Соотношение доказательств и данных, полученных в результате ОРД
ВВЕДЕНИЕ
Создание высокоэффективной системы уголовного судопроизводства – одна из
важнейших задач нынешней правовой реформы, проводимой в России. В этой связи
особое значение приобретает вопрос формирования в структуре действующего
уголовно – процессуального законодательства механизма реализации оперативной
информации, добываемой соответствующими подразделениями органа дознания.
Розыскная деятельность исстари сопутствует правосудию на всём протяжении его
истории. Именно в её функции входило раскрытие преступлений, установление и
розыск виновных, подлежащих затем передаче в суд.
В
истории российского уголовного процесса известны диаметрально противоположенные
варианты реализации информации сыскных ведомств. Так, в период, предшествовавший
Октябрьской революции, и во времена "культа личности" результаты
сыска по ряду преступлений напрямую использовались в качестве судебных
доказательств, для чего создавались специальные органы внесудебного
рассмотрения уголовных дел. Причем, это явное беззаконие с точки зрения других
нормативных актов, например Конституции СССР 1936г., освящалось, как ни
странно, самим Высшим надзором за законностью. В приказе Прокурора СССР от
27.11.1938 № 1/001562 в этой связи прямо предписывалось направлять уголовные
дела в Особые совещания тогда, "когда характер доказательств виновности
обвиняемого не допускает использования их в судебном заседании (агентурные
данные; документы, не подлежащие в силу серьёзных оперативных соображений
предъявлению в судебном заседании и т.д.), когда доказательствами по делу
являются свидетельские показаний лиц, которые не могут быть в силу серьёзных
оперативных соображений допрошены в суде"[1].
Аналогично решался вопрос и в конце 19 - начале 20 р.в., когда на основе введенных 19.05.1871 "Правил о
порядке действие чинов корпуса жандармов по расследованию преступлений"[2] в царской России
тоже был установлен административный порядок разрешения некоторых
"политических" дел. Критерий их выделения был тот же, что и в период
сталинщины - отсутствие у органов сыска таких улик, которые можно было бы
представить в обычном суде. Жандармское же дознание строилось в основном на агентурных
материалах, сведениях, поступивших от наружного наблюдения, а также службы, осуществлявшей
перлюстрацию почтовой корреспонденции.
Член Орловского окружного суда В. Федотов-Чеховский в 19 веке писал: “ Без
улучшения розыска никакие реформы по следственной части не принесут России
существенной пользы. Ожидать от одного судебного следователя удовлетворительных
результатов в следственном деле так же неосновательно, как ожидать от художника
картины без кистей, красок и полотна.”[3]
Оценивая состояние интересующей нас проблемы следует отметить, что с момента
образования Советского государства и вплоть до начала 90-х годов большинство
элементов оперативного розыска в России регламентировалось только закрытыми
нормативными актами КГБ и МВД СССР, что фактически выводило эту деятельность из
под общественного контроля и закладывало основу для возможных здесь
злоупотреблений. Однако и нынешний подход, использованный законодателем, не
позволяет до сегодняшнего дня однозначно определить правовую природу ОРД, её
соотношение с уголовным процессом и процессуальным доказыванием. Не полностью
названы в Законе об ОРД задачи сыска, а если при этом учесть, что ст.5 данного
закона вообще запрещает решать в процессе ОРД иные (кроме названных в ст.2)
задачи, то складывается весьма противоречивая ситуация. Излишне жестко
сформулирована ст.6 этого же закона. Императивно установив перечень разрешенных
оперативно- розыскных мероприятий, законодатель невольно поставил барьер перед
внедрением в практику оперативно-розыскной деятельности новейших достижений НТП,
которые могут способствовать расширению возможностей спецслужб.
Целью дипломной работы является анализ природы соотношения доказательств и
данных, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности, а так же
возможность использовать в доказывании данных, полученных оперативно-розыскным
путём. Представляется, что без продуктивного использования оперативной
информации в ряде случаев вообще невозможно обеспечить достижение целей,
стоящих перед уголовным судопроизводством. Речь идёт о неочевидных и латентных
преступлениях (торговля наркотиками, оружием, контрабанды), акциях
организованных преступных группировок, доля которых в общей структуре
российской преступности велика.
Задачами дипломной работы являются:
- анализ соотношения уголовного процесса и оперативно –
розыскной деятельности.
- анализ гносеологической основы уголовного процесса и
оперативно- розыскной деятельности.
- анализ соотношения процессов доказывания в уголовном
процессе и документирования в ходе оперативно-розыскной деятельности.
1.
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС И
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Оперативно-розыскная
деятельность, как и деятельность уголовно-процессуальная, предназначена для
целенаправленной защиты человека, общества и государства от преступных
посягательств.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [4]: «Оперативно-розыскная деятельность - вид
деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями
государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом в пределах их
полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях
защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности,
обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».
