Меню
Поиск



рефераты скачать Учреждения лишения свободы по новому уголовно-исполнительному законодательству

p> По мере укрепления Советского государства все более углублялся процесс перехода от тюрем к воспитательным учреждениям. И проявлялся он, прежде всего, в развитии исправительно-трудовых колоний с промышленным и сельскохозяйственным производством. Если в 1919г. на территории РСФСР насчитывалось только десять колоний, то в следующие годы их число заметно возрастает. В 1920 г. их уже 15, а в 1921 г. – 26, 1922 г.– 32, в 1923 г. –
33, в 1930 г. – 57 и в 1931 – 76 колоний разного типа.[23]

Одной из первых промышленных колоний можно назвать Лианозово-
Крюковскую колонию в Московской области, созданную на базе четырех кирпичных заводов в 1923 г. Заключенные в этой колонии были заняты производством кирпича и довели его выпуск с 3 млн. штук в 1923 г. до 20 млн. в 1926 г.[24]

Большое значение для развития исправительно-трудовых учреждений имело постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 26 марта 1928 г. «О карательной политике и состоянии мест заключения».[25] Данное постановление закрепило существовавшие виды мест лишения свободы и классифицировало преступников на две основные группы: преступники из числа классовых врагов и деклассированных преступников –рецидивистов, с одной стороны, и преступников из числа рабоче-крестьянской молодежи, а также взрослых преступников, совершивших преступления случайно, с другой стороны.

30 октября 1929 г. постановлением ВЦИК И СНК были упразднены распределительные комиссии, которые несмотря на их большую роль в работе исправительно-трудовых учреждений по борьбе с преступностью имели ряд недостатков, главным их которых можно назвать формализм в принятии решений.
Этим же постановлением были расширены права наблюдательных комиссий.

6 ноября 1929 г. постановлением ЦИК и СНК СССР было отменено наказание в виде лишения свободы со строгой изоляцией. Одновременно был предусмотрен новый вид лишения свободы – исправительно-трудовой лагерь в отдаленных местностях СССР, куда подлежали направлению осужденные на срок свыше трех лет.

В 1930-1932 гг. в различных районах страны был организован ряд исправительно-трудовых лагерей, наиболее известные из них – Беломоро-
Балтийский, Казахстанский, Сибирский, Дмитровский, Печерский, Воркутинский и Ухтинский. 8 апреля 1930 г. в районе Колымы был организован Северо-
Восточный исправительно-трудовой лагерь. На исправительно-трудовые лагеря была возложена задача охраны общества от особо социально опасных правонарушителей через их изоляцию, соединенную с общественно полезным трудом, и содержания этих правонарушителей в условиях трудового общежития.

Управление лагерями осуществлялось объединенным государственным политическим управлением (ОГПУ).

В лагерях применялись три вида режима: первоначальный, облегченный и льготный.

Осужденные, содержащиеся на первоначальном виде режима, использовались на общих работах, проживали в пределах лагеря в специальных помещениях, не имели права свободного выхода из этих помещений и направлялись на работу по общему списку.

Осужденные облегченного режима имели право свободного передвижения.
Содержащиеся на льготном виде режима имели право на выход за пределы лагеря и на занятие административных должностей в управлении лагеря и производством.

Новый этап в развитии системы исправительно-трудовых учреждений начинается с принятием 1 августа 1933 г. второго ИТК РСФСР.[26]

Согласно этому Кодексу местами лишения свободы являлись:
1) изоляторы для подследственных;
2) пересыльные пункты;
3) исправительно-трудовые колонии фабрично-заводского и сельскохозяйственного типа;
4) исправительно-трудовые колонии массовых работ;
5) штрафные исправительно-трудовые колонии.

Для несовершеннолетних правонарушителей ИТК были предусмотрены школы фабрично-заводского ученичества особого типа, задачей которых являлась подготовка из несовершеннолетних правонарушителей квалифицированных рабочих для промышленности и сельского хозяйства. В эти школы направлялись несовершеннолетние правонарушители в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет на основании приговоров судов и постановлений комиссий по делам несовершеннолетних.

