1.5 Расчет мощности трансформатора
1.5.1 Основной расчет
Для расчета трансформаторной мощности выбираем по каталогу
мощность трансформаторов Sн по каталогу в качестве базовой Sн=
2 x 40 =80 МВА;
Мощность трансформаторов,
необходимую для питания тяги определим по формуле:
, МВ×А (20)
где Kу= 0.97 – коэффициент участия в максимуме районной
нагрузки.
Sp.pасч –
мощность районных потребителей; согласно исходным данным:
Sp.pасч = 10
МВА;
Мощность тяги
Используя выражение (20)
получим:
МВ×А.
По мощности Sнт
определим соответствующий ей номинальный ток для двух трансформаторов:
, А (21)
где Uш –
напряжение на шинах тяговой подстанции Uш = 27.5 кВ;
Согласно выражению (21) будем иметь:
А.
Кратность нагрузки по
обмоткам трансформатора
1. Для заданного
количества поездов
; (22)
где Iэо - эквивалентный
ток обмотки по нагреву масла для заданного режима, А; Используя
выражение (22) получим:
;
2. Для режима сгущения
; (23)
где Iэсг -
эквивалентный ток обмотки по нагреву масла для режима сгущения, А;
Используя выражение (23)
получим:
;
3. Для максимального режима
, А (24)
Если Kmax ³ 1,5 , то надо выбирать следующий по
шкале более мощный трансформатор.
Используя выражение (24)
получим:
;
Мощность
трансформатора выбираем по средней интенсивности относительного износа витковой
изоляции и проверяем по максимальной температуре наиболее нагретой точки
обмотки и верхних слоев масла.
Средняя интенсивность
износа изоляции обмотки трансформатора в сутки предоставления окна:
, (25)
где
. (26)
где Qинтб - температура наиболее нагретой
точки, при которой срок службы трансформатора условно принят за единицу,
Qинтб =980 С;
Qохлс - температура окружающей среды в
период восстановления нормального движения, задается в зависимости от района;
согласно исходным данным Qохлс = =300С
α = 0.115 -
коэффициент, определяющий скорость старения изоляции;
итак,
; (27)
; (28)
В выражении
(28)
. (29)
В выражениях
(27), (28) и (29):
a, b, g, h - постоянные в
выражениях, аппроксимирующие зависимости разности температур обмотка-масло и
масло - окружающая среда(они равны: a = 17,7; b = 5,3; g = 39,7; h =
15,3ºC);
to - среднее
время хода поезда основного типа по фидерной зоне; to =
(48.65+45.3)/120 = 0.78 часа;
τ = 3ч - тепловая
постоянная времени масла.
Используя выражение (29)
получим:
;
Согласно выражениям (27)
и (28) получим:
;
Используя выражение (25)
получим:
Так как F1<1 , то по полученной интенсивности износа F1 пересчёт номинального тока производить
не надо.
Если F1>1,
то полученной интенсивности износа F1 производится пересчёт номинального
тока, то есть находится такой ток, при котором относительная интенсивность износа
будет номинальной по формуле:
, (30)
где nсг – число суток с предоставлением окон
за год;
nсг =суток.
Выбор мощности
трансформатора по току Ioном (в предположении, что износ изоляции
обмотки происходит только в период восстановления нормального движения после
окна) занижает мощность не более чем на 8%, поэтому необходимая расчетная
мощность лежит в пределах [Smin и Smax], которые
определяются по формулам:
Smin
= Kу×( 3× I0ном×Uш + Sp.pасч); (31)
Smax=
Kу ×( 3×K×I0ном ×Uш + Sp.pасч); (32)
где Kу = 0,97
; K = 1,08.
Используя выражения (31)
и (32) получим:
Smin = Kу×( 3× I0ном×Uш + Sp.pасч) =
0.97×(3×878.8×27.5 + 10×103) = 80025.97 кВА;
Smax= Kу ×( 3×K×I0ном ×Uш + Sp.pасч) = 0.97×(3×878.8×1.08×27.5 + 10×103) = 85652.05 кВА;
1.5.2 Уточнённый расчета мощности трансформатора
Коэффициент, учитывающий
износ изоляции обмотки за счет нагрева масла в период нормального графика:
;
Более точное значение
среднегодового износа находят по формуле:
, ( 33)
где nвл – число суток в весенне-летний
период;
nсг – число суток с предоставлением
окон;
= 21-2.5 –0.78 = 17.72 часа;
, (34)
где Qохл0 – эквивалентная температура в
весенне-летний период; согласно исходным данным Qохл0 = 200 С;
Согласно выражению (34)
получим:
;
Используя выражение (33)
будем иметь:
=0.00314;
Используя выражение (30)
произведём пересчёт номинального тока:
= 286.8 А.