Анализ природы оперативно-розыскной деятельности позволяет выделить ее наиболее
характерные черты:
- оперативно-розыскная деятельность - это
самостоятельный вид государственной деятельности, которую вправе осуществлять
только оперативные подразделения соответствующих государственных органов,
наделенных определенными правами и выполняющих возложенные на них обязанности;
- содержанием оперативно-розыскной деятельности являются
оперативно-розыскные мероприятия, проводимые сотрудниками оперативных
подразделений при наличии указанных в законе оснований и условий, а также
ведения дел оперативного учета;
- оперативно-розыскная деятельность осуществляется преимущественно
негласными, тайными методами. Негласный характер этой деятельности является
важнейшей гарантией ее эффективности, успешного решения тех специфических
задач, ради которых и учреждена оперативно-розыскная деятельность;
- оперативно-розыскная деятельность призвана решать особые
задачи, которые не решают и не могут решать никакие другие государственные
органы;
- негласная оперативно-розыскная деятельность всегда связана
с вторжением в сферу прав и свобод человека и гражданина, их возможным
ограничением. В правовом государстве основания и пределы возможного ограничения
этих прав и свобод регулируются только законом. И закон призван создать
достаточно эффективную систему правовых гарантий, призванных исключить
необоснованное ограничение прав и свобод граждан. Восстановление нарушенных при
осуществлении оперативно-розыскной деятельности прав и законных интересов
физических и юридических лиц возможно в судебном порядке;
- оперативно-розыскная деятельность осуществляется на основе
специфических принципов, свойственных только этому виду государственной
деятельности.
Специфические задачи оперативно-розыскной
деятельности обуславливают само ее существование. В совокупности с другими
признаками они позволяют также отличать данный вид деятельности от других:
уголовно-процессуальной, административной, контрразведывательной и частной
детективной и охранной деятельности.
Успешное решение задач оперативно-розыскной
деятельности реально обеспечивает достижение ее целей - защиту
жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности,
безопасности общества и государства от преступных посягательств
(ст. 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Согласно закону основными
задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
а) выявление,
предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;
б) выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления;
в) розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда;
г) розыск лиц, уклоняющихся от уголовного наказания;
д) розыск лиц, без вести пропавших лиц;
е)
добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу
государственной, военной, экономической или экологической
безопасности России (ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Перечисленные задачи конкретизируются в других законах,
регулирующих основную деятельность
государственных органов и учреждений, наделенных правом на проведение оперативно-розыскных мероприятий.
В числе задач оперативно-розыскной деятельности важнейшими
являются задачи непосредственно связанные с преступлениями и решение которых
призвано обеспечить интересы уголовного судопроизводства. К ним относятся: 1)
выявление и раскрытие преступлений и 2) выявление и установление лиц, их
подготавливающих, совершающих или совершивших.
Сравнение перечисленных задач с задачами уголовного
судопроизводства указывает на то, что в своей основе они являются общими для
оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, что характеризуют
органическую связь этих видов государственной деятельности. Вместе с тем между
ними следует усматривать некоторое различие. Задачи оперативно-розыскной
деятельности состоят в выявлении и раскрытии только тяжких и особо тяжких
неочевидных преступлений (их называют также преступлениями, совершенными в
условиях неочевидности) и, прежде всего, совершенных или совершаемых
организованными преступными группами.
В.П.
Хомколов справедливо указывает на то, что деятельность оперативно-розыскных
аппаратов «это объективно необходимая форма борьбы с преступностью,
обусловленная способами совершения некоторых видов преступлений, для которых
характерна тщательная организация, использование различных способов конспирации
и сокрытия следов при их подготовке и совершении»[5].
Уголовный процесс
- деятельность правовая,
правоприменительная и правоохранительная. Она непосредственно направлена на
решение вопросов уголовной ответственности определенного лица (его виновности
или невиновности, меры уголовного наказания и т.д.) и на достижение тем самым
цели правосудия по уголовному делу. Эта цель достигается специфическими
уголовно-процессуальными методами и средствами.
Оперативно-розыскная
деятельность соприкасается с уголовным процессом лишь той своей частью, которая
призвана оказывать помощь и содействие органам расследования и прокуратуре в
раскрытии особо опасных преступлений и изобличении опасных преступников
Оперативно-розыскная
деятельность, находясь за пределами уголовного судопроизводства, является
самостоятельным видом государственной деятельности.
Оперативно-розыскная
деятельность может предшествовать возбуждению
уголовного дела и играть важную роль в обнаружении признаков преступления и в подготовке условий для успешного раскрытия и
расследования преступлений. Она может проводится параллельно с
уголовно-процессуальными, следственными действиями, оказывая помощь и
содействие в успешном проведении последних.
