2.
Правоприменение – один из важнейших видов государственной деятельности. Оно
осуществляется наряду с законодательной, правоохранительной и другими видами
государственной деятельности и имеет государственно– властный характер. Это означает,
что акты, издаваемые в процессе правоприменения, являются юридическими, их
неисполнение влечёт за собой государственное принуждение.
Применение
права как государственно – властное деяние всегда осуществляется от имени
государства. В юридической литературе различают две формы его осуществления:
оперативно – исполнительную и правоохранительную. Под оперативно –
исполнительной формой деятельности подразумевают организацию выполнения
предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных
актов.
Под
правоохранительной формой деятельности имеют в виду деятельность, направленную
на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер
государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных
мер наказания (взыскания), а также принятия мер по предупреждению
правонарушений в будущем.
Необходимость в правоприменительной деятельности возникает, таким образом,
всегда, когда осуществление субъективных прав и исполнение предусмотренных законом
обязанностей невозможно без использования государственно – властных полномочий.
3.
Применение норм права осуществляется не в произвольной форме, а в строго
установленном законом порядке. Существует определённая процедура
правоприменительной деятельности судебных, административных, следственных и
иных государственных органов и должностных лиц. Степень детализации порядка
правоприменительной деятельности различных органов и должностных лиц не всегда
одинакова. У судебных органов, рассматривающих гражданские и уголовные дела,
она всегда высока.
Порядок
деятельности этих органов регламентируется нормами соответствующих гражданско –
процессуальной и уголовно – процессуальной отраслей права ( ГПК РФ и УПК РФ ).
Степень
регламентации правоприменительной деятельности других государственных органов,
например, административных органов, и должностных лиц, всегда намного меньше,
чем у судебных и следственных органов. Это можно наблюдать в повседневной
деятельности многочисленных исполнительных органов государственной власти,
администрации предприятий и учреждений в Российской Федерации, занимающихся
вопросами приёма и
увольнения,
оформления отпусков, пенсий, пособий по безработице, и другим вопросам
правоприменительной деятельности.
4. Правоприменительная
деятельность государственных органов и должностных лиц всегда осуществляется в
соответствии с определёнными, общепризнанными во всех странах принципами. Среди
них важнейшее значение имеют принципы законности, социальной справедливости,
целесообразности и обоснованности принимаемых в порядке правоприменения тех или
иных решений.
Принцип
законности означает строгое и неукоснительное следование государственных и
должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности.
Применение
норм права, писал в связи с этим Г. Ф. Шершеневич, «по точному их смыслу,
невзирая на результаты применения в тех или иных конкретных случаях», есть тот
принцип законности, который составляет условие правового порядка[6].
Требования
соблюдения закона в правоприменительной деятельности – это следование букве и
духу закона, который применяется; действие правоприменительных органов и
должностных лиц в рамках предоставленных им полномочий; строгое и неуклонное
соблюдение установленной процедуры; принятие в результате правоприменительной
деятельности юридических актов установленной формы (указ, приказ, решение,
постановление, определение и так далее).
Принцип
социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и
должностного лица не в интересах каких – либо граждан или групп лиц, а в
интересах всего общества.
Принцип
целесообразности в правоприменительной деятельности означает учёт конкретных
условий применения того или иного нормативно – правового акта, принятие во
внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор
наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных
конкретных обстоятельствах.
Принцип
обоснованности правоприменительной деятельности означает полное выявление,
тщательное изучение и использование всех относящихся к делу материалов,
принятие решения только на основе достоверных, хорошо проверенных, не подлежащих
сомнению фактов. Данный принцип лежит в основе других принципов. Нарушение
принципа обоснованности при принятии правоприменительного акта служит веским
основанием для его отмены.
Принцип
целесообразности, с одной стороны, и принципы законности и справедливости, с
другой – нередко вступают в противоречия. Сушь их заключается в том, что в
процессе формирования норм права, являющихся правилами общего характера,
невозможно учесть всё разнообразие конкретных случаев и обстоятельств, которые
возникают в тех или иных жизненных условиях, в процессе их применения.
Раскрывая смысл «резкой противоречивости» принципа
справедливости и принципа целесообразности, Шершеневич писал, что один принцип
«протестует против нормы с точки зрения реальных индивидуальных интересов» под
влиянием чувства, порождаемого конкретным действием нормы, и во имя активной
политики, требующей «согласование с запросами данного момента»[7]. Другой принцип отстаивает
норму с точки зрения абстрактных общественных
интересов во имя
разума, способного постичь многочисленные индивидуальные интересы «вне
непосредственного соприкосновения с ними в конкретных условиях». При известном
расхождении принципов законности и целесообразности возникает определённый
«зазор», который позволяет правоприменительному органу самому решать
вопрос, с учётом
конкретных обстоятельств, о выборе оптимального варианта данной нормы
деятельности. Суд не должен выходить за рамки закона, как и любой другой
государственный орган или должностное лицо.
