p> В ИТК особого режима отбывали наказания как неоднократно судимые, так
и осужденные впервые, но за особо тяжкие преступления. Если рассматривать
состав заключенных с точки зрения тяжести совершенных преступлений, то
нетрудно заметить, что в этих колониях могли находиться заключенные,
осужденные как за тяжкие преступления, так и за менее опасные.[33] Нужно отметить, что одним из важнейших мероприятий по
искоренению преступности явилась организация в ИТК отрядной структуры. В
конце 1957 г. во всех колониях осужденные были разбиты на отряды по 85-120
человек. Начальником отряда назначался офицер-воспитатель, имевший
специальную юридическую или педагогическую подготовку. Структура ИТК стала
выглядеть следующим образом: колония – отряд – бригада – звено. Колонию
возглавлял начальник колонии, у которого было два заместителя: по режиму и
оперативной работе и по политико-воспитательной работе среди заключенных.
Соответственно у первого заместителя в подчинении были: оперативная часть,
специальная часть, медицинская часть, дежурные помощники начальника
колонии, надзирательская служба и цензор; у второго – инспектора по
общеобразовательной и профилактической подготовке заключенных, начальники
отрядов, советы воспитателей, бригадиры и звеньевые. Непосредственно
начальнику колонии подчинялись: методический совет, канцелярия,
бухгалтерия, часть интендантского снабжения и коммунально-эксплуатационная
часть.[34] Помимо ИТК действовали еще и тюрьмы и ВТК. Тюрьмы были предназначены для содержания осужденных к лишению свободы
в виде тюремного заключения: особо опасных рецидивистов; лиц, совершивших
особо опасные государственные преступления по достижении
восемнадцатилетнего возраста; лиц, по достижению восемнадцатилетнего
возраста совершивших тяжкие преступления и осужденных за них к лишению
свободы на срок свыше пяти лет, а также для злостных нарушителей,
переводимых из ИТК на срок до трех лет. Что же касается воспитательно-трудовых колоний, то они делились на
ВТК общего и усиленного режимов. В воспитательно-трудовых колониях общего режима содержались: 1) несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы за менее тяжкие преступления; 2) несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы за тяжкие преступления на срок до трех лет включительно; 3) осужденные к лишению свободы несовершеннолетние женского пола. В воспитательно-трудовых колониях усиленного режима содержались: 1) несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы на срок свыше трех лет за тяжкие преступления, а также ранее отбывавшие срок наказания в виде лишения свободы; 2) несовершеннолетние мужского пола, осужденные за умышленные преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы; 3) систематически либо злостно нарушающие режим отбывания наказания и переведенные за это из ВТК общего режима. В структуре мест лишения свободы появились новые виды, а именно: 1) колонии-поселения для лиц, совершивших преступления по неосторожности, осужденных за них впервые к лишению свободы на срок не более 5 лет (как исключение – до 10 лет); 2) колонии-поселения для лиц, переводимых в порядке поощрения из колоний общего, усиленного и строгого режимов. 18 декабря 1970 г. был принят новый ИТК РСФСР, вступивший в действие с
1 июля 1971 г. Считаю более целесообразным провести сравнительную
характеристику положений ИТК РСФСР 1970 г. и действующего в настоящее время
УИК РФ 1997 г. 2.ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОДЕКС РСФСР 1970 Г. И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ 1997 Г. ЭВОЛЮЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 2.1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ПОРЯДОК ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Проводя сравнительную характеристику действующего ныне пенитенциарного
законодательства и предшествующего ему необходимо в первую очередь
остановиться на тех целях которые ставило и ставит перед собой это
законодательство. Исправительно - трудовой кодекс Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики имел своей задачей обеспечение исполнения
уголовного наказания с тем, чтобы оно не только являлось карой за
совершенное преступление, но исправляло и перевоспитывало осужденных в духе
честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к
правилам социалистического общежития, предупреждало совершение новых
преступлений как осужденными, так и иными лицами, а также способствовало
искоренению преступности. Ст.1 ИТК РСФСР 1970 г. Уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации имеет
своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых
преступлений как осужденными, так и иными лицами. Цели же перевоспитания
осужденных, существующие ранее в исправительно-трудовом законодательстве и
теории исправительно-трудового права[35] оно не ставит (ст.1 УИК РФ 1996
г.). Ныне действующий УИК РФ предусматривает приоритет норм международного
права над национальным, чего естественно не было в ИТК РСФСР 1970 г. Ст.3
УИК РФ гласит: «Если международным договором Российской Федерации
установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными,
чем предусмотренные уголовно - исполнительным законодательством Российской
