Основанная на
законе, принципах и общих условиях производства предварительного расследования
деятельность следователей, дознавателей, органов дознания способствует
эффективной борьбе с преступностью, укреплению правопорядка, воспитанию граждан
в духе неуклонного соблюдения законов.
Вместе с тем
осуществление предварительного расследования без достаточных к тому оснований
является грубейшим нарушением законности, приносящее большой вред обществу,
государству, правам и законным интересам физических и юридических лиц.
Пока еще нередки
случаи нарушения сроков предварительного расследования, осуществления такового
некомпетентным органом, игнорирования процессуальной самостоятельности
следователя, дознавателя необходимости взаимодействия и т.п. К предварительному
расследованию приступают без наличия к тому законных оснований, а иногда и без
возбуждения уголовного дела.[[13]]
Необоснованное
производство предварительного расследования отрицательно сказывается на борьбе
с преступностью в целом. Оно приводит к напрасной трате сил, средств и времени
органов предварительного расследования, к отвлечению их от раскрытия
действительно совершенных тяжких преступлений. К тому же граждане в этих
случаях без наличия к тому необходимости вызываются в правоохранительные
органы, отрываются от общественно полезного труда.
Таким образом,
расследование преступлений – это одна из важнейших функций, которую
государственные органы выполняют на протяжении нескольких столетий. Между тем в
современный период реализация указанной функции органами предварительного
расследования характеризуется некоторой двойственностью. Так, если для органов
предварительного следствия расследование преступлений является первостепенной
функцией, то для органов дознания она таковой не является. Функции последних,
как правило определяются характером той административной деятельности, которую
они осуществляют. Расследование преступлений для них – дополнительная
обязанность, возлагаемая уголовно-процессуальным законодательством.[[14]]
1.2.
Формы предварительного расследования
Согласно
уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации предварительное
расследование осуществляется в двух формах: предварительного следствия (гл. 22
УПК РФ) и дознания (гл. 32 УПК РФ).
Производство
предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением
уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.
Дознание – форма
предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по
уголовному делу, по которому производство предварительного следствия
необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Правовому регламентированию дознания
посвящена глава 32 УПК РФ.
В сравнении с УПК
РСФСР 1960 года предварительное следствие в целом не претерпело кардинальных
перемен, чего нельзя сказать о дознании. Привычное деление дознания на два вида
(ст. ст. 119 и 120 УПК РСФСР) сменилось единообразием в понимании термина
«дознание» как формы предварительного расследования, осуществляемого
дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство
предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Приведенная
трактовка противоречит «классическому» пониманию дознания как неотложной
процессуальной деятельности милиции по раскрытию преступления, подследственного
следователю, в экстренных случаях отсутствия последнего. Вместо дознания в
порядке ст. 119 УПК РСФСР 1960 года введено понятие «неотложные следственные
действия» (п. 19 ст. 5 и ст. 157 УПК РФ).
Выполнение
неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство
предварительного следствия обязательно, дознанием не считается (ч. 2 ст. 40 УПК
РФ). Оно рассматривается как особый, самостоятельный вид
уголовно-процессуальной деятельности. Обязанность возбуждения уголовного дела и
производство по нему неотложных следственных действий возлагается на органы
дознания в таких ситуациях, когда следователь по каким-либо причинам не может
сразу же после обнаружения признаков преступления приступить к работе, а
промедление может вызвать невосполнимую утрату улик.
По УПК РФ
дознание – простая форма для расследования очевидных преступлений по уголовным
делам, возбуждаемым в отношении установленных конкретных лиц. Этим, а также
формой предъявления обвинения (обвинительный акт) оно напоминает протокольную
форму досудебной подготовки материалов.[[15]]
Дознание возможно
и наступает лишь после официального признания наличия объективной реальности
преступления и отражения этого факта в постановлении о возбуждении уголовного
дела. Его сущность – раскрытие уголовно наказуемого деяния, то есть принятие
всех предусмотренных законом мер к установлению события преступления,
виновности лиц, его совершивших, и других обстоятельств, которые должны быть
доказаны#"#_ftn16" name="_ftnref16" title="">[16]]
Порядок дознания
– режим, по которому оно производится. Правило о производстве дознания в
установленном законом порядке означает точное и неуклонное исполнение органом
дознания, дознавателем и другими участниками процесса норм, регламентирующих
данный вид расследования преступления. Обязательное соблюдение правил
производства следственных и иных процессуальных действий обеспечивает
достижение задач уголовного судопроизводства, служит гарантом прав и свобод
человека и гражданина.
