p> Непосредственно после завершения процесса формирования финансовых
результатов начинается процесс распределения прибыли на централизованные и
децентрализованные фонды. Распределение прибыли - это направление прибыли на расширение
производства, на удовлетворение социальных нужд работников, на их
материальное поощрение, на формирование доходов бюджета, а также
централизованных фондов и резервов вышестоящих органов. Объектом
распределения является валовая (балансовая) прибыль предприятия. Централизованные фонды денежных средств представляют собой платежи в
бюджет и отчисления в фонды, создаваемые вышестоящей организацией. Децентрализованные фонды денежных средств предназначены для
удовлетворения собственных потребностей предприятия. Часть из них
формируется за счет чистой прибыли, оставляемой в распоряжении строительной
организации: фонды накопления и резервные фонды, которые относятся к фондам
производственного назначения; а также фонды потребления, которые относятся
к фондам непроизводственного назначения. Различают валовую (или балансовую) прибыль и чистую прибыль,
остающуюся в распоряжении предприятия. Чистая прибыль, остающаяся в
распоряжении предприятия, определяется как разность между суммой валовой
прибыли и суммой налогов, отчислений, штрафных санкций и других платежей,
направляемых в бюджет; передаваемых вышестоящей организации; уплачиваемых
банкам в качестве процентов за кредит; а также суммой командировочных,
представительских и других расходов, произведенных сверх установленных
норм. Из всех видов налогов, выплачиваемых за счет чистой прибыли, самым
значительным является налог на прибыль. Порядок исчисления и уплаты налога
на прибыль регулируется Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и
организаций от 27 декабря 1991 года, с изменениями и дополнениями,
внесенными Федеральным Законом РФ от 3 декабря 1994 года № 54-ФЗ и от 10
января 1997 года № 13-ФЗ. Чистая прибыль предприятия распределяется ежеквартально нарастающим
итогом с начала года в соответствии с финансовым планом на фонды
потребления, фонды накопления и резервные фонды (см. схему 2, приложение
2). Иногда часть средств, направляемых в фонды потребления, фонды
накопления и в резервные фонды, перечисляется вышестоящим органам с целью
создания централизованных фондов и резервов. Оставшаяся после распределения часть чистой прибыли называется
нераспределенной прибылью и служит, как правило, в качестве источника
пополнения оборотных средств предприятия до принятия решения о ее
распределении. Таким образом, можно сделать вывод о том, что непосредственным
источником формирования фондов накопления и фондов потребления является
чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Здесь не
рассматриваются в качестве источника формирования фондов предприятия
безвозмездные финансовые вложения сторонних предприятий и организаций,
поскольку они не типичны для предприятий Министерства обороны, за
исключением пополнения собственных оборотных средств за счёт сметы
Министерства обороны. Путем распределения чистой прибыли на фонды потребления и фонды
накопления определяются направления ее дальнейшего целевого использования. Направлениями целевого использования средств фондов накопления,
образуемых за счет чистой прибыли строительной организации являются: финансирование затрат по техническому перевооружению и реконструкции
строительного производства; строительство новых объектов собственной производственной базы; финансирование затрат по освоению производства новой, конверсионной
продукции; внедрение новых прогрессивных технологий строительного производства; проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и пректно-
изыскательских работ; финансирование прироста собственных оборотных средств, а также
возмещение их недостатка; создание и развитие подсобных производств и хозяйств; погашение убытков от гибели, порчи основных средств в результате
стихийных бедствий и погашение убытков прошлых лет, если эти убытки не
покрываются за счет средств резервных фондов. Таким образом, фонды накопления предназначены для финансирования
расходов, связанных с модернизацией собственной производственной и
технологической базы строительных организаций. Направлениями целевого использования средств фондов потребления,
образуемых за счет чистой прибыли строительной организации являются: оказание безвозмездной материальной помощи работникам предприятия; содержание объектов социальной сферы (финансирование расходов на
содержание социальной сферы в части, не покрываемой ее доходами); финансирование других расходов на социальные нужды; материальное стимулирование трудовых коллективов и отдельных
работников; финансирование расходов по подготовке кадров, если согласно закона эти
затраты относятся за счет чистой прибыли предприятия; финансирование благотворительных акций (сверх норм, установленных
системой льгот по налогу на прибыль). Таким образом, фонды потребления предназначены для финансирования
расходов непроизводственного характера, а также для материального
стимулирования работников. При изложении направлений использования средств фондов потребления и
накопления не ставилась задача дать исчерпывающий перечень всех возможных
видов расходов, так как в современных условиях данный вопрос находится в
рамках компетенции каждого конкретного предприятия. Изучив порядок формирования и распределения прибыли (выявления
убытков), рассмотрим теперь порядок покрытия выявленных убытков за счет
различных источников средств предприятия. В случае выявления убытков, главный бухгалтер представляет
руководителю строительной организации письменный доклад о состоянии
