p> Кризис банковской системы выявил ее узкие места: 1) деятельность крупных банков-трейдеров, которые бесконтрольно и безответственно осуществляли спекулятивные валютные и фондовые операции, разбазаривая средства вкладчиков; 2) недостаточно жесткий контроль Центрального банка РФ за коммерческими банками; 3) изъяны банковского законодательства (например, в отношении процедуры банкротства, эффективной работы Временной администрации, арбитражных управляющих и др.). Для восстановления платежеспособности банков Центральный банк РФ принял
меры. В их числе: проведение многостороннего клиринга за счет средств фонда
обязательного резервирования; стабилизационные кредиты, которые оказались
менее эффективными, чем межбанковский клиринг; создание Агентства по
реструктуризации банковской системы с целью ее восстановления и
стабилизации. Банковская система должна, на наш взгляд, включать три уровня:
центральный банк, коммерческие банки; специализированные кредитно-
финансовые институты. Целесообразно повысить роль региональных банков. Требует особого внимания регулирование и контроль центрального банка над
деятельностью банковской системы в целях ориентации ее на кредитно-
расчетное обслуживание реального сектора экономики. Банкирам предстоит трудная работа по возвращению доверия ограбленных
вкладчиков, особенно валютных. Для этого необходимо введение реальной
гарантии вкладов с учетом мирового опыта. Регулирование цен и заработной платы - составная часть многофакторной
антиинфляционной стратегии. Шоковая либерализация цен в 1992 г. под
влиянием требований МВФ раскрутила инфляционную спираль заработной платы и
цен. Предприятия-монополисты предпочитают повышать цены, а не увеличивать
производство. Торговые посредники также взвинчивают цены. Практика России подтвердила, что рыночное регулирование цен недостаточно в условиях несовершенной конкуренции и однозначной зависимости динамики цен от курса рубля к доллару в связи с высокой долей импорта. Даже при снижении курса доллара к рублю цены не снижаются. В мировой практике при кризисной ситуации принято дополнять рыночное регулирование цен государственным в виде лимитирования их роста. Характерно, что в условиях валютно-финансового кризиса в отдельных регионах России были попытки ограничить в пределах 10 — 20% рост цен во время паники на потребительском рынке (за август - сентябрь 1998 г. цены выросли на 43,5%). Состояние фондового рынка также влияет на инфляционный процесс.
Российский рынок ценных бумаг бурно развивался и по количественным
показателям приближался к статусу развитого рынка. По итогам 1996 г. и
первому полугодию 1997 г. он вышел на первое место в мире по увеличению
курсовой стоимости корпоративных ценных бумаг. Индекс Российской торговой
системы (РТС) повысился с 200 до 400 пунктов, за первое полугодие 1997 г.
объем капитализации достиг 80 млрд долл., а торги - 100 млн долл. в
отдельные дни (без сделок, заключенных вне РТС). Подобный бум на фондовом рынке в условиях экономического спада,
продолжающегося десятилетие, таил опасность кризиса. В частности, угрозу
представляла пирамида ГКО-ОФЗ, которая сравнялась с объемом денежной массы.
