1.5 Расчет мощности трансформатора
 
1.5.1 Основной расчет 
Для расчета трансформаторной мощности выбираем по каталогу
мощность трансформаторов Sн по каталогу в качестве базовой Sн=
 2 x 40 =80 МВА;
Мощность трансформаторов,
необходимую для питания тяги определим по формуле: 
 
 , МВ×А (20) 
где Kу= 0.97 – коэффициент участия в максимуме районной
нагрузки. 
Sp.pасч –
мощность районных потребителей; согласно исходным данным: 
Sp.pасч = 10
МВА; 
 
Мощность тяги 
Используя выражение (20)
получим: 
 
 МВ×А. 
 
По мощности Sнт
определим соответствующий ей номинальный ток для двух трансформаторов: 
 
, А (21) 
 
где Uш –
напряжение на шинах тяговой подстанции Uш = 27.5 кВ; 
 
Согласно выражению (21) будем иметь: 
 
А. 
 
Кратность нагрузки по
обмоткам трансформатора 
1. Для заданного
количества поездов 
 
; (22) 
где Iэо - эквивалентный
ток обмотки по нагреву масла для заданного режима, А;                   Используя
выражение (22) получим: 
 
; 
 
2. Для режима сгущения 
 
; (23) 
 
где Iэсг -
эквивалентный ток обмотки по нагреву масла для режима сгущения, А; 
Используя выражение (23)
получим: 
 
; 
 
3.     Для максимального режима 
 
, А (24) 
 
Если Kmax ³ 1,5 , то надо выбирать следующий по
шкале более мощный трансформатор. 
Используя выражение (24)
получим: 
 
; 
Мощность
трансформатора выбираем по средней интенсивности относительного износа витковой
изоляции и проверяем по максимальной температуре наиболее нагретой точки
обмотки и верхних слоев масла. 
Средняя интенсивность
износа изоляции обмотки трансформатора в сутки предоставления окна: 
 
, (25) 
 
где  
 
. (26) 
 
где Qинтб - температура наиболее нагретой
точки, при которой срок службы трансформатора условно принят за единицу, 
Qинтб =980 С; 
Qохлс - температура окружающей среды в
период восстановления нормального движения, задается в зависимости от района;
согласно исходным данным Qохлс = =300С 
α = 0.115 -
коэффициент, определяющий скорость старения изоляции; 
итак,  
; (27) 
; (28) 
В выражении
(28) 
. (29) 
В выражениях
(27), (28) и (29): 
a, b, g, h - постоянные в
выражениях, аппроксимирующие зависимости разности температур обмотка-масло и
масло - окружающая среда(они равны: a = 17,7; b = 5,3; g = 39,7; h =
15,3ºC); 
to - среднее
время хода поезда основного типа по фидерной зоне; to =
(48.65+45.3)/120 = 0.78 часа; 
τ = 3ч - тепловая
постоянная времени масла. 
Используя выражение (29)
получим: 
 
; 
 
Согласно выражениям (27)
и (28) получим: 
 
; 
 
Используя выражение (25)
получим: 
 
 
Так как F1<1 , то по полученной интенсивности износа F1 пересчёт номинального тока производить
не надо.    
Если F1>1,
то полученной интенсивности износа F1 производится пересчёт номинального
тока, то есть находится такой ток, при котором относительная интенсивность износа
будет номинальной по формуле: 
, (30) 
 
где nсг – число суток с предоставлением окон
за год; 
 
nсг =суток. 
 
Выбор мощности
трансформатора по току Ioном (в предположении, что износ изоляции
обмотки происходит только в период восстановления нормального движения после
окна) занижает мощность не более чем на 8%, поэтому необходимая расчетная
мощность лежит в пределах [Smin и Smax], которые
определяются по формулам: 
 
Smin
= Kу×( 3× I0ном×Uш + Sp.pасч); (31) 
Smax=
Kу ×( 3×K×I0ном ×Uш + Sp.pасч); (32) 
 
где Kу = 0,97
; K = 1,08.         
 
Используя выражения (31)
и (32) получим: 
 
Smin = Kу×( 3× I0ном×Uш + Sp.pасч) =
0.97×(3×878.8×27.5 + 10×103) = 80025.97 кВА;  
Smax= Kу ×( 3×K×I0ном ×Uш + Sp.pасч) = 0.97×(3×878.8×1.08×27.5 + 10×103) = 85652.05 кВА; 
 
1.5.2 Уточнённый расчета мощности трансформатора 
Коэффициент, учитывающий
износ изоляции обмотки за счет нагрева масла в период нормального графика: 
; 
 
Более точное значение
среднегодового износа находят по формуле: 
 
, ( 33) 
 
где nвл – число суток в весенне-летний
период; 
nсг – число суток с предоставлением
окон; 
= 21-2.5 –0.78 = 17.72 часа; 
, (34) 
где Qохл0 – эквивалентная температура в
весенне-летний период; согласно исходным данным Qохл0 = 200 С; 
 
Согласно выражению (34)
получим: 
 
; 
 
Используя выражение (33)
будем иметь: 
 
=0.00314; 
 
Используя выражение (30)
произведём пересчёт номинального тока: 
 
= 286.8 А. 
 