финансово-хозяйственной деятельности за истекший квартал. В этом докладе
указывается размер понесенных убытков и анализируются причины их
образования. Руководитель строительной организации принимает решение о
назначении административных расследований по фактам бесхозяйственности и
расточительства, о привлечении виновных должностных лиц к ответственности,
а также о покрытии понесенных убытков. Согласно Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской
отчетности (приложение № 2 к приказу Министерства финансов РФ от 12 ноября
1996 года № 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций"),
источниками покрытия убытка отчетного года являются: остаток
нераспределенной прибыли (счет 88, субсчет 1); прибыль, остающаяся в
распоряжении строительной организации (сумма превышения оборота по кредиту
счета 80 "Прибыли и убытки" над оборотом по дебету счета 81 "Использование
прибыли"); резервный капитал (счет 86); свободные остатки средств фондов
потребления и накопления, не учтенные в качестве источника покрытия
капитальных вложений (счет 88, субсчета 3, 4, 5); а также средства
добавочного капитала, за исключением сумм прироста стоимости имущества по
переоценке (счет 87, субсчета 2,3). Если перечисленных выше источников средств недостаточно для покрытия
образовавшихся убытков, то вопрос о выборе источников покрытия убытков
выносится на балансовую комиссию по итогам финансово-хозяйственной
деятельности за истекший год. На балансовой комиссии, проводимой с участием
представителей Строительного управления военного округа, может быть принято
окончательное решение о списании убытков за счет централизованных фондов и
резервов (счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты"); либо решение о зачислении
непокрытых убытков на счет 88, субсчет 1 "Непокрытые убытки". В любом случае убыточная финансово-хозяйственная деятельность приводит
к уменьшению суммы собственных оборотных средств строительной организации,
что может отрицательно отразиться на выполнении договоров подряда и
производственной программы, а также планов по вводу в действие
производственных мощностей и объектов строительства. Поэтому процесс формирования и распределения прибыли (выявления и
покрытия убытков) контролируется и анализируется налоговой инспекцией,
вышестоящей организацией, отделом финансирования капитального строительства
и промышленных предприятий финансовой службы военного округа, заказчиками
строительства, руководителем и главным бухгалтером строительной
организации, а также работниками финансового и планового отделов. Кроме
того, движение средств фондов потребления контролируется профсоюзным
комитетом и трудовым коллективом строительной организации. По результатам
контроля и анализа механизм формирования и распределения финансовых
результатов регулярно подвергается управляющим и корректирующим
воздействиям, то есть является объектом управления. В связи с этим объективно возникает вопрос о разграничении полномочий
между различными государственными органами и строительной организацией по
регулированию процессов формирования и распределения финансовых
результатов. В данном параграфе механизм формирования и распределения финансовых
результатов был рассмотрен как элемент финансового механизма строительной
организации. Однако, для того, чтобы понять, каким образом осуществляется
процесс управления механизмом формирования и распределения финансовых
результатов, как распределены полномочия по управлению данным механизмом, а
также исследовать место и роль данного механизма в системе управления
финансами подрядной строительной организации, необходимо рассмотреть
сущность понятия "управление формированием и распределением финансовых
результатов как составная часть финансового менеджмента строительной
организации". 1.3. Место и роль механизма формирования и распределения финансовых
результатов в системе управления финансами подрядной строительной
организации Финансовый менеджмент можно рассматривать в нескольких аспектах: как
науку, изучающую формы и методы управления финансами предприятия; как
систему управления финансами; а также как целенаправленную управленческую
деятельность. Управление финансами предприятия (финансовый менеджмент) является
составной частью управления производственной и финансово-хозяйственной
деятельностью предприятия и представляет собой совокупность приемов и
способов целенаправленного воздействия государственных органов различных
уровней, а также финансовых и плановых отделов (служб) предприятия на
процесс формирования, распределения и использования фондов денежных средств
в целях наиболее эффективного использования финансовых ресурсов и получения
максимальной прибыли. Существуют и другие, более краткие определения финансового
менеджмента. Приведем лишь одно из них, в котором подчеркнута роль
финансового менеджмента. Финансовый менеджмент - это организация управления финансовыми
потоками предприятия в целях наиболее эффективного использования
собственного и привлеченного капитала и получения максимальной прибыли. Управление формированием и распределением финансовых результатов
является составной частью управления финансами предприятия и представляет
собой совокупность приемов и способов целенаправленного воздействия
государственных органов различных уровней, финансовых и плановых отделов
(служб) предприятия на процесс формирования и распределения финансовых
результатов в целях обеспечения законного формирования и оптимального
распределения прибыли (выявления и покрытия убытков). Система управления формированием и распределением финансовых
результатов является важной составной частью системы управления финансами