Для больных были предусмотрены медико-санитарные учреждения.

В 1934 г., в связи с образованием общесоюзного НКВД, произошла новая реорганизация мест лишения свободы. Находящиеся в ведении НКЮ исправительно- трудовые учреждения были переданы в ведение НКВД СССР и его местных органов.

Для руководства исправительно-трудовыми учреждениями в составе НКВД было создано Главное управление исправительно-трудовыми лагерями
(ГУЛАГ).[27]

Постановлением ЦИК от 10 июля 1934 г. при НКВД СССР было организовано особое совещание, которому было предоставлено право применять в административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно- трудовые лагеря на срок до 5 лет и высылку за пределы СССР.

В 1936 г. органам НКВД СССР постановлением ВЦИК и СНК от 8 августа было предоставлено право переводить в дисциплинарном порядке в тюрьму лиц, отбывающих наказание в исправительно-трудовых колониях и лагерях, систематически нарушающих режим содержания, совершающих побеги и т. п.
Перевод этих лиц в тюрьму мог иметь место по постановлению начальника республиканского, краевого или областного управления НКВД на срок до одного года с санкции прокурора лагеря и по постановлению начальника ГУЛАГа на срок до двух лет с санкции прокурора СССР.

Необходимо отметить, что в связи с усилением деятельности Берия Л.П. и его окружения, а также теорий Вышинского нормативные положения ИТК 1933 г., как и сам кодекс, вскоре были забыты ( в качестве примера нарушения законности можно привести следующий случай: в 1939 г. приказом НКВД СССР были отменены зачеты рабочих дней и условно-досрочное освобождение, хотя отменить эти положения был уполномочен лишь Верховный Совет). Исправительно- рудовые учреждения в своей работе стали руководствоваться, главным образом, инструкциями и приказами НКВД СССР. Нормативные акты этого периода главное внимание в деятельности мест заключения обращали не на исправление и перевоспитание заключенных, а на строгую изоляцию от общества и наиболее эффективное использование их труда. НКВД превратился в крупнейшее промышленно-строительное ведомство. За 1941-1944 гг. эта подсистема выдала: золота – 315 т., концентрата олова 14398 т., никеля – 6511 т., угля – 8924 тыс. т., нефти – 407 тыс. т., мин – 30,2 млн. штук.

Количество заключенных было огромно: на начало войны – 2 млн. 300 тыс., на 21 декабря 1941 г. – 1 млн. 450 тыс.[28]

1.4.ВИДЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

После войны советское государство приступило к восстановлению и дальнейшему развитию народного хозяйства. В этих условия исправительно- трудовая система стала одним из основных поставщиков бесплатной рабочей силы.

В послевоенное время была усилена ответственность за хищение государственного и общественного имущества: в июне 1947 г. за эти преступления были увеличены сроки наказания (до 10-25 лет), к лишению свободы приговаривались также лица, виновные в недоносительстве по этим преступлениям.[29]

Структура исправительно-трудовых учреждений МВД на начало 1952 года выглядела следующим образом. Руководство всеми исправительно-трудовыми учреждениями осуществляло Главное управление исправительно-трудовых лагерей и колоний (ГУЛАГ) МВД СССР.

Помимо лагерей, находившихся в ведении ГУЛАГа, имелись еще лагеря в ведении Главпромстроя, Дальстроя МВД, специального Главного управления и
Управления слюдяной промышленности МВД и др. В своей практической деятельности эти главные управления подчинялись непосредственно МВД СССР.
Вместе с тем на ГУЛАГ МВД возлагался контроль а деятельность главных лагерных производственных управлений МВД по обеспечению в подведомственных им лагерях необходимых жилищно-бытовых и режимных условий и правильного трудового использования заключенных.

При министерствах внутренних дел республик и управления внутренних дел краев и областей в 1951 г. были созданы отделы исправительно-трудовых лагерей. В связи с этим на МВД республик, УМВД краев и областей было возложено непосредственное руководство и ответственность за работу исправительно-трудовых лагерей, дислоцирующихся на территориях республик, краев, областей по вопросам охраны, режима содержания и размещения заключенных, оперативной работы, трудового использования осужденных.[30]

Эти функции отделы исправительно-трудовых лагерей осуществляли через управления исправительно-трудовых лагерей и управления исправительно- трудовых лагерей и колоний.

