3.1.
Основные направления использования результатов
оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе
Результаты оперативно-розыскной
деятельности представляются по инициативе органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, либо при выполнении ими отдельных поручений
органа дознания, следователя, указания прокурора или определения суда по
уголовным делам, находящимся в их производстве. Последующее их использование
осуществляется в зависимости от особенности отражения в данных материалах
обстоятельств и фактов, имеющих значение для уголовного дела, и на основе
законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих эти отношения. Результаты
оперативно-розыскной деятельности могут использоваться в следующих направлениях
(ст.11 закона об оперативно-розыскной деятельности):
а) для проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению,
предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению
лиц, их подготавливающих и совершающих, а также для розыска лиц, скрывшихся от
органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без
вести пропавших;
б) для осуществления следственных и судебных действий;
в) в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела;
г) в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями
уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующего собирание,
проверку и оценку доказательств.
Первое из обозначенных направлений использование
результатов оперативно-розыскной деятельности в зависимости от значимости
информации, поступающей в оперативные аппараты, может быть реализовано в ходе
любого оперативно- розыскного мероприятия, указанного в ч.1 ст.6 закона об
оперативно-розыскной деятельности. Наиболее часто оно применяется в следующих
ситуациях:
- при осмотре места происшествия и установлении
потенциальных очевидцев, предметов и документов, могущих быть
доказательствами;
- при поиске лиц и фактов, представляющих
оперативный интерес;
- при выборе эффективных организационных и
тактических приемов проведения мероприятий в рамках оперативной проверки;
- при подборе и привлечении граждан к
конфиденциальному сотрудничеству, их проверке;
- при проверке надежности конспирации
оперативно-розыскных мероприятий;
- при определении времени и условий,
необходимых для проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- при обеспечении собственной безопасности
оперативных сотрудников;
- при обеспечении легализации материалов,
полученных с использованием негласных средств и методов, при невозможности их
легализовать другим путем.
В
процессе розыска лиц, скрывшихся от следствия, суда и отбывания наказания, а
также без вести пропавших, результаты оперативно-розыскной деятельности могут
способствовать установлению мест возможного нахождения разыскиваемых и выявлению
лиц, располагающих информацией о разыскиваемом.
Использование результатов
оперативно-розыскной деятельности при осуществлении следственных и судебных действий и
возможные пределы такого использования определяются уголовно-процессуальным
законом, поскольку именно в нем регламентированы основания производства этих
действий. На стадии предварительного следствия или судебного рассмотрения
использование оперативно-розыскных данных допустимо лишь при их
соответствующем оформлении и установлении
источника получения информации, а также возможности доказать ее истинность, объективность,
достоверность и перепроверить ее содержание в ходе следственных или судебных
действий.
При использовании результатов оперативно-розыскной
деятельности для подготовки и проведения следственных действий речь идет об
оптимизации криминалистической тактики различных следственных и судебных
действий, осуществление которых порой невозможно или практически
затруднительно без присутствия оперативно-розыскной информации[14].
Кроме того, сложившаяся процессуальная практика
применения ряда статей оценивается учеными как правомерная, в соответствии с
которой отдельные следственные и процессуальные действия осуществляются на
основании результатов оперативно-розыскной деятельности [15]. Это обусловлено
тем, что сбор первичной информации традиционно считается одним из наиболее
сложных этапов раскрытия преступлений и от правильного использования всех ее
источников зависит успешное расследование уголовного дела.
В следственной деятельности результаты оперативно-розыскной
деятельности могут использоваться:
- для планирования расследования уголовного дела при выдвижении и
проверке следственных версий;
- для раскрытия преступлений по горячим следам;
- для подготовки и проведения следственных действий;
-
для использования эффективных тактических приемов и средств по расследуемым
уголовным делам.
При возбуждении уголовного дела по материалам оперативных подразделений
следователь планирует дальнейшее расследование и предусматривает возможность
взаимодействия с оперативным сотрудником. В процессе взаимодействия
предусматривается проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий и
следственных действий, рассматриваются вопросы привлечения подразделения
технического обеспечения, специалистов и др.
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться как для
установления оснований проведения отдельных следственных действий, так и для
подготовки и определения наиболее целесообразных тактических приемов их
проведения. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при
подготовке и проведении следственных действий во многом обеспечивают их успех.