Федерации, то применяются правила международного договора». Уголовно-исполнительный кодекс разработан с учетом рекомендаций
международно-правовых актов. В том числе российскими законодателями были
проанализированы и учтены положения: Минимальных стандартных правил
обращения с заключенными, 1955 год; Декларации о защите всех лиц от пыток и
других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и
наказания, 1975 год; Концепции против пыток и других жестоких,
бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1984
год; Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, 1979
год; Принципов медицинской этики, относящихся к роли работников
здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных
лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство
видов обращения и наказания, 1982 год; Мер, гарантирующих защиту прав тех,
кто приговорен к смертной казни, 1984 год; Минимальных стандартных правила
ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
(Пекинские правила), 1985 год; Свода принципов защиты всех лиц,
подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1989
год; Минимальных стандартных правил ООН в отношении мер, не связанных с
тюремным заключением (Токийские правила), 1990 год; Правил ООН, касающихся
защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 год; Руководящих
принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-
Риядские руководящие принципы), 1990 год. Доктор юридических наук, заслуженный деятель науки России А. Михлин
подчеркивает, что эти документы содержат нормы как обязательные, так и
рекомендательные. Например, запрещение пыток является обязательным, а
правило о содержании каждого осужденного в отдельной комнате (камере),
предусмотренное ст. 9 Минимальных стандартных правил обращения с
заключенными, должно быть отнесено к числу норм-рекомендаций, поскольку
далеко не все государства в силу своего экономического положения могут
позволить себе такое размещение осужденных к лишению свободы.[36] Хотелось бы подчеркнуть, что принятие прогрессивного международного
опыта не означает восторженного копирования изобретений и традиций западных
правотворцев. Рекомендации (декларации) международных организаций по
вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в
уголовно - исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии
необходимых экономических и социальных возможностей (п.4 ст.3 УИК РФ 1996
г.). Как ранее действующий ИТК РСФСР 1970 г., так и ныне действующий УИК РФ
предусматривают, что исполнение наказания не имеет целью причинение
физических страданий или унижение человеческого достоинства (ст.1). В УИК РФ 1996 г более совершенно, чем в ИТК РСФСР 1970 г.
определяется основание отбывания уголовного наказания. Так, если в ИТК
РСФСР говорилось о том, что основанием отбывания уголовного наказания и
применения к осужденным мер исправительно - трудового воздействия является
только приговор суда, вступивший в законную силу (ст. 4), то в УИК РФ
указывается, что Основаниями исполнения наказаний и применения иных мер
уголовно - правового характера являются приговор либо изменяющие его
определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт
помилования или акт об амнистии (ст. 7). Впервые в уголовно-исполнительном законодательстве закреплены
принципы этой отрасли права. ИТК 1970 г. лишь декларировал то, что
исправительно-трудовое законодательство определяет принципы исполнения и
отбывания наказания. Однако система принципов не была установлена и только
следовала из некоторых норм ИТК. Аналогичная норма сформулирована в ч. 2
ст. 2 УИК, но она одновременно получила развитие в ст. 8 этого кодекса, в
которой была определена система принципов уголовно-исполнительного
законодательства. В то же время в отличие от нового УК РФ (ст. ст. 3-7 УК)
содержание принципов не раскрыто. Представляется, что такое решение вполне
обоснованно, так как в процессе разработки УИК у членов рабочей комиссии
возникли расхождения в трактовке их содержания. Поэтому было принято
компромиссное решение и предоставлена возможность для доктринального
толкования ст. 8 УИК.[37] Принципы уголовно-исполнительного законодательства не являются, как
нередко представляют, застывшими, декларативными, лишенными нормативной
силы положениями. Принципы, закрепленные в ст. 8 УИК, определяют построение
и содержание Особенной части кодекса, где регулируется исполнение
конкретных видов уголовных наказаний. Они влияют на содержание институтов и
норм УИК, а также создают ориентиры для иных законодательных и подзаконных
нормативно-правовых актов, регулирующих исполнение различных видов
наказания. В УИК РФ законодатель счел необходимым указать на то, что Уголовно -
исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на
принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед
законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний,
рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и
стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с
исправительным воздействием (ст.8). В УИК РФ дается (в отличии от ИТК РСФСР)определение исправления
осужденных: исправление осужденных - это формирование у них уважительного
отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям
человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (п.1 ст.