Безусловно, рынок государственных ценных бумаг необходим, в частности, для
^покрытия бюджетного дефицита, как это принято в мировой практике. Но
выплата высоких доходов по ним «съедала» 1/3 бюджетных расходов в конце
1998 г. - начале 1999 г. Чрезмерный рост сектора государственных ценных
бумаг на фондовом рынке ведет к инфляционным последствиям, подрывая
инвестиции, истощая кредитный рынок. Выход российских правительственных облигаций на мировой финансовый рынок
позволил привлечь инвалюту по более низким ставкам. Но не было обеспечено
эффективное использование этих валютных заимствований (не для латания
бюджетного дефицита). Отсутствие реальных источников их погашения усугубили
кризис фондового рынка. Финансовый кризис, поразивший российский фондовый рынок в августе 1998
г., парализовал его. Лишь с октября постепенно росли торговые обороты и
ликвидность на этом рынке. Предстоит преодоление кризиса фондового рынка и
налаживание эффективного регулирования и контроля за его деятельностью. В комплексе мер по возрождению фондового рынка важное место занимает
слияние инвестиционных и банковских структур. Так, в результате объединения
инвестиционно-банковской группы «НИКойл» и компании «РИНАКО Плюс» эта
группа стала контролировать 20% рынка ценных бумаг в первом квартале 1999
г. Перспективным инструментом привлечения российских инвесторов становятся
корпоративные ценные бумаги. Для регулирования инфляционного процесса необходимо нейтрализовать и его
внешние факторы. Поспешная отмена монополии внешней торговли и валютной
монополии, интеграция России в мировую экономику - все это открыло шлюзы
внешних факторов инфляции, которые переплелись с внутренними. Индекс
открытости экономики России с учетом неорганизованной торговли выше, чем в
США и Японии, и отражает уязвимость и зависимость России от конъюнктуры
мировых рынков. Снижение курса рубля к доллару стало активным фактором инфляционного
роста цен, так как импортные товары составляют половину потребительского
рынка в России. Механизм «импортируемой» инфляции проявляется также в
повышенном спросе на доллары и другие инвалюты. С введением частичной
конвертируемости рубля и расширением валютных прав юридические лица и
граждане активно покупают доллары на рубли. Практически это означает, что
Россия кредитует США, которые регулярно экспортируют доллары для наших
банков. Примерно 20% денежных доходов вложено в инвалюту в июле 1998 г. Долларизация экономики России неизбежна при кризисной ситуации, когда
рубль плохо выполняет свои функции. Поэтому призыв запретить хождение
доллара утопичен и чреват появлением «черного» валютного рынка. Но
целесообразно и возможно ограничить функции доллара. Вместо фиксации цен в условных единицах надо применять цивилизованные
методы страхования инфляционного и валютного риска. Повышенный спрос на
доллары периодически принимает форму спекулятивной игры на повышение курса
доллара и снижение курса рубля, порождая валютный кризис (типа «черного
вторника» 11 октября 1994 г., в августе 1998 г.). Для сдерживания «импортируемой» инфляции Центральный банк РФ с лета 1995
г. ввел пределы колебаний валютного курса с учетом мирового опыта, в
частности ЕС. Переход от горизонтального к наклонному (более плавному
изменению) валютному коридору, совершенствование порядка котировки
официального курса рубля ЦБ РФ вне связи с фиксингом Московской
межбанковской валютной биржи служили антиинфляционным якорем. Под влиянием кризиса 1998 г. средний курс доллара к рублю (5,94 руб. в
декабре 1997 г., 15,93 руб. в октябре 1998 г., 26 руб. в сентябре 1999 г.)
