·
формой снежного кристалла (его остротой)
·
температурой снега (чтобы вызвать таяние холодного
снега, потребуется больше тепла/трения)
·
прочностью снега (холодный кристалл крепче теплого)
·
наличием влаги (мы не хотим создать слишком большое
количество воды, иначе мы получим эффект подсасывания, см. Рис. 3.3)
Рис. 3.3
Теория
контролируемого трения дает нам заметные и предсказуемые результаты, и это
делает ее полезной для практического применения.
Из
этой теории следует, что слишком твердая мазь не допустит проникновения
кристаллов, а значит, трения для образования необходимой водяной пленки будет
недостаточно. (Ситуация дополнительно усложняется действием веса лыжника). В то
же время слишком мягкая мазь даст избыточное проникновение, что приведет к
слишком большому трению и, соответственно, к образованию большого количества
воды. Еще более мягкая мазь может позволить кристаллам снега проникать в себя
настолько глубоко, что движение станет невозможным. Кроме того, мягкие мази
охотнее собирают грязь.
Посмотрим,
как теория работает в некоторых определенных условиях:
Холодный снег представляет особые трудности.
Как правило, холодные кристаллы снега либо очень острые, либо очень жесткие,
либо и то и другое вместе. Чтобы создать необходимое количество трения и
растопить кристалл, потребуется много энергии. При таких низких температурах,
чтобы вызвать таяние, требуется много тепла, и поэтому избежать торможения
очень трудно. Вот почему холодный снег обычно медленный, а действительно
хорошие мази на холодный снег очень твердые и найти их нелегко. В этой ситуации
выходом становиться сухая смазка. Мы поговорим о сухой смазке ниже в этой главе.
Укатка лыжни также влияет на скольжение.
Сбивая кончики кристаллов, укатка способствует хорошему скольжению в холодную
погоду. Но вместе с тем, поверхность холодного укатанного снега может быть
очень жесткой и абразивной, поскольку укатка сплавляет жесткие кристаллы
холодного снега вместе; в таких условиях мазь имеет тенденцию быстро
изнашиваться. Это еще одна причина, почему в морозную погоду необходима твердая
износостойкая мазь.
Свежевыпавший снег по некоторым свойствам
напоминает холодный. Пока новый снег не укатан, а значит, кристаллы еще не
"затуплены", будет наблюдаться тенденция к дополнительному трению.
Среднетемпературный снег не предъявляет
высоких требований к смазке. Кристаллы менее острые и менее жесткие, при таких
температурах обычно уже отмечается некоторое присутствие воды (но недостаточное
для того, чтобы создавать серьезное подсасывание). По этой причине при средних
температурах достичь хорошего скольжения проще. Вот почему хороших
среднетемпературных мазей так много.
Теплый снег, как правило, влажный и имеет
тупые кристаллы. По этой причине мази для теплого/влажного снега мягче (чтобы
обеспечить проникновение). Вместе с тем из-за присутствия большого количества
воды возрастает вероятность подсасывания - лыжи начинают ехать медленнее. В этой
ситуации, для уменьшения торможения, вызванного подсасыванием, может
потребоваться нанесение структуры - маленьких бороздок, которые выдавливаются
или нарезаются на скользящей поверхности лыжи с целью уменьшения эффекта
подсасывания. Поверхностное натяжение мази, которое влияет на форму и размер
водяных капелек, также становится фактором скольжения.
Кроме
того, таяние снега обычно приводит к повышенному содержанию в нем грязи.
Хороших мазей, пригодных для этих особых условий, не так много; эффективными могут
быть различные добавки и альтернативы (такие как, фторуглероды).
Как
только сформировался слой воды, появляется необходимость в управлении формой и
размером водяных капелек. Отчасти это достигается путем регулирования трения и,
таким образом, количества воды. Однако различные компоненты мази также помогают
управлять размером и формой капелек за счет изменения величины поверхностного
натяжения.
Примерно
также, как капли дождя по-разному формируются на кузове недавно отполированного
автомобиля, покрывая его множеством маленьких "бусинок", различные
типы мазей влияют на размер и форму капелек воды. Крупная широкая капелька
будет создавать эффект подсасывания, тогда как маленькая и круглая будет в
большей степени выполнять роль смазки/подшипника.