Например, оперативные данные дают представление о месте производства обыска,
личности обыскиваемого, его связях в преступной среде и т.п. Это помогает
правильно определить время проведения данного следственного действия,
подготовить состав оперативно-следственной группы, необходимые технические
средства, наметить последовательность и тактику действий.
Использование результатов оперативно-розыскной
деятельности в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела обусловлено
уголовно-процессуальным законодательством, предусматривающим в качестве повода
для возбуждения уголовного дела и такой, как сообщение о совершенном или
готовящемся преступлении, полученное из иных источников (п.3ч.1 ст.140 УПК
РФ).
В
соответствии со ст. 143 УПК РФ сообщение о совершенном или готовящемся
преступлении, полученное из иных источников информации, принимается лицом,
получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт. Рапорт содержит
фактическую информацию о признаках противоправного деяния В научной литературе
отмечается, что составление рапортов оперативными работниками в случае
представления полученных предметов и документов является наиболее оптимальным
способом введения объектов в уголовный процесс. Рапорт не исключает составление
следователем протокола осмотра (ст. 176, 180 УПК РФ) и принятия представленных
предметов и документов. При этом рапорт и сам предмет или документ будут
представлять собой одно комплексное доказательство.[16]
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по
уголовным делам осуществляется в соответствии с положениями
уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего собирание (ст.86
УПК РФ), проверку (ст.87 УПК РФ) и оценку доказательств (ст.88 УПК РФ).
Уголовно-процессуальным законодательством (ст.89 УПК РФ) запрещается
использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не
отвечают данным требованиям УПК РФ.
По разъяснению Конституционного Суда непосредственно результаты
оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь
сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением
требований закона об оперативно-розыскной деятельности, могут стать
доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а
именно на основе норм уголовно-процессуального закона.[17]
Результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования
в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства,
удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемые
к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств, и содержать
сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих
доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемых
доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также
данные, позволяющие проверить в условиях судопроизводства доказательства,
сформированные на их основе.[18]
Полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий фактические данные
независимо от того, проведены ли они до или после возбуждения уголовного дела,
могут стать доказательствами при условии, если лицо, уполномоченное на ведение
предварительного следствия, или суд получит их путем проведения процессуальных
действий. Для этого должно быть известно лицо, представившее материалы, которое
должно быть допрошено по обстоятельствам их обнаружения, а материалы
(кинофотоматериалы, аудио- и видеозапись) приобщены в процессуальном порядке к
уголовному делу[19].
3.1 Использование
результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовному делу.
Методологической основой использования результатов
оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам должны
служить положения теории познания, связанные с такими категориями как
собирание, проверка и оценка информации, входящей в уголовный процесс в
качестве доказательств.[20]
Результаты проведенных оперативно-розыскных
мероприятий отражаются в оперативно-служебных документах, что регламентируется
ч4 ст. 12 Закона об оперативно-розыскной деятельности. Отдельные
из них на практике именуются протоколами оперативно-розыскных мероприятий.
Естественно, что юридическая природа этих документов отличается от такого
самостоятельного вида доказательств как протоколы следственных и судебных
действий, о которых говорится в ч.2 ст.74 и ст.83 УПК РФ.
Существенное отличие протоколов оперативно-розыскных
мероприятий от протоколов следственных и судебных действий заключается в том,
что в основе последних лежат результаты непосредственного восприятия
участниками уголовного процесса обстоятельств и фактов, имеющих значение для
уголовного дела, в условиях соответствующего следственного или
судебного действия.
Именно эти результаты образуют содержание данного вида
доказательств в уголовном процессе. Результаты непосредственного восприятия
обстоятельств и фактов, которые могут иметь значение для разрешения уголовного
дела, тоже образуют основу протоколов оперативно-розыскных мероприятий. Но это
непосредственное восприятие осуществляется не участниками уголовного процесса и
не при производстве следственного или судебного действия, а в ходе
оперативно-розыскного мероприятия. Есть различие и в субъектах составления тех
и других протоколов.
