а)
органов внутренних дел Российской Федерации;
б)
органов федеральной службы безопасности;
в)
федеральных органов государственной охраны;
г)
таможенных органов Российской Федерации;
д)
Службы внешней разведки Российской Федерации;
е)
Федеральной службы исполнения наказаний;
ж)
органов по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ.
Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны
Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях
обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если
проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеуказанных органов.
2) Главный судебный пристав Российской
Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта
Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный
судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда
Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации;
3) командиры воинских частей, соединений,
начальники военных учреждений или гарнизонов;
4) органы Государственной противопожарной
службы.
Все органы исполнительной власти,
перечисленные в ч. 1 ст. 40 УПК, обладают полномочиями органа дознания и
действуют в пределах своей компетенции. В уголовно-процессуальном законе (ч. 2
ст. 40) определены два основных направления процессуальной деятельности органов
дознания. На органы дознания возлагается:
1.
производство дознания по уголовным делам, по
которым предварительное следствие не обязательно, – в порядке, установленном
гл. 32 УПК РФ;
2.
выполнение неотложных следственных действий по
уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, – в порядке,
предусмотренном ст. 157 УПК РФ.
УПК РФ нацеливает
органы дознания на быстрое проведение неотложных следственных действий и
закрепляет специальные правила о том, что при наличии признаков преступления,
по которому производство предварительного следствия обязательно, возбуждение
уголовного дела и проведение неотложных следственных действий возлагается на:
1) органы дознания, указанные в п. 1 и 8 ч.
3 ст. 151 УПК РФ, – по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел,
указанных в пунктах 2 - 6 ч. 2 ст. 157 УПК РФ;
2) органы федеральной службы безопасности –
по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ;
3) таможенные органы – по уголовным делам о
преступлениях, предусмотренных ст. 188 (ч. 2-4), 189, 190, 193 Уголовного
кодекса Российской Федерации;
4) командиры воинских частей и соединений,
начальники военных учреждений и гарнизонов – по уголовным делам о
преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные
сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением
ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения,
учреждения, гарнизона;
5) начальники учреждений и органов
уголовно-исполнительной системы – по уголовным делам о преступлениях против
установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих
учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении
указанных учреждений и органов иными лицами;
6) иных должностных лиц, которым
предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК РФ.
В соответствии с
ч. 3 ст. 40 УПК РФ возбуждение уголовных дел публичного обвинения и
производство неотложных следственных действий возлагается также на:
1) капитанов
морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о
преступлениях, совершенных на данных судах;
2) руководителей
геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов
дознания – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения
данных партий и зимовок;
3) глав
дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации
– по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных
представительств и учреждений.[[27]]
Компетенция
перечисленных органов дознания по производству неотложных следственных действий
при расследовании преступлений, по которым предварительное следствие
обязательно, определяется по предметным (родовым), территориальным и
персональным признакам подследственности уголовных дел. При обнаружении
преступления, по которому обязательно предварительное следствие, орган дознания
обязан возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия в
целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств,
требующих незамедлительного изъятия, закрепления и исследования.[[28]]
Согласно ч. 3 ст.
157 и п. 3 ст. 149 УПК РФ производство органом дознания неотложных следственных
действий по уголовным делам, по которым обязательно производство
предварительного следствия, возможно только в течение 10-суточного срока,
который не подлежит продлению. Затем уголовное дело направляется прокурору для
направления по подследственности. При этом следует иметь в виду, что уголовное
дело может быть направлено прокурору и до истечения 10-суточного срока, если
орган дознания сочтет, что все неотложные следственные действия выполнены.[[29]]
Таким образом,
новый процессуальный закон возлагает на органы дознания следующие
процессуальные полномочия: 1) принятие, рассмотрение и разрешение заявлений и
сообщений о преступлениях (ст. 140-145 УПК РФ); 2) производство неотложных
следственных действий по делам о преступлениях, по которым обязательно
проведение предварительного следствия (ст. 157 УПК РФ); 3) производство в полном
объеме дознания по делам, по которым предварительное необязательно (ст. 223-226
УПК РФ); 4) производство отдельных следственных и процессуальных действий, а
также оперативно-розыскных мероприятий по письменному поручению следователя; 5)
оказание содействия следователям в проведении ими отдельных следственных и
процессуальных действий (ст. 38 и 157 УПК РФ).[[30]]
В соответствии с
новой процессуальной доктриной органы дознания и должностные лица,
уполномоченные органом дознания осуществлять предварительное расследование в
форме дознания, отнесены законом к стороне обвинения (ст. 40, 41 УПК РФ).
Поэтому орган дознания и дознаватель в российском уголовном процессе (как и
следователь, прокурор) выполняют процессуальную функцию обвинения и ведут
досудебное производство в соответствии с принципом состязательности сторон (ст.
15 УПК РФ).
Факт введения в
УПК РФ института поддержания дознавателем обвинения в суде и возложение на него
статуса государственного обвинителя в случае, когда предварительное
расследование произведено в форме дознания, повергло в шок практиков и
большинство ученых-процессуалистов.
Если объективно
оценивать законодательную новеллу о возложении на орган дознания функции государственного
обвинения, то в ней заложено много рационального:
1)
возможность
органу, осуществлявшему расследование и представлявшему доказательства
обвинения, защитить в суде свою обвинительную позицию;
2)
возможность
сократить время для подготовки государственного обвинителя к участию в суде;
3)
в этой
законодательной инициативе заложена реальная возможность повысить объективность
и качество принятия судебных решений;
4)
оптимизация
и сокращение сроков рассмотрения дела в суде. Нельзя не учитывать и возможность
высвобождения прокурорских работников от участия в делах небольшой и средней
тяжести, сосредоточение их усилий на делах о тяжких и особо тяжких
преступлениях, прокурорском надзоре, реализации иных задач, определенных
законодательством о прокуратуре.[[31]]
2.2.