Поверхностное
натяжение помогает объяснить, почему различные мази, предназначенные для одной
и той же погоды, ведут себя совершенно по-разному. А также, почему одна и та же
мазь дает разные результаты в практически одинаковых условиях - например, в
некоторых районах или странах, где, скажем, при одной и той же температуре
содержание воды в снеге может быть разным.
Самым
ярким примером применения этой теории является фторуглеродная "мазь".
У фторуглеродов (фторов) поверхностное натяжение значительно выше, чем у
обычных парафинов, а коэффициент трения ниже. В результате на скользящей
поверхности, обработанной фторуглеродом, образуются значительно более мелкие и
круглые "бусинки", чем после смазки обычной мазью. Это главная причина,
почему фторуглеродные "мази" лучше работают в условиях высокой
влажности. (Другая причина - это высокая грязеустойчивость фторуглеродов.
Влажный снег, особенно, в котором происходит таяние, как правило, содержит
много грязи, и в таких условиях у фторуглеродов появляется значительное
преимущество.)
Фторуглероды
работают в очень широком диапазоне температур и в довольно широком диапазоне
влажности. Наилучшим образом они ведут себя при высокой влажности, и чем она
выше, тем шире их температурный диапазон.
Тем
не менее, во время тестирования фторуглероды не всегда оказываются самыми
быстрыми. Часто их настоящее преимущество не проявляется до того момента, пока
не пройдешь порядочное количество километров. Если после этого фторы все еще
будут продолжать ехать быстро, вследствие своей грязеустой-чивости и общей
твердости, то парафины начнут сбавлять ход. Таким образом, фторы можно отнести
к "мазям" для длинных дистанций. К сожалению, они иногда не совсем
подходят для коротких дистанций, таких, например, как юношеские гонки.
Идея
здесь во многом такая же, как и в "обычной" смазке: трение между
двумя поверхностями снижается за счет добавления смазывающих веществ, таких как
тефлон, графит, молибден или силикон. Сухая смазка играет свою роль при любом
снеге, будь он сухой или влажный. Добавки изменяют поверхностное натяжение мази
и могут влиять на ее износ.
При
холодном снеге, когда трудно рассчитывать на влажную смазку, необходимую смазку
дадут такие добавки, как графит. Это в равной степени относится и к сухому
снегу.
Кроме
того, некоторые производители утверждают, что добавление графита, молибдена и
подобных им добавок делает мазь (или скользящую поверхность) более
электропроводимой, что позволяет лыжам "сбрасывать" статическое
электричество, которое притягивает грязь.
Многие
лыжники предпочитают использовать графитовую мазь с целью защиты лыж при их
транспортировке, основываясь на той теории, что такая мазь помогает
поддерживать уровень графита в скользящей поверхности. Производители по-разному
смотрят на применение графита: одни рекомендуют использовать его в качестве
мази для скользящей поверхности, другие - для смешивания с другими мазями,
третьи - как верхний слой, а четвертые - просто как уже смешанную готовую мазь
для конкретных погодных условий. Размер частиц также варьируется от названия к
названию, и влияет на проникновение.
Поддержание
уровня содержания фторуглеродов в скользящей поверхности может быть
преимуществом, по крайней мере, для теплых лыж. Таким образом, фторграфитные
парафины могут быть прекрасными мазями для защиты лыж во время их перевозки или
хранения. С этими мазями вы сохраните уровень графита и фтора в скользящей
поверхности и будете на один шаг ближе к завершающей смазке - соскребите,
добавьте мазь по погоде, и вперед. Обе из вышерассмотренных теорий (сухая
смазка и снятие электростатических зарядов) приводятся со ссылкой на
превосходные характеристики графитовой скользящей поверхности.
Вследствие
своих антистатических свойств, парафины с добавлением графита часто проявляют
себя с лучшей стороны либо в грязных условиях, либо при низкой влажности. По
той же самой причине, графиты и им подобные добавки могут снижать накопление
грязи при влажном снеге.
