Из анализа норм
УПК РФ видно, что основное назначение дознавателя – осуществление дознания по
уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не
обязательно. Эта форма предварительного расследования применяется по уголовным
делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150
УПК РФ, и производится в порядке и сроки, установленные гл. гл. 22, 24 - 29, 32
УПК РФ.[[37]]
Как и по любому
другому уголовному делу, независимо от его подследственности, в ходе дознания
подлежат доказыванию обстоятельства, перечисленные в ст. 73 УПК РФ. Это
ориентир для дознавателя в работе по уголовному делу, а конкретный объем,
характер и пределы доказывания зависят в значительной мере от рода и вида
расследуемого преступления. Дознавателю разрешается производство всех
следственных действий, предусмотренных УПК РФ, проводимых как до, так и после
возбуждения уголовного дела (гл. гл. 21, 22, 24 - 29 УПК РФ).
В юридической
литературе нередко возникали споры о том, вправе ли начальник органа дознания
делегировать полномочия своим сотрудникам. Новый УПК РФ ответил на этот вопрос
положительно, указав, что полномочия органа дознания, предусмотренные уголовно-процессуальным
законом, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания (ст. 41 УПК РФ).
К сожалению, в законе нет специальной нормы о передаче органом дознания
дознавателю полномочий на производство неотложных следственных действий. К тому
же ничего не сказано, каким образом это «возложение» должно происходить.
Представляется, что начальник органа дознания вправе делегировать лишь такие
полномочия, к осуществлению которых закон допускает дознавателя. Остальные
процессуальные полномочия, которыми закон наделяет только орган дознания, он
делегировать другому лицу не может и обязан осуществлять сам.
Необходимо
отметить, что новое уголовно-процессуальное законодательство запрещает
возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или
проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст.
41 УПК РФ)#"#_ftn38" name="_ftnref38" title="">[38]]
Дознаватель несет
персональную ответственность за своевременное и качественное проведение
процессуальных и следственных действий, законность и обоснованность принимаемых
им решений.[[39]]
Взаимодействие
следователей и органов дознания является одним из главных условий быстрого и
полного раскрытия преступлений. Под взаимодействием следователей и органов
дознания следует понимать основанную на правовых актах согласованную
деятельность, направленную на раскрытие и расследование преступлений.[40]
Сущность
взаимодействия заключается в соединении усилий различных служб в раскрытии
преступлений, в согласованности действий при соблюдении законности и
самостоятельном выполнении каждым субъектом своих обязанностей при руководящей
роли следователя.[[41]] Формы взаимодействия принято
разделять на процессуальные и организационные.
Процессуальные
формы взаимодействия регламентируются УПК Российской Федерации. К ним
относятся:
1)
выполнение
поручений и указаний следователя, обязательных к исполнению и касающихся:
а)
производства
розыскных и следственных действий (ч. 4 ст. 38 УПК РФ);
б)
оказания
по требованию следователя содействия при производстве отдельных следственных
действий (ч. 7 ст. 164, ч. 4 ст. 38 УПК РФ);
в)
исполнения
постановления о задержании, приводе, аресте, иных процессуальных действий (ч. 4
ст. 38 УПК РФ);
г)
производства
розыска обвиняемого, скрывшегося от следствия или в случае неизвестности его
местонахождения (ст. 210 УПК РФ);[[42]]
2) возбуждение
уголовных дел и проведение по ним неотложных следственных действий и
оперативно-розыскных мероприятий по преступлениям, по которым производство
предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ).
Организационные
формы взаимодействия регламентированы ведомственными и межведомственными
нормативными правовыми актами. Например, совместное планирование следственных
действий и оперативно-розыскных мероприятий; согласование работы следователей и
оперативных работников при планировании расследования по делу; взаимный обмен
информацией о результатах расследования и проведения оперативно-розыскных
мероприятий и др.[[43]]
Определенный
интерес вызывает рассмотрение соотношения понятий «начальник органа дознания» и
«дознаватель». УПК РФ не содержит отдельной статьи, которая в конкретизированном
виде регламентировала бы уголовно-правовой статус начальника органа дознания.
Можно предположить, что наличие данной статьи упростило бы правоприменение УПК
РФ в сфере производства дознания и выполнения неотложных следственных действий.