вышел за рамки валютного коридора, который фактически уступил место режиму
свободно плавающего валютного курса. Предложения ввести фиксированный курс
рубля противоречат условиям рыночной экономики. В мировой практике
преобладает регулируемое плавание валютного курса. Учитывая опыт ЕС, где в
условиях кризиса Европейской валютной системы пределы взаимных курсовых
колебаний летом 1993 г. были расширены с ±2,25 до ±15%, целесообразно по
мере достижения валютной стабилизации восстановить валютный коридор с
большей амплитудой колебаний курса рубля, что позволит ослабить
инфляционные ожидания. Таким образом, составной частью антиинфляционной политики является
регулирование валютного рынка и стабилизация курса рубля. Инфляционным фактором является не только внутреннее «бегство» от рубля к
доллару, но и внешнее «бегство» российского капитала за рубеж (оценки
колеблются от 60 млрд до 300 млрд долл. и выше), что характерно для стран,
переживающих экономические и политические трудности. Тем самым Россия
лишается одного из источников инвестиций, необходимых для экономического
роста и сдерживания инфляции. Необходима государственная программа
сдерживания «бегства» капиталов и их частичной репатриации. Она должна
включать меры против: а) отмывания «грязных» денег, связанных с противоправными действиями
юридических лиц и внедрением их в легальные финансовые потоки; б) нелегального «бегства» капитала (оставление за рубежом части
экспортной выручки, контрабанда, упущенная выгода на бартерных сделках,
авансовые платежи по фиктивным импортным сделкам, уклонение от уплаты
налогов в инвалюте и т. д.); в) «бегства» капитала по легальным каналам, что не всегда принимается во
внимание. Речь идет о чрезмерном увеличении зарубежных активов российских
банков; завышении счетов «Но-стро» в иностранных банках-корреспондентах;
авансовых платежах по импорту, приобретении недвижимости за рубежом. Западные кредиторы, опасаясь дефолта, угрожают арестовать банковские
счета, на которых хранятся «беглые» капиталы российских должников - банков,
фирм. Настало время разработки программы их репатриации для инвестиций в
экономику России, в частности, в форме совместных предприятий. Для сдерживания внешних факторов инфляции необходимо более эффективное
регулирование внешнеэкономической деятельности, совершенствование
экспортного и валютного контроля, меры против «долларизации» экономики. Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки валютной
стратегии, стратегии внешних заимствований. В России пока преобладают
пожарные меры текущей политики. В частности, целесообразно установить
минимум золотовалютных резервов, чтобы противостоять кризисам, присущим
рыночной экономике, тем более в условиях так называемого догоняющего
развития. Даже в США установлен стратегический минимум золотых резервов,
несмотря на официальную концепцию «доллар лучше золота». В России золото
валютные резервы (сократились на 31,3% за 1998 г. до 12,5 млрд долл. в
конце 1998 г. и 10,8 млрд в марте 1999 г.) ниже международного стандарта их
достаточности, определяемой в размере трехмесячного импорта. К этому
критерию следовало бы добавить и предстоящие платежи по внешнему долгу
(около 18 млрд долл. в 1999 г.). Наиболее реальным источником пополнения
золотых резервов России представляется скупка золота государством у
производителей. В антиинфляционной стратегии особого внимания заслуживает проблема
урегулирования сложной ситуации вокруг кредитного пакета международных
финансовых институтов (Международный валютный фонд. Всемирный банк.
Европейский банк реконструкции и развития и др.) для России. Установленная
этими организациями высокая планка ограничений и условий для заимствования
средств Россией снижает возможности использования данного фактора для
оздоровления денежного обращения и экономики в целом. К тому же подавление инфляции за счет иностранных кредитов, используемых
в основном для финансирования бюджетного дефицита, не обеспечивает
оздоровления экономики. Разработка эффективного законодательства. Отсутствие действенных
законов, регламентирующих функционирование взаимосвязанных секторов
рыночной экономики и ответственность экономических субъектов рынка - одна
из причин дестабилизации экономики и инфляции в России. Принятые законы
обеспечивают лишь половину потребности рыночной экономики в них. Для
нормализации предпринимательской деятельности необходим механизм реализации
законов, контроль за их исполнением. Законодательство должно быть
рационально, устойчиво, непротиворечиво и вызывать доверие у
предпринимателей и населения. Восстановление доверия к рублю. Известна истина, что доверие к
правительству, которое выпускает деньги, способствует устойчивости
денежного обращения. Для восстановления доверия к рублю необходимо
преодолеть кризис государственности, упрочить достигнутую в конце 1998 г.
политическую стабильность в стране. Не менее важно повысить профессионализм
управленческих структур, сотрудники которых недостаточно знают современные
методы управления рыночной экономикой и инфляцией с учетом мирового опыта.
