Меню
Поиск



рефераты скачать Cовершенствование правоприменительной деятельности, упрочение правопорядка и законности

       Предлагаемые ранее терминологические обозначения имеют то преимущество, что позволяют детальнее раскрыть сущность правонаделительной и правоохранительной функции.

       Сущность правонаделительной функции состоит в том, что она обеспечивает возникновение или изменение субъективного права и соответственно юридической обязанности участников конкретного правоотношения, дополняя имеющийся фактический состав ещё одним, решающим юридическим фактом, значительно преобразующим правовое положение субъектов. В этом плане её осуществление

выражается в оказании своеобразной помощи обладателю субъективного права в достижении предполагаемого результата путём

    наделения его дополнительными правовыми возможностями по отношению к обязанной стороне возникшего правоотношения. Одновременно налицо и контроль за всем процессом развития субъективного права – от стадии состояния до стадии реализации. Таким образом, функция правонаделения имеет положительное значение, и в качестве объекта её направленности выступает главным образом правовое положение обладателя субъективного права, изменение которого, в свою очередь, непосредственно определяет поведение обязанной стороны. Причём в данном случае факторами количественного порядка, которые только в своей завершённой совокупности дают качественные изменения положения обладателя субъективного права. Такая характеристика сущности правонаделительной функции оправдывает выбор её терминологического обозначения и с точки зрения определения позитивного назначения всего правоприменительного процесса как специфического, дополнительного способа в механизме правового регулирования.

    Сущность правоприменительной функции правоприменения состоит в том, что она способствует устранению препятствий для реализации субъективного права, направлена на восстановление нарушенного состояния и на устранение невыгодных последствий в правовом положении субъектов возникшего или изменяющего правоотношения. В этом плане её осуществление выражается в оценке имеющихся юридических фактов с позиции их правомерности (то есть соответствия требованиям правопорядка, с одной стороны, и в поисках                                                                                        

дополнительных путей и способов воздействия на обязанную сторону правоотношения с целью создания благоприятных условий для реализации намерений обладателя субъективного права, для достижения правового результата, предусмотренного применяемой нормой материального права – с другой). Правоохранительная функция характеризуется негативным назначением: в качестве непосредственного объекта своей направленности имеет правовое положение обязанной стороны, поэтому эта функция имеет дело с такими юридическими фактами, которые предназначены охранять правовое положение обладателя субъективного права от всяких дальнейших посягательств обязанной стороны возникшего правоотношения.  Правонаделительная и правоохранительная функции правоприменительного процесса раскрывают наиболее существенное его значение, так как , с одной стороны, они подчёркивают такую сторону правоприменения, в которой оно выступает в качестве особого и решающего юридического факта, а с другой – в правоприменительном процессе выражается к общенормативному регулированию поднормативное регулирование (индивидуальное или казуальное регулирование). Наряду с указанными функциями правоприменительной деятельности свойственны и некоторые другие, неосновные функции, выражающие его назначение либо по отношению к механизму правового регулирования, либо по отношению к правоприменительному результату. В первом случае можно выделить функцию обеспечения непрерывного движения от нормы права к осуществлению субъективного права и юридической обязанности. Во втором случае можно выделить функцию установления достоверности истины по разрешаемому делу. Однако все эти функции носят частный, полчинённый характер по отношению к основным.






                           2.2 Структура правоприменения                                   

 

    Применение права, как и другие формы реализации права, с точки зрения структуры представляет собой триаду тесно связанных между собой элементов, а именно: правоприменительных производств, отражающих предметную характеристику правоприменительной деятельности; правоприменительных стадий, отменяющих пространственно – временную, динамическую характеристику рассматриваемой деятельности, и правоприменительного режима, выражающего степень напряжённости обстановки разбирательства конкретного юридического дела и пронизывающего всю правоприменительную деятельность в целом. Рассмотрим подробные выделенные структурные элементы применения права.

    1. Особенностью правоприменения является то, что в отличие от других правовых форм оно имеет значительно более совершенную процедурную регламентацию. Прежде всего это касается юрисдикционного процесса, аккумулирующего в себе традиционные требования процессуальной формы и представляющего собой высшую форму правоохраны.