Расчётная мощность 
Sрасч = Kу×( 3× Ioном×Uш + Sp.pасч) =
0.97×(3×286.8×27.5 + 10×103) = 32649.9 кВА : 
или 
Sрасч = 3× Ioном×Uш = 3×286.8×27.5 = 23659.7 кВА 
 
Вывод: выбранные
трансформаторы по мощности проходят. 
 
1.5.3 Проверка трансформаторов по максимальному току,
максимально допустимому току и максимально допустимым температурам обмотки и
масла  
Ток, соответствующий
располагаемой мощности для тяги определим по формуле: 
 
, А (35)  
 
Используя выражение (35)
получим: 
 
А. 
 
Коэффициент сгущения: 
 
<1.5; 
 
Максимальную температуру
масла определим по формуле: 
 
<950 С; (36) 
Используя выражение (36)
получим: 
 
0С <95 0С; 
 
Максимальная температура
обмотки: 
 
<1400 C; (37) 
 
Согласно выражению (37)
будем иметь: 
 
<1400 C; 
 
В нормальных условиях
заданные размеры движения должны быть обеспечены при работе одного
трансформатора 
 
95 0С; (38) 
140 0 С; (39) 
 
где I1нт – ток, соответствующий мощности,
которая может быть использована для тяги при работе одного трансформатора,
который определяется по формуле (21),  
где Sнт 40 МВА. 
 
А. 
Согласно выражению (38)
получим: 
 
0С £ 950 С ; 
 
Используя выражение (39)
получим: 
 
0 С £ 1400 С; 
 
Вывод: 
Трансформаторы по
максимальному току, максимально допустимому току и максимально допустимым
температурам обмотки и масла проходят. 
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СЕЧЕНИЯ ПРОВОДОВ КОНТАКТНОЙ
СЕТИ ОДНОЙ МЕЖПОДСТАНЦИОННОЙ ЗОНЫ ДЛЯ РАЗДЕЛЬНОЙ И УЗЛОВОЙ СХЕМ ПИТАНИЯ
 
Для раздельной схемы
питания: 
Общее сечение проводов
контактной сети в медном эквиваленте: 
 
мм2, (40) 
 
где В0 –
годовые удельные потери в проводах контактной сети рассматриваемой фидерной
зоны, кВт×ч/Ом×год 
Энергию потерь по четному
и нечетному пути определим по формуле:      
 
Wт = Iср
× Uш × t × Np; (41) 
 
где Np = N / kнд = 100 / 1,15 = 87 пар/сутки; 
Uш= 25 кВ; 
t – время хода поезда в
режиме тяги; tт.чет = 47.15/60 = 0.79 часа; 
tт.нечет =
45.3/60 = 0.76 часа; 
Iср – средний
ток поезда, А. 
Согласно выражению (41)
получим: 
для чётного пути: 
 
Wт.ч = Iср
× Uш × t × Np =215.8×25×0.79×87=370798.35 кВт×ч; 
 
для нечётного пути: 
 
Wт.неч = Iср
× Uш × t × Np = 204.4×25×0.76×87=337873.2 кВт×ч. 
Годовые удельные потери в
проводах контактной сети определим по формуле: 
 
, кВт×ч/Ом×год. (42) 
 
где  - напряжение контактной сети, кВ (=25 кВ); 
Tпер = 8 мин = 8/60 = 0.13 часа. 
t – полное время хода поезда по
фидерной зоне, час. tт.чет = 48.65/60 = 0.811 часа; tт.нечет =
45.3/60 = 0.76 часа; 
 
Используя выражение (42)
получим: 
для чётного пути: 
 
451664.59 кВт×ч/Ом×год. 
 
Используя выражение (40)
получим: 
мм2. 
 
для нечётного пути: 
 
382042.92 кВт×ч/Ом×год. 
 
Используя выражение (40)
получим: 
284.32 мм2. 
 
Для узловой схемы
питания: 
Общее сечение проводов
контактной сети в медном эквиваленте: 
 
мм2, (43) 
 
Общий расход энергии
определим по формуле: 
 
Wт = Wтч
+ Wтнч; (44) 
 
Согласно выражению (44)
получим: 
 
Wт = Wтч
+ Wтнч =370798.35 + 337873.2 = 708671.55 кВт×ч. 
 
