Меню
Поиск



рефераты скачать Анализ антиинфляционной политики в РФ на современном этапе с учетом зарубежного опыта

p> В этой связи с 1994 г. монетаристская антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:
1) ограничение эмиссии денег Центральным банком РФ;
2) сокращение бюджетного дефицита путем секвестирования государственных расходов;
3) сдерживание колебания курса рубля по отношению к инвалютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции.

Но оказалось, что монетаристскими методами невозможно подавить неденежные факторы инфляции, коренящиеся в сфере воспроизводства. Поэтому снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное — застой в экономике и инвестициях.

Основанная на монетаристских рецептах антиинфляционная политика усугубила экономический спад, разрушение производственного и научного потенциала, экспроприацию народа. В 1998 г. Россия заняла 72-е место (среди
174 стран) по качеству жизни, которое зависит не только от доходов государства, но и способов перераспределения национального дохода в интересах большинства народа, а не привилегированной кучки.

Для сдерживания инфляции необходима системная, комплексная антиинфляционная политика с учетом многофакторности инфляционного процесса, порождаемого деформацией воспроизводства во всех сферах, а не только монетарными факторами.

Цель предлагаемой антиинфляционной модели — не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост. Страны с цивилизованной рыночной экономикой научились регулировать темп инфляции. Характерно, что к числу жестких критериев вступления стран ЕС в зону евро с января 1999 г. относится согласованный низкий уровень инфляции.

Мировой опыт свидетельствует о необходимости теоретического обоснования антиинфляционной стратегии экономического роста.

Анализ взаимосвязи и взаимозависимости основных компонентов закона денежного обращения служит ключом к пониманию инфляционного механизма и разработке методов его регулирования. Однако отсутствие многих статистических данных нередко искажает сведения об уровне инфляции.
Общепринятый обобщающий показатель инфляции - рост цен на товары и услуги.

Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции.

Антиинфляционная стратегия экономического роста требует проведения поэтапных мер, направленных на регулирование инфляции. Необходимо выстроить
«дерево целей» для сдерживания ее основных факторов.

Общеэкономические меры:

Во-первых, следует завершить начатые реформы (предприятий, бюджетной, налоговой, банковской систем и т. д.) в целях формирования цивилизованных рыночных отношений;

Во-вторых, необходима смена целевой ориентации экономической политики - с подавления инфляции любой ценой на рост ВВП. Без подъема национального производства невозможно реальное оздоровление финансовой, денежной, банковской систем. Основой этой программы должна быть научно обоснованная модель управления переходной экономикой, которая стимулировала бы ее стабилизацию, затем подъем производства товаров и услуг, которые служат обеспечением рубля.

В-третьих, первоочередной антиинфляционной мерой является преодоление кризиса инвестиций путем оживления инвестиционного процесса, концентрации средств на приоритетных проектах. Мировой опыт проектного финансирования свидетельствует о возможности максимального привлечения капиталов частного сектора благодаря реальным гарантиям и страхованию инвестиционного риска.
«Правительственная комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России» предусматривала рост доли государственных инвестиций с 1,5% до 5% ВВП. Однако жесткий контроль за ее выполнением отсутствует. Не работает почти ни одна схема поддержки инвестиций и НТП. В такой поддержке нуждается и малый бизнес, который на
Западе создает 50 - 55% ВВП, а в России - лишь около 10%. Для стимулирования экономического роста необходимы как государственные, так и частные инвестиции.

Важную роль в регулировании инвестиции призваны сыграть принятые в конце 1998 г. нормативно-законодательные документы, в частности по лизинговым операциям. Должна активизировать деятельность комиссия по инвестиционным конкурсам, рассматривающая проекты под частичные государственные гарантии (от 40 до 85%).

Важно найти выход из «ловушки ликвидности» (Кейнс), в которой оказалась Россия. Это проявляется в спаде инвестиций при наличии сбережений населения. России предстоит разработать компенсирующий механизм перераспределения инфляционных доходов в приоритетные отрасли, в частности, путем налогового регулирования.

Потенциальным источником инвестиций остается репатриация «беглых» капиталов, переведенных из России за рубеж по нелегальным и легальным каналам. Для этого необходимы решительные меры.

В-четвертых, традиционно делается ставка на привлечение иностранных инвестиций для экономического развития. Но Россия не может рассчитывать на их крупный приток. Во-первых, в мире мало реально свободных капиталов. Во- вторых, иностранный капитал занял выжидательную позицию по отношению к
России из боязни потерь в связи с недоверием к социально-экономической обстановке. В-третьих, для нашей страны наибольший интерес представляют прямые инвестиции в производство, а иностранный капитал предпочитает портфельные инвестиции (80% иностранных инвестиций в первом полугодии 1998 г.) в государственные и корпоративные ценные бумаги, что привело к оттоку инвестиций в ГКО-ОФЗ во время кризиса в России в августе 1998 г.