5. Правоприменительный
процесс осуществляется в определённой последовательности. В государственно –
правовой теории и практике выделяется ряд относительно самостоятельных
ступеней, или стадий, данного процесса. Наиболее типичными признаются
следующие:
а) установление
и исследование фактических обстоятельств дела;
б) выбор и
анализ нормы права с точки зрения её подлинности, законности, действие её во
времени, в пространстве и по кругу лиц;
в) анализ
содержания нормы права и принятие решения (издание индивидуального акта);
г) доведение
содержания принятого акта до сведения заинтересованных государственных и
общественных органов и должностных лиц.
1.4. Субъекты
применения права
Применение
норм права представляет собой деятельность, осуществляемую компетентными
органами, наделёнными государственно – властными полномочиями. В отличие от
соблюдения и использования, которые могут быть осуществлены любыми субъектами
права, применением занимаются только государственные органы и специально
уполномоченные на то органы общественности[8].
Органы, в
обязанность которых входит оказывать специальную помощь в реализации прав и
обязанностей другими субъектами права, именуются правоприменительными. Важно
подчеркнуть, что в процессе выполнения правоприменительных функций не создается
право ни в объективном, ни в субъективном смысле. В ходе правоприменения на
основе действующих нормативных актов: а) устанавливается наличие субъективных
прав и обязанностей, равно как и их мера, в случае спора об этом, б)
определяется момент действия или факт прекращения субъективных прав и
обязанностей, в) осуществляется контроль за правильностью приобретения прав и
возложения обязанностей.
Субъект применения права не является адресатом той нормы, в
реализации которой он содействует третьим лицом. Но он сам в других
правоотношениях может оказаться в положении нуждающегося в содействии со
стороны вышестоящих органов. Например, следователь, вынося постановление об
аресте обвиняемого, вынужден обращаться за санкцией к прокурору. Разветвлённая
и многоступенчатая система органов власти и управления не может функционировать
без того, чтобы одно звено не контролировалось другим, чтобы определить меру
такого контроля и
содействия, дабы предупредить неоправданное вмешательство в дела низших
инстанций.
Государственные
органы, занимающиеся применением права, не всегда собственно являются
правоприменительными органами. К таким относятся суд или арбитраж, за
исключением их высших инстанции, которые являются одновременно и
правотворческими, и исполнительно – распорядительными, и правоприменительными
(например, правительство). Отсюда вытекает необходимость различения в
деятельности одного и того же органа, отличающихся по своим целям и характеру
действий. Они могут обуславливать одновременно и тем, и другим, но не терять
при этом своей специфики. Например, любое нормативное постановление
правительства имеет одновременно и правотворческие и исполнительно - распорядительные
функции, а утверждение проектной документации и сметы
строительства
какого – то объекта – исполнительно – распорядительные и правоприменительные
функции.
Исследуя
содержание и сущность применения права как особой формы его реализации, следует
учитывать комплексное сочетание в правоприменительной деятельности самых
различных действий. Создавая дополнительные условия для реализации права каким
– то субъектам, правоприменительный орган одновременно исполняет свои
обязанности, использует свои права и соблюдает все существующие запреты,
поскольку правоприменение основано на законе и не может расходиться с каким –
либо правовым требованием.
Применение
права является особой формой реализации права (сочетая в себе черты других её
форм и проявляющейся в деятельности полномочных органов), которая имеет цель
содействия претворению в жизнь норм, обращённых к другим субъектам права.
Применение права вызывает или обеспечивает движение правовых отношений на
основе изданных ранее нормативных актов.
В юридической литературе проблема правовых норм наиболее полно
рассмотрена в работах профессора П. Е. Недбайло[9].
Анализируя различные точки зрения, он приходит к выводу, что применением
правовых норм является лишь такая правоприменительная деятельность, которая
«сопряжена с организацией осуществления правовых норм в правоотношениях и
воздействием на обязанных лиц в этих отношениях». Недбайло возражает далее
против сведения правоприменительной деятельности к действиям государственных
органов, относя к субъектам правоприменения и граждан.