Основное назначение уголовно-процессуальной
деятельности состоит отнюдь не в проверке результатов оперативно-розыскной
деятельности. В ходе осмотра видеопленки, принятии решения о ее приобщении к
делу в качестве вещественного доказательства формируется (собирается и в
определенной степени проверяется) вещественное доказательство. Цель проверки
результатов оперативно-розыскной деятельности при этом не является ведущей. И
только в связи с формированием именно в ходе уголовно - процессуальной (но
никак не оперативно-розыскной) деятельности вещественного доказательства можно
говорить о его проверке в соответствии с уголовно-процессуальным законом. И не
только проверке, но и оценке. Вещественным доказательством, таким образом,
становятся не результаты оперативно-розыскной деятельности, а результаты,
полученные при производстве следственных и судебных действий. Они подлежат
проверке и оценке в уголовном процессе, используются для промежуточных и
конечных выводов в доказывании по уголовным делам.[21]
Для признания предмета вещественным доказательством
необходимо установить его связь с преступлением, то есть относимость к
уголовному делу. Если это невозможно сделать без допроса оперативного работника
(обнаружившего предмет в ходе производства оперативно-розыскного мероприятия)
или допроса лица, оказывавшего содействие органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность (когда это лицо получило данный предмет в
результате участия в оперативно-розыскных мероприятиях), то их допрос
необходим. Относимость вещественного доказательства, положенного в основу обвинения,
должна быть в процессе доказывания установлена с достоверностью. В этом смысле
оно ничем не отличается от других видов доказательств в уголовном процессе.
Отсутствие в уголовном деле сведений о происхождении
предмета, признанного вещественным доказательством, прерывает цепь
причинно-следственных связей, совокупность которых только и позволяет сделать
достоверный вывод об относимости данного доказательства, и, как следствие,
всегда порождает неустранимые сомнения в связи предмета с преступлением. Более
того, в ряде случаев это может создать почву для подозрений в том, что
сформированные таким образом доказательства сфальсифицированы.[22]
Проверка доказательства (его анализ и синтез,
сопоставление с другими доказательствами, собирание новых доказательств, связанных
с проверяемым через отображаемые факты) предполагает оперирование в процессе
доказывания именно проверяемым доказательством. Вне проверки доказательства
невозможно установить его достоверность. В этом смысле вещественные
доказательства ни чем не отличаются от других видов доказательств.
Требование приобщать указанные результаты
оперативно-розыскной деятельности в качестве вещественных доказательств к
уголовному делу, после того как будет установлена достоверность содержащейся в
них информации, ошибочно потому, что оно не учитывает особенностей
уголовно-процессуальной природы данного вида доказательств и, в частности, роли
постановления, в форме которого принимается решение о признании предмета
вещественным доказательством и его приобщении к уголовному делу (ч. 1 ст. 81
УПК РФ). Содержание вещественных доказательств образуют те свойства и
состояния предметов, связанные с обстоятельствами предмета доказывания и
побочными фактами, которые неотделимы от них и доступны непосредственному восприятию
органов чувств человека в условиях осмотра[23].
Утрата, изменение этих свойств и состояний или утрата самого предмета,
являющихся их носителем, ведет к невозможности установления их связи с
преступлением, а, следовательно, и утрате вещественного доказательства. На
сохранение в неизменном виде указанных свойств и состояний и направлено
вынесение постановления о признании предметов вещественными доказательствами и
их приобщении к уголовному делу. Данным постановлением создается особый
правовой режим для обращения с ними в уголовном процессе. По этой причине
приобщать материалы, в качестве вещественных доказательств необходимо сразу
же после того как будет установлена их относимость (вероятная связь с
преступлением), до решения вопроса о достоверности. В противном случае в силу
изменения или утраты указанных выше свойств и состояний (предмета) проверять,
оценивать и использовать в качестве вещественных доказательств может оказаться
просто нечего.
Заключение эксперта как самостоятельный вид доказательств
нельзя подменять результатами исследований предметов и документов, проводимых
в ходе оперативно-розыскных мероприятий (п. 5 ч. 1 ст. 6 закона об оперативно-розыскной
деятельности). Несмотря на то, что их содержание образуют выводные знания специалистов,
правовая природа данных действий различна, как и их результаты.
Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с исследованием предметов и
документов, проводятся за рамками уголовного процесса, вне предусмотренных
уголовно-процессуальным законом форм. В производстве данных
оперативно-розыскных мероприятий не принимает участия обвиняемый. Он не может
повлиять на круг и содержание вопросов, которые устанавливаются путем
производства таких исследований. Результаты данных исследований не являются доказательствами
в уголовно-процессуальном смысле.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|