Окончательно
найденная нами формула (4.33), для экспериментального определения абсолютного
значения коэффициента трения о снег m, позволяет сформировать следующую методику
проведения опытов и обработки полученных результатов:
первый этап – спортсмен на лыжах поднимается в
тестовую горку на некоторую высоту и отмечает место своего старта;
второй этап – фиксирует свое положение
палками, затем, отпуская их, одновременно с началом разгона включает секундомер
и скатывается с горки;
третий этап – в момент окончания скольжения по
горизонтальному участку лыжник останавливает секундомер, фиксирует время t
и отмечает место, до которого он докатился;
четвертый
этап – спортсмен снимает лыжи и пешком возвращается к месту своего старта,
при этом шагами измеряя расстояние от места остановки до окончания склона горы LТ, а затем и общий путь L пройденный им (или отдельно длину разгона LР);
пятый этап – лыжник записывает опытные
значения t, L, LТ и по
формуле (4.33) находит абсолютного значения коэффициента трения о снег m.
Понятно,
что спортсмена мало интересует абсолютное значения коэффициента трения,
поскольку для него гораздо важнее знать величину относительной эффективность смазки лыж.
Как
видно из формулы (4.26) для экспериментального определения d не нужно знать высоту тестовой горки Н и, следовательно, нет
необходимости измерять время t.
Поэтому
при проведении опытов для определения относительной эффективность смазки лыж на
втором и третьем этапах нашей методики не требуется использовать секундомер и
записывать время.
Однако
этапы с первого по четвертый повторяются несколько раз для различных лыж и
различных смазок.
Затем
на пятом этапе кроме определения длины общего пути L до самого худшего результата (наименьшая длина выката), лыжник
ступнями измеряет расстояния от отметки худшего результата до отметок всех
остальных тестов DLi и по формуле (4.26) находит di.
Как
было отмечено во введении к данной исследовательской работе, задача эксперимента
заключалась в определении как абсолютное значение коэффициента трения лыж о
снег, так и относительную эффективность различных смазок скольжения в условиях
сурового уральского климата:
·
при низких температурах - от минус 15°С и ниже
·
и высокой влажности воздуха – от 70% до 100%.
Для
тестирования были выбраны две следующие смазки скольжения:
·
импортный парафин SWIX HF4, для температур от -10°С
до -32°С и высокой влажности воздуха, по цене порядка 1200 руб. за 40 г. (см.
Рис. 4.2);
·
и отечественный парафин Луч HF5, для температур от
-5°С до -25°С и влажности воздуха от 85-98%, по цене 250 руб. за 50 г. (в пять
раз меньшей).
Рис.
4.2
HF
означает «High fluorocarbon» – мази с высоким содержанием фторорганики.
В
эксперименте использовались две пары лыж FISCHER RCS (топ модель) SkateCut (для
конькового хода) Cold (для низких, менее -2°С температур):
первая
пара – модель сезона 2003/04, длина 187, stiff (высокой
жесткости);
вторая
пара - модель сезона 2004/05, длина 192, medium (средней
жесткости) (см. Рис. 4.3);
Рис. 4.3.
Первая серия опытов
проводилась 30.01.06 с 19:00 до 21:00 на лыжной базе «СКА» (район Уктуса г.
Екатеринбурга) при температуре воздуха -18°С и влажности 78%.
Импортный
парафин SWIX HF4 был нанесен на первую пару лыж (модель 2003/04), а
отечественная смазка скольжения Луч HF5 - на вторую пару (модель 2004/05).
Обе
пары тестировал один лыжник. Опыты дублировались по три раза для каждой пары.
В
ходе этой первой серии экспериментов использовался спортивный секундомер «CASIO» 311Q04 и фиксировалось время проведения теста
t.
Расстояния
L и LТ измерялись парами шагов, а разность в длине выката DL - размером ступни по лыжному ботинку. При этом пересчет на метры
производился по следующим соотношениям:
·
1 ступня = 0,3 м;
·
1 пара шагов = 6 ступней = 6*0,3 = 1,8 м.
Результаты
опытов и рассчитанные значения абсолютных значений коэффициентов трения лыж о
снег и относительной эффективности парафина SWIX HF4 по сравнению с Луч HF5
приведены в Табл. 4.1.