Позиция
Недбайло может быть подвергнута критике не только за то, что он видит её в
любом случае реализации субъективных прав и не отличает, таким образом,
применение от осуществления права. Если даже принять формулу о том, что применение
сопряжено «с организацией осуществления правовых норм в правоотношениях и
воздействием на обязанных лиц», то тем самым уже нужно признать и властность
действия субъекта и специальную их направленность; обеспечение нормального хода
процесса реализации права. Властными же в юридическом смысле слова могут быть
действия прежде всего государственных органов.
Всё это позволяет согласиться с С. С. Алексеевым, считающим, что
«крайне важно выделить такую деятельность, которая не просто
сопряжена с
организацией осуществления юридических норм, а выражает именно государственно –
властные функций компетентных органов, когда в механизм правового регулирования
включаются качественно новые дополнительные элементы, связанные с самой
природой правового регулирования, его властными чертами»[10].
По своему
характеру правоприменительная деятельность является таковой, что государство
придаёт ей особое значение и потому уполномочивает на её совершение вполне
определённый круг субъектов применительно к определённому кругу обстоятельств.
По общему правилу такими субъектами
являются
государственные органы.
Орган
государства – это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении
определённых функций государства и наделённое в этой связи властными
полномочиями. Для органа государства характерны следующие признаки:
- представляет
собой самостоятельный элемент механизма государства;
- образован и
действует на основе правовых актов (Конституции и законов);
- выполняет
свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие
формы и методы;
- наделён в
этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае
необходимости мер принуждения;
- состоит из государственных
служащих и соответствующих подразделений, скреплённых единством целей, ради
достижения которых он
образован;
- имеет
соответствующую структуру, материальную базу и финансовые средства, которые
требуются для осуществления его компетенции.
Субъект правоприменения – это орган государства, наделённый
соответствующей компетенцией, которому принадлежит ведущая роль
в развитии и
движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации
при помощи акта применения права.
Органы
государства классифицируются по разным основаниям, в том числе и по форме
реализации государственной деятельности. По указанному признаку государственные
органы можно подразделить на три основные группы; представительные органы;
исполнительные органы; судебные органы, в том числе органы конституционного
надзора.
Таким образом
субъектами правоприменения – правоприменителями – являются органы
исполнительной, судебной власти, администрация предприятий, различные
инспекции, прокуратура, общественные организации (при делигировании им
полномочий), но не граждане.
2.
Содержание правоприменения
2.1
Функции применения права
В
юридической общетеоретической и отраслевой литературе вопрос о функциях
правоприменения рассматривался в работах С.С. Алексеева, И.Я. Дерюгина, А.
Юсупова (см. приложение 1).
Общее
назначение правоприменительной деятельности разнообразно. Однако она связана
главным образом с созданием особых юридических актов (иногда дополняющих уже
имеющихся), призванных продолжить общее нормативное регулирование, заданное
правотворчеством с помощью нормы права, одновременно дополняя его
индивидуальным, поднормативным регламентированием, выражающемся в уточнение
регламентируется по – разному, определяется в зависимости от условий,
вызывающих необходимость правоприменительной деятельности. Такие условия могут
быть двоякими. Во – первых, правоприменительная деятельность становится
необходимой пери обстоятельствах положительного характера, состоящих в том, что
без соответствующих властных действий уполномоченных органов государства или
общественных организаций вообще не могут возникнуть или измениться ряд
субъективных прав и соответствующих обязанностей. Данные обстоятельства
определяют положительную функцию правоприменительной деятельности, которую
можно назвать правонаделительной. Во – вторых, правоприменительная деятельность
вызывается обстоятельствами негативного порядка, выражающимися в наличии, либо
реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения. Эти обстоятельства
, в свою очередь ,
обуславливают другую
функцию правоприменения - правоохранительную
.
Что
касается позиции Алексеева и Дерюгина относительно характеристики функции
правоприменительной деятельности, то она в основном сводиться к
терминологическим уточнениям, и соответственно предлагаются
правообеспечительная функция и функция казуального (индивидуального)
регулирования. Допуская в принципе возможность такого обозначения
функциональной характеристики, одновременно можно отметить, что, с одной
стороны, авторы ставят в один ряд (в какой – то мере) разноуровневые
характеристики, поскольку индивидуальное регулирование следует считать общим по
отношению к право – обеспечительному, имеющему собственные модификации, а с
другой – неточно избран сам термин «правообеспечительная», поскольку
обеспечение права, или правообеспечение, имеет специальный смысл и
законодательством оно используется для характеристики лишь одной из
организационных форм правоохраны[11]
(например институт обеспечения исполнения обязательств в гражданском процессе).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|