p> По мере укрепления Советского государства все более углублялся процесс
перехода от тюрем к воспитательным учреждениям. И проявлялся он, прежде
всего, в развитии исправительно-трудовых колоний с промышленным и
сельскохозяйственным производством. Если в 1919г. на территории РСФСР
насчитывалось только десять колоний, то в следующие годы их число заметно
возрастает. В 1920 г. их уже 15, а в 1921 г. – 26, 1922 г.– 32, в 1923 г. –
33, в 1930 г. – 57 и в 1931 – 76 колоний разного типа.[23] Одной из первых промышленных колоний можно назвать Лианозово-
Крюковскую колонию в Московской области, созданную на базе четырех
кирпичных заводов в 1923 г. Заключенные в этой колонии были заняты
производством кирпича и довели его выпуск с 3 млн. штук в 1923 г. до 20
млн. в 1926 г.[24] Большое значение для развития исправительно-трудовых учреждений имело
постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 26 марта 1928 г. «О карательной политике
и состоянии мест заключения».[25] Данное постановление закрепило
существовавшие виды мест лишения свободы и классифицировало преступников на
две основные группы: преступники из числа классовых врагов и
деклассированных преступников –рецидивистов, с одной стороны, и
преступников из числа рабоче-крестьянской молодежи, а также взрослых
преступников, совершивших преступления случайно, с другой стороны. 30 октября 1929 г. постановлением ВЦИК И СНК были упразднены
распределительные комиссии, которые несмотря на их большую роль в работе
исправительно-трудовых учреждений по борьбе с преступностью имели ряд
недостатков, главным их которых можно назвать формализм в принятии решений.
Этим же постановлением были расширены права наблюдательных комиссий. 6 ноября 1929 г. постановлением ЦИК и СНК СССР было отменено
наказание в виде лишения свободы со строгой изоляцией. Одновременно был
предусмотрен новый вид лишения свободы – исправительно-трудовой лагерь в
отдаленных местностях СССР, куда подлежали направлению осужденные на срок
свыше трех лет. В 1930-1932 гг. в различных районах страны был организован ряд
исправительно-трудовых лагерей, наиболее известные из них – Беломоро-
Балтийский, Казахстанский, Сибирский, Дмитровский, Печерский, Воркутинский
и Ухтинский. 8 апреля 1930 г. в районе Колымы был организован Северо-
Восточный исправительно-трудовой лагерь. На исправительно-трудовые лагеря
была возложена задача охраны общества от особо социально опасных
правонарушителей через их изоляцию, соединенную с общественно полезным
трудом, и содержания этих правонарушителей в условиях трудового общежития. Управление лагерями осуществлялось объединенным государственным
политическим управлением (ОГПУ). В лагерях применялись три вида режима: первоначальный, облегченный и
льготный. Осужденные, содержащиеся на первоначальном виде режима,
использовались на общих работах, проживали в пределах лагеря в специальных
помещениях, не имели права свободного выхода из этих помещений и
направлялись на работу по общему списку. Осужденные облегченного режима имели право свободного передвижения.
Содержащиеся на льготном виде режима имели право на выход за пределы лагеря
и на занятие административных должностей в управлении лагеря и
производством. Новый этап в развитии системы исправительно-трудовых учреждений
начинается с принятием 1 августа 1933 г. второго ИТК РСФСР.[26] Согласно этому Кодексу местами лишения свободы являлись:
1) изоляторы для подследственных;
2) пересыльные пункты;
3) исправительно-трудовые колонии фабрично-заводского и сельскохозяйственного типа;
4) исправительно-трудовые колонии массовых работ;
5) штрафные исправительно-трудовые колонии. Для несовершеннолетних правонарушителей ИТК были предусмотрены школы
фабрично-заводского ученичества особого типа, задачей которых являлась
подготовка из несовершеннолетних правонарушителей квалифицированных рабочих
для промышленности и сельского хозяйства. В эти школы направлялись
несовершеннолетние правонарушители в возрасте от пятнадцати до восемнадцати
лет на основании приговоров судов и постановлений комиссий по делам
несовершеннолетних. Для больных были предусмотрены медико-санитарные учреждения. В 1934 г., в связи с образованием общесоюзного НКВД, произошла новая
реорганизация мест лишения свободы. Находящиеся в ведении НКЮ исправительно-
трудовые учреждения были переданы в ведение НКВД СССР и его местных
органов. Для руководства исправительно-трудовыми учреждениями в составе НКВД
было создано Главное управление исправительно-трудовыми лагерями
(ГУЛАГ).[27] Постановлением ЦИК от 10 июля 1934 г. при НКВД СССР было организовано
особое совещание, которому было предоставлено право применять в
административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-
трудовые лагеря на срок до 5 лет и высылку за пределы СССР. В 1936 г. органам НКВД СССР постановлением ВЦИК и СНК от 8 августа
было предоставлено право переводить в дисциплинарном порядке в тюрьму лиц,
отбывающих наказание в исправительно-трудовых колониях и лагерях,
систематически нарушающих режим содержания, совершающих побеги и т. п.