Полученные
в первой серии опытов абсолютные значений коэффициентов трения лыж о снег (0,04184
- для SWIX HF4 и 0,04218 – для Луч HF5) хорошо согласуются с приведенными на
Рис. 2.1 известными значениями, такими как 0,035 для трибологической пары
«дерево – лед». Это говорит о принципиальной работоспособности предложенной
нами методики.
Однако
погрешность в определении абсолютных значений коэффициента трения (3…4%) не
приемлема для оценки относительной эффективности смазок, имеющих примерно
одинаковые характеристики и отличающихся друг от друга менее чем 1…3%.
Таблица 4.1
Результаты
первой серии опытов
Условия
тестирования
|
Единица
измерения
|
1 пара лыж,
смазка - SWIX HF4
|
2 пара лыж,
смазка - Луч HF5
|
Номер опыта
|
i
|
1.1
|
1.2
|
1.3
|
2.1
|
2.2
|
2.3
|
Времени
тестирования t
|
сек
|
31,11
|
31,77
|
31,72
|
31,66
|
31,19
|
31,33
|
Разность в длине
выката DLij, от наихудшего результата для опыта 2.1, L2.1 = 62 пары шагов = 62*1,8 = 111,6 м
|
ступней
|
4,0
|
2,5
|
3,0
|
0,0
|
1,5
|
3,0
|
м
|
1,20
|
0,75
|
0,90
|
0,00
|
0,45
|
0,90
|
Общая длина
участков разгона и выката
Lij=
L2.1+DLij
|
м
|
112,80
|
112,35
|
112,50
|
111,60
|
112,05
|
112,50
|
Среднее значение
общей длины участков разгона и выката
|
м
|
112,55
|
112,05
|
Относительная
погрешность проведения опытов
|
|
0,40%
|
0,80%
|
Относительная
эффективность d парафина SWIX HF4 по сравнению с Луч HF5 по формуле (4.26)
|
%
|
0,45%
|
Длина участка
торможения (выката) LТij при одинаковой длине участка разгона
LР= 28 пар шагов = 50,4 м,
LТij= Lij - LР
|
м
|
62,40
|
61,95
|
62,10
|
61,20
|
61,65
|
62,10
|
Коэффициент
трения по формуле (4.33)
|
|
0,0430
|
0,0412
|
0,0413
|
0,0414
|
0,0427
|
0,0424
|
Среднее значение коэффициента трения
|
|
0,04184
|
0,04218
|
Относительная погрешность проведения опытов
|
|
3,96%
|
3,06%
|
Относительная эффективность парафина SWIX
HF4 по сравнению с Луч HF5
|
%
|
0,80%
|
Погрешность
в определении эффективности смазки через разность в длине выката по формуле
(4.26) существенно меньше (0,4…0,8%), чем через определение абсолютных значений
коэффициента трения, однако и она достаточно высока для выявления отличий в
работоспособности смазки не превышающих 1% .
Для
того, что бы убедиться в значимом различии относительной эффективности парафина
SWIX HF4 по сравнению с Луч HF5, нами была проведена вторая серия
экспериментов, при планировании которой мы постарались максимально увеличить
как количество параллельных опытов, так и условий их проведения.
Вторая серия опытов
проводилась 01.02.06 с 19:00 до 20:00 так же на лыжной базе «СКА» при
температуре воздуха -16°С и влажности 85%.
Импортный
парафин SWIX HF4 так же был нанесен на первую пару лыж (модель 2003/04), а
отечественная смазка Луч HF5 - на вторую пару (модель 2004/05).
Обе
пары тестировали уже два лыжника (имеющих разную массу) при двух различных
длинах участка разгона (с разной высоты тестовой горки). Опыты дублировались по
пять раз для каждой пары, каждого лыжника и для каждой длины участка разгона.
В
ходе второй серии экспериментов секундомер не использовался, и время проведения
теста t не фиксировалось, поскольку задача
определения абсолютного значения коэффициента трении уже была решена в первой
серии.
Расстояние
L измерялись, как и в первой серии, парами шагов, а
разность в длине выката DL
– размером ступни. Пересчет на метры
производился по тем же соотношениям, что и в первой серии.