Принятые после кризиса меры, направленные на восстановление доверия зарубежного бизнеса к России, могут стимулировать в перспективе привлечение прямых иностранных инвестиций, но в 1998 г. и 1999 г. (оценка) их ежегодный объем составил 3-4 млрд долл., или 63% к 1997 г. Общий объем накопленных прямых инвестиций составил около 12 млрд. долл. в январе 1999 году.

Сдерживание финансовых факторов инфляциидолжно осуществляться следующими методами::

1. Ключевое место в антиинфляционной стратегии занимает оздоровление бюджетов всех уровней и преодоление специфических форм проявления бюджетного кризиса в России:

• неисполнение бюджета, финансирование в произвольном объеме; позаимствованное из мировой практики секвестирование (сокращение) расходов в зависимости от реального наступления доходов распространяется на незащищенные статьи бюджета (в том числе государственные инвестиции, науку, здравоохранение, образование) ради пожарных мер (в середине 1997 г. для погашения задолженности по пенсиям и зарплате);

• нецелевое использование бюджетных средств (например, предвыборная
«черная касса»);

• финансирование бюджетных расходов платежными средствами различной ликвидности;

• слабый контроль за исполнением госбюджета. Рыночная экономика требует строгой регламентации бюджетного процесса. Поэтому бюджетный кодекс необходим для законодательного регулирования бюджетных отношений.

2. Проблемой остается реальное сокращение бюджетного дефицита, хотя формально за счет секвестирования он доведен до уровня (3,5% ВВП в 1997 г.,
3,2% в 1998 г.), приемлемого Международным валютным фондом для предоставления очередного транша кредита России. Не менее важны методы его покрытия без инфляционных последствий.

С 1995 г. до валютно-финансового кризиса в августе 1998 г. господствовала официальная концепция покрытия бюджетного дефицита за счет эмиссии не денег, а государственных ценных бумаг, размещаемых на рыночных условиях среди резидентов и нерезидентов. В России впервые появился не только внутренний, но и внешний долг по отношению к иностранным держателям
ГКО-ОФЗ. Кризис и реструктуризация ГКО-ОФЗ привели к сокращению возможностей рыночных заимствований. В результате новации ГКО-ОФЗ объем внутреннего государственного долга России уменьшился почти на 30% с 750 млрд руб. на 17 августа 1998 г. до 550 млрд руб. к 1 мая 1999 г. Почти все российские держатели этих ценных бумаг обменяли их на новые, которыми можно оплатить налоги. Однако 60% иностранных держателей российского внутреннего долга пока отказываются от участия в новации и требуют лучших условий обмена ГКО. Чрезмерное использование государственных заимствований
(внутренних и внешних) для финансирования бюджетного дефицита всегда становится инфляционным фактором при отсутствии реальных источников их погашения. Поэтому необходимо не только устанавливать, но и соблюдать лимит государственного долга.

В сложившейся ситуации в конце 1998 г. стал неизбежным возврат к эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита, которая официально не практиковалась с 1995 г. по ноябрь 1998 г. В 1994 г. кредиты Центрального банка РФ Министерству финансов РФ из 10% годовых покрывали 50% бюджетного дефицита. Возобновление выпуска денег в порядке кредитования государства с ноября 1998 г. чревато усилением инфляции, если не будет соблюдаться установленный лимит эмиссии и принцип возвратности этих кредитов.

Неинфляционным источником сокращения бюджетного дефицита должны стать экономический рост, увеличение налогооблагаемой базы. По новой методологии к источникам финансирования бюджетного дефицита отнесены поступления от реализации государственных запасов и имущества.

3. Для сдерживания инфляции необходима научно обоснованная налоговая политика, которая не должна парализовать бизнес и толкать его в «теневую» экономику. Налоговая политика в России должна ориентироваться не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики. Судя по мировому опыту, налоги играют двоякую роль в инфляционном процессе по линии его усиления и сдерживания в зависимости от методов налоговой политики. Сужение налогооблагаемой суммы в условиях экономического спада дополняется низкой собираемостью налогов. В налоговой системе России сочетаются карательные налоговые ставки и обилие лазеек, позволяющие не платить налоги. Уклонение от уплаты налогов связано не только с несовершенством налогового законодательства, но и с работой налоговой службы, несмотря на создание
Временной чрезвычайной комиссии (ВЧК) и ужесточение контроля за сборщиками налогов. В этой связи взятый с конца 1998 г. курс на перераспределение налогового бремени необходимо дополнить эффективным механизмом ответственности налогоплательщиков.

4. Специфическим для России направлением антиинфляционной политики является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве, препятствующего экономическому подъему. Сумма неплатежей в экономике (1,5 трлн руб. в октябре 1998 г.) в четыре раза превысила денежный агрегат М3 (365,8 млрд руб.), в 1999 г. (июнь) - в 2,6 раза, хотя неплатежи составили 1,49 трлн руб. (45% обязательств предприятий и организаций).

В этой связи актуальной задачей является восстановление платежно- расчетной системы, нормализация денежных расчетов, ликвидация взаимной задолженности предприятий друг другу и бюджету. При помощи государства предстоит урегулировать задолженность путем проведения клиринговых многосторонних зачетов.

