Анализ инвестиционной привлекательности предприятия на основе показателей доходности
Министерство общего и профессионального
образования Российской Федерации
Ярославский государственный университет им.
П.Г.Демидова
Кафедра информатики и экономического анализа
УДК_______
Утверждаю
:__________
зав
кафедрой, профессор
“__”
________ г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Анализ инвестиционной привлекательности
предприятия
на основе показателей доходности
Руководитель:
ассистент
__________________
Студент группы
Содержание
Введение......................................................................................................... 3
Глава 1.
Экономические основы инвестирования................................... 6
1.1
Теоретический аспекты инвестирования.......................................... 6
1.2. Общие методические подходы к анализу
инвестиционной привлекательности............................................................................... 14
Глава 2.
АНАЛИЗ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЯМИРЕНТАБЕЛЬНОСТИ................................................ 18
2.1. Система показателей рентабельности..................................... 18
2.2. Способы регулирования рентабельности собственного
капитала. 28
2.3. Понятие финансового рычага и его применение в
управлении рентабельностью собственных средств........................................... 33
2.4 Расчет коэффициента инвестиционной
привлекательности. 40
Заключение.................................................................................................. 44
Список
используемых источников.......................................................... 47
Вопрос о
сохранности сбережений стоял в России в последнее десятилетие особенно остро.
Сохранность не только в смысле защищенности от обмана, мошенничества,
воровства, а скорее защищенности от инфляции, которая с переменным успехом
перерастала периодически в гиперинфляцию. Кризис 17 августа и последовавшая за
ним инфляция, доходившая до 200 % в течение следующего месяца, снова поставили
под вопрос эффективность российской экономики и, прежде всего способов
сбережения накоплений. Обесценение, которых приводит к снижению жизненного
уровня населения, уменьшения потребления и как следствие к падению общего
спроса на внутреннем рынке, что негативно отражается на всей экономической
системе России.
Набор средств и
способов сохранения и приумножения свободных активов не велик. При этом
необходимо подчеркнуть - цивилизованных способов (приобретение долларов и хранение
их под подушкой я не рассматриваю). Самыми распространенными являются, прежде
всего: помещение денег на счет в банке или другом кредитном учреждении;
приобретение ценных бумаг (акции, облигации, депозитные и сберегательные
сертификаты); кредитование друзей и знакомых; финансирование собственного
бизнеса. Кредитование знакомых, а также собственного бизнеса требует
определенных экономических и даже технических и технологических познаний, как у
знакомых, так и у себя. В связи с этим использовать этот способ сбережений при
отсутствии этих познаний, что наблюдается у большинства россиян, очень даже
рискованно, и поэтому не рекомендуется. Помещение денежных средств на счет в
банке, пожалуй, самый простой по форме и более менее защищенный от мошенничества
способ размещения капитала. Но вместе с тем это не самое доходное вложение
денег и как показывает практика последнего года не самое безопасное (вследствие
осеннего банковского кризиса "на плаву" остался, пожалуй, только
"Сбербанк" и то только потому, что его обязательства подкреплены
"печатным станком"). То же самое касается депозитных и сберегательных
сертификатов, которые по существу являются разновидностью банковских вкладов.
Государственные ценные бумаги в условиях фактически непокрытого дефицита госбюджета
и как следствие неплатежеспособности государства, которую оно периодически
восстанавливает печатанием ничем не обеспеченных денег, мягко говоря, не
внушает серьезного доверия (печальный опыт ГКО).
Ненадежность
размещения активов в кредитных учреждениях и в государственные ценные бумаги
объясняется, прежде всего, недостаточной необеспеченностью требований: если в
первом случае это недостаточная величина материального имущества банка, то во
втором проблематичность обращения взыскания на государственное имущество.
Подобный недостаток практически отсутствует у корпоративных ценных бумаг: акций
и облигаций. В данном случае имеется в виду, что у компаний, в особенности у
промышленных, наличие реальных (принадлежащих на праве собственности) средств,
которыми могут быть обеспеченны обязательства максимально. В связи с этим
использование этих видов ценных бумаг для сбережения, я считаю, наиболее
перспективным.
Акция - ценная
бумага, содержащая не только право на получение дивидендов и части имущества
при ликвидации предприятия, но и право долевой собственности на само
предприятие, что позволяет ее владельцу принимать управленческие решения, т.е.