Однако, учитывая содержание определенных статей УПК РФ (ч. 17 ст. 5, ст. 40,
144, 146, 148, 157 и др.) можно резюмировать: начальник органа дознания обязан
принять, проверить сообщение о преступлении при наличии повода и основания,
предусмотренных статьей 140 УПК РФ, возбудить уголовное дело с вынесением
соответствующего постановления; произвести расследование в установленном
законом порядке с соблюдением процессуальных сроков. Логичным явилось бы и
составление в данном случае начальником органа дознания итогового
процессуального документа – обвинительного акта. Но такое право у данного
должностного лица отсутствует, поскольку ст. 225 УПК РФ регламентирует, что
обвинительный акт составляется дознавателем.[[44]] Получается, что начальник
органа дознания в полном объеме проводит расследование преступления в форме
дознания, а обвинительный акт по результатам расследования должен будет
составлять дознаватель данного органа дознания с последующим утверждением его у
начальника этого же органа дознания. Можно предположить, что это необоснованно
и в определенной степени усложняет производство дознания. В связи с
вышеизложенным целесообразно будет ч. 1 ст. 225 УПК РФ после слов «по окончании
дознания» дополнить словами «орган дознания».
Заключение
В результате
проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:
1.
Предварительное
расследование в уголовном судопроизводстве РФ – это урегулированная законом
деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры по
раскрытию преступлений, изобличению виновных, обоснованному привлечению их в
качестве обвиняемых, по установлению всех обстоятельств уголовного дела и
решения других задач уголовного процесса
2.
Современное
уголовно-процессуальное законодательство предусматривает две формы
расследования преступлений – дознание и предварительное следствие.
3.
Отличительная
особенность нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации – это
возрастание роли дознания как одной из форм предварительного расследования.
4.
Роль
дознания заключается в том, что оно позволяет более эффективно и мобильно
производить предварительное расследование по преступлениям малой и средней
тяжести, совершаемых как взрослыми, так и несовершеннолетними.
5.
Порядок
дознания представляет собой совокупность обязательных процессуальных действий и
решений. Их можно разбить на три четко выраженные группы: начало дознания –
раскрытие преступления – окончание дознания.
6.
Сегодня
при проведении дознания необходимо уложиться в отведенные сроки по формуле 20 +
10 (ч. 3 ст. 223 УПК РФ). В противном случае дознание фактически будет
выполнять только неотложные следственные действия (ст. 157 УПК РФ) и может
утратить свое самостоятельное значение как процессуальная форма расследования.
Это объясняется тем, что в УПК РФ нет указания на случай, когда дознание не
укладывается в максимальный срок, а поэтому остается только смена формы
расследования, что и происходит на практике.
Действительно, в
современной практике расследования по целому ряду категорий дел, например,
связанных с незаконным оборотом наркотиков, проведение экспертизы изъятых
веществ является обязательным. Известно, что отдельные экспертизы проводятся в
течение достаточно длительного срока.[[45]]
Представляется,
что в УПК РФ должна быть предусмотрена возможность продления срока проведения
дознания в ряде случаев, например на срок, необходимый для завершения
экспертизы по делу.[[46]]
7.
По
окончании дознания составляется обвинительный акт или постановление о
прекращении уголовного дела либо о прекращении уголовного преследования. Лицо,
в отношении которого вынесен обвинительный акт, признается обвиняемым.
8.
В
современном уголовном процессе России органами дознания являются конкретные
государственные органы и должностные лица, уполномоченные производить в форме
дознания предварительное расследование преступлений и осуществлять другие
процессуальные полномочия, предусмотренные законом (п. 24 ст. 5 УПК РФ).
9.
Согласно
ч. 3 ст. 157 и п. 3 ст. 149 УПК РФ производство органом дознания неотложных
следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство
предварительного следствия, возможно только в течение 10-суточного срока,
который не подлежит продлению. Затем уголовное дело направляется прокурору для
направления по подследственности.
10.
В
законодательной новелле о введении в УПК РФ института поддержания дознавателем
обвинения в суде и возложение на него статуса государственного обвинителя в случае,
когда предварительное расследование произведено в форме дознания заложено много
рационального, хотя повергла в шок практиков и большинство
ученых-процессуалистов. Объективная оценка изложена в работе.