     В правоприменительной деятельности, как ни в какой другой, особенно тщательно и всесторонне разработана система требований юридической процессуальной формы. Причём абсолютное большинство из них нашли законодательное закрепление и почти единодушное научно – теоретическое обобщение. Это в одинаковой мере касается и характеристики правоприменительных процессуальных; производств. Так, в уголовном процессе выделяются такие правоприменительные производства, как производство предварительного расследования; производство дел в суде первой инстанции; производство в кассационной и надзорной инстанциях;                                                                                                      

исполнительное производство; производство по применению принудительных мер медицинского характера; производство по делам о хулиганстве; по делам о преступлениях несовершеннолетних. Детальное законодательное закрепление получили гражданско – процессуальные производства. Здесь выделяются следующие самостоятельные производства: исковое производство; производство по делам, возникающим из административно – правовых отношений; особое производство; производство дел в кассационной инстанции; исполнительное производство.

     Все многообразие правоприменительных производств можно подразделить не только по характеру разбирательства индивидуально – конкретных дел (как это было сделано выше), но и по функциональному признаку. Используя данный признак, представляется целесообразным выделить правонаделительные и правоисполнительные производства и правоохранительные и юрисдикционные производства.

    Обобщённый анализ положений соответствующего массива процессуального законодательства, закрепляющего правоприменительные процессуальные производства как составную часть процесса, учёт высказываний ряда учёных – процессуалистов позволяют предположить, что правоприменительные производства объединяют в себе три органически взаимосвязанных компонента: правоприменительное доказывание и правоприменительные акты – документы.

    2. Стадийность правоприменительной деятельности необходимо рассматривать с двух методологических позиций: во – первых, с позиции общелогической  характеристики совершения всех правоприменительных действий и, во – вторых, с позиции рассмотрения функционального проявления всей правоприменительной деятельности. Отсюда правомерно выделение двух больших уровней стадий правоприменительной деятельности и стадий функционального назначения.

    Выделение стадий логического характера в юридическом процессе основано главным образом на логической последовательности совершения определённых операций при реализации норм права в форме их применения. В правоприменительной деятельности следует выделить три стадии логической последовательности: это стадия установления фактических обстоятельств дела, куда относятся операции, связанные с анализом фактических данных, доказательством их полноты и достоверности; стадия выбора и анализа нормы права, где операции связанны с её анализом, установлением юридической силы и так далее; стадия решения юридического дела, выражающаяся в постановлении акта применения права.

    Стадии функционального назначения правоприменительной деятельности предполагают выяснения их сущности путём исследования тех вопросов, которые возникают в отдельной, самостоятельной части производства при разрешении юридического дела. А сущность стадии функционального назначения определяется природой и содержанием функциональной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными на то субъектами, которые занимают в процессе лидирующее положение, и специфическим характером принимаемых ими решений. Каждая стадия

функционального назначения имеет свои пространственно – временные границы, пределы и состоит из специфической деятельности, осуществляемой специально уполномоченными на то субъектами – организаторами, и тех процессуальных правоотношений, которые возникают, развиваются, завершаются или переходят в следующие стадии правоприменительной деятельности, где в специфических условиях проверяют законность и обоснованность их возникновения, наличие достаточных оснований для их продолжения и развития.На примере уголовного процесса представляется целесообразным выделить следующие стадии функционального назначения правоприменения: стадия возбуждения уголовного дела; стадия предварительного расследования; стадия утверждения обвинительного заключения прокурором; стадия предания суду; стадия судебного разрешения юридического дела; стадия исполнения решения по юридическому делу.

      3. Композиционно – завершающим элементом структуры правоприменительной деятельности является правоприменительный режим. Он отражает атмосферу, которая «царит» во время рассмотрения и разрешения юридического дела. Иначе говоря, правоприменительный режим оттеняет степень напряжённости осуществления правоприменительной деятельности. Являясь структурным элементом правоприменительной деятельности, правоприменительный режим, в свою очередь, имеет сложную структуру, которая состоит из принципов правоприменения, средств, форм, методов осуществления данных принципов и реально осуществляющихся гарантий правоприменительной деятельности. Систему данных гарантий можно подразделить на экономические, политические, идеологические и специально юридические. Все эти гарантии получили своё прямое закрепление в действующем законодательстве, регламентирущем различные стороны правоприменительной деятельности.   










                           2.3 Виды применения права                                         


      Характеристика функций правоприменительной деятельности и её структуры даёт лишь общее представление о её содержании.

      Более полное уяснение сущности этой правовой формы деятельности возможно при исследовании её разновидностей. Выше указывалось, что правоприменительная деятельность выполняет две основные функции: правонаделительную и правоохранительную. Именно в соответствии с этим целесообразна попытка разделить правоприменение на правонаделительную и правоохранительную деятельность.