Расчётная мощность
Sрасч = Kу×( 3× Ioном×Uш + Sp.pасч) =
0.97×(3×286.8×27.5 + 10×103) = 32649.9 кВА :
или
Sрасч = 3× Ioном×Uш = 3×286.8×27.5 = 23659.7 кВА
Вывод: выбранные
трансформаторы по мощности проходят.
1.5.3 Проверка трансформаторов по максимальному току,
максимально допустимому току и максимально допустимым температурам обмотки и
масла
Ток, соответствующий
располагаемой мощности для тяги определим по формуле:
, А (35)
Используя выражение (35)
получим:
А.
Коэффициент сгущения:
<1.5;
Максимальную температуру
масла определим по формуле:
<950 С; (36)
Используя выражение (36)
получим:
0С <95 0С;
Максимальная температура
обмотки:
<1400 C; (37)
Согласно выражению (37)
будем иметь:
<1400 C;
В нормальных условиях
заданные размеры движения должны быть обеспечены при работе одного
трансформатора
95 0С; (38)
140 0 С; (39)
где I1нт – ток, соответствующий мощности,
которая может быть использована для тяги при работе одного трансформатора,
который определяется по формуле (21),
где Sнт 40 МВА.
А.
Согласно выражению (38)
получим:
0С £ 950 С ;
Используя выражение (39)
получим:
0 С £ 1400 С;
Вывод:
Трансформаторы по
максимальному току, максимально допустимому току и максимально допустимым
температурам обмотки и масла проходят.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СЕЧЕНИЯ ПРОВОДОВ КОНТАКТНОЙ
СЕТИ ОДНОЙ МЕЖПОДСТАНЦИОННОЙ ЗОНЫ ДЛЯ РАЗДЕЛЬНОЙ И УЗЛОВОЙ СХЕМ ПИТАНИЯ
Для раздельной схемы
питания:
Общее сечение проводов
контактной сети в медном эквиваленте:
мм2, (40)
где В0 –
годовые удельные потери в проводах контактной сети рассматриваемой фидерной
зоны, кВт×ч/Ом×год
Энергию потерь по четному
и нечетному пути определим по формуле:
Wт = Iср
× Uш × t × Np; (41)
где Np = N / kнд = 100 / 1,15 = 87 пар/сутки;
Uш= 25 кВ;
t – время хода поезда в
режиме тяги; tт.чет = 47.15/60 = 0.79 часа;
tт.нечет =
45.3/60 = 0.76 часа;
Iср – средний
ток поезда, А.
Согласно выражению (41)
получим:
для чётного пути:
Wт.ч = Iср
× Uш × t × Np =215.8×25×0.79×87=370798.35 кВт×ч;
для нечётного пути:
Wт.неч = Iср
× Uш × t × Np = 204.4×25×0.76×87=337873.2 кВт×ч.
Годовые удельные потери в
проводах контактной сети определим по формуле:
, кВт×ч/Ом×год. (42)
где - напряжение контактной сети, кВ (=25 кВ);
Tпер = 8 мин = 8/60 = 0.13 часа.
t – полное время хода поезда по
фидерной зоне, час. tт.чет = 48.65/60 = 0.811 часа; tт.нечет =
45.3/60 = 0.76 часа;
Используя выражение (42)
получим:
для чётного пути:
451664.59 кВт×ч/Ом×год.
Используя выражение (40)
получим:
мм2.
для нечётного пути:
382042.92 кВт×ч/Ом×год.
Используя выражение (40)
получим:
284.32 мм2.
Для узловой схемы
питания:
Общее сечение проводов
контактной сети в медном эквиваленте:
мм2, (43)
Общий расход энергии
определим по формуле:
Wт = Wтч
+ Wтнч; (44)
Согласно выражению (44)
получим:
Wт = Wтч
+ Wтнч =370798.35 + 337873.2 = 708671.55 кВт×ч.