11.
В УПК РФ
впервые был введен термин «дознаватель», под которым понимается должностное
лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа
дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также
иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК РФ).
12.
Заслуживают
поддержки радикальные решения законодателя об укреплении самостоятельности
дознавателя (ч. 3 ст. 41 УПК РФ), расширении подследственности органов
дознания. В то же время современный УПК РФ не урегулировал проблему передачи
уголовного дела от дознавателя к следователю.
13.
Совершенствование такого уголовно-процессуального
института, как предварительное расследование продолжается. Такая ситуация
объясняется развитием уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
Соотношение процессуальных особенностей предварительного следствия и дознания
позволяет прийти к выводу, что первая форма преобладает и будет ведущей.
Указанные выше
проблемы имеют дискуссионный характер, поэтому необходимо дальнейшее изучение
спорных аспектов данных проблем, дальнейшая выработка общих путей их решения, а
также дальнейшее закрепление достигнутых соглашений на законодательном уровне с
целью обеспечения «защиты прав и законных интересов лиц и организаций,
потерпевших от преступлений», а также «защиты личности от незаконного и
необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод» (п. 1 и 2
ч. 1 ст. 6 УПК РФ).
Из сказанного
выше можно сделать вывод, что новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
поставил значительное количество вопросов, которые еще предстоит решить
российским ученым и специалистам-практикам.
Список
литературы
I.
Нормативные
акты
1.
Конституция
Российской Федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.
М., 2005.
2.
Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (в ред. ФЗ от 09.
01. 2006 года). М., 2006.
3.
Уголовно-процессуальный
кодекс РСФСР от 27 октября 1960 года (в ред. ФЗ от 07.08.2000 N 119-ФЗ). М.,
2001. – утратил силу с 1 июля 2002 года.
4.
Уголовный
кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 5. 01. 2006
года № 11-ФЗ). М., 2006.
5.
Федеральный
закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ
(в ред. ФЗ от 02. 12. 2005 года №150-ФЗ). М., 2006.
II.
Литература
6.
Абдуллаев
Ф., Зайцев О. Дознание по УПК РФ // Уголовное право. 2002. № 3.
7.
Абдуллаев
Ф., Зайцев О. Процессуальное положение дознавателя по УПК РФ // Законность.
2002. № 12.
8.
Александров
А.С., Ковтун Н.Н. Уголовный процесс России. Учебник. М., 2003.
9.
Арестова
Е.Н. Прекращение уголовного дела (уголовного преследования) при производстве
дознания // Российский следователь. 2003. № 11.
10.
Арестова
Е.Н. Производство органами дознания неотложных следственных действий по
уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия
// Российский следователь. 2003. № 10.
11.
Большой
юридический словарь/ Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М., 2002.
12.
Гирько
С.И. Новый УПК РФ: проблемы применения // Юридический консультант. 2002. № 8.
13.
Гирько
С.И. Расследование преступлений в форме дознания в системе МВД России//
Юридический консультант. 2003. № 7.
14.
Гирько
С.И. Современные проблемы института поддержания органом дознания обвинения
перед судом // Российский следователь. 2005. № 6.
15.
Голубев
Н.А. К вопросу о применении нового УПК РФ // Российский следователь. 2003. №
11.
16.
Жданова
Е.В., Целинский Б.П. Проблемы дознания по делам о преступлениях, связанных с
незаконным оборотом наркотиков// Российский следователь. 2004. № 1.
17.
Косова
С.А. Особенности производства дознания по делам, по которым предварительное
следствие не обязательно // Законодательство и практика. 2002. № 1.
18.
Кругликов
А. Следственные действия и проблемы их производства органами дознания по
поручению следователя // Уголовное право. 2003. № 3.
19.
Малышева
О.А. К вопросу об уголовно-процессуальном статусе дознания// Российский судья.
2004. № 5.
20.
Малышева
О.А. Некоторые аспекты производства предварительного расследования по новому
уголовно-процессуальному законодательству// Юрист. 2003. № 1.
21.
Малышева
О.А. Становление органов следствия в российском государстве (дореволюционный
период) // Юрист. 2002. № 12.