Например, в отличие от России в мировой практике при инфляции не принято
официально объявлять о предстоящем повышении цен, курса доллара, изменений
в денежной системе, так как это усиливает недоверие и «бегство» от рубля к
инвалюте. Для успеха антиинфляционной программы важно также заручиться поддержкой
средств массовой информации. Любая стабилизационная программа обречена на провал, если власть не в
состоянии противостоять «теневой» экономике, которая контролирует примерно
половину ВВП. Огромный ущерб стране наносит крупномасштабное «бегство»
капитала; неуплата налогов, таможенных пошлин; проникновение преступных
группировок в банковскую систему с целью превращения ее в «прачечную» для
отмывания «грязных» денег; присвоение ими приватизированного имущества,
сращивание с легальным бизнесом и властными структурами. Переход астрономических сумм под контроль «теневой» экономики - мафии
подрывает основы государственности и усилия по формированию цивилизованной
рыночной экономики. Лавирование между Сциллой инфляции и Харибдой дефляции вызывает
негативные последствия, усугубляя экономический спад, безработицу, снижение
жизненного уровня населения. Как свидетельствует мировой опыт, инфляция
может быть контролируемым и регулируемым процессом. Важно признание
необходимости государственного регулирования экономики в дополнение к
рыночным регуляторам. Известно, что монетаризм, утверждающий, будто рынок лучше осуществит
экономическое регулирование, чем государство, потерпел фиаско и в чистом
виде ни в одной стране (кроме России до последнего времени) не возведен в
ранг официальной доктрины. Во всем мире его постулаты сочетаются с
кейнсианскими рецептами государственного вмешательства в экономику. В России в период перехода к рыночной экономике до конца 1998 г.
преобладала поляризация двух направлений: либо безоглядный либерализм
(пусть рынок сам регулирует), либо кейнсианские рецепты государственного
регулирования экономики. Некоторые необоснованно предсказывают конфликт
этих двух подходов в деятельности Правительства. Между тем односторонняя ставка на саморегулирующиеся рыночные силы (в
трудных условиях шокового перехода к рынку способствовала десятилетнему
экономическому спаду в экономике, оставшейся без надзора и регулирования.
Наметившийся с конца 1998 г. поворот к государственному регулированию
экономики (экономическими, а не административными методами) в сочетании с
рыночными регулирующими механизмами вселяет надежду, что инфляция в России
будет поставлена под контроль в целях стимулирования подъема национальной
экономики. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Преодоление инфляции остается одной из главных задач антикризисной
стратегии в Российской Федерации. При ее решении необходимо учитывать
причины и последствия инфляции, кто при этом несет основные тяготы и
потери, а также влияние разрабатываемых мер на другие элементы
антикризисной стратегии, прежде всего на производство и занятость. Уменьшение темпов инфляции до относительно безопасного уровня (15-20%
в год или 1-2% в месяц) в 2000-2001 годах без значительного сокращения
производства и, главное, без падения жизненного уровня населения стало
возможным лишь при повышении эффективности производства и качества
управления. В дальнейшем целями антиинфляционной политики должны стать: - предсказуемость динамики инфляции (что в принципе уже достигнуто на современном этапе); - создание институциональных и финансовых предпосылок для сокращения инфляционного потенциала: в частности необходимо разорвать инфляционную спираль «удорожание затрат – повышение цен» – в этом активную роль должно сыграть государство; - на нынешнем этапе развития требуется особое усиление антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. Для решения этой задачи необходимо осуществлять комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий; - целесообразно было бы ввести ограничительные меры, направленные против роста цен в отраслях-монополистах, особенно на современном этапе; - важно ограничить уровень дефицита бюджета. Наращивание государственных инвестиций должно происходить параллельно с расширением доходной базы бюджета (прежде всего за счет