Что касается предложения ввести «второй» рубль для безналичных расчетов, то это увеличит число денежных суррогатов, подорвет принцип государственной монополии на выпуск денег и создаст источник неконтролируемой денежной эмиссии (например, П. И. Родионов («Газпром») предложил выпустить своеобразную параллельную валюту в форме товарных газовых облигаций).

Регулирование денежных факторов инфляции следует производить следующими методами:

1. В условиях товарного производства все хозяйственные связи опосредуются деньгами. Поэтому диспропорции приобретают форму, хотя их причины коренятся в процессе общественного воспроизводства. В этом проявляется прямая и обратная связь инфляции с воспроизводством. Но было бы ошибочно отвергать роль денежных факторов в ее развитии. Поэтому антиинфляционная политика предусматривает регулирование эмиссии денег и скорости их обращения.

Однако в России резкое ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к сужению официальной денежной массы. Судя по коэффициенту монетизации, в России низкий показатель насыщенности ВВП рублевой массой: 12% - 19% (против 80 - 120% на Западе). В итоге для удовлетворения потребностей хозяйства в деньгах появились тысячи неофициальных эмиссионных «центров», выпускающих денежные суррогаты, которые обслуживают 70 - 80% хозяйственного оборота. В этом проявляется стихийная реакция рыночного хозяйства на дефляционное сжатие денежной эмиссии в условиях нехватки оборотных средств предприятий и огромных неплатежей.

Предстоит восстановить денежные отношения субъектов рыночной эмиссии, очистить денежный оборот от суррогатов с сомнительной юридической основой и рассчитывать денежный агрегат М2 с учетом реальных потребностей хозяйственного оборота и прогноза экономического развития.

В результате пересмотра макроэкономической политики с конца 1998 г.
Центральный банк РФ взял курс на некоторое расширение денежной массы, что важно для повышения монетизации ВВП и ликвидности экономики.

Судя по мировой практике, денежная эмиссия должна осуществляться по трем каналам - кредитование государства, хозяйства и под прирост официальных золотовалютных резервов. Однако аргентинская модель «валютного управления», поднятая на щит некоторыми российскими экономистами во время резкого усиления инфляции под влиянием валютно-финансового кризиса в августе 1998 г., неприемлема в условиях России. Во-первых, нет надежды на пополнение резко сократившихся (до 10,8 млрд долл. в марте 1999 г.) официальных золотовалютных резервов за счет масштабного западного кредита (на 10-20 млрд долл). Во-вторых, эмиссия денег только под прирост чистых международных резервов без учета потребностей реального хозяйственного оборота в соответствии с законом денежного обращения приведет к дефляционному сжатию денежной массы в обращении.

Характерное для кризисной ситуации повышение экономической роли золота проявляется не только в стремлении увеличить эмиссию денег под прирост официальных золотых резервов, но и в выпуске в 1999 г. золотых сертификатов, червонцев, пятикопеечных монет по 6 г 583-й пробы.
Следовательно, практика лишний раз подтвердила, что золото не просто ценное сырье, а валютный металл, используемый для государственной и частной тезаврации. По некоторым оценкам, на руках у населения России сосредоточено
7 т золота. За 1998 г. коммерческие банки продали 500 кг золотых слитков.

Но это не дает основания для внеисторических проектов восстановления в
России золотого стандарта, ликвидированного в мире в 30-х годах XX в. Речь идет о необходимости развития рынка золота, которое в качестве альтернативы доллару может привлечь сбережения населения в условиях подрыва доверия к рублю и банковским вкладам.

2. Не менее важно совершенствование структуры официальной денежной массы в обращении. В России велика доля наличных денег в денежной массе (30 - 40% против 5 — 10% в развитых западных странах). Снижению потребности оборота в наличных деньгах будут способствовать: развитие различных платежных карточек; совершенствование безналичных расчетов, выплата заработной платы
(где возможно) через банкоматы в надежных банках.

3. В антиинфляционных мерах особое место принадлежит регулированию скорости обращения одноименной денежной единицы, так как увеличение ее равносильно дополнительной эмиссии ^денег при прочих равных условиях.

4. Чтобы взять инфляцию под контроль, необходима реальная статистика и внедрение экономико-математической модели денежного обращения в ценах анализа и прогнозирования многоплановых денежных потоков.

Оздоровление банковской системы. Важным направлением антиинфляционной политики и стратегии экономического роста политики является санация и реструктуризация банковской системы, основательно подорванной валютно- финансовым кризисом. «Замораживание» 1/3 банковских активов, вложенных в
ГКО-ОФЗ, парализовало с августа 1998 г. деятельность крупных банков, что привело к кризису неплатежей в банковской сфере, вызвало натиск вкладчиков, изымавших свои рублевые и валютные средства со счетов. Все свободные средства банков хлынули на валютный рынок. Оставшиеся деньги многие банки перевели на Запад, создали новые финансовые структуры. В итоге многие банки фактически оказались банкротами. Количество банков сократилось с 3 тыс. до
1,4 тыс. в середине 1999 г. Причем парадокс заключается в выживании средних банков, у которых меньше спекулятивных амбиций и больше ответственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.