На территории некоторых областей сосредотачивалось несколько лагерей, находившихся в подчинении различных центральных органов.

В исправительно-трудовых лагерях того времени было два вида режима: общий и усиленный.

Исправительно-трудовой лагерь имел следующую структуру: управление лагеря, лагерные отделения, лагерные пункты, участки и командировки, а также центральные штрафные лагерные пункты. Внутри этих мест заключенные разбивались на колонны (400-600 заключенных) и бригады.[31]

Условия содержания на общем и усиленном режимах мало чем отличались друг от друга. Рабочий день для всех был установлен 9 часов. Осужденные имели право на получение общих и личных свиданий, на получение передач и посылок, а также на неограниченную переписку с родственниками. За труд они получали премиальное вознаграждение в размере до 100 рублей. При этом 15 % из этой суммы зачислялись на лицевой счет и выдавались при освобождении.
Раз в году осужденному предоставлялся рабочий отпуск продолжительностью в десять дней, без выходя из лагеря или колонии. Разрешалось ношение гражданской одежды и хранение наличных денег, а также получение денежных переводов на неограниченную сумму.

Право назначения вида режима принадлежало администрации исправительно- трудового учреждения. На усиленный режим направлялись осужденные за особо опасные государственные преступления, бандитизм, разбой, побеги и рецидивисты.

Общий режим предоставлялся всем остальным осужденным. После отбытия одной трети срока наказания по постановлению, утвержденному начальником лагеря, заключенные с усиленного режима могли быть переведены на общий режим. В отдельных случаях начальнику лагеря предоставлялось право досрочного перевода с усиленного на общий режим.

Нарушители дисциплины с общего и усиленного режимов подлежали переводу в штрафные лагерные пункты на срок до 3 месяцев.

В штрафные лагерные пункты направлялись также осужденные в лагере за бандитизм, разбой и грабежи на срок до одного года, а осужденные за прочие преступления – до 6 месяцев. Основанием для перевода в штрафной лагерный пункт являлся приказ начальника лагеря.

За систематические отказы от работы заключенные могли привлекаться как за контрреволюционный саботаж по ст. 58/14 УК РСФСР 1926 г.

10 июля 1954 г. Совет Министров ССР утвердил «Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР», которое закрепило основные принципы советской исполнительно-трудовой политики.

На ИТУ были возложены задачи обеспечения отбытия осужденными наказаний по приговорам судов, охраны и надзора за ними, предупреждения новых преступлений, исправления их на основе приобщения к общественно полезному труду и проведения политико-воспитательной работы.

Положение ввело более отчетливую классификацию осужденных, согласно которой в ИТК должны были содержаться :
1) лица, осужденные к лишению свободы на срок до 3 лет;
2) лица, впервые осужденные за должностные, хозяйственные и другие не особо опасные преступления,
3) лица, переводимые из детских трудовых колоний для дальнейшего отбывания наказания.

В исправительно-трудовых колониях – все остальные осужденные.

Если в ИТК был предусмотрен только один вид режима содержания, то в лагерях – четыре: общий, облегченный, строгий и специальный строгий.

В подразделениях общего режима содержались осужденные впервые за менее опасные преступления, а также за тяжкие преступления, как впервые, так и неоднократно, переводимые из колоний строгого режима. Однако осужденные за особо опасные государственные преступления, осужденные два раза и более за мене опасные преступления должны были содержаться в разных подразделениях.

В подразделениях строгого режима содержались независимо от количества судимостей, осужденные за тяжкие преступления – бандитизм, умышленное убийство, разбой, грабежи, воры-рецидивисты, а также переведенные с общего и облегченного режимов за злостные нарушения дисциплины.

При условии хорошего отношения к труду и примерного поведения, после отбытия не менее шести месяцев на строгом режиме, осужденные могли быть переведены на общий режим.

