p> При этом критериями такой централизованной и прямой поддержки являются
ориентация проектов на стимулирование расширения внутреннего спроса,
содействие структурным реформам в национальной экономике, стимулирование
целевого импорта и иностранных инвестиций в японскую экономику, а также
развития перспективных технологий производств, вложение средств, которые на
первом этапе несут высокую степень риска для финансовых институтов. По оценкам западных экспертов, реализация указанного пакета мер
приведёт к росту внутреннего спроса на 6,9 трлн. иен, что в свою очередь
количественно выразится в увеличении на 1,3% объёма ВВП. Характерной тенденцией в странах запада в последние два десятилетия
стало повышение роли и ответственности регионов в принятии и реализации
инвестиционных решений. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что успех реализации
инвестиционных программ и проектов связан с нахождением гибких соотношений
участия в них частных, смешанных и общественных организаций. Во многом
успеху содействует система так называемого координационного управления,
предусматривающая согласованность действий всех участников проекта. Так в функции государства входит содействие координации управления
региональной программой и созданию эффективного механизма её реализации.
Это включает[10]: обеспечение правового регулирования, оформление договорных отношений с
муниципальными и региональными организациями по делегированию им
ответственности, в том числе в области зонального планирования;
создание условий для объединения финансовых и материальных ресурсов,
установление приоритетов налогового регулирования (льготное кредитование и
др.);
определение форм ответственности местных органов за реализацию проекта и
возможные негативные последствия (нарушение экологической среды, зонального
земельного планирования и др.);
обеспечение связи с общественностью через средства массовой информации для
широкой демонстрации предлагаемого проекта с целью привлечения общественных
организаций и населения к участию в принятии решения о целесообразности его
реализации. Правительства многих стран проводят активную региональную
инвестиционную политику, включая поддержку развития малоосвоенных и
депрессивных регионов, однако центр тяжести этой политики перемещается на
уровень местных органов власти. Роль регионов в инвестиционной политике развития городских и сельских
территорий особенно усилилась в 70-80-е годы благодаря законодательному
наделению их широкими полномочиями. Цель региональной инвестиционной
политики – с помощью различных льгот привлечь внимание крупных корпораций и
других частных предпринимателей к данной территории. Правительство оказывает содействие фирмам, ведущим строительство в
регионе, в правовой защите, использовании налоговых льгот и льготных
тарифов на транспорт и энергию. В ряде случаев осуществляется прямое
бюджетное финансирование проекта. Как правило, государство инвестирует
большие суммы на социальную и производственную инфраструктуру, создание
которой предшествует реализации крупного регионального проекта. Впервые в США тенденция опережающего развития инфраструктуры
проявилась при освоении Аляски, сейчас это стало и во многих других странах
обычной практикой при реализации крупных региональных проектов и
реконструкции городских и сельских районов. В Великобритании в 80-е годы были созданы три подобные государственные
корпорации, подчинённые министерству торговли и промышленности. Они имеют
сеть районных организаций, которые распределяют между частными фирмами –
участниками регионального проекта земельные участки, занимаются подготовкой
территорий под строительство и создание инженерных коммуникаций. Одним из важных источников финансирования строительства на
региональном уровне является выпуск муниципальных облигаций. В США, например, такие облигации, выпускают правительства штатов,
местные (городские и сельские) власти, а также их агентства и департаменты. Привлекательность муниципальных облигаций для инвесторов состоит в
том, что доход по ним, как правило, не облагается федеральным налогом.
Более того, для резидентов (жителей штата) облигации, выпущенные властями
штата или муниципалитетами внутри них, освобождаются от штатных и местных
налогов. В целом законодательные и финансово-экономические стимулы в
региональной инвестиционной политике стран Запада способствовали подъёму
депрессивных регионов, многофункциональному развитию городских и сельских
территорий, реконструкции и модернизации крупных городов, решению социально-
экономических и экологических проблем. Зарубежный опыт стимулирования и
регулирования капиталовложений на региональном уровне может быть полезен
для России сейчас. Проблема децентрализации инвестиционной политики актуальна в связи с
тем, что в столь обширной стране, как Россия, между субъектами Федерации
имеются существенные различия по всей совокупности факторов, определяющих
экономическую и инвестиционную ситуацию. Поэтому законодательное
закрепление прав и ответственности федеральных, региональных и местных
властей, создание соответствующих механизмов стимулирования
капиталовложений являются необходимыми условиями саморазвития территорий. Одними из важнейших макроэкономических процессов, тесно переплетённых