22.
Манова Н.
С. Предварительное следствие: идеи и новые законодательные реалии // Государство
и право. 2003. № 2.
23.
Масленников
М.Я. Взаимодействие органов дознания, следствия и прокуратуры с органами
административной юрисдикции // Российский следователь. 2002. № 3.
24.
Назаренко
В. Формы расследования преступлений // Законность. 2002. № 12.
25.
Невский
С.А., Сычев Е.А. Взаимодействие следователей и органов дознания при
расследовании преступлений//Российский следователь. 2003. № 9.
26.
Никифоров
Е.Н. Пределы судебного обжалования решений и действий (бездействия)
дознавателя, следователя и прокурора в ходе досудебного производства // Российский
судья. 2005. № 5.
27.
Петрухин
И.Л. Концептуальные основы реформ уголовного судопроизводства // Государство и
право. 2002. № 5.
28.
Сергеев
А.Б. Дознание в ОВД: Учебное пособие. Челябинск, 2003.
29.
Сергеев
А.Б. Особенности формирования органов дознания в России// История государства и
права. 2002. № 5.
30.
Суслов
В.М. Вопросы регламентации деятельности органов дознания в УПК РФ. Новый
уголовно-процессуальный закон: теория и практика применения. М., 2003.
31.
Уголовный
процесс. Учебник / Под ред. В.П. Божьева. М., 2002.
32.
Управление
органами расследования преступлений / Под ред. И.И. Колесникова. М., 2000.
33.
Химичева
Г.П.. Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной
деятельности. М., 2003.
III.
Материалы
судебной практики
34.
Постановление
Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах
применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»
// Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.
[1] См.: Жданова Е.В., Целинский Б.П. Проблемы дознания по делам о
преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков// Российский
следователь. 2004. № 1. С. 15.
[2] См.: Назаренко В. Формы расследования преступлений // Законность.
2002. № 12. С. 2.
[3] См.: Жданова Е.В., Целинский Б.П. Проблемы дознания по делам о
преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков// Российский
следователь. 2004. № 1. С. 16.
[4] См.: Малышева О.А. Становление органов следствия в российском
государстве (дореволюционный период)// Юрист. 2002. № 12. С. 55.
[5] См.: Малышева О.А. Некоторые аспекты производства предварительного
расследования по новому уголовно-процессуальному законодательству// Юрист.
2003. № 1. С. 56.
[6] См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года
№ 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации
при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1. С. 6.
[7] См.: Александров А.С., Ковтун Н.Н. Уголовный процесс России. Учебник.
М., 2003. С. 310-311.
[8] См.: Манова Н. С. Предварительное следствие: идеи и новые
законодательные реалии // Государство и право. 2003. № 2. С. 61.
[9] См.: Сергеев А.Б. Дознание в ОВД: Учебное пособие. Челябинск, 2003.
С. 21.
[10] См.: Уголовный процесс. Учебник/ Под ред. В.П. Божьева. М., 2002. С.
319.
[11] См.: Химичева Г.П.. Досудебное производство по уголовным делам:
концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности. М., 2003. С.
15.
[12] См.: Гирько С.И. Современные проблемы института поддержания органом
дознания обвинения перед судом // Российский следователь. 2005. № 6. С. 10.
[13] См.: Назаренко В. Формы расследования преступлений // Законность.
2002. № 12. С. 3.
[14] См.: Малышева О.А. Некоторые аспекты производства предварительного
расследования по новому уголовно-процессуальному законодательству// Юрист.
2003. № 1. С. 58.
[15] См.: Назаренко В. Формы расследования преступлений// Законность.
2002. № 12. С. 3.
[16] См.: Абдуллаев Ф., Зайцев О. Дознание по УПК РФ // Уголовное право.
2002. № 3. С. 77.
[17] См.: Гирько С.И. Расследование преступлений в форме дознания в
системе МВД России// Юридический консультант. 2003. № 7. С. 13.
[18] См.: Химичева Г.П. Досудебное производство по уголовным делам:
концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности. М., 2003. С.
256.
[19] Голубев Н.А. К вопросу о применении нового УПК РФ // Российский
следователь. 2003. № 11. С. 38.
