Меню
Поиск



рефераты скачать Анализ механизма формирования и распределения финансовых результатов в условиях перехода к рыночной экономике

p> Непосредственно после завершения процесса формирования финансовых результатов начинается процесс распределения прибыли на централизованные и децентрализованные фонды.

Распределение прибыли - это направление прибыли на расширение производства, на удовлетворение социальных нужд работников, на их материальное поощрение, на формирование доходов бюджета, а также централизованных фондов и резервов вышестоящих органов. Объектом распределения является валовая (балансовая) прибыль предприятия.

Централизованные фонды денежных средств представляют собой платежи в бюджет и отчисления в фонды, создаваемые вышестоящей организацией.

Децентрализованные фонды денежных средств предназначены для удовлетворения собственных потребностей предприятия. Часть из них формируется за счет чистой прибыли, оставляемой в распоряжении строительной организации: фонды накопления и резервные фонды, которые относятся к фондам производственного назначения; а также фонды потребления, которые относятся к фондам непроизводственного назначения.

Различают валовую (или балансовую) прибыль и чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, определяется как разность между суммой валовой прибыли и суммой налогов, отчислений, штрафных санкций и других платежей, направляемых в бюджет; передаваемых вышестоящей организации; уплачиваемых банкам в качестве процентов за кредит; а также суммой командировочных, представительских и других расходов, произведенных сверх установленных норм.

Из всех видов налогов, выплачиваемых за счет чистой прибыли, самым значительным является налог на прибыль. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль регулируется Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций от 27 декабря 1991 года, с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом РФ от 3 декабря 1994 года № 54-ФЗ и от 10 января 1997 года № 13-ФЗ.

Чистая прибыль предприятия распределяется ежеквартально нарастающим итогом с начала года в соответствии с финансовым планом на фонды потребления, фонды накопления и резервные фонды (см. схему 2, приложение
2). Иногда часть средств, направляемых в фонды потребления, фонды накопления и в резервные фонды, перечисляется вышестоящим органам с целью создания централизованных фондов и резервов.

Оставшаяся после распределения часть чистой прибыли называется нераспределенной прибылью и служит, как правило, в качестве источника пополнения оборотных средств предприятия до принятия решения о ее распределении.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что непосредственным источником формирования фондов накопления и фондов потребления является чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Здесь не рассматриваются в качестве источника формирования фондов предприятия безвозмездные финансовые вложения сторонних предприятий и организаций, поскольку они не типичны для предприятий Министерства обороны, за исключением пополнения собственных оборотных средств за счёт сметы
Министерства обороны.

Путем распределения чистой прибыли на фонды потребления и фонды накопления определяются направления ее дальнейшего целевого использования.

Направлениями целевого использования средств фондов накопления, образуемых за счет чистой прибыли строительной организации являются: финансирование затрат по техническому перевооружению и реконструкции строительного производства; строительство новых объектов собственной производственной базы; финансирование затрат по освоению производства новой, конверсионной продукции; внедрение новых прогрессивных технологий строительного производства; проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и пректно- изыскательских работ; финансирование прироста собственных оборотных средств, а также возмещение их недостатка; создание и развитие подсобных производств и хозяйств; погашение убытков от гибели, порчи основных средств в результате стихийных бедствий и погашение убытков прошлых лет, если эти убытки не покрываются за счет средств резервных фондов.

Таким образом, фонды накопления предназначены для финансирования расходов, связанных с модернизацией собственной производственной и технологической базы строительных организаций.

Направлениями целевого использования средств фондов потребления, образуемых за счет чистой прибыли строительной организации являются: оказание безвозмездной материальной помощи работникам предприятия; содержание объектов социальной сферы (финансирование расходов на содержание социальной сферы в части, не покрываемой ее доходами); финансирование других расходов на социальные нужды; материальное стимулирование трудовых коллективов и отдельных работников; финансирование расходов по подготовке кадров, если согласно закона эти затраты относятся за счет чистой прибыли предприятия; финансирование благотворительных акций (сверх норм, установленных системой льгот по налогу на прибыль).

Таким образом, фонды потребления предназначены для финансирования расходов непроизводственного характера, а также для материального стимулирования работников.

При изложении направлений использования средств фондов потребления и накопления не ставилась задача дать исчерпывающий перечень всех возможных видов расходов, так как в современных условиях данный вопрос находится в рамках компетенции каждого конкретного предприятия.

Изучив порядок формирования и распределения прибыли (выявления убытков), рассмотрим теперь порядок покрытия выявленных убытков за счет различных источников средств предприятия.