Порядок дознания
представляет собой совокупность обязательных процессуальных действий и решений.
Их можно разбить на три четко выраженные группы: начало дознания – раскрытие
преступления – окончание дознания. В целом они составляют систему дознания#"#_ftn17" name="_ftnref17" title="">[17]]
Начало дознания
состоит из действий и решений, осуществляемых до принятия мер по установлению
обстоятельств преступления. К нему относятся:
1)
возбуждение
уголовного дела, о чём следователь, дознаватель, орган дознания выносит
соответствующее постановление, которое должно быть согласованно с прокурором;
2)
решение
вопроса о принятии дела к своему производству;
3)
сообщение
заявителю о возбуждении уголовного дела;
4)
направление
копии постановления о возбуждении уголовного дела прокурору.
Дознание
начинается с момента возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 156 УПК РФ), то есть
оформленного в установленном законом порядке решения начать расследование,
уголовное преследование. Возбуждение уголовного дела свидетельствует о наличии
в объективной реальности явления (события), содержащего признаки преступления,
и обусловливает необходимость раскрытия его. Дознаватель и орган дознания в
пределах компетенции, установленной УПК, возбуждает уголовное дело при наличии
повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, о чем выносит
соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ).
Данный
процессуальный документ свидетельствует, с одной стороны, об окончании первой
стадии уголовного процесса, а с другой, – о начале новой, второй стадии –
предварительного расследования.
Приняв решение о
возбуждении уголовного дела, дознаватель должен определить, вправе ли он
производить расследование, нет ли обстоятельств, препятствующих этому. Так,
дознаватель не может производить дознание, если он по данному делу проводил или
проводит оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ). Установив
отсутствие обстоятельств, исключающих возможность его участия в уголовном
процессе, дознаватель принимает решение о принятии дела к своему производству.
Об этом он указывает в постановлении о возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст.
156 УПК РФ). Если дознаватель принимает уже возбужденное уголовное дело, то он
выносит отдельное постановление о принятии уголовного дела к своему
производству (ч. 2 ст. 156 УПК РФ).
Принятие дела к
своему производству означает определение и процессуальное оформление
дознавателем своего исключительного права расследовать преступление. Другие
органы предварительного расследования с этого момента не имеют права
производить следственные и иные процессуальные действия по делу. Кроме того,
принятие дела к своему производству нужно для того, чтобы всем было ясно, кто
ведет дознание, кто отвечает за законность и быстроту его производства.
Наконец, оно создает надлежащие предпосылки и условия для установления
действенного надзора и контроля за исполнением законов дознавателем.[[18]]
Постановление
следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно
направляется прокурору. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает
согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в
даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для
дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более 5 суток
(ч. 4 ст. 146 УПК РФ).
Выше указано, что
прокурор, получив уже возбужденное уголовное дело, может отменить постановление
о возбуждении уголовного дела, если установит, что оно вынесено незаконно или
необоснованно. Сейчас, по мнению Голубева Н.А. «это положение идет в ущерб
законным, объективным интересам законопослушных граждан, но на руку лицам,
которые пытаются уйти от уголовной ответственности за совершение преступления.
Что греха таить, легче договориться с одним прокурором того или иного района,
субъекта и т.д., чем с органами дознания или предварительного следствия».[[19]]
Если следователю
или дознавателю поручается производство по уже возбужденному уголовному делу,
то он выносит постановление о принятии его к своему производству, копия
которого в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору (ч.
2 ст. 156 УПК РФ).
В тот же день о
принятом решении сообщается заявителю (ч. 2 ст. 145, ч. 4 ст. 146 УПК РФ).
Форма сообщения законом не установлена. Однако в деле должна быть, по крайней
мере, отметка о сделанном сообщении. Об этом может свидетельствовать копия
письма, справка о состоявшемся разговоре и т.д. При этом заявителю разъясняются
его право обжаловать данное решение и порядок обжалования (ч. 2 ст. 145 УПК
РФ). О возбуждении уголовного дела сообщается также лицу, в отношении которого
принято данное решение (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).
Совокупность
действий в начале дознания может меняться. Действия, составляющие начало
дознания, зависят, например, от того, кто возбуждает уголовное дело. Так, если
решение о расследовании принимается прокурором, то отпадает надобность в
уведомлении его об обнаруженном преступлении.