Перевод этих лиц в тюрьму мог иметь место по постановлению начальника
республиканского, краевого или областного управления НКВД на срок до одного
года с санкции прокурора лагеря и по постановлению начальника ГУЛАГа на
срок до двух лет с санкции прокурора СССР. Необходимо отметить, что в связи с усилением деятельности Берия Л.П.
и его окружения, а также теорий Вышинского нормативные положения ИТК 1933
г., как и сам кодекс, вскоре были забыты ( в качестве примера нарушения
законности можно привести следующий случай: в 1939 г. приказом НКВД СССР
были отменены зачеты рабочих дней и условно-досрочное освобождение, хотя
отменить эти положения был уполномочен лишь Верховный Совет). Исправительно-
рудовые учреждения в своей работе стали руководствоваться, главным образом,
инструкциями и приказами НКВД СССР. Нормативные акты этого периода главное
внимание в деятельности мест заключения обращали не на исправление и
перевоспитание заключенных, а на строгую изоляцию от общества и наиболее
эффективное использование их труда. НКВД превратился в крупнейшее
промышленно-строительное ведомство. За 1941-1944 гг. эта подсистема выдала:
золота – 315 т., концентрата олова 14398 т., никеля – 6511 т., угля – 8924
тыс. т., нефти – 407 тыс. т., мин – 30,2 млн. штук. Количество заключенных было огромно: на начало войны – 2 млн. 300
тыс., на 21 декабря 1941 г. – 1 млн. 450 тыс.[28] 1.4.ВИДЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД После войны советское государство приступило к восстановлению и
дальнейшему развитию народного хозяйства. В этих условия исправительно-
трудовая система стала одним из основных поставщиков бесплатной рабочей
силы. В послевоенное время была усилена ответственность за хищение
государственного и общественного имущества: в июне 1947 г. за эти
преступления были увеличены сроки наказания (до 10-25 лет), к лишению
свободы приговаривались также лица, виновные в недоносительстве по этим
преступлениям.[29] Структура исправительно-трудовых учреждений МВД на начало 1952 года
выглядела следующим образом. Руководство всеми исправительно-трудовыми
учреждениями осуществляло Главное управление исправительно-трудовых лагерей
и колоний (ГУЛАГ) МВД СССР. Помимо лагерей, находившихся в ведении ГУЛАГа, имелись еще лагеря в
ведении Главпромстроя, Дальстроя МВД, специального Главного управления и
Управления слюдяной промышленности МВД и др. В своей практической
деятельности эти главные управления подчинялись непосредственно МВД СССР.