Графитовые
добавки и/или графитовые подслои могут существенно снизить износ мази, и тем
самым, продлить хорошее скольжение. Если нужен практический совет, то можно
сказать так: если вы не знаете использовать добавку (или подслой) или нет, то
используйте. Это может улучшить характеристики скольжения и износостойкости, и
только в редких случаях будет оказывать серьезное отрицательное воздействие на
скольжение.
Силикон
- это добавка для влажного снега. Оп выпускается многими компаниями в виде
силиконового геля, жидкости или силиконовой добавки (парафина с добавлением
силикона). Силиконы хорошо работают на влажном снегу и очень плохо на сухом.
Многие полагают, что они склонны набирать грязь - поэтому, вероятно, их
применение следует ограничить более короткими дистанциями.
Чемпионат
мира 1995 года в Тандер-Бее (Канада) стал ареной несколько необычных и
эффективных решений применительно к невероятно высокому содержанию грязи. Перед
коньковыми этапами гонок преследования, лыжники приходили после 5-ти километров
дистанции с черными лыжами. Проведя скребком вдоль скользящей поверхности,
можно было собрать столовую ложку черной липкой гадости. Лыжи загрязнялись так
быстро, что, пройдя половину 5-километрового тренировочного круга, лыжникам
приходилось идти коньком на спусках, а на равнинных участках использовать
технику передвижения в подъем.
Таким
образом, проблема очистки лыж приобрела первостепенное значение, которую вес
команды решили одинаково - положив поперек лыжни чистящие доски. Доски
оборачивались полотенцем или фибертексом, которые смачивались различными
детергентами, начиная со смывки для мази и заканчивая бытовыми чистящими
средствами. Лыжники переезжали эти доски, очищая свои лыжи и значительно
улучшая скольжение.
Настала
очередь сказать несколько слов об отталкивании/противодействии грязи. Эта та область,
значимость которой постоянно растет вместе с ростом загрязнения окружающей
среды. Грязный снег встречается не только в промышленных районах, обычно
грязным бывает весенний снег, как впрочем, и любой снег s условиях таяния: по
мере его испарения или таяния растет концентрация грязи. Грязь также
присутствует там, где есть деревья: падающие листья и иголки несут с собой
грязь, либо сами перемешиваются с ней; на снег попадает также сдуваемая с
деревьев пыль.
Отталкивание
грязи становится важным моментом при выборе наилучшей мази. Чистые лыжи будут
ехать быстрее, а лыжи, долго остающиеся чистыми, будут дольше сохранять
скорость. Нужно помнить следующее:
• При
данной температуре твердая мазь будет противодействовать грязи лучше, нежели
мягкая.
• Продолжительное
хорошее скольжение может быть более важным, нежели очень хорошее, но
кратковременное скольжение. Мазь, которая при первоначальном тестировании была
немножко медленнее, может потом ехать быстрее в течение 50-ти или более
километров вследствие своей высокой грязе и износоустойчивости. Вместе с тем,
другая мазь, быть может, изначально более быстрая, быстро наберет грязь и/или
сотрется. Одни мази хороши только для коротких дистанций, другие же будут лучше
работать на длинных.
• Всегда
имеет смысл проводить повторное тестирование мази после того, как она уже
"откатана", с тем, чтобы проверить ее на снижение скорости.
Теперь мы знаем, как правильно подбирать мазь
под погоду. Теперь разберемся как мазь наносится на лыжи.
Стол для смазки и обработки
Прежде
всего для смазки и обработки лыж нам понадобится стол удобной высоты,
оснащенный необходимыми для работы приспособлениями (электророзетки,
дополнительное освещение и т.д.). Столы бывают как самодельные, так и производства
каких-либо фирм (например "SWIX"), стационарные или переносные, с
большим разнообразием конструкций и их модификаций.
Щетки
Бывают
двух типов: обычные (для ручной обработки) и вращающиеся (для механической
обработки с помощью электродрели).
Для
ручной обработки используются щетки нескольких разновидностей:
- металлические (латунные, бронзовые,
стальные),
- нейлоновые (жесткие, средние, мягкие),
- натуральные (обычно из конского волоса),
- комбинированные (латунно-нейлоновые,
бронзово -нейлоновые, латунно-натуральные,натурально-нейлоновые),
- полировальные (в виде натуральной пробки или
блока с фланелью).