Результаты
опытов и рассчитанные значения относительной эффективности парафина SWIX HF4 по
сравнению с Луч HF5 приведены в Табл. 4.2. и Табл. 4.3
Таблица 4.2
Результаты
второй серии опытов
при
длине участка разгона LР = 50,4 м,
Лыжник
|
Единица
измерения
|
№
|
А
|
Б
|
Условия тестирования
|
|
|
SWIX HF4
|
Луч
HF5
|
SWIX HF4
|
Луч
HF5
|
Разность
в длине выката DL от наихудшего результата
LХ = 110 м
|
ступней
|
1
|
7,0
|
0,0
|
8,0
|
12,0
|
2
|
13,0
|
0,5
|
18,0
|
13,5
|
3
|
18,0
|
15,5
|
22,0
|
15,0
|
4
|
20,0
|
18,0
|
23,0
|
18,0
|
5
|
21,0
|
18,2
|
23,5
|
18,0
|
м
|
1
|
2,1
|
0,0
|
2,4
|
3,6
|
2
|
3,9
|
0,2
|
5,4
|
4,1
|
3
|
5,4
|
4,7
|
6,6
|
4,5
|
4
|
6,0
|
5,4
|
6,9
|
5,4
|
5
|
6,3
|
5,5
|
7,1
|
5,4
|
Общая
длина участков разгона и выката L
|
м
|
1
|
112,1
|
110,0
|
112,4
|
113,6
|
2
|
113,9
|
110,2
|
115,4
|
114,1
|
3
|
115,4
|
114,7
|
116,6
|
114,5
|
4
|
116,0
|
115,4
|
116,9
|
115,4
|
5
|
116,3
|
115,5
|
117,1
|
115,4
|
Среднее значение
общей длины участков разгона и выката
|
м
|
|
114,7
|
113,1
|
115,7
|
114,6
|
Относительная
погрешность проведения опытов
|
|
|
3,66%
|
4,83%
|
4,02%
|
1,57%
|
Относительная
эффективность d парафина SWIX HF4 по сравнению с Луч HF5 по формуле (4.26)
|
|
|
1,42%
|
0,94%
|
Таблица 4.2
Результаты
второй серии опытов
при
длине участка разгона LР = 86,4 м,
Лыжник
|
Единица
измерения
|
№
|
А
|
Б
|
Условия
тестирования
|
|
|
SWIX HF4
|
Луч
HF5
|
SWIX HF4
|
Луч
HF5
|
Разность
в длине выката DL от наихудшего результата
LХ = 161 м
|
ступней
|
1
|
10,5
|
0
|
19
|
6,5
|
2
|
10,5
|
3
|
18
|
8
|
3
|
10,5
|
6
|
19
|
15
|
4
|
10,5
|
9,5
|
19
|
17
|
5
|
12,5
|
14
|
30
|
25
|
м
|
1
|
3,2
|
0,0
|
5,7
|
2,0
|
2
|
3,2
|
0,9
|
5,4
|
2,4
|
3
|
3,2
|
1,8
|
5,7
|
4,5
|
4
|
3,2
|
2,9
|
5,7
|
5,1
|
5
|
3,8
|
4,2
|
9,0
|
7,5
|
Общая
длина участков разгона и выката L
|
м
|
1
|
164,2
|
161,0
|
166,7
|
163,0
|
2
|
164,2
|
161,9
|
166,4
|
163,4
|
3
|
164,2
|
162,8
|
166,7
|
165,5
|
4
|
164,2
|
163,9
|
166,7
|
166,1
|
5
|
164,8
|
165,2
|
170,0
|
168,5
|
Среднее значение
общей длины участков разгона и выката
|
м
|
|
164,3
|
163,0
|
167,3
|
165,3
|
Относительная
погрешность проведения опытов
|
|
|
0,37%
|
2,58%
|
1,97%
|
3,36%
|
Относительная
эффективность d парафина SWIX HF4 по сравнению с Луч HF5 по формуле (4.26)
|
|
|
0,81%
|
1,22%
|
Результаты
второй серии опытов показывают, что погрешность в определении эффективности
смазки через разность в длине выката по формуле (4.26), остается на уровне
первой серии (0,37…4,83%), что не позволяет с полной уверенность говорить о
большей эффективности парафина SWIX HF4 (0,81…1,42%).