Между началом и
окончанием дознания находятся следственные и иные действия и решения,
направленные на собирание доказательств и установление на этой основе
обстоятельств совершенного преступления, иначе – раскрытие преступления –
принятие мер по установлению обстоятельств преступления.[[20]]
Дознаватель
самостоятельно проводит следственные и иные процессуальные действия и принимает
процессуальные решения. Исключение составляют случаи, когда на это требуются
согласие начальника органа дознания, санкция прокурора или судебное решение (ч.
3 ст. 41 УПК РФ).
Если в ходе
производства дознания дознавателем будет установлено наличие оснований,
предусмотренных статьями 24-28 УПК РФ, то согласно ст. 212 УПК РФ уголовное
дело и уголовное преследование в отношении подозреваемого подлежит прекращению.[[21]]
Дознание производится
в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела и до принятия решения о
направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором,
но не более чем на 10 суток (ч. 3 ст. 223 УПК РФ). Порядок продления срока не
определен. То есть, сегодня при проведении дознания необходимо уложиться в
отведенные сроки по формуле 20 + 10 (ч. 3 ст. 223 УПК РФ). В противном случае
дознание фактически будет выполнять только неотложные следственные действия
(ст. 157 УПК РФ) и может утратить свое самостоятельное значение как
процессуальная форма расследования. Это объясняется тем, что в УПК РФ нет
указания на случай, когда дознание не укладывается в максимальный срок, а
поэтому остается только смена формы расследования, что и происходит на
практике.[[22]]
По завершении
расследования дознаватель составляет обвинительный акт. Обвинительный акт –
процессуальный документ, в котором формулируется обвинение на основании
доказательств, изобличающих обвиняемого в совершении преступления.[[23]]
Обвинительный акт предусмотрен в УПК РФ вместо протокола, составляемого прежде
в порядке ст. 415 УПК РСФСР. Решение, принимаемое в форме обвинительного акта,
оформляется по правилам ст. 225 УПК РФ и сочетает в себе два процессуальных
акта – постановление о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительное
заключение. Обвинительный акт изготавливается как минимум в трёх экземплярах,
поскольку копия обвинительного акта вручается обвиняемому и его защитнику (ст.
226 ч. 3 УПК РФ).
Обвинительный
акт, составленный в порядке ст. 225 УПК РФ, утверждается начальником органа
дознания и служит правовым основанием для передачи уголовного дела прокурору. Получив
уголовное дело с обвинительным актом, прокурор обязан проверить обоснованность
и законность всего производства по делу, полноту и объективность расследования,
определить допустимость собранных доказательств, соблюдение прав и свобод
участников процесса, соответствие обвинительного акта требованиям, изложенным в
УПК РФ.
Прокурор
рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, и в течение 2
суток принимает по нему одно из следующих решений:
1) об утверждении
обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд;
2) о возвращении
уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления
обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям ст. 225 УПК РФ со
своими письменными указаниями. При этом прокурор может продлить срок дознания,
но не более чем на 10 суток для производства дополнительного дознания и не
более чем на 3 суток для пересоставления обвинительного акта;
3) о прекращении
уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьями 24-28 УПК РФ. В
установленных законом случаях прекращение уголовного дела (уголовного
преследования) является основанием возникновения права на реабилитацию (ч. 1
ст. 133 УПК РФ);[[24]]
4) о направлении
уголовного дела для производства предварительного следствия.
Копия
обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и
потерпевшему в порядке, установленном статьей 222 УПК РФ.
В современном
российском обществе существует определенная вероятность нарушения прав и свобод
граждан в ходе уголовного судопроизводства ввиду того, что органы
предварительного расследования наделены существенными полномочиями по
ограничению ряда конституционных прав и свобод граждан. Поэтому следует иметь в
виду, что Конституция РФ (ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав
и свобод.[[25]]
Глава
2. Особенности производства дознания
2.1.
Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия
В современном
уголовном процессе России органами дознания являются конкретные государственные
органы и должностные лица, уполномоченные производить в форме дознания
предварительное расследование преступлений и осуществлять другие процессуальные
полномочия, предусмотренные законом (п. 24 ст. 5 УПК РФ).[[26]]
В УПК Российской
Федерации установлен исчерпывающий перечень органов дознания. В соответствии со
ст. 40 УПК к органам дознания относятся:
1) органы внутренних дел Российской
Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии
с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной
деятельности.
На основании ст. 13 Федерального закона
Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995
года № 144-ФЗ (в ред. ФЗ от 02. 12. 2005 года №150-ФЗ) такими
полномочиями обладают оперативные подразделения:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|