     Основное назначение правоприменительной деятельности – создать благоприятные условия и обеспечить правовыми гарантиями осуществление определённых субъективных прав одними участниками отношений и исполнение обязанностей – другими. Поэтому содержание правонаделительной деятельности сводиться к тому, чтобы в возникших жизненных обстоятельствах установить конкретных участников и в соответствии с диспозицией применяемой нормы права наделить одних участников данными отношений субъективными правами, а на других возложить юридические обязанности.

     Если правонаделительная деятельность имеет дело с обстоятельствами естественного положительного характера, то потребность в другой разновидности правоприменения – в правоохранительной деятельности – возникает только тогда, когда налицо отступления от нормы. Таким образом, правоохранительная деятельность связана с такой сферой общественных отношений, где обнаружено правонарушение или оно подозревается, где возник конфликт между субъектами. Важность правоохраны заключается в  том, что она требует высокой квалификации, максимальной осторожности, твёрдой принципиальности и большого напряжения воли от каждого правоприменяющего субъекта, так как малейшие ошибки в правоохранительной деятельности, способны принести большой моральный и материальный вред обществу и личности.

   Общее назначение правоохранительной деятельности многогранно и разнообразно по характеру своих направлений. В основном оно сводиться к тому, чтобы всеми средствами, имеющимися в распоряжении органов государства, обеспечить строжайшее соблюдение режима законности. Это достигается решением следующих задач: предупреждением правонарушений, внесением ясности и определённости в различные правовые споры между субъектами; оценкой неправомерного поведения и установления неблагоприятных последствий в виде лишения виновного определённых благ; приведением в исполнение назначенных мер государственного принуждения.

    В связи с таким широким многообразным назначением правоохраны её следует подразделить на относительно самостоятельные разновидности: а) контролно – надзорную деятельность; б) деятельность по разбирательству правовых  споров  и дел  о правонарушениях; г) деятельность по исполнению (реализации) государственного принуждения.

    Правообеспечительная деятельность нацелена на создание надёжных гарантий реализации определённых субъективных прав, обеспечения

доказывания фактов, имеющих значение для рассматриваемого дела. Это особенно характерно для имущественных отношений. Здесь гражданское и гражданско – процессуальное законодательство в качестве правообеспечительных мер предусматривает залог, поручительство (ст 334 – 367.. ГК РФ). Мерой обеспечения иска является право наложения ареста на имущество ответчика (ст.140 ГПК РФ) либо судом, либо единолично судьй. Особое место среди мер правообеспечения занимают меры уголовно - процессуального и административного пресечения, предусмотренные ст 97 – 110 УПК РФ:

подписка о невыезде, личное поручительство, заключение под стражу и так далее.

    Одной из наиболее существенных разновидностей правоохраны является деятельность по разбирательству правовых споров и дел о правонарушениях. Она заключается в следующем: а) собирание фактов, имеющих значение по правовому спору или делу о правонарушении, тщательном исследовании собранных фактов с точки зрения их причастности к рассматриваемому спору или делу о правонарушении, тщательном исследовании собранных фактов с точки зрения их причастности к рассматриваемому спору или делу и установлении достоверной истины; б) формирование соответствующей юридической (правовой) оценки спора дела; в) установление конкретных юридических последствий в соответствующем акте.

      После того как орган, осуществляющий разбирательство дела, принял акт о назначении меры принуждения, возникает необходимость в следующей разновидности правоприменительной деятельности – в деятельности по исполнению государственного принуждения. Исполнение государственного принуждения представляет собой реализацию неблагоприятных последствий для виновного, выражающихся в лишении его определённых благ, в ограничении тех или иных прав.

     Приведённая классификация видов правоприменительной деятельности является наиболее общей, она охватывает основные аспекты поднормативного регулирования.







                                     2.4 Акты применения права


   Акт применения нормы права – это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно – властное предписание

компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

    Основные признаки, характеризующие акты применения норм права(см приложение 2).

     Во - первых, акт применения нормы права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в нём конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путём. Например, решение суда о возвращении гражданином взятой во временное пользование вещи обязательно для исполнения. За нарушение требований этого акта гражданин несёт ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой он судим.

     Во – вторых, акт применения – это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определённым лицам. Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется. Этим он отличается от нормативно – правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.