Годовые удельные потери в
проводах контактной сети определим по формуле: 
 
 (45) 
 
Используя выражение (45)
получим: 
 
Экономическое сечение
проводов контактной сети по (43): 
 
мм2. 
 
По результатам расчетов
выбираем подвеску М120 + МФ100 + А185; для этой подвески сечение:  
 
F = 120+100+=328.82 мм²; 
3. ПРОВЕРКА КОНТАКТНОЙ СЕТИ ПО НАГРЕВУ
 
Для подвески М120 + МФ100
+ А185 допустимый ток 1230 А, его нужно сравнить с эффективными токами фидеров
контактной сети при режиме максимальной пропускной способности  
 
Iфэ1 = 263,0
А< 1230 А; Iфэ2 = 612,3 А< 1230  A; 
Iфэ5 = 424,5
А< 1230 А; Iфэ4 = 320,0 А < 1230  A; 
 
Вывод: подвеска М120 + МФ100
+ А185 по нагреву проходит. 
4. ГОДОВЫЕ ПОТЕРИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В КОНТАКТНОЙ СЕТИ ДЛЯ РАЗДЕЛЬНОЙ
И УЗЛОВОЙ СХЕМЫ ПИТАНИЯ
 
Значение потерь энергии
определим по формуле: 
 
DWгод = Вo × l × ra; (45) 
 
где l - длина зоны,км; l
=40км; 
ra - активное
сопротивление подвески; для подвески М120 + МФ100 + А185; 
ra =0,055
Ом/км; 
 
Согласно выражению (45)
получим: 
 
DWг.ч = 451664.59 × 40 × 0,055 = 993662.1 кВт×ч/год; 
DWг.неч = 382042.92 × 40 × 0,055 = 840494.42 кВт×ч/год; 
DWг.узл = 1443932.86 × 40 × 0,094 / 2 = 1588326.15 кВт×ч/год;     
DWг.разд = 993662.1 +840494.42
= 1834156.52 кВт×ч/год; 
5. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПО СРАВНЕНИЮ С РАЗДЕЛЬНОЙ И
УЗЛОВОЙ СХЕМ ПИТАНИЯ
 
Приведённые ежегодные
расходы определим по формуле: 
 
Спр = Е × K + DА; (46) 
Е = Ен + Еa
+ Еo; 
 
где Ен = 0,12
- нормативный коэффициент эффективности; 
Еак.с. = 0,046
- амортизационные отчисления на контактную сеть; 
Еo = 0,03 -
затраты на обслуживание; 
Еап.с. = 0,055
- амортизационные отчисления на пост секционирования; 
DА - стоимость потерь электроэнергии в
год; 
DА = DWгод× Kэ, руб; (47) 
где Кэ = 0,09
руб/кВт×ч - стоимость электроэнергии; 
для раздельной схемы
питания: 
 
Спр.разд = ( Ен
+ Еак.с. + Еo ) × Kкс + DА, руб; 
Kкс = 13000 × 40 = 520000 руб; 
ΔAразд =
1834156.52 × 0,09 =
165074,09 руб; 
Cпр.разд =
(0,12 + 0,046 + 0,03) × 520000 + 165074.09 = 266994.09 руб; 
 
для узловой схемы питания 
 
Спр.узл = ( Ен
+ Еак.с. + Еo ) × Kк.с. + ( Ен + Еап.с.+ Е0
) × Kп.с. + DА, руб; 
Kп.с. = 22000
руб; 
ΔAузл =
1588326.15 × 0,09
=142949.35 руб; 
Cпр.узл=(0,12+0,046+0,03)×520000+(0,12+0,055+0,03)×22000+142949.35 =249379.35 руб;  Спр.узл
= 249379.35 руб < Спр.разд = 266994.09 руб; 
Кузл =22000
руб > Кразд =0 руб; 
 
Срок окупаемости: 
 
8 лет; (48) 
 
Используя выражение (48)
получим: 
 
 8 лет; 
 
Вывод: вариант с узловой
схемой наиболее выгоден, так как капиталовложения больше чем у раздельной, но
ежегодные приведённые затраты меньше. 
Срок окупаемости 1.25 < 8 лет; 
6. РАСЧЕТ СРЕДНЕГО УРОВНЯ НАПРЯЖЕНИЯ В КОНТАКТНОЙ СЕТИ ДО
РАСЧЕТНОГО ПОЕЗДА НА УСЛОВНОМ ЛИМИТИРУЮЩЕМ ПЕРЕГОНЕ И БЛОК - УЧАСТКЕ ПРИ ПОЛНОМ
ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ
 
6.1 Расчет среднего уровня напряжения в контактной сети до
расчетного поезда на условном лимитирующем перегоне
 