повышения собираемости налогов, от внешнеэкономической деятельности); - важно ограничить долю доходов посредников в конечных ценах потребительских товаров; - необходимо поддерживать процентные ставки на уровне, незначительно превышающем темпы инфляции, при этом стимулировать их дифференциацию с целью замедления оборота денежной массы; - для связывания денежных доходов населения и сокращения доли наличных денег в совокупной денежной массе необходимо расширять систему государственных ценных бумаг для населения и государственного страхования депозитов физических лиц. Следует принимать меры, ограничивающие наличную денежную массу в обороте юридических лиц (прежде всего торгово-посреднических фирм); - с целью регулирования доходов важно усилить контроль за отнесением оплаты труда на себестоимость продукции, блокировать сокрытие доходов, перечисление заработной платы на депозиты и выплату ее в валюте; - для борьбы с сезонными всплесками инфляции следует стимулировать фьючерсную торговлю сезонными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией и топливом; Снижение инфляции до социально безопасного уровня требует постоянного радикального сокращения инфляционного потенциала экономики, изменения ценовых пропорций, структурных сдвигов в пользу отраслей инвестиционного и потребительского комплексов. Стабилизация динамики производства и инвестиций делает возможным (и целесообразным) усиление дефляционной монетарной политики, ориентированной на реальный сектор и повышение качества жизни населения. [7; с. –33] СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – Новосибирск: ЮКЭА, 1998. – 528с. 2. Барр Р. Политическая экономия. В 2-х т. – М.: Международные отношения, 1994. – т.2. – 752с. 3. Булатов А.С. Экономика. – М.: Юристъ, 1999. – 896с. 4. Видяпин В.И. Экономическая теория (политэкономия). – М.: ИНФРА-М, 1999. – 560с. 5. Герасименко В.В. Теория переходной экономики: микроэкономика. В 2-х т. – М.: ТЕИС, 1997. – т.1. – 317с. 6. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. – М.: Банки и биржи, 1995. – 304с. 7. Красавина Л.Н. Инфляция и антиинфляционная политика в России. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 256с. 8. Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику. – М.: Высшая школа, 1994. – 447с. 9. Макконелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс. В 2-х т. – М.: Республика, 1995. – т.1. – 400с. 10. Мэнкью Г.Н. Макроэкономика. – М.: МГУ, 1994. – 736с. 11. Мэнкью Г.Н. Принципы экономикс. – СПб.: Питер, 2000. – 496с. 12. Соколова О.В. Финансы, деньги, кредит. – М.: Юристъ, 2000. – 783с. 13. Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: Новости, 1991. – 704с. 14. Белоусов Р., Белоусов А., Белоусов Д. Инфляция: факторы, механизм, стратегия преодоления // ж. Экономист. – 1996. - №4. – с. 40-46 15. Волков В.Н. Российская экономика в 2000 году // ж. Деньги и кредит. – 2001. - №2. – с. 3-12 16. Волков В.Н. Экономика России в 1996 году: предварительные итоги и оценки // ж. Деньги и кредит. – 1996. - №11. – с. 3-10 17. Динкевич А.И., Игнацкая М.А. Первая половина 90-х: уроки экономического кризиса в России // ж. Деньги и кредит. – 1996. - №4. – с. 23-30 18. Красавина Л.Н. Регулирование инфляции как фактор экономической стабильности // ж. Финансы. – 2000. - №4. – с. 36-39 19. Красавина Л.Н., Баранова Е.П. Комплексная антиинфляционная политика как составная часть стратегии экономического роста // ж. Банковское дело. – 1999. – с. 14-20 20. Марьясин М.Ш. Развитие инфляционных процессов в 1 полугодии 2001 года // ж. Банковское дело. – 2001. - №8. – с. 7-13 21. Марьясин М.Ш. Инфляция в 2000 году // ж. Банковское дело. – 2001. - №3. – с. 16-18 22. Основные тенденции российской экономики в первом полугодии 2001 году // ж. Деньги и кредит. – 2001. - №8. – с. 7-13 23. Пашковский В.П. Предпосылки и последствия инфляционных процессов в России // ж. Общество и экономика. – 2000. - №1. – с. 106-120 24. Плышевский Б.П. Инфляция в российской экономики // ж. Финансы. – 1997. - №4. – с. 58-61 25. Реук Д.В. Инфляция: опыт Израиля // ж. Вестник московского университета (экономика). – 1996. - №3. – с. 61-68
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|