Вместе с тем на ГУЛАГ МВД возлагался контроль а деятельность главных
лагерных производственных управлений МВД по обеспечению в подведомственных
им лагерях необходимых жилищно-бытовых и режимных условий и правильного
трудового использования заключенных. При министерствах внутренних дел республик и управления внутренних
дел краев и областей в 1951 г. были созданы отделы исправительно-трудовых
лагерей. В связи с этим на МВД республик, УМВД краев и областей было
возложено непосредственное руководство и ответственность за работу
исправительно-трудовых лагерей, дислоцирующихся на территориях республик,
краев, областей по вопросам охраны, режима содержания и размещения
заключенных, оперативной работы, трудового использования осужденных.[30] Эти функции отделы исправительно-трудовых лагерей осуществляли через
управления исправительно-трудовых лагерей и управления исправительно-
трудовых лагерей и колоний. На территории некоторых областей сосредотачивалось несколько лагерей,
находившихся в подчинении различных центральных органов. В исправительно-трудовых лагерях того времени было два вида режима:
общий и усиленный. Исправительно-трудовой лагерь имел следующую структуру: управление
лагеря, лагерные отделения, лагерные пункты, участки и командировки, а
также центральные штрафные лагерные пункты. Внутри этих мест заключенные
разбивались на колонны (400-600 заключенных) и бригады.[31] Условия содержания на общем и усиленном режимах мало чем отличались
друг от друга. Рабочий день для всех был установлен 9 часов. Осужденные
имели право на получение общих и личных свиданий, на получение передач и
посылок, а также на неограниченную переписку с родственниками. За труд они
получали премиальное вознаграждение в размере до 100 рублей. При этом 15 %
из этой суммы зачислялись на лицевой счет и выдавались при освобождении.
Раз в году осужденному предоставлялся рабочий отпуск продолжительностью в
десять дней, без выходя из лагеря или колонии. Разрешалось ношение
гражданской одежды и хранение наличных денег, а также получение денежных
переводов на неограниченную сумму. Право назначения вида режима принадлежало администрации исправительно-
трудового учреждения. На усиленный режим направлялись осужденные за особо
опасные государственные преступления, бандитизм, разбой, побеги и
рецидивисты. Общий режим предоставлялся всем остальным осужденным. После отбытия
одной трети срока наказания по постановлению, утвержденному начальником
лагеря, заключенные с усиленного режима могли быть переведены на общий
режим. В отдельных случаях начальнику лагеря предоставлялось право
досрочного перевода с усиленного на общий режим. Нарушители дисциплины с общего и усиленного режимов подлежали
переводу в штрафные лагерные пункты на срок до 3 месяцев. В штрафные лагерные пункты направлялись также осужденные в лагере за
бандитизм, разбой и грабежи на срок до одного года, а осужденные за прочие
преступления – до 6 месяцев. Основанием для перевода в штрафной лагерный
пункт являлся приказ начальника лагеря. За систематические отказы от работы заключенные могли привлекаться
как за контрреволюционный саботаж по ст. 58/14 УК РСФСР 1926 г. 10 июля 1954 г. Совет Министров ССР утвердил «Положение об
исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР», которое закрепило
основные принципы советской исполнительно-трудовой политики. На ИТУ были возложены задачи обеспечения отбытия осужденными
наказаний по приговорам судов, охраны и надзора за ними, предупреждения
новых преступлений, исправления их на основе приобщения к общественно
полезному труду и проведения политико-воспитательной работы. Положение ввело более отчетливую классификацию осужденных, согласно
которой в ИТК должны были содержаться :
1) лица, осужденные к лишению свободы на срок до 3 лет;
2) лица, впервые осужденные за должностные, хозяйственные и другие не особо опасные преступления,
3) лица, переводимые из детских трудовых колоний для дальнейшего отбывания наказания. В исправительно-трудовых колониях – все остальные осужденные. Если в ИТК был предусмотрен только один вид режима содержания, то в
лагерях – четыре: общий, облегченный, строгий и специальный строгий. В подразделениях общего режима содержались осужденные впервые за
менее опасные преступления, а также за тяжкие преступления, как впервые,
так и неоднократно, переводимые из колоний строгого режима. Однако
осужденные за особо опасные государственные преступления, осужденные два
раза и более за мене опасные преступления должны были содержаться в разных
подразделениях. В подразделениях строгого режима содержались независимо от количества
судимостей, осужденные за тяжкие преступления – бандитизм, умышленное