Однако
поскольку как в первой, так и во второй серии опытов SWIX HF4 в среднем вел
себя несколько лучше, что, видимо, вполне можно говорить о его большей эффективности
по сравнению с Луч HF5, но на величину не превышающую 0,5%.
Много
это, или мало? Можно привести следующие рассуждения. Смазка с эффективностью в
0,5% на дистанции 5 км может условно позволить лыжнику «укатиться» на
5 000 * 0,005 = 25 м дальше. При соревновательной скорости порядка 15км/ч
(около 4 м/с) даст выигрыш в 25/4 » 6 сек.
Для
спортсменов мировой элиты лыжного спорта и биатлона это, по всей видимости, может
и много. Однако для рядовых спортсменов и любителей лыжного спорта это отличие
не значимо и поэтому вряд ли стоит тратить в 5 раз большие суммы на подготовку лыж
с использованием таких дорогих парафинов, как SWIX HF4. Отечественные смазки
типа Луч HF5 могут работать ни чуть не хуже.
Решая поставленные в данной работе задачи такие, как изучение
основ трибологии, знакомство с видами трения, изучение взаимодействия лыж и снега,
удалось разработать достаточно простую методику определения как абсолютного значение
коэффициента трения лыж о снег, так и относительной эффективность различных
смазок скольжения на основе наиболее распространенного способа тестирования
лыж – по длине выката.
Работоспособность данной методики была экспериментально
проверена, и показано, что получаемые с помощь ее результаты для абсолютных
значений коэффициента трения хорошо согласуются с известными величинами для
таких трибологических парах, как «дерево – лед».
Экспериментально найденные значения относительной
эффективности парафина SWIX HF4 по сравнению с Луч HF5 в условиях сурового
уральского климата при низких температурах и высокой влажности воздуха
показывают что, вряд ли стоит тратить в 5 раз большие суммы на подготовку лыж с
использованием дорогих импортных парафинов, таких как SWIX HF4.
Отечественные смазки типа Луч HF5 в суровых уральских
условиях могут работать ни чуть не хуже.
Основные задачи, поставленные в рамках данной исследовательской
работы, выполнены.
Дальнейшим развитием выбранного направления может стать более
точное тестирование лыж и смазок с использованием, например, таких современных
приборов, как радары скорости.
Перышкин А.В. Физика 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.
заведений. – 6-е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2002. – 192 с.: ил.
Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика: Учеб. для 9 кл. сред. Шк.
– 3-е изд. – М.: Просвещение, 1994. – 192 с.: ил.
Перышкин А.В. Физика 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.
заведений/ А.В. Перышкин, Е.М. Гутник . – 5-е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2002.
– 256 с.: ил.
Касьянов В.А. Физика 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.
заведений. – 5-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2003. – 416 с.: ил.
Крагельский И. В., Виноградова И. Э. Коэффициенты трения.
Справочное пособие. – 2-е изд. – М.: МАШГИЗ, 1962. – 220 с.: ил.
Слободетский И.Ш. Сухое трение. Журнал «Квант», 1970, №1 с.
37-41.
Нет Браун. Подготовка лыж. Полное руководство. : Пер. с
анг. – Немцов А. – Мурманск, 2004. – 168 с. : ил.
Ресурсы Интернет:
http://www.tribo.ru/new/about.html - Журнал "Трение
Износ Смазка" основан в 1999 году. Учредитель НПК "ВМПАВТО".
Выходит 4 раза в год.
http://www.abitura.com - Сайт для абитуриентов, для
выпускников школы, для тех, кто собирается поступать в вузы, где требуется
хорошее знание физики.
http://www.krugosvet.ru/about.htm - Энциклопедия
«Кругосвет».
http://skisport.narod.ru/index.html - Беговые лыжи.
Детский центр культуры и спорта «Южное Измайлово»
http://xcski.narod.ru/ - Лыжный клуб «Обнинск»
http://www.skisport.ru/ - Официальный сайт журнала «Лыжный
спорт»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|