В специальных подразделениях строгого режима содержались осужденные за тяжкие преступления, совершенные в места лишения свободы, а также переведенные со строгого режима за злостные нарушения дисциплины.

В подразделениях облегченного режима содержались осужденные на срок до 3 лет, осужденные впервые за должностные, хозяйственные и другие не особо опасные преступления, а также переведенные из детских трудовых колоний по достижении ими совершеннолетия для дальнейшего отбывания наказания. Кроме того, на облегченный режим переводились осужденные с общего режима после отбытия ими одной трети срока наказания.

Как подмечают специалисты, одним из недостатков работы ИТУ являлась существовавшая в то время система зачетов рабочих дней, которая подрывала стабильность приговора и отрицательно сказывалась на задачах специального и общего предупреждения преступлений.[32]

1.5.ВИДЫ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ПОСЛЕ

1956 Г.

В 1956 г. было признано нецелесообразным дальнейшее существование исправительно-трудовых лагерей, как не обеспечивающих выполнение важнейшей государственной задачи – перевоспитание заключенных в труде. В связи с этим исправительно-трудовые лагеря были преобразованы в исправительно-трудовые колонии. В 1961 г. было принято новое Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД РСФСР. В исправительно-трудовых колониях было установлено четыре вида режима: общий, усиленный, строгий и особый.

В колониях общего режима могли содержаться:
1) лица, осужденные к реальному наказанию в виде лишения свободы впервые за менее тяжкое преступление;
2) лица, осужденные за тяжкие преступления на срок до 3 лет;
3) лица, ранее судимые к лишению свободы условно и вновь осужденные за менее опасные преступления к отбытию лишения свободы реально;
4) лица, ранее судимые к другим видам наказания и вновь осужденные за менее опасные преступления к реальному отбыванию лишения свободы;
5) лица, ранее судимые и реально отбывавшие лишение свободы, но в колониях для несовершеннолетних и вновь осужденные за менее опасные преступления к реальному отбыванию наказания в виде лишения свободы;
6) лица, ранее судимые и отбывавшие реальное лишение свободы, которое им впоследствии было заменено другим видом наказания или назначено условно;
7) лица, ранее судимые к реальному отбыванию наказания в виде лишения свободы, которым судом в порядке исключения определили общий режим за совершенные вновь менее опасные преступления.

В колониях усиленного режима содержались:
1) лица, осужденные впервые за тяжкие преступления к реальному отбытию лишения свободы сроком свыше трех лет;
2) лица, ранее судимые и отбывавшие срок лишения свободы условно и вновь осужденные за тяжкие преступления к реальному отбытию наказания в виде лишения свободы на срок свыше трех лет;
3) лица, ранее судимые и отбывавшие наказание, не связанное с лишением свободы, и вновь осужденные за тяжкие преступления к реальному отбытию наказания в виде лишения свободы на срок свыше трех лет;
4) лица, ранее судимые к отбыванию лишения свободы, но в колониях для несовершеннолетних и осужденные вновь, за тяжкие преступления сроком свыше трех лет;
5) лица, ране судимые и реально отбывавшие лишение свободы, которое им впоследствии было заменено другим видом наказания или назначено условно, и вновь осужденные за тяжкие преступления сроком свыше трех лет;
6) лица, ранее судимые к реальному отбытию лишения свободы, которым суды в порядке исключения определили усиленный режим за совершенные вновь тяжкие преступления.

В исправительно-трудовых колониях строгого режима могли содержаться:
1) лица, осужденные два и более раза, независимо от тяжести преступления, к реальному отбыванию наказания в виде лишения свободы;
2) особо опасные рецидивисты, переведенные после отбытия половины срока наказания из колоний особого режима;
3) лица, которым смертная казнь в порядке амнистии или помилования заменена лишением свободы, переведенные после отбывания половины срока наказания из колонии особого режима;
4) лица, осужденные впервые к реальному отбытию срока наказания в виде лишения свободы, которым суд в порядке исключения назначил строгий режим;
5) осужденные женщины, признанные судами особо опасными рецидивистками;
6) мужчины и женщины, осужденные за особо опасные государственные преступления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.