с инвестициями (а именно с большими капиталовложениями в начальный период),
являются структурные преобразования промышленности. Но структурной
перестройке промышленности в развитых капиталистических странах
предшествовал подготовительный период, в течение которого определялись
подотрасли, предприятия и производства, подлежащие свёртыванию в первую
очередь. Они классифицировались как структурно-депрессивные. В частности,
особое внимание уделялось свёртыванию экологически вредных, трудоёмких,
ресурсоёмких производств. Длительность подготовительного периода зависит от
масштабов промышленного потенциала страны, его текущего состояния и глубины
структурного кризиса. Также важны традиции структурных преобразований
промышленности в той или иной стране. Например, в США и Японии эти процессы
проходили значительно быстрее, чем в Западной Европе. Крупномасштабное техническое перевооружение в США, Японии,
Великобритании и Германии сопровождались массовой ликвидацией устаревших
неперспективных предприятий и производств. Например, в США в 1981 году в
автомобильной промышленности, чёрной металлургии и текстильной
промышленности были закрыты на переоборудование или ликвидированы десятки
предприятий. Так, только с 1980 по 1985 года было закрыто 250 текстильных
предприятий. В сталелитейной промышленности США с 1978 по 1987 года было
ликвидировано 700 заводов, цехов, участков, на 25% сократился станочный
парк в металлообрабатывающих отраслях. Аналогичные процессы происходили в Японии. Для отраслей, не
соответствующих общемировым тенденциям научно-технического прогресса,
государством были определены конкретные ориентиры для свертывания
производства. Сокращение мощностей проводилось согласно специальным
государственным пятилетним программам, принятым в рамках чрезвычайных
законов 1978 и 1988 годов, действие которых распространялось на 14 отраслей
(«Специальный чрезвычайный закон о структурно-депрессивных отраслях» и
«Временный закон для структурной перестройки ряда отраслей»). Ликвидация
устаревшей техники в структурно-депрессивных отраслях достигла огромных
масштабов. Только в алюминиевой промышленности она составила около 2/3
стоимости всего оборудования. В Великобритании правительство М. Тэтчер сделало ставку на содействие
упорядоченному свёртыванию и реорганизации старых подотраслей и развитию
новых. Государственная помощь предоставлялась исключительно под проведение
модернизации, сокращение старых мощностей, расширение конкурентной среды. В Германии структурные преобразования промышленности осуществлялись
через деконцентрацию, дедиверсификацию предприятий. Ликвидации подвергались
устаревшие производства в целых территориальных округах. В целом государственная политика капиталовложений в развитых странах в
течение последних 20 лет направлена на структурную перестройку экономики на
основе ресурсосберегающих и новейших технологий, широкой компьютеризации, а
также новых систем управления, включающих повышение роли и ответственности
региональных властей. Местным властям отводится важная роль в региональном
планировании и зонировании территорий, экологической политике и управлении
инвестиционными программами. Именно они определяют социальный аспект
территориальных программ, составляют (с помощью научных учреждений),
демографические прогнозы регионов, разрабатывают планы создания рабочих
мест и необходимых объектов социальной и производственной инфраструктуры, а
также занимаются вопросами привлечения подрядчиков, проектировщиков,
инвесторов и деловых партнёров (спонсоров). Итак, рассмотрев теоретические аспекты инвестиций в макроэкономическое
среде, можно сделать следующие выводы. С макроэкономической точки зрения инвестиции – это использование денег
для получения больших денег, для извлечения дохода или достижения прироста
капитала либо для того и другого. На развитие инвестиций в нашей стране огромное влияние оказывают
макроэкономические процессы, происходящие на региональном уровне.
Существует огромное количество макроэкономических проблем, влияющих на
инвестиционный рынок региона. Прежде всего, это непредсказуемость
институциональных изменений, существование препятствий к формированию
прочного экономического пространства, техническая и технологическая
отсталость, высокая степень физического износа производственного аппарата
большинства предприятий, низкий уровень платёжной дисциплины и собираемости
налогов и т.д. Здесь особое значение имеет разработка федеральной программы
помощи депрессивным и отсталым регионам. В ситуации крайней дифференциации региональных условий для инвестора
первоочередное значение имеет именно выбор региона инвестирования. Механизм
же выбора региона – объекта инвестирования – практически отсутствует. Для достижения стабильного экономического роста необходимо
стимулировать инвестиционную активность на государственном уровне. Среди
первоочередных мер инвестиционной политики можно выделить прямое
государственное участие в инфраструктурных проектах народнохозяйственного
значения и их финансовое стимулирование предоставлением налоговых льгот или
налогового кредита. Также в настоящее время очень важно государственное
вмешательство в инвестирование первичных отраслей и магистральной
инфраструктуры, где основную часть составляет зона естественной монополии.
