3. Механизм формирования и распределения финансовых результатов
является частью финансового механизма подрядной строительной организации и
состоит из трех взаимосвязанных звеньев: функционального,
институционального и нормативно-правового. 4. Если рассматривать механизм формирования и распределения финансовых
результатов в рамках системы управления финансами подрядной строительной
организации, то становится очевидным тот факт, что данный механизм, с одной
стороны, регулярно подвергается управляющим и корректирующим воздействиям
как со стороны государственных органов, так и со стороны администрации
предприятия, то есть является объектом управления. С другой стороны, данный
механизм является инструментом реализации управленческих решений по
вопросам формирования и распределения финансовых результатов. 5. Между государственными органами и строительной организацией
существует четкое разделение полномочий по вопросам управления финансовыми
результатами, причем целенаправленная управленческая деятельность субъектов
управления осуществляется при помощи механизма формирования и распределения
финансовых результатов. 6. Процесс управления финансовыми результатами строительной
организации включает в себя ряд взаимосвязанных этапов. Каждому из этих
этапов соответствует определенный набор методов, правил и технологий
управления финансовыми результатами. 7. В настоящее время подрядные строительные организации Министерства
обороны РФ работают в крайне сложных экономических условиях, что оказывает
существенное влияние на процессы формирования и распределения финансовых
результатов. 8. В рамках совершенствования системы управления финансами подрядных
строительных организаций МО РФ необходимо дальнейшее развитие методов
управления финансовыми результатами, в том числе и на основе применения
методов российской школы финансового менеджмента. Таким образом, во второй главе дипломной работы целесообразно
рассмотреть отдельные этапы процесса управления формированием и
распределением прибыли, а также традиционные и перспективные методы
управления финансовыми результатами строительной организации для того,
чтобы в дальнейшем разработать соответствующие методические рекомендации по
управлению формированием прибыли и обеспечению ее оптимального
распределения. II. ТРАДИЦИОННЫЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ
РЕЗУЛЬТАТАМИ 2.1. Существующая система планирования, учета и анализа финансовых
результатов в подрядных строительных организациях Министерства обороны РФ Для того, чтобы выявить преимущества и недостатки применения
традиционных методов управления формированием и распределением финансовых
результатов, необходимо рассмотреть и проанализировать методики
планирования, учета и анализа финансовых результатов, используемые
подрядными строительными организациями Министерства обороны РФ на
соответствующих этапах процесса управления финансовыми результатами. Важной составной частью финансового механизма строительных организаций
является финансовое планирование, которое представляет собой деятельность
соответствующих служб и отделов по определению объема финансовых ресурсов,
необходимого для выполнения планов строительства и ввода в действие
объектов; по определению форм и методов мобилизации финансовых ресурсов;
установлению финансовых показателей, пропорций и размеров денежных фондов,
источников их формирования и направлений целевого использования. Финансовый план строительной организации является составной частью
стройфинплана и обеспечивает сбалансированность всех его разделов.
Показатели финансового плана (раздел "Баланс доходов и расходов", форма 12-
СФ) разрабатываются на основе данных о фактическом выполнении планов в
текущем году, а также на основе данных из других разделов стройфинплана, в
частности, на основе данных из раздела "Планирование прибыли и
себестоимости строительно-монтажных работ" (форма 09-СФ). В этом разделе
определяется размер плановой балансовой прибыли с учетом предусмотренных на
следующий год организационно-технических мероприятий, позволяющих увеличить
объем строительной продукции и снизить ее себестоимость. Размер плановой
балансовой прибыли определяется в порядке, изложенном в параграфе 1.2
дипломной работы, на основе запланированного объема строительно-монтажных
работ и плановой себестоимости. При этом источниками плановой балансовой
прибыли являются плановые накопления (нормативная прибыль) и плановая
экономия от снижения себестоимости строительно-монтажных работ. Следует различать планирование формирования прибыли и планирование
распределения прибыли. Налогообложение прибыли и ее распределение на фонды
потребления, фонды накопления и резервные фонды планируется в "Балансе
доходов и расходов" (форма 12-СФ) на основе действующих ставок
налогообложения и льгот, а также на основе нормативов распределения прибыли
в порядке, изложенном в параграфе 1.3 дипломной работы. При этом порядок
целевого использования фондов потребления и накопления планируется в сметах
расходования средств фондов потребления и накопления. Учет финансовых результатов строительной организации ведется в
соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской
федерации, утвержденным приказом Министерства финансов от 26 декабря 1994
года № 170, и Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным приказом
Министерства финансов от 1 ноября 1991 года № 56 с изменениями, внесенными
приказом Министерства финансов от 27 декабря 1994 года № 173, на счете 80
"Прибыли и убытки", который предназначен для учета формирования прибыли
(убытков). Учет распределения (использования) валовой (балансовой) прибыли
ведется на счете 81 "Использование прибыли". Чистая прибыль, остающаяся в
распоряжении строительной организации распределяется в порядке, изложенном
в параграфе 1.2 дипломной работы. Операции по распределению чистой прибыли
отражаются в учете путем записи в дебет счета 81 "Использование прибыли" с
кредита счетов 82 "Оценочные резервы", 86 "Резервный капитал", 87
"Добавочный капитал", 88 "Нераспределенная прибыль".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|