В случае выявления убытков, главный бухгалтер представляет руководителю строительной организации письменный доклад о состоянии финансово-хозяйственной деятельности за истекший квартал. В этом докладе указывается размер понесенных убытков и анализируются причины их образования. Руководитель строительной организации принимает решение о назначении административных расследований по фактам бесхозяйственности и расточительства, о привлечении виновных должностных лиц к ответственности, а также о покрытии понесенных убытков.

Согласно Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности (приложение № 2 к приказу Министерства финансов РФ от 12 ноября
1996 года № 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций"), источниками покрытия убытка отчетного года являются: остаток нераспределенной прибыли (счет 88, субсчет 1); прибыль, остающаяся в распоряжении строительной организации (сумма превышения оборота по кредиту счета 80 "Прибыли и убытки" над оборотом по дебету счета 81 "Использование прибыли"); резервный капитал (счет 86); свободные остатки средств фондов потребления и накопления, не учтенные в качестве источника покрытия капитальных вложений (счет 88, субсчета 3, 4, 5); а также средства добавочного капитала, за исключением сумм прироста стоимости имущества по переоценке (счет 87, субсчета 2,3).

Если перечисленных выше источников средств недостаточно для покрытия образовавшихся убытков, то вопрос о выборе источников покрытия убытков выносится на балансовую комиссию по итогам финансово-хозяйственной деятельности за истекший год. На балансовой комиссии, проводимой с участием представителей Строительного управления военного округа, может быть принято окончательное решение о списании убытков за счет централизованных фондов и резервов (счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты"); либо решение о зачислении непокрытых убытков на счет 88, субсчет 1 "Непокрытые убытки".

В любом случае убыточная финансово-хозяйственная деятельность приводит к уменьшению суммы собственных оборотных средств строительной организации, что может отрицательно отразиться на выполнении договоров подряда и производственной программы, а также планов по вводу в действие производственных мощностей и объектов строительства.

Поэтому процесс формирования и распределения прибыли (выявления и покрытия убытков) контролируется и анализируется налоговой инспекцией, вышестоящей организацией, отделом финансирования капитального строительства и промышленных предприятий финансовой службы военного округа, заказчиками строительства, руководителем и главным бухгалтером строительной организации, а также работниками финансового и планового отделов. Кроме того, движение средств фондов потребления контролируется профсоюзным комитетом и трудовым коллективом строительной организации. По результатам контроля и анализа механизм формирования и распределения финансовых результатов регулярно подвергается управляющим и корректирующим воздействиям, то есть является объектом управления.

В связи с этим объективно возникает вопрос о разграничении полномочий между различными государственными органами и строительной организацией по регулированию процессов формирования и распределения финансовых результатов.

В данном параграфе механизм формирования и распределения финансовых результатов был рассмотрен как элемент финансового механизма строительной организации. Однако, для того, чтобы понять, каким образом осуществляется процесс управления механизмом формирования и распределения финансовых результатов, как распределены полномочия по управлению данным механизмом, а также исследовать место и роль данного механизма в системе управления финансами подрядной строительной организации, необходимо рассмотреть сущность понятия "управление формированием и распределением финансовых результатов как составная часть финансового менеджмента строительной организации".

1.3. Место и роль механизма формирования и распределения финансовых результатов в системе управления финансами подрядной строительной организации

Финансовый менеджмент можно рассматривать в нескольких аспектах: как науку, изучающую формы и методы управления финансами предприятия; как систему управления финансами; а также как целенаправленную управленческую деятельность.

Управление финансами предприятия (финансовый менеджмент) является составной частью управления производственной и финансово-хозяйственной деятельностью предприятия и представляет собой совокупность приемов и способов целенаправленного воздействия государственных органов различных уровней, а также финансовых и плановых отделов (служб) предприятия на процесс формирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях наиболее эффективного использования финансовых ресурсов и получения максимальной прибыли.

Существуют и другие, более краткие определения финансового менеджмента. Приведем лишь одно из них, в котором подчеркнута роль финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент - это организация управления финансовыми потоками предприятия в целях наиболее эффективного использования собственного и привлеченного капитала и получения максимальной прибыли.

Управление формированием и распределением финансовых результатов является составной частью управления финансами предприятия и представляет собой совокупность приемов и способов целенаправленного воздействия государственных органов различных уровней, финансовых и плановых отделов
(служб) предприятия на процесс формирования и распределения финансовых результатов в целях обеспечения законного формирования и оптимального распределения прибыли (выявления и покрытия убытков).