Важным дополнением прямого государственного участия в инвестициях являются
решения по регулированию иностранных вложений. Имеются в виду юридические
акты, регламентирующие распределение доходов между отечественными и
зарубежными партнёрами, раздел продукции, а также законодательство о
собственности на землю (недра) и её долгосрочной аренде. Особое положение в
инвестиционной политике занимает депрессивный сектор. Здесь государству
необходимо брать на себя так называемые «реабилитационные» затраты,
связанные с сокращением мощностей. Анализ мировой практики показывает, что прямая поддержка государством
уровня и интенсивности инвестиционных процессов в экономике приносит
конкретные результаты в виде достижения и поддержания стабильных темпов
экономического роста. Этот факт дает основания надеяться, что российское
правительство, опираясь на международный опыт, сумеет выстроить грамотную
инвестиционную политику. II. МЕТОДОЛОГИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ 1. Классификация факторов, определяющих инвестиционную ситуацию Реальный инвестиционный климат представляет собой систему социально –
экономических отношений, формирующихся под воздействием широкого круга
взаимосвязанных процессов на макро-, микро - и собственно территориальных
уровнях управления в промышленном комплексе, создающих предпосылки для
появления устойчивых инвестиционных мотиваций. Следует выбрать такой круг показателей, которые будут классифицировать
факторы, определяющие инвестиционную ситуацию, и в силу своей специфики
будут отличаться либо достаточным постоянством, либо постоянной тенденцией
к изменению. Подобный подход реален при достижении определённой
стабильности общеэкономического положения как по стране в целом, так и на
уровне отдельных территорий региона. В условиях же продолжающегося
экономического кризиса, крайней неустойчивости, а главное –
непредсказуемости макроэкономической ситуации, когда большинство
качественных характеристик социально – экономического развития на
региональном уровне не только варьирует в широком диапазоне, но и
испытывает воздействие разнонаправленных тенденций, оценка перспектив
формирования инвестиционного климата на базе анализа и обобщении одинаковых
по каждой территории региона показателей затрудняется и искажается до такой
степени, что становится практически бесполезной. К тому же ни один из
инвестиционных показателей и даже их совокупность не дают оснований для
окончательного вывода о состоянии инвестиционного климата в целом по
региону, так как они складываются в значительной степени под влиянием
особенностей развития отдельных отраслей и поэтому отражают закономерности
развития именно их динамики и, следовательно, формирование отраслевого, а
не территориального климата. Итак, методический аспект классификации факторов, определяющих
инвестиционную ситуацию в промышленном комплексе, заключается в обосновании
таких подходов, которые обеспечат учёт как чисто отраслевых и
территориальных изменений, так и их взаимовлияние. При этом необходимо
иметь в виду и традиционные факторы, определяющие ход инвестиционного
процесса, и собственно последствия рыночного реформирования всей системы
экономических отношений в целом по региону, а не только в инвестиционной
сфере. В литературе экономическое состояние объекта обычно описывается с
помощью системы индикаторов. Отклонение от нормального состояния
определяется измерением значений индикаторов и определением их отклонений
от некоторых нормативов или эталонов. Поэтому задача оценки инвестиционного
потенциала региона состоит, по сути, в определении целесообразного набора
индикаторов и установлению эталонных значений. Формирование набора индикаторов зависит: 1) от объектов сравнения. Состояние отраслей сферы материального и
нематериального производства описывается различными группами индикаторов,
поскольку целевые установки такого анализа различны. Диагностика состояния
базовых отраслевых комплексов в настоящее время на первое место выдвигает
проблему привлечения инвестиций в промышленность. Для отраслей
потребительского комплекса (лёгкой, пищевой, инфраструктурных), наряду с
инвестициями, не менее важны проблемы конкурентоспособности их продукции на
внутреннем и внешнем рынках товаров и услуг. 2) от критерия нормы. Понятие нормы может быть охарактеризовано
индикатором, описанным:
средним арифметическим для совокупности объектов анализа;
значением, наиболее часто встречающимся в данной совокупности (модой);
срединным значением данного индикатора на всех объектах анализа
(медианой);
максимальным значением индикатора из исследуемой совокупности объектов
анализа. 3) от уникальности объекта анализа. Например, промышленные отрасли
хозяйственного комплекса Урала, связанные с переработкой уникальных по
составу минерально-сырьевых ресурсов, могут претендовать на нетипичную
парадигму экономического поведения, что также влияет на выбор системы
индикаторов. Как показал анализ отечественной и зарубежной литературы, состояние
отраслевых комплексов может быть описано несколькими десятками (а может
быть и более) групп индикаторов, учитывающих влияние как внутренних
(внутриотраслевых), так и внешних (экономико-правовой среды) факторов
экономического роста. В мировой литературе для определения инвестиционной привлекательности
территорий в качестве основных параметров используется ряд индикаторов:
уровень сбалансированности промышленного комплекса, интенсивность
выполнения базовых функций, региональный мультипликатор и др. Источниками
информации для расчёта этих показателей служат информационно-аналоговые
базы. Например, для сравнения конкурентных преимуществ территорий в
основном используется «Ежегодная статистическая карта США». В последнее время в отечественной экономической литературе стали
появляться материалы, посвященные интегральным качественным показателям,
оценивающие изучаемые объекты. Например, «рыночная реакция» территории на
проводимые реформы. Принципиальная особенность данного понятия заключается
в том, что с его помощью можно охарактеризовать степень адаптации экономики
территории к новым условиям, в том числе и с точки зрения воспроизводства
капитала.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|