не пассивно наблюдать за использованием своих средств со стороны, а принимать
самое деятельное участие в нем. Облигации компаний хоть и не дают право на
управление компанией, но обладают не меньшим преимуществом - быть погашенными
за счет имущества предприятия при ликвидации в первоочередном порядке перед
акционерами.
Для удачного
размещения денежных средств в эти ценные бумаги необходимо правильно оценить
перспективы предприятия, – т.е. его инвестиционную привлекательность.
Инвестиционную привлекательность, можно определить сравнением 2 показателей.
Это, во-первых, сегодняшней стоимости акций (объявленная, рыночная стоимость).
И, во-вторых, ее реальной сегодняшней или по прошествии определенного времени.
В понятие реальной стоимости включается как стоимость имущества предприятия,
так и дисконтированный доход.
В данной работе
рассматривается инвестиционная привлекательность предприятия с точки зрения
привлекательности вложения денежных средств в акции, так как при наличии
привлекательности с этой стороны, предприятие будет привлекательно и для
вложения их в облигации автоматически. Это связано с тем, что прибыль и ликвидируемое
имущество предприятия не распределяется между акционерами до оплаты всех
сторонних обязательств.
В связи с тем,
что данная тема является достаточно широкой и не может быть охвачена пределами
этой работы, внимание будет сконцентрировано на важнейшем участке анализа
инвестиционной привлекательности предприятия – на оценке показателей
рентабельности предприятия. Все остальные вопросы будут рассматриваться как
сопутствующие и лишь в части необходимой для данного.
Капитал, как
известно, можно определить как ценность, приносящую поток дохода. С этой точки
зрения капиталом можно называть и ценные бумаги (акции, облигации), и землю, и
производственные фонды предприятия, т. е. станки, оборудование и т. п. Однако
это определение на достаточно высоком уровне абстракции. Основной
характеристикой капитала выступает понятие чистой производительности
капитала - разница между суммой потребительских благ, произведенных при
помощи капитала и суммой потребительских благ, которой пришлось пожертвовать.
Категория чистой
производительности капитала помогает объяснить такие важные в экономической
теории понятия как доходность капиталовложений и спрос на капитал.
Субъектом спроса
на капитал является бизнес, предприниматели. Субъекты предложения капитала -
это домашние Спрос на капитал - это спрос на инвестиционные средства, а не
просто на деньги. Когда говорится о спросе на капитал как фактор производства,
то имеется в виду спрос на инвестиционные средства, необходимые для приобретения
капитала в физической его форме (машины, оборудование и т п.). Другими словами,
важно различать форму, в которой предстоит спрос на капитал и содержание этого
спроса. Чисто внешне спрос на капитал предстает как спрос на определенную сумму
денег. Но спрос на деньги как деньги и спрос на капитал в денежной форме - это
не одно и то же. Бизнес предъявляет спрос на инвестиционные средства, т. е. ему
требуется определенная денежная сумма для покупки производственных фондов
(капитала в физической форме). Домашние хозяйства (население) тоже предъявляют
спрос на деньги, но природа этого спроса иная, она не связана с
предпринимательской деятельностью.
Спрос на капитал можно представить
графически в виде кривой, имеющей отрицательный наклон:
MP
MP1
MP2
Dc
I1 I2 I
MP - Предельный продукт капитала.
I -
Объем инвестиционных средств.
Рис. 1 Спрос на капитал как отражение
предельной доходности капитала.
Из графика видно,
что по мере роста инвестиционных средств снижается предельный продукт капитала.
Следовательно, мы сталкиваемся с законом убывающей доходности. Этот закон
помогает понять динамику уровня дохода на капитал, или чистой
производительности капитала. При прочих равных условиях (т. е. неизменных
объемах используемых факторов труда и земли) чистая производительность
капитала, или естественная норма процента, или дохода на капитал
(рассматриваемые категории используются как синонимы) имеет тенденцию к
понижению по мере роста инвестиционных средств. Эту закономерность давно
заметили экономисты прошлого - А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Маршалл и многие
другие теоретики. Это знает и бизнес на своем опыте, чисто эмпирически: чем
больше масштабы капиталовложений в стране, тем меньше (при прочих равных
условиях) отдача от этих вложений, или прибыльность производства. Вот почему в
богатых капиталами промышленно развитых странах уровень дохода на капитал может
оказаться ниже, чем в менее развитых, не так насыщенных капиталами странах[1].