Существенным
признаком уголовного процесса, отличающим его от всех других видов
государственной деятельности, в том числе и оперативно-розыскной, является то,
что производство по уголовным делам осуществляется в установленных законом
процессуальных формах.
Под
процессуальной формой понимаются узаконенные способы построения уголовного
процесса в целом, его отдельных стадий и институтов, а также установленный
законом порядок совершения действий в ходе уголовного судопроизводства и
решения стоящих перед ним задач.
«Процессуальная
форма, - как справедливо отмечает М.С.Строгович, - это не пустая формальность,
это абсолютно необходимое условие правильности расследования и разрешения
уголовных дел»[6].
Оперативно-розыскная
деятельность осуществляется не в уголовно-процессуальных формах, а на базе
совершенно иных по сравнению с уголовным судопроизводством принципов,
совершенно иными методами и средствами. Важнейшие из них явно несовместимы с
принципами, методами и средствами уголовного судопроизводства, и прежде всего
несовместима конспирация (негласность), органически присущая
оперативно-розыскной деятельности, с гласностью, без которой в сущности не
может нормально функционировать уголовное судопроизводство.
Далее, если уголовное судопроизводство требует детальной правовой
регламентации и исключительно законодательного ее регулирования, то
оперативно-розыскная деятельность обязательно предполагает допущение достаточно
широкого усмотрения ведущих ее должностных лиц в пределах предоставленных им
законом и другими нормативными актами полномочий; в силу этого она не поддается
исключительно законодательному регулированию: здесь наряду с законом и в
пределах предусмотренных законом, обязательно предполагаются и подзаконные,
ведомственные акты (положения, инструкции, приказы), без которых нормальное
правовое регулирование ее оказывается невозможным.
Таким образом, правовая
природа этих двух видов государственной деятельности совершенно различна
вследствие специфики их непосредственных целей и задач, их предметов, а также
методов и средств достижения их целей.
Недаром опыт
истории побудил в свое время законодателей многих стран принять формальное
решение об отделении уголовного судопроизводства от деятельности администрации
(в том числе от производства сыска. И многолетний опыт деятельности наших
органов госбезопасности и органов внутренних дел красноречиво свидетельствует о
том, что любые попытки совмещения, "сращивания"
уголовно-процессуальных действий с оперативно-розыскными действиями, то есть
смешение непосредственных целей и задач, предметов, принципов, методов и средств
уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, неизбежно ведут к
деформации и уголовного судопроизводства, извращениям его форм и гарантий и,
как следствие, к грубейшим нарушениям законности. Одновременно это чревато и
подрывом основы оперативно-розыскной деятельности - принципа конспирации, в
результате чего данная деятельность перестает быть эффективной.
Четкое
разграничение предметов, принципов, методов и средств уголовного
судопроизводства и оперативно-розыскной деятельности - объективная необходимость,
с которой нельзя не считаться. Однако проведение такого разграничения требуется
не для того, чтобы оторвать, изолировать друг от друга эти два вида
государственной деятельности и возвести между ними некую непреодолимую стену.
Оно нужно для другой цели -для последующей их интеграции на вполне
рациональной, научной основе, с тем чтобы обеспечить эффективное взаимодействие
между следователями и оперативными подразделениями при раскрытии особо опасных
преступлений.
Известно, что
успешное решение задач уголовного судопроизводства по делам о наиболее опасных
преступлениях, совершаемых обычно опытными, изощренными преступниками, возможно
лишь тогда, когда предварительное расследование обеспечивается хорошо
разработанными и целеустремленно проводимыми оперативно-розыскными и
административными мероприятиями оперативных подразделений. Борьба с такими
преступлениями требует слаженного взаимодействия между следователями и
оперативными подразделениями, без чего невозможно успешное решение задач как
следственного, уголовно-процессуального, так и оперативного характера. Именно
поэтому проблема организации такого взаимодействия остается одной из
актуальнейших уже в течение многих лет. Многократные ее обсуждения убедительно
подтвердили, что организация эффективного взаимодействия между следователями и
оперативными подразделениями в целях успешного решения следственных и
оперативных задач возможна лишь на основе предусмотренного в нашем
законодательстве строгого
разграничения их функциональных обязанностей. Последнее в свою очередь вполне
осуществимо при учете качественных различий, существенной специфики предметов,
принципов, методов и средств уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной
деятельности, при недопущении смешения их качественно различных
непосредственных целей и задач, которые всегда должны четко формулироваться
перед соответствующими следователями и оперативными работниками. Только таким
путем возможно рационально распределить, права, обязанности и ответственность
между ними в ходе решения ими тесно взаимосвязанных оперативных и
процессуальных задач. Лишь при этих условиях возможно обеспечить такое
положение, чтобы каждый из них, имея для этого необходимые права и неся в их
пределах всю полноту ответственности, занимался своим делом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|