Правовой статус дознавателя
В новом
Уголовно-процессуальном кодексе РФ статус дознавателя претерпел серьезные
изменения. УПК РСФСР не содержал специальной нормы, определяющей правовой
статус дознавателя, в отличие от нормативной регламентации статуса следователя
(ст. 127 УПК РСФСР). Только в отдельных нормах упоминалось о лице, производящем
дознание. При этом в УПК РСФСР отсутствовало определение понятия этого
участника процесса. В юридической литературе и на практике под лицом,
производящим дознание, понимались как штатные дознаватели, так и лица, не
назначенные на должность дознавателей, но в силу ведомственных актов обладающие
правом проведения дознания.[[32]]
В УПК РФ впервые
был введен термин «дознаватель», под которым понимается должностное лицо органа
дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять
предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия,
предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК РФ). Тем самым законодатель связал
появление этого участника уголовного судопроизводства с возбуждением уголовного
дела, по которому должно проводиться предварительное расследование в форме
дознания. При этом законодатель не пошел по пути перечисления всех полномочий
дознавателя, полагая, что они должны содержаться в специальной статье,
посвященной данному участнику уголовного судопроизводства.
Ранее в правовой
литературе уже предлагалось ввести в Уголовно-процессуальный кодекс отдельную
статью, которая определяла бы в систематизированном виде полномочия лица,
производящего дознание.[[33]]#"#_ftn34" name="_ftnref34" title="">[34]]
Так, дознаватель
наделен следующими основными правами:
1)
при
проверке сообщения о преступлении требовать производства документальных
проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов (ч. 4 ст. 144 УПК РФ);
2)
ходатайствовать
о продлении срока проверки сообщения о преступлении до 10 суток (в отдельных
случаях – до 30 суток) (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);
3)
применять
меры процессуального принуждения (гл. 12 – 14 УПК РФ);
4)
принимать
процессуальные решения, предусмотренные УПК РФ (ч. 2 ст. 41 УПК РФ);
5)
осуществлять
производство неотложных следственных действий по поручению органа дознания (ст.
40, 157 УПК РФ);
6)
обжаловать
указания начальника органа дознания прокурору, а указание прокурора –
вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ). Следует обратить внимание на тот
факт, что обжалование дознавателем указаний начальника органа дознания и
прокурора не приостанавливает их исполнение рассматриваемым участником
уголовного судопроизводства;
7)
иные
права, предусмотренные УПК РФ.
Уголовно-процессуальное
законодательство возлагает на дознавателя следующие обязанности:
1)
осуществлять
свою деятельность, руководствуясь принципами уголовного судопроизводства (гл. 2
УПК РФ);
2)
принять,
проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ст. 144
УПК РФ);
3)
в
установленный законом срок принять решение по результатам проверки сообщения о
преступлении (ст. 144 УПК РФ);
4)
уведомить
заявителя о принятом решении по результатам проверки сообщения о преступлении
(ст. 145 УПК РФ);
5)
при наличии
повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, возбудить уголовное дело с
вынесением соответствующего постановления (ч. 1 ст. 146 УПК РФ);
6)
рассматривать
каждое заявленное по уголовному делу ходатайство в порядке, установленном
главой 15 УПК РФ (ст. 159 УПК РФ);
7)
принимать
меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по
обеспечению сохранности его имущества (ст. 160 УПК РФ);
8)
устраниться
от участия в производстве по уголовному делу при наличии оснований для отвода,
предусмотренных гл. 9 (ст. 62 УПК РФ);
9)
выяснять
все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ (ст.
86 УПК РФ);
10)
осуществлять
иные обязанности, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.[[35]]
Отдельно следует
заметить, что дознаватель вправе с согласия прокурора возбудить перед судом
ходатайство об избрании в отношении лица, подозреваемого в совершении
преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу. Однако реализация
данного права в случае удовлетворения судом ходатайства накладывает на
дознавателя и соответствующую обязанность – составить обвинительный акт не
позднее 10 суток со дня заключения лица под стражу. При невозможности составить
обвинительный акт в предусмотренный законом срок изменяется форма расследования
преступления с дознания на предварительное следствие либо данная мера
пресечения отменяется, при этом форма расследования преступления – дознание –
остается прежней (ст. 224 УПК РФ).[[36]]
По завершении
расследования дознаватель составляет обвинительный акт. Он оформляется по
правилам ст. 225 УПК РФ и сочетает в себе два процессуальных акта –
постановление о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительное заключение. Составление
обвинительного акта имеет правовым следствием изменение
уголовно-процессуального статуса лица, подозреваемого в совершении
преступления. Данное лицо становится обвиняемым, приобретая при этом
определенную отличительную совокупность прав и обязанностей в уголовном
судопроизводстве. Этим процессуальным документом подводятся итоги исследования
обстоятельств преступления и личности лица, привлекаемого к уголовной
ответственности. Составление обвинительного акта обязывает дознавателя
ознакомить обвиняемого и его защитника с этим документом, а также с материалами
уголовного дела. Обвинительный акт, составленный в порядке ст. 225 УПК РФ,
утверждается начальником органа дознания и служит правовым основанием для
передачи уголовного дела прокурору и последующего его рассмотрения судом по
существу.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|