9). Основными средствами исправления осужденных в соответствии с п.2. ст.9
УИК РФ являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания
(режим) (как и ранее), воспитательная работа (ране была политико-
воспитательная работа ст.7. ИТК РСФСР), общественно полезный труд,
получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное
воздействие (общественное воздействие отдельно не выделялось). В соответствии с п. 3 ст. 9 УИК РФ средства исправления осужденных
применяются с учетом вида наказания (кажется довольно странным, что вид
наказания не являлся одним из критериев применения средств исправления по
ИТК 1970 г. - ст.7), характера и степени общественной опасности
совершенного преступления, личности осужденных и их поведения ( в ранее
действовавшем ИТК РСФСР отдельно выделялось и отношение осужденного к труду
- ст.7). Уголовно-исполнительный кодекс уделил серьезное внимание регламентации
правового статуса осужденных, значительно расширив его и углубив. Этому
вопросу посвящена самостоятельная глава 2 кодекса (в ИТК 1970 г. было лишь
три статьи). В указанной главе закрепляются общие принципы определения правового
положения осужденных, их субъективные права и юридические обязанности. Эта
глава, исходя из социально-правовой значимости отношений, входящих в ее
предмет, поставлена законодателем на второе место, сразу за главой,
устанавливающей общие положения. Это решение вполне оправданно, учитывая
архитектонику Конституции Российской Федерации, где глава о правовом
положении человека и гражданина также расположена после общих
конституционных положений и принципов.[38] Говоря о правовом положении осужденных следует сказать, что достаточно
новым здесь стало то, что теперь государство призвано уважать и охранять
права, свободы и законные интересы осужденных (законодательное
подтверждение охраны прав осужденных содержится в главе 4 Федерального
закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (в редакции
Федерального закона от 19.11.99 г.), обеспечивать законность применения
средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при
исполнении наказаний (п.1 ст. 10 УИК РФ). Как и ранее при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и
свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями,
установленными уголовным, уголовно - исполнительным и иным
законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть
освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев,
установленных федеральным законом (п.2 ст.10 УИК РФ). Как и ранее осужденным гарантируется свобода совести и вероисповеданий.
Они вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (ст. 8.1.
ИТК РСФСР). Но здесь следует сказать, что гарантированное обеспечение
свободы совести и вероисповеданий, а также право осужденных на личную
безопасность были введены после внесения в ИТК РСФСР изменений Законом РФ
от 12.06.92г. N 2988-1. Ныне действующий УИК РФ более подробно определил права и обязанности
осужденных. Так в соответствии со ст. 11 УИК РФ осужденные должны исполнять
установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан
Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы
поведения, требования санитарии и гигиены. Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов,
определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в
соответствии с ними нормативных правовых актов. Они обязаны выполнять
законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих
наказания. Осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам,
посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным.
Они обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов,
исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения
требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут
принудительному приводу. Как гарантия исполнения осужденными своих законных обязанностей
установлено, что неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей,
а также невыполнение законных требований администрации учреждений и
органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом
ответственность. Важной гарантией законности является установление в законе и перечня
прав осужденных. Статья 12 УИК РФ закрепила основные права осужденных.
Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и
обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида
наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания,
обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их
с изменениями порядка и условий отбывания наказаний. Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала
учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому
или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к
осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты
медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье. Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и
жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в
вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими
наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы
государственной власти и органы местного самоуправления, общественные
объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод
человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства
правовой защиты осужденных. Осужденные - граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут
переписку, а также обращаются с указанными в части четвертой настоящей
статьи предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке
Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта
Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные - иностранные
граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку,
а также обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке
или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях
пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке
обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он
дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на
язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим
наказания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|