предприятия и представляет собой совокупность организационной структуры
управления финансовыми результатами; механизма управления финансовыми
результатами; процесса управления; а также механизма развития и
совершенствования данной системы (см. Схему 3, приложение 3). Роль системы управления финансовыми результатами определяется ее
местом в системе управления финансами предприятия и заключается в
целесообразной и эффективной организации финансовых потоков, связанных с
формированием и распределением финансовых результатов предприятия, в целях
обеспечения законного формирования и оптимального распределения прибыли. Теперь рассмотрим более подробно элементы системы управления
формированием и распределением прибыли предприятия. Механизм управления финансовыми результатами включает цели, задачи,
принципы, функции, методы управления формированием и распределением
финансовых результатов; используемые в процессе управления финансовые
рычаги, стимулы и санкции; а также нормативно-правовую базу процесса
управления финансовыми результатами. Систему управления финансовыми результатами можно условно разделить на
две взаимосвязанных подсистемы, каждая из которых включает в себя часть
организационной структуры управления, механизма управления, а также
процесса управления финансовыми результатами предприятия: подсистему подготовки (разработки), обоснования, принятия и
утверждения управленческих решений; подсистему организации выполнения принятых решений. Основываясь на делении системы управления финансовыми результатами
предприятия на две подсистемы, рассмотрим более подробно структуру этих
подсистем (см. схему 4, приложение 4). Они включают в себя: субъекты управления формированием и распределением финансовых
результатов (субъекты-руководители и субъекты-исполнители); механизмы управления, используемые субъектами-руководителями и
субъектами-исполнителями; процесс управления финансовыми результатами; объект управления субъектов-руководителей - механизм формирования и
распределения финансовых результатов предприятия (механизм реализации
управленческих решений); объект управления субъектов-исполнителей - финансовые потоки,
связанные с формированием и распределением финансовых результатов; совокупность прямых и обратных, вертикальных и горизонтальных связей,
объединяющих все элементы в единую систему. Механизм управления финансовыми результатами распадается между
функциональными звеньями двух механизмов: механизма подготовки,
обоснования, принятия и утверждения управленческих решений по вопросам
формирования и распределения финансовых результатов; а также механизма
формирования и распределения финансовых результатов предприятия (реализации
управленческих решений). При этом механизм подготовки и принятия
управленческих решений выступает в рамках первой подсистемы в качестве
инструмента управления всеми тремя звеньями механизма формирования и
распределения финансовых результатов, а сам механизм формирования и
распределения финансовых результатов выступает в рамках второй подсистемы в
качестве инструмента реализации управленческих решений. Таким образом, место механизма формирования и распределения финансовых
результатов в системе управления финансами предприятия определяется тем,
что данный механизм является не только объектом управления, но и важным
элементом подсистемы организации выполнения принятых управленческих решений
по вопросам формирования и распределения прибыли (выявления и покрытия
убытков). Роль механизма формирования и распределения финансовых результатов в
системе управления финансовыми результатами и в системе управления
финансами предприятия определяется его местом и заключается в следующем: механизм формирования и распределения финансовых результатов для
субъектов управления является инструментом реализации управленческих
решений по вопросам формирования и распределения прибыли (выявления и
покрытия убытков); кроме того, данный механизм и его звенья сами являются объектами
управления. Субъектами управления формированием и распределением финансовых
результатов строительной организации являются: государственные органы, регламентирующие порядок и условия
формирования и распределения финансовых результатов, порядок
налогообложения прибыли, а также контролирующие соблюдение строительной
организацией действующих нормативно-правовых актов по данному вопросу
(Правительство РФ, Министерство финансов, Налоговая инспекция, финансовые
органы Министерства обороны РФ, вышестоящая организация и другие органы); руководитель предприятия, который утверждает учетную политику
предприятия, финансовый план, нормативы отчислений в резервные фонды, в
фонды потребления и накопления, а также годовые сметы расходов по фондам
потребления и накопления; финансовые и плановые органы предприятия, которые осуществляют
подготовку (разработку), обоснование и реализацию управленческих решений, а
также учет, контроль и анализ в ходе исполнения управленческих решений. Субъекты управления с помощью прямых связей и механизма управления
воздействуют на процесс формирования и распределения финансовых результатов
путем определения условий и порядка формирования прибыли (убытков),
определения порядка налогообложения прибыли, разработки и применения
системы финансово-экономических санкций, установления долгосрочных
нормативов, применяемых при распределении прибыли и т.д. Каждое
управленческое воздействие дает определенный результат (эффект), который
анализируется субъектами управления, после чего они, в зависимости от
полученного результата, корректируют ранее принятые управленческие решения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|