Система управления формированием и распределением финансовых результатов является важной составной частью системы управления финансами предприятия и представляет собой совокупность организационной структуры управления финансовыми результатами; механизма управления финансовыми результатами; процесса управления; а также механизма развития и совершенствования данной системы (см. Схему 3, приложение 3).

Роль системы управления финансовыми результатами определяется ее местом в системе управления финансами предприятия и заключается в целесообразной и эффективной организации финансовых потоков, связанных с формированием и распределением финансовых результатов предприятия, в целях обеспечения законного формирования и оптимального распределения прибыли.

Теперь рассмотрим более подробно элементы системы управления формированием и распределением прибыли предприятия.

Механизм управления финансовыми результатами включает цели, задачи, принципы, функции, методы управления формированием и распределением финансовых результатов; используемые в процессе управления финансовые рычаги, стимулы и санкции; а также нормативно-правовую базу процесса управления финансовыми результатами.

Систему управления финансовыми результатами можно условно разделить на две взаимосвязанных подсистемы, каждая из которых включает в себя часть организационной структуры управления, механизма управления, а также процесса управления финансовыми результатами предприятия: подсистему подготовки (разработки), обоснования, принятия и утверждения управленческих решений; подсистему организации выполнения принятых решений.

Основываясь на делении системы управления финансовыми результатами предприятия на две подсистемы, рассмотрим более подробно структуру этих подсистем (см. схему 4, приложение 4).

Они включают в себя: субъекты управления формированием и распределением финансовых результатов (субъекты-руководители и субъекты-исполнители); механизмы управления, используемые субъектами-руководителями и субъектами-исполнителями; процесс управления финансовыми результатами; объект управления субъектов-руководителей - механизм формирования и распределения финансовых результатов предприятия (механизм реализации управленческих решений); объект управления субъектов-исполнителей - финансовые потоки, связанные с формированием и распределением финансовых результатов; совокупность прямых и обратных, вертикальных и горизонтальных связей, объединяющих все элементы в единую систему.

Механизм управления финансовыми результатами распадается между функциональными звеньями двух механизмов: механизма подготовки, обоснования, принятия и утверждения управленческих решений по вопросам формирования и распределения финансовых результатов; а также механизма формирования и распределения финансовых результатов предприятия (реализации управленческих решений). При этом механизм подготовки и принятия управленческих решений выступает в рамках первой подсистемы в качестве инструмента управления всеми тремя звеньями механизма формирования и распределения финансовых результатов, а сам механизм формирования и распределения финансовых результатов выступает в рамках второй подсистемы в качестве инструмента реализации управленческих решений.

Таким образом, место механизма формирования и распределения финансовых результатов в системе управления финансами предприятия определяется тем, что данный механизм является не только объектом управления, но и важным элементом подсистемы организации выполнения принятых управленческих решений по вопросам формирования и распределения прибыли (выявления и покрытия убытков).

Роль механизма формирования и распределения финансовых результатов в системе управления финансовыми результатами и в системе управления финансами предприятия определяется его местом и заключается в следующем: механизм формирования и распределения финансовых результатов для субъектов управления является инструментом реализации управленческих решений по вопросам формирования и распределения прибыли (выявления и покрытия убытков); кроме того, данный механизм и его звенья сами являются объектами управления.

Субъектами управления формированием и распределением финансовых результатов строительной организации являются: государственные органы, регламентирующие порядок и условия формирования и распределения финансовых результатов, порядок налогообложения прибыли, а также контролирующие соблюдение строительной организацией действующих нормативно-правовых актов по данному вопросу
(Правительство РФ, Министерство финансов, Налоговая инспекция, финансовые органы Министерства обороны РФ, вышестоящая организация и другие органы); руководитель предприятия, который утверждает учетную политику предприятия, финансовый план, нормативы отчислений в резервные фонды, в фонды потребления и накопления, а также годовые сметы расходов по фондам потребления и накопления; финансовые и плановые органы предприятия, которые осуществляют подготовку (разработку), обоснование и реализацию управленческих решений, а также учет, контроль и анализ в ходе исполнения управленческих решений.

Субъекты управления с помощью прямых связей и механизма управления воздействуют на процесс формирования и распределения финансовых результатов путем определения условий и порядка формирования прибыли (убытков), определения порядка налогообложения прибыли, разработки и применения системы финансово-экономических санкций, установления долгосрочных нормативов, применяемых при распределении прибыли и т.д. Каждое управленческое воздействие дает определенный результат (эффект), который анализируется субъектами управления, после чего они, в зависимости от полученного результата, корректируют ранее принятые управленческие решения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.