Годовые удельные потери в
проводах контактной сети определим по формуле:
(45)
Используя выражение (45)
получим:
Экономическое сечение
проводов контактной сети по (43):
мм2.
По результатам расчетов
выбираем подвеску М120 + МФ100 + А185; для этой подвески сечение:
F = 120+100+=328.82 мм²;
3. ПРОВЕРКА КОНТАКТНОЙ СЕТИ ПО НАГРЕВУ
Для подвески М120 + МФ100
+ А185 допустимый ток 1230 А, его нужно сравнить с эффективными токами фидеров
контактной сети при режиме максимальной пропускной способности
Iфэ1 = 263,0
А< 1230 А; Iфэ2 = 612,3 А< 1230 A;
Iфэ5 = 424,5
А< 1230 А; Iфэ4 = 320,0 А < 1230 A;
Вывод: подвеска М120 + МФ100
+ А185 по нагреву проходит.
4. ГОДОВЫЕ ПОТЕРИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В КОНТАКТНОЙ СЕТИ ДЛЯ РАЗДЕЛЬНОЙ
И УЗЛОВОЙ СХЕМЫ ПИТАНИЯ
Значение потерь энергии
определим по формуле:
DWгод = Вo × l × ra; (45)
где l - длина зоны,км; l
=40км;
ra - активное
сопротивление подвески; для подвески М120 + МФ100 + А185;
ra =0,055
Ом/км;
Согласно выражению (45)
получим:
DWг.ч = 451664.59 × 40 × 0,055 = 993662.1 кВт×ч/год;
DWг.неч = 382042.92 × 40 × 0,055 = 840494.42 кВт×ч/год;
DWг.узл = 1443932.86 × 40 × 0,094 / 2 = 1588326.15 кВт×ч/год;
DWг.разд = 993662.1 +840494.42
= 1834156.52 кВт×ч/год;
5. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПО СРАВНЕНИЮ С РАЗДЕЛЬНОЙ И
УЗЛОВОЙ СХЕМ ПИТАНИЯ
Приведённые ежегодные
расходы определим по формуле:
Спр = Е × K + DА; (46)
Е = Ен + Еa
+ Еo;
где Ен = 0,12
- нормативный коэффициент эффективности;
Еак.с. = 0,046
- амортизационные отчисления на контактную сеть;
Еo = 0,03 -
затраты на обслуживание;
Еап.с. = 0,055
- амортизационные отчисления на пост секционирования;
DА - стоимость потерь электроэнергии в
год;
DА = DWгод× Kэ, руб; (47)
где Кэ = 0,09
руб/кВт×ч - стоимость электроэнергии;
для раздельной схемы
питания:
Спр.разд = ( Ен
+ Еак.с. + Еo ) × Kкс + DА, руб;
Kкс = 13000 × 40 = 520000 руб;
ΔAразд =
1834156.52 × 0,09 =
165074,09 руб;
Cпр.разд =
(0,12 + 0,046 + 0,03) × 520000 + 165074.09 = 266994.09 руб;
для узловой схемы питания
Спр.узл = ( Ен
+ Еак.с. + Еo ) × Kк.с. + ( Ен + Еап.с.+ Е0
) × Kп.с. + DА, руб;
Kп.с. = 22000
руб;
ΔAузл =
1588326.15 × 0,09
=142949.35 руб;
Cпр.узл=(0,12+0,046+0,03)×520000+(0,12+0,055+0,03)×22000+142949.35 =249379.35 руб; Спр.узл
= 249379.35 руб < Спр.разд = 266994.09 руб;
Кузл =22000
руб > Кразд =0 руб;
Срок окупаемости:
8 лет; (48)
Используя выражение (48)
получим:
8 лет;
Вывод: вариант с узловой
схемой наиболее выгоден, так как капиталовложения больше чем у раздельной, но
ежегодные приведённые затраты меньше.
Срок окупаемости 1.25 < 8 лет;
6. РАСЧЕТ СРЕДНЕГО УРОВНЯ НАПРЯЖЕНИЯ В КОНТАКТНОЙ СЕТИ ДО
РАСЧЕТНОГО ПОЕЗДА НА УСЛОВНОМ ЛИМИТИРУЮЩЕМ ПЕРЕГОНЕ И БЛОК - УЧАСТКЕ ПРИ ПОЛНОМ
ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ
6.1 Расчет среднего уровня напряжения в контактной сети до
расчетного поезда на условном лимитирующем перегоне
Условный перегон
находится в середине межподстанционной зоны, если в середине токи маленькие, то
условный перегон перемещают в зону с большими токами. В пределах условного
перегона выделяется блок участок, равный 1/3 длинны условного перегона.
Скорость поезда зависит от выпрямленного напряжения, которое пропорционально
среднему за полупериод напряжению переменного тока. Поэтому в первую очередь
интересуют именно эти значения напряжения и потерь напряжения.
Расчет потерь напряжения
тяговой сети и выпрямленных токов, приведённых к напряжению контактной сети:
Потери напряжения в
тяговой сети:
DUc = DUk + DUp; (49)
где D Uk - потери напряжения в
контактной сети до расчетного поезда;
D Uр - то же в рельсах;
Расчет
ведется аналогично как и при постоянном токе, поэтому надо привести сопротивление
контактной сети и рельсов к постоянному току.
Zкс=0,136
Ом/км - приведённое сопротивление контактной сети для подвески М120 + МФ100 +
А185.
, В (50)
где U = 25000 В;
Wkgд = I × t × U - расход энергии на движение
расчетного поезда типа g, на к-ом перегоне в двигательном режиме;
tkgд - время
потребления тока поезда типа g, на к-ом перегоне в двигательном режиме;
Wg = I × t × U - расход энергии поездами по всей
зоне;
m = t / qo -
количество поездов в зоне;
(51)
где WgI и WgII -расход энергии на движение поездов
типа g по фидерной зоне, по путям I и II;
WgI(II) =
II(II) × tI(II) × U кВт×ч;
Потери напряжения на
тяговой подстанции определим по формуле:
DUn = 0,9 × kэф × хвт × ,В (52)
где кэф = 0,97
- коэффициент эффективности, вводимый для перехода от вы прямленных токов к
действующим.
хвт
-сопротивление трансформатора и внешней сети, равное:
, Ом. (53)
где Sн – номинальная мощность подстанции, кВ×А;
uк =10.5 % -напряжение короткого
замыкания трансформатора;
Sкз – мощность короткого замыкания на
вводах тяговой подстанции, кВ×А;
j - угол сдвига
первой гармоники тока относительно напряжения, равен 370.
Iпмax -
средний выпрямленный ток подстанции при максимальных размерах движения, равный:
, А (54)
где Iamax, Ibmax - нагрузки плеч определяемые при N =
No.
Средний уровень
напряжения у ЭПС определим, используя выражение:
U = 0,9×27500 - DUc - DUni , кВ; (55)
1. Средний уровень напряжения у поезда
на условном перегоне:
Определим по формуле
(49):
tI = 0,76 часа ; tkg = 0,13
часа ;
tII = 0,79 часа ; m = 6 поездов ;
WkgД = 230 × 0,13 × 25 = 747.5 кВт×ч;
WgI = 204.4 × 0,76 × 25 = 3883.6 кВт×ч;
WgII = 215.8 × 0,79 × 25 = 4262.05 кВт×ч;
l1= 25.5 км; l2 = 7.5 км; l0к = 29 км; lк = 2.33 км.
Используя выражение (50)
получим:
=737.72 В.
Согласно выражению (51)
получим:
Потери напряжения в
тяговой сети согласно (49):
DUc = DUk + DUp = 737.72 + 1546.88=
2284.6 В;
Сопротивление трансформатора и
внешней сети определим из выражения (53)
, Ом.
Средний выпрямленный ток подстанции
при максимальных размерах движения определим по формуле (54):
, А;
Потери напряжения на
тяговой подстанции определим по формуле (52):
DUn = 0,9 × 0.97 × 1.18 × =971.12, В
Средний уровень
напряжения у поезда на условном перегоне определим, используя выражение (55):
U = 0,9×27500 - DUc - DUni , кВ = 0,9×27500 – 2284.6 – 971.12 = 21494.28 В.
Кроме того, необходимо
найти среднее значение напряжения за время хода поезда по блок-участку, что при
разграничении поездов блок - участками Тпер/3
Потери напряжения на
блок-участке определим по формуле:
DUбу = DUk + DUp; (56)
Средний уровень напряжения
на блок-участке определим по формуле:
Uбу = 27500 -
1,11 × (DUбу + DUni); (57)
где 1,11 -
коэффициент для перехода к потери действующего напряжения;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|