Для
механической обработки (в этом случае в качестве привода используются
электрические или аккумуляторные дрели) применяются вращающиеся щетки. Они размещаются
на специальной оси, одна сторона которой служит ручкой для держания, а другая
крепится в патроне дрели (наподобие сверла).
Вращающиеся
щетки по используемым материалам "щетины" аналогичны
вышеперечисленным щеткам для ручной обработки. В принципе можно бы без труда
назвать как минимум несколько десятков разновидностей щеток, но вряд ли в этом
есть смысл. Важнее, наверное, разобраться, на какие принципиальные классы они
подразделяются и для каких целей используется каждый конкретный вид щеток.
МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ
ЩЕТКИ (кроме стальной) в основном используются для очистки скользящей
поверхности и микроструктуры от старого парафина и грязи.
СТАЛЬНЫЕ
ЩЕТКИ обычно применяется не столько для удаления парафина, сколько для
нанесения на скользящую поверхность мелкой микроструктуры (в зависимости от
погодных условий).
НЕЙЛОНОВЫЕ
ЩЕТКИ бывают жесткие, средние и мягкие. Жесткие используются для удаления более
твердого (морозного) парафина, средние - для удаления мягкого (предназначенного
для переходной и теплой погоды). Мягкие щетки применяются при окончательной
полировке скользящих поверхностей.
НАТУРАЛЬНЫЕ
ЩЕТКИ применяются для удаления мягкого парафина и для обработки поверхностей
после нанесения на них порошков и ускорителей.
ПОЛИРОВАЛЬНЫЕ
ЩЕТКИ используются при сухом (без применения утюга) способе
ЖЕСТКИЙ
ФИБЕРТЕКС С АБРАЗИВОМ используется для снятия ворса после циклевки скользящей
поверхности.
МЯГКИЙ
ФИБЕРТЕКС С АБРАЗИВОМ - для удаления верхнего очень тонкого слоя поверхности
(фактически - своеобразного сглаживания) без изменения структуры лыжи.
ФИБЕРТЕКС
БЕЗ АБРАЗИВА служит для полировки скользящих поверхностей.
Цикли, скребки
МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ
- служат для выравнивания скользящих поверхностей и удаления ворса (твердость
стали, из которой сделана цикля и ее толщина зависят от того, насколько большой
слой пластика вам необходимо снять). Металлические цикли выпускаются различными
фирмами ("TOKO", "SWIX" и т.д.) или делаются на заказ из
специальных сортов стали. Мягкий металл позволяет производить заточку циклей в
обычных, "полевых" условиях с использованием специальных заточек.
Жесткий металл предполагает заточку циклей только в заводских условиях.
Совет:
для первичной обработки применяйте цикли из более твердого металла,
позволяющего за один проход снять достаточно большой слой пластика, а для
доводки - из более мягкого.
СКРЕБКИ
ИЗ ОРГСТЕКЛА, ПЛАСТМАССЫ служат для удаления парафина и обработки скользящей
поверхности после нанесения структуры. Выпускаются толщиной 3, 4 и 5 мм. Чем
толще скребок, тем более жесткую обработку вы сможете провести.
БРИТВЕННЫЕ
СТАНКИ служат для удаления ворса после механической и ручной шлифовки
(циклевки) лыж.
СКРЕБКИ
ДЛЯ ОЧИСТКИ ЖЕЛОБКА выпускаются различных разновидностей. Сейчас все большее
распространение приобретают скребки, своей формой напоминающие авторучки.
РУЧНЫЕ
НАРЕЗКИ И НАКАТКИ. Структура, нарезка наносятся на лыжу специальными накатками
вручную. Накатки могут быть с вращающимися или закрепленными стационарными
резцами (ножами). Кроме того, они могут быть с заменяемыми или стандартными (в
виде металлических пластинок) резцами (ножами). Кроме того, они подразделяются
на нарезающие структуру и выдавливающие. Ясно, что выдавливающие являются более
щадящими по отношению к пластику по сравнению с нарезающими.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|