Кроме
понижательной тенденции "естественной" нормы процента (уровня дохода
на капитал) важно подчеркнуть, что при миграции капитала между различными
отраслями промышленности в условиях совершенной конкуренции эта норма имеет
тенденцию к выравниванию.
Замечание при
прочих равных условиях не случайно. Так, под воздействием научно-технического
прогресса (открытие новых источников энергии, разработка новых технологий,
рождение новых потребительских товаров и т. п.) кривая спроса на капитал может
сдвинуться вправо
MP
MP1
MP2 Dc2
Dc1
I1 I2 I
MP - Предельный продукт капитала.
I -
Объем инвестиционных средств.
Рис. 2 Предельный продукт капитала.
На графике видно,
что под влиянием НТП сдвиг кривой Dс1в новое положение, т. е. Dc2, приведет к тому, что расширение инвестиционного спроса до уровня I2 приведет не к снижению, а,
напротив, повышению уровня дохода на капитал: рост предельного продукта
капитала от уровня МР1 до МР2.
Теперь обратимся
к анализу предложения капитала как фактора производства. Выше отмечалось, что
субъектами этого предложения являются домашние хозяйства. Но это не следует
понимать в том смысле, что население предлагает бизнесу станки, машины, оборудование
в физическом их выражении. Домашние хозяйства предлагают инвестиционные
средства, т.е. денежные суммы, которые бизнес использует для приобретения
производственных фондов. На данном уровне анализа абстрагируемся пока от того
факта, что предложение инвестиционных средств происходит при помощи финансовых
посредников (инвестиционных фондов, коммерческих банков и т. п.).
Графически
предложение капитала можно представить в виде кривой, имеющей положительный
наклон (рис. 3)
MОС
MОС2
MОС1
I1 I2 I
MОС - Предельная альтернативная стоимость капитала.
I -
Объем инвестиций.
Рис. 3.Предложение капитала как отражение
издержек упущенных возможностей.
Положительный
наклон кривой объясняется сущностью процента. Ведь те субъекты, которые
предлагают капитал, отказываются от самостоятельного альтернативного его
применения. Другими словами, чем большую сумму капитала вы предлагаете в ссуду,
тем больше его предельная альтернативная стоимость, или предельные издержки
упущенных возможностей ("marginal opportunity cost"). Так, при I1 предельные издержки
упущенных возможностей (МОС) равны величине МОС1, при I2 величина этих издержек равна МОС2.
И, наконец, необходимо соединить два
графика воедино, т. е. спрос на капитал и предложение капитала:
R Sc
Е
R0
Dc
I0
О Dc = Sc I
R - Уровень процента.
I -
Иинвестиционные средства (ссудный капитал).
Рис. 4. Равновесие на рынке капитала.
Представленный на
рис. 4 график позволяет нам понять категорию процента как своеобразную
равновесную цену: в точке пересечения кривых Dc и Sc устанавливается равновесие
на рынке капитала, Dc = Sс. В точке Е происходит совпадение
предельной доходности капитала и предельных издержек упущенных возможностей;
спрос на ссудный капитал при этом совпадает с его предложением.
Экономическая
теория подчеркивает, что сегодняшние блага люди оценивают выше будущих благ.
Эта особенность экономического поведения субъектов рыночного хозяйства получила
название временного предпочтения. Американские экономисты Э. Долан и Д. Линдсей
определяют эту категорию так: "Временное предпочтение - склонность
хозяйственных агентов при прочих равных условиях предпочесть реальный товар в
настоящий момент, нежели, его получение в некоем будущем" [2]
Те же
хозяйственные агенты, которые получают возможность использовать сегодня заемные
средства, должны заплатить за это владельцу капитала. "Процент есть цена,
- отмечает П. Хейне, - которую люди платят за то, чтобы получить ресурсы
сейчас, вместо того, чтобы ждать до тех пор, пока они заработают деньги, на
которые эти ресурсы можно купить"[3]
Учет фактора
времени при определении категории процента помогает понять многие реальности
рыночной экономики. Так, чем продолжительнее время срочного вклада, тем выше
доход на этот вклад в виде выплачиваемого процента.
Ставкой процента
(нормой процента) называется отношение дохода на капитал, предоставленного в
ссуду, к самому размеру ссужаемого капитала, выраженное в процентах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|