убийство, разбой, грабежи, воры-рецидивисты, а также переведенные с общего
и облегченного режимов за злостные нарушения дисциплины. При условии хорошего отношения к труду и примерного поведения, после
отбытия не менее шести месяцев на строгом режиме, осужденные могли быть
переведены на общий режим. В специальных подразделениях строгого режима содержались осужденные
за тяжкие преступления, совершенные в места лишения свободы, а также
переведенные со строгого режима за злостные нарушения дисциплины. В подразделениях облегченного режима содержались осужденные на срок
до 3 лет, осужденные впервые за должностные, хозяйственные и другие не
особо опасные преступления, а также переведенные из детских трудовых
колоний по достижении ими совершеннолетия для дальнейшего отбывания
наказания. Кроме того, на облегченный режим переводились осужденные с
общего режима после отбытия ими одной трети срока наказания. Как подмечают специалисты, одним из недостатков работы ИТУ являлась
существовавшая в то время система зачетов рабочих дней, которая подрывала
стабильность приговора и отрицательно сказывалась на задачах специального и
общего предупреждения преступлений.[32] 1.5.ВИДЫ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ПОСЛЕ 1956 Г. В 1956 г. было признано нецелесообразным дальнейшее существование
исправительно-трудовых лагерей, как не обеспечивающих выполнение важнейшей
государственной задачи – перевоспитание заключенных в труде. В связи с этим
исправительно-трудовые лагеря были преобразованы в исправительно-трудовые
колонии. В 1961 г. было принято новое Положение об исправительно-трудовых
колониях и тюрьмах МВД РСФСР. В исправительно-трудовых колониях было
установлено четыре вида режима: общий, усиленный, строгий и особый. В колониях общего режима могли содержаться: 1) лица, осужденные к реальному наказанию в виде лишения свободы впервые за менее тяжкое преступление; 2) лица, осужденные за тяжкие преступления на срок до 3 лет; 3) лица, ранее судимые к лишению свободы условно и вновь осужденные за менее опасные преступления к отбытию лишения свободы реально; 4) лица, ранее судимые к другим видам наказания и вновь осужденные за менее опасные преступления к реальному отбыванию лишения свободы; 5) лица, ранее судимые и реально отбывавшие лишение свободы, но в колониях для несовершеннолетних и вновь осужденные за менее опасные преступления к реальному отбыванию наказания в виде лишения свободы; 6) лица, ранее судимые и отбывавшие реальное лишение свободы, которое им впоследствии было заменено другим видом наказания или назначено условно; 7) лица, ранее судимые к реальному отбыванию наказания в виде лишения свободы, которым судом в порядке исключения определили общий режим за совершенные вновь менее опасные преступления. В колониях усиленного режима содержались:
1) лица, осужденные впервые за тяжкие преступления к реальному отбытию лишения свободы сроком свыше трех лет;
2) лица, ранее судимые и отбывавшие срок лишения свободы условно и вновь осужденные за тяжкие преступления к реальному отбытию наказания в виде лишения свободы на срок свыше трех лет;
3) лица, ранее судимые и отбывавшие наказание, не связанное с лишением свободы, и вновь осужденные за тяжкие преступления к реальному отбытию наказания в виде лишения свободы на срок свыше трех лет;
4) лица, ранее судимые к отбыванию лишения свободы, но в колониях для несовершеннолетних и осужденные вновь, за тяжкие преступления сроком свыше трех лет;
5) лица, ране судимые и реально отбывавшие лишение свободы, которое им впоследствии было заменено другим видом наказания или назначено условно, и вновь осужденные за тяжкие преступления сроком свыше трех лет;
6) лица, ранее судимые к реальному отбытию лишения свободы, которым суды в порядке исключения определили усиленный режим за совершенные вновь тяжкие преступления. В исправительно-трудовых колониях строгого режима могли содержаться: 1) лица, осужденные два и более раза, независимо от тяжести преступления, к реальному отбыванию наказания в виде лишения свободы; 2) особо опасные рецидивисты, переведенные после отбытия половины срока наказания из колоний особого режима; 3) лица, которым смертная казнь в порядке амнистии или помилования заменена лишением свободы, переведенные после отбывания половины срока наказания из колонии особого режима; 4) лица, осужденные впервые к реальному отбытию срока наказания в виде лишения свободы, которым суд в порядке исключения назначил строгий режим; 5) осужденные женщины, признанные судами особо опасными рецидивистками; 6) мужчины и женщины, осужденные за особо опасные государственные преступления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|