[20] См.: Косова С.А. Особенности производства дознания по делам, по
которым предварительное следствие не обязательно // Законодательство и
практика. 2002. № 1. С. 32-33.
[21] См.: Арестова Е.Н. Прекращение уголовного дела (уголовного
преследования) при производстве дознания // Российский следователь. 2003. № 11.
С 35.
[22] См.: Назаренко В. Формы расследования преступлений// Законность. 2002.
№ 12. С. 3.
[23] См.: Малышева О.А. Некоторые аспекты производства предварительного
расследования по новому уголовно-процессуальному законодательству // Юрист.
2003. № 1. С. 57.
[24] См.: Арестова Е.Н. Прекращение уголовного дела (уголовного
преследования) при производстве дознания // Российский следователь. 2003. № 11.
С 37.
[25] См.: Никифоров Е.Н.
Пределы судебного обжалования решений и действий (бездействия) дознавателя,
следователя и прокурора в ходе досудебного производства // Российский судья.
2005. № 5. С. 20.
[26] См.: Уголовный процесс. Учебник/ Под ред. В.П. Божьева. М., 2002. С.
410-411.
[27] См.: Арестова Е.Н. Производство органами
дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым
обязательно производство предварительного следствия // Российский следователь.
2003. № 10. С. 5.
[28] См.: Петрухин И.Л. Концептуальные основы реформ уголовного
судопроизводства // Государство и право. 2002. № 5. С.18.
[29] См.: Арестова Е.Н. Производство органами дознания неотложных
следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство
предварительного следствия // Российский следователь. 2003. № 10. С. 6.
[30] См.: Уголовный процесс. Учебник/ Под ред. В.П. Божьева. М., 2002. С.
413.
[31] См.: Гирько С.И. Современные проблемы института поддержания органом
дознания обвинения перед судом // Российский следователь. 2005. № 6. С. 8 - 9.
[32] См.: Абдуллаев Ф., Зайцев О. Процессуальное положение дознавателя по
УПК РФ // Законность. 2002. № 12. С. 18.
[33] См.: Сергеев А.Б. Особенности формирования органов дознания в России//
История государства и права. 2002. № 5. С. 39-46.
[34] См.: Большой юридический словарь/ Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е.
Крутских. М., 2002. С. 587.
[35] См.: Малышева О.А. К вопросу об уголовно-процессуальном статусе
дознания // Российский судья. 2004. № 5. С. 26-27.
[36] См.: Малышева О.А. К вопросу об уголовно-процессуальном статусе
дознания// Российский судья. 2004. № 5. С.27.
[37] См.: Абдуллаев Ф., Зайцев О. Процессуальное положение дознавателя по
УПК РФ // Законность. 2002. № 12. С. 18.
[38] См.: Суслов В.М. Вопросы регламентации деятельности органов дознания в
УПК РФ. Новый уголовно-процессуальный закон: теория и практика применения. М.,
2003. С. 101.
[39] См.: Никифоров Е.Н. Пределы судебного обжалования решений и действий
(бездействий) дознавателя, следователя и прокурора в ходе досудебного
производства // Российский судья. 2005. № 5. С. 20.
[40] См.: Невский С.А., Сычев Е.А. Взаимодействие следователей и органов
дознания при расследовании преступлений// Российский следователь. 2003. № 9.
С. 7.
[41] См.: Управление органами расследования преступлений/ Под ред. И.И.
Колесникова. М., 2000. С. 108.
[42] См.: Кругликов А. Следственные действия и проблемы их производства
органами дознания по поручению следователя // Уголовное право. 2003. № 3. С. 93.
[43] См.: Невский С.А., Сычев Е.А. Взаимодействие следователей и органов
дознания при расследовании преступлений // Российский следователь. 2003. № 9.
С. 7.
[44] См.: Малышева О.А. К вопросу об уголовно-процессуальном статусе
дознания// Российский судья. 2004. № 5. С.27.
[45] См.: Жданова Е.В., Целинский Б.П. Проблемы дознания по делам о
преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков// Российский
следователь. 2004. № 1. С. 16.
[46] См.: Гирько С.И. Новый УПК РФ: проблемы применения // Юридический
консультант. 2002. № 8. С. 5.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|