Условный перегон
находится в середине межподстанционной зоны, если в середине токи маленькие, то
условный перегон перемещают в зону с большими токами. В пределах условного
перегона выделяется блок участок, равный 1/3 длинны условного перегона.
Скорость поезда зависит от выпрямленного напряжения, которое пропорционально
среднему за полупериод напряжению переменного тока. Поэтому в первую очередь
интересуют именно эти значения напряжения и потерь напряжения. 
Расчет потерь напряжения
тяговой сети и выпрямленных токов, приведённых к напряжению контактной сети: 
Потери напряжения в
тяговой сети: 
 
DUc = DUk + DUp;          (49) 
 
где D Uk - потери напряжения в
контактной сети до расчетного поезда; 
D Uр - то же в рельсах; 
 
Расчет
ведется аналогично как и при постоянном токе, поэтому надо привести сопротивление
контактной сети и рельсов к постоянному току. 
 
Zкс=0,136
Ом/км - приведённое сопротивление контактной сети для подвески М120 + МФ100 +
А185. 
, В (50) 
 
где U = 25000 В; 
Wkgд = I × t × U - расход энергии на движение
расчетного поезда типа g, на к-ом перегоне в двигательном режиме; 
tkgд - время
потребления тока поезда типа g, на к-ом перегоне в двигательном режиме; 
 
Wg = I × t × U - расход энергии поездами по всей
зоне; 
m = t / qo -
количество поездов в зоне; 
 (51) 
 
где WgI и WgII -расход энергии на движение поездов
типа g по фидерной зоне, по путям I и II; 
WgI(II) =
II(II) × tI(II) × U кВт×ч; 
 
Потери напряжения на
тяговой подстанции определим по формуле: 
 
DUn = 0,9 × kэф × хвт × ,В (52) 
 
где кэф = 0,97
- коэффициент эффективности, вводимый для перехода от вы прямленных токов к
действующим. 
хвт
-сопротивление трансформатора и внешней сети, равное: 
, Ом.   (53) 
 
где Sн – номинальная мощность подстанции, кВ×А; 
uк =10.5 % -напряжение короткого
замыкания трансформатора; 
Sкз – мощность короткого замыкания на
вводах тяговой подстанции, кВ×А; 
j - угол сдвига
первой гармоники тока относительно напряжения, равен 370.  
Iпмax -
средний выпрямленный ток подстанции при максимальных размерах движения, равный: 
 
, А   (54) 
 
где Iamax, Ibmax - нагрузки плеч определяемые при N =
No. 
 
Средний уровень
напряжения у ЭПС определим, используя выражение: 
 
U = 0,9×27500 - DUc - DUni , кВ;                                  (55) 
 
1.     Средний уровень напряжения у поезда
на условном перегоне: 
Определим по формуле
(49): 
 
tI = 0,76 часа ; tkg = 0,13
часа ;        
tII = 0,79 часа ; m = 6 поездов ; 
WkgД = 230 × 0,13 × 25 = 747.5 кВт×ч;        
WgI = 204.4 × 0,76 × 25 = 3883.6 кВт×ч; 
WgII = 215.8 × 0,79 × 25 = 4262.05 кВт×ч; 
l1= 25.5 км; l2 = 7.5 км; l0к = 29 км; lк = 2.33 км.         
Используя выражение (50)
получим: 
 
 
 
=737.72 В.
 
Согласно выражению (51)
получим: 
Потери напряжения в
тяговой сети согласно (49): 
 
DUc = DUk + DUp = 737.72 + 1546.88=
2284.6 В; 
 
Сопротивление трансформатора и
внешней сети определим из выражения (53) 
 
, Ом. 
 
Средний выпрямленный ток подстанции
при максимальных размерах движения определим по формуле (54): 
 
, А; 
 
Потери напряжения на
тяговой подстанции определим по формуле (52): 
DUn = 0,9 × 0.97 × 1.18 × =971.12, В 
 
Средний уровень
напряжения у поезда на условном перегоне определим, используя выражение (55): 
 
U = 0,9×27500 - DUc - DUni , кВ = 0,9×27500 – 2284.6 – 971.12 = 21494.28 В. 
 
Кроме того, необходимо
найти среднее значение напряжения за время хода поезда по блок-участку, что при
разграничении поездов блок - участками Тпер/3 
Потери напряжения на
блок-участке определим по формуле: 
 
DUбу = DUk + DUp; (56) 
 
Средний уровень напряжения
на блок-участке определим по формуле: 
 
Uбу = 27500 -
1,11 × (DUбу + DUni);  (57) 
 
где 1,11 -
коэффициент для перехода